город Москва |
|
30 сентября 2023 г. |
дело N А40-33370/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.09.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Авангард сервис" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2023
по делу N А40-33370/23
по заявлению ООО "Авангард сервис"
к Государственной жилищной инспекции г. Москвы
третье лицо: ГБУ г. Москвы "Жилищник района Марьино"
о признании незаконным распоряжения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Устинов С.Л. по доверенности от 23.12.2022;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2023 в удовлетворении заявленных ООО "Авангард Сервис" требований о признании незаконным распоряжения Государственной жилищной инспекции г. Москвы N 13675-РЛ от 16.02.2023 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы и об обязании внести изменения в реестр лицензий г. Москвы сведения об ООО "Авангард Сервис", как управляющей организации многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Москва, Луговой проезд, дом 2 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ), отказано.
ООО "Авангард Сервис" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В качестве третьего лица в деле участвует ГБУ "Жилищник района Марьино".
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, информация о рассмотрении апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель инспекции в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что распоряжением инспекции от 16.02.2023 N 13675-РЛ заявителю отказано во внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подп. "б" и "в" п. 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утв. приказом Минстроя России от 25.12.20/5 N 938/пр.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что оно осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Москва, Луговой проезд, дом 2.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого акта действующему законодательству и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя осуществляющего лицензируемый вид деятельности по управлению многоквартирными домами.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч. 1.3 ст. 161, ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 192 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 195 названного Кодекса сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: реестр лицензий субъекта Российской Федерации; сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч. 2 ст. 195 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 Кодекса.
Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденные Приказом Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с ч. ч. 3, 3.1, 5 - 5.4 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 названного Порядка установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр.
В числе таких документов копия протокола и решение общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания.
В соответствии с п. 5 Порядка N 938 в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям п. п. 2 и 3 данного порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в п. 3 данного порядка; отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; выполнения заявителем требования, установленного ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом; отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения п. 1 ч. 2 ст. 161 названного Кодекса.
В силу п. 7 Порядка N 938 по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в п. 5 данного порядка (п. 8 Порядка N 938).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право по заявлениям собственников помещений проверять правомерность принятия общим собранием решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом (п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).
В силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
На основании ч. 1 ст. 46 Кодекса решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 48 названного Кодекса, правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме.
Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).
На основании ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Основанием управления многоквартирным домом ООО "Авангард Сервис" является протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом от 30.11.2022 N 2.
Из материалов дела следует, что 28.12.2022 проведено внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома по отбору управляющей организации в указанном доме, результаты которого оформлены протоколом от 28.12.2022 N 1.
Управляющей организацией избрано ГБУ "Жилищник района Марьино" (п. 13 протокола выбрано в качестве управляющей организацией более 97,52 % голосов).
При подведении итогов голосования учтены голоса 170 собственников помещений общей площадью 9.445, 57 кв.м., обладающих количеством голосов 75,61 %.
В обосновании заявления, ООО "Авангард Сервис" указывает, что договор управления заключен с ООО "Авангард Сервис" 01.12.2022, в связи с чем собственники не имели права отказаться от него ранее 01.12.2023.
В соответствии с п. 8.1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. ч. 4 и 13 ст. 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
В силу ч. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, ч. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, измененный Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ, в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Материалами дела подтверждено, что собственники реализовали свое право и выбрали другую управляющую организацию.
Информация об оспаривании протокола общего собрания по смене управляющей организации заявителем не представлено.
Таким образом, решение в форме распоряжения от 16.02.2023 N 13675-РЛ об отказе во внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы, является законным.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2023 по делу N А40-33370/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33370/2023
Истец: ООО "АВАНГАРД СЕРВИС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА МАРЬИНО"