город Москва |
|
30 сентября 2023 г. |
дело N А40-20769/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.09.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Деловой Квартал" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2023
по делу N А40-20769/23
по заявлению АО "Деловой Квартал"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости"
третье лицо: Департамент экономической политики и развития г. Москвы
о признании незаконными действий;
при участии:
от заявителя - Аснер Я.В. по доверенности от 17.04.2023;
от заинтересованных лиц - Джилавян Л.А. по доверенности от 29.12.2021,
от ГБУ "МКМЦН" не явились, извещены;
от третьего лица - Ладугина Е.Д. по доверенности от 09.03.2023;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2023 в удовлетворении заявленных АО "Деловой Квартал" требований о признании незаконными действий, выразившихся в составлении актов о фактическом использовании нежилого здания в целях налогообложения, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Департамент экономической политики и развития г. Москвы.
Представитель ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" в судебное заседание не явился, информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители лиц, явившиеся в судебное заседание поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что АО "Деловой Квартал" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0005014:1021, общей площадью 59.148,8 кв.м., расположенное по адресу: Москва, улица Льва Толстого, дом 16; нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0005014:1014, общей площадью 14.345,8 кв.м., расположенное по адресу: Москва, улица Тимура Фрунзе дом 11, стр. 44; нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0005014:1010, общей площадью 19.293,5 кв.м., расположенное по адресу: Москва, улица Тимура Фрунзе дом 11, корп. 2.
Указанные нежилые здания являются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база в отношении которых в соответствии с ч. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как их кадастровая стоимость.
Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы и ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" по итогам проведения мероприятий по определению вида фактического использования нежилых зданий составлены акты: акт N 91230281/ОФИ от 16.11.2022 о фактическом использовании нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005014:1021; акт N 91230280/ОФИ от 16.11.2022 о фактическом использовании нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005014:1014; акт N 91230279/ОФИ от 16.11.2022 о фактическом использовании нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005014:1010.
Согласно выводам, положенным в основу актов: нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0005014:1021 на 53,63 % используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0005014:1014 на 91,8 % используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0005014:1010 на 62,92 % используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Фактически нежилые здания используются для коммерческих целей, подпадающих под признаки ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
АО "Деловой Квартал" не согласившись с результатами мероприятий по определению вида фактического использования нежилых зданий, выразившиеся в неправильном определении фактического вида использования зданий незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ч. 3 ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации фактическим использованием здания в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно п. 1.4. постановления Правительства г. Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" под офисом понимается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений п. п. 3. 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Пунктом 1.3 Порядка определено, что мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке данным пунктом.
В соответствии с п. 3.5 Порядка определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется государственной инспекцией по недвижимости на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
По итогам проведения мероприятия по определению вида фактического использования в отношении вышеуказанных зданий составлены соответствующие акты.
Согласно п. 6.4 актов N 91230281/ОФИ, N 91230280/ОФИ, N 91230279/ОФИ здания используются для размещения офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Фототаблица (раздел 5), которая является неотъемлемой частью актов, подтверждает вид фактического использование здания, установленного в результате проведенного обследования.
В соответствии с заключительной частью актов (раздел 6.5) здания фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пп. 4 п. 1.4 постановления Правительства г. Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП определено понятие офиса.
Офис - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Таким образом, действующее законодательство не содержит указания на невозможность отнесения к офисным тех помещений, которые используются организацией для размещения собственных служб.
Заявитель не отрицает того факта, что в здании размещаются рабочие места персонала организации.
Деятельность собственных служб организации представляет собой руководство и управление предприятием, осуществление бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, взаимодействие с другими организациями, клиентами, потребителями и пр., то есть виды деятельности, непосредственно связанные с обработкой и хранением документов.
Данные виды деятельности непосредственно связаны с обработкой и хранением документов, из чего следует, что помещения, используемые под размещения административных служб, полностью соответствуют понятию "офис".
Поскольку помещения, отнесенные к офисным, заняты не вовлеченными в производственный цикл сотрудниками заявителя, не входят в состав объектов единого производственного комплекса и не направлены на обеспечение производственной деятельности предприятия, данные помещения являются офисами по смыслу ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подп. 4 п. 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы N 257-ПП.
Законодательство о налогах и сборах прямо выделяет в качестве основания применения режима налогообложения недвижимости от кадастровой стоимости не только его коммерческое использование (сдача в аренду под офисы), но и использование недвижимости по административному назначению (то есть по назначению, вспомогательному по отношению к основной деятельности налогоплательщика). Это же подтверждается понятием "фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения", которым признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Таким образом, данное понятие не зависит от функций, для выполнения которых используется офисная инфраструктура, это может быть и административное назначение.
Ссылка общества о том, что 30.490,34 кв.м. занимает компания Яндекс, основным деятельности которого выступает "разработка компьютерного программного обеспечения" и относится к производственной деятельности, в силу чего указанный вид деятельности не может быть признан соответствующим целям, предусмотренными ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, судом отклоняется, так как фактически нежилые здания используются для коммерческих целей.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2023 по делу N А40-20769/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20769/2023
Истец: АО "ДЕЛОВОЙ КВАРТАЛ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ КОНТРОЛЬНО-МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ"