29 сентября 2023 г. |
Дело N А83-23646/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Кузняковой С.Ю., |
|
|
|
Яковлева А.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым - Сорокина О.Н. по доверенности от 15.05.2023 N12/02-28;
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Сорокина О.Н., по доверенности от 11.09.2023 N 06-20/10839;
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания Общества с ограниченной ответственностью "Кодекс+", Каратобонова Усеина Исмаиловича,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.07.2023 по делу N А83-23646/2022 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кодекс+" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кодекс+" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным решения N 2229100465174 от 08.11.2022 об исключении юридического лица и обязании совершить определенные действия.
Решением Арбитражного суда Республики Крым 27.06.2023 требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым N 2229100465174 от 08.11.2022 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.
Также суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым в течение пяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу внести запись о недействительности записи в ЕГРЮЛ N 2229100465174 от 08.11.2022 об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что на дату принятия решения о предстоящем исключении Общества "Крымский фермерский продукт" отвечало всем признакам недействующего юридического лица фактически прекратившего свою деятельность. Данные обстоятельства подтверждены справками об отсутствии в течении последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам и о непредставление юридическим лицом в течении последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, апеллянт указывает, что кредитор Общество "Кодекс+" в нарушение пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не предпринял всех необходимых и достаточных мер по своевременной подачи, в течении предусмотренного законом трехмесячного срока, заявления (возражений) относительно предстоящего внесения в ЕГРЮЛ сведений об исключении недействующего юридического лица, тем самым злоупотребил принадлежащим ему правом.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью "Крымский фермерский продукт" (ОГРН 1159102123840, ИНН 9103077210) 20.10.2015 зарегистрировано в качестве юридического лица, согласно сведениям ЕГРЮЛ местом нахождения является: пр-д. Парковый д. 5В помещ. 4-6 г. Ялта, Республика Крым, 298635.
Регистрирующий орган 07.02.2022 в ЕГРЮЛ внес запись ГРН N 2229100092880 о недостоверности сведений об Общества "Крымский фермерский продукт" (результаты проверки достоверности, содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице).
В последующем, в связи с наличием у юридического лица признаков недействующего, Инспекция приняла решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ от 18.07.2022 N 1785 (л.д.65). Соответствующая запись N 2229100302760 от 20.07.2022 была внесена в ЕГРЮЛ.
Информация о принятом решении опубликована в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 28 (898) от 20.07.2022/68. В публикации также было указано на возможность направления заинтересованными лицами заявлений с возражениями и замечаниями относительно предстоящего исключения юридического лица, порядок и сроки подачи и направления подобных заявлений.
В срок, установленный пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в адрес Инспекции не поступили какие-либо возражения относительно предстоящего исключения Общества "Крымский фермерский продукт" из ЕГРЮЛ, в связи с чем, 08.11.2022 в Единый государственный реестр юридических лиц за ГРН N 2229100465174 внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 2229100465174 от 08.11.2022 ООО "Кодекс+" обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворив заявленные требования Общества "Кодекс+", суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ от 08.08.2001, Закон N 129-ФЗ).
Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ от 11.02.2016) утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов указанных мероприятий.
Согласно пункту 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным законом.
При наличии одновременно всех указанных в названной норме признаков недействующего юридического лица, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Пунктом 7 статьи 22 названного закона предусмотрено, что если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 данного закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.05.15 г. N 10-П сформулирована правовая позиция, согласно которой решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра, должно приниматься с учетом предусмотренных п. п. 3 и 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
Указанные гарантии в части судебного обжалования исключения, направлены на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46, часть 1).
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц.
Основанием для принятия Инспекцией решения об исключении Общества "Крымский фермерский продукт" как недействующего юридического лица послужило наличие сведений об отсутствии в течение последних 12 месяцев, движения денежных средств по банковским счетам (последняя дата операции 28.04.2021) и о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (отчетность не предоставлялась с 2015 года).
Вместе с тем, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что по состоянию на дату принятия регистрирующим органом решения об исключении из ЕГРЮЛ, Общество "Крымский фермерский продукт" фактически свою деятельность не прекратило.
Так, заявляя о незаконности действий Инспекции по исключению Общества, Общество "Кодекс+" указало, что на момент принятия МИФНС N 9 по Республике Крым решения об исключении недействующего юридического лица (ООО "Крымский Фермерский продукт") из единого государственного реестра юридических лиц, действий от 08.11.2022 по внесению записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ с присвоением N 2229100465174 - на рассмотрении (17.11.2020 исковое заявление по делу N А83-18999/2020 принято к производству) Арбитражного суда Республики Крым находилось исковое заявление ООО "Кодекс+" к ООО "Крымский фермерский продукт" о признании недействительным договора беспроцентного возвратного займа N 15 от 27.07.2018 и взыскании задолженности размере 2 000 000 руб.
Как установил суд первой инстанции в рамках указанного дела представитель ООО "Крымский фермерский продукт" 13.05.2021 заявил ходатайство об ознакомлении с материалами вышеуказанного дела, 18.05.2021 - предоставил отзыв, 23.08.2021 - приобщил дополнительные документы к материалам дела.
На текущий момент производство по делу N А83-18999/2020 приостановлено.
Таким образом, из материалов дела следует, что Общество "Крымский фермерский продукт" на момент его исключения из ЕГРЮЛ фактически свою деятельность не прекратило.
Суд первой инстанции верно отметил, что исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в п. 1 названной нормы права. Наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 06.12.2011 N 26-П указал, что правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Данная позиция Конституционного Суда Российской Федерации применима как к некоммерческим, так и к коммерческим организациям, поскольку положения статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ устанавливают единые критерии для признания юридического лица прекратившим ведение предпринимательской деятельности, независимо от того, является организация коммерческой или некоммерческой.
Таким образом, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности.
Иной правоприменительный подход означал бы произвольное исключение действующего юридического лица из ЕГРЮЛ по формальным основаниям непредставления таким лицом налоговой и бухгалтерской отчетности и отсутствия движения денежных средств по счетам, что не соответствует статьям 8, 34 Конституции Российской Федерации, статьям 1, 2, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд правильно исходил из того, что непредставление юридическим лицом отчетности может свидетельствовать о нарушении им требований налогового законодательства, однако не всегда может быть признано правомерной причиной для исключения этого юридического лица из реестра. Непредставление отчетности и отсутствие операций по банковскому счету само по себе не является безусловным основанием для признания юридического лица недействующим.
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц является вынужденной мерой, приводящей к утрате правоспособности юридическим лицом, минуя необходимые, в том числе для защиты законных интересов его кредиторов, ликвидационные процедуры. Она не может служить полноценной заменой исполнению участниками организации обязанностей по ее ликвидации, в том числе в целях исполнения организацией обязательств перед своими кредиторами, тем более в случаях, когда исковые требования кредитора к организации уже удовлетворены судом и, соответственно, включены в исполнительное производство (Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.05.2021 N 20-П "По делу о проверке конституционности пункта 3.1 статьи 3 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в связи с жалобой гражданки Г.В. Карпук").
При таких обстоятельствах внесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о прекращении Общества "Крымский фермерский продукт" повлечет к невозможности заявителю получить гарантированную и надлежащую защиту своих прав и законных интересов.
Апелляционный суд отмечает, что учитывая Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П и Письмо ФНС России от 01.09.2015 N ГД-4-14/15374, Инспекция должна была провести соответствующую аналитику в отношении лица, признанного недействующим, и установить наличие имеющихся в отношении данной организации денежных требований.
Таким образом, регистрирующий орган не принял достаточных мер для установления реальных обстоятельств деятельности юридического лица и принял необоснованное решение о предстоящем исключении. Действия налогового органа по исключению Общества "Крымский фермерский продукт" из ЕГРЮЛ повлекло нарушение прав заявителя на взыскания с него задолженности.
Из системного толкования указанных выше правовых норм и разъяснений следует, что наличие предусмотренных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
Исходя из конкретных обстоятельств данного дела и необходимости неформального подхода к принятию решения о прекращении деятельности юридического лица, принимая во внимание вышеустановленные обстоятельства, у налогового органа отсутствовали основания для принятия решения об исключении Общества из ЕГРЮЛ.
Ссылка Инспекции на ненаправление заявителем заявления, препятствующего исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, отклоняется, так как данное обстоятельство само по себе не может лишать общество обжаловать решение инспекции об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в силу прямого указания на то в законе.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правильному выводу о том, что действия налоговой инспекции по внесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении ООО "Крымский фермерский продукт" как фактически прекратившего свою деятельность являются незаконными.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что формальное соблюдение регистрирующим органом процедуры исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица не может рассматриваться в качестве достаточных оснований для отказа в удовлетворении заявления, в связи с чем доводы Инспекции о соблюдении им установленной законом процедуры и о том, что для исключения Общества из ЕГРЮЛ регистрирующему органу было достаточно наличия формального основания, предусмотренного пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, обоснованно не приняты судом и отклоняются апелляционной инстанцией.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.07.2023 по делу N А83-23646/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-23646/2022
Истец: ООО "КОДЕКС+"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N9 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: КАРАТОБОНОВ УСЕИН ИСМАИЛОВИЧ, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Крым