г. Чита |
|
2 октября 2023 г. |
Дело N А19-13384/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 августа 2023 года по делу N А19-13384/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фаворит-2000" (ОГРН 1023801543501, 664003, Иркутская область, Иркутск город, Пионерский переулок, дом 11, офис 205, далее - ООО "Фаворит-2000", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным уведомления отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, 664007, Иркутская область, Иркутск город, Декабрьских событий улица, дом 92, далее - ОСФР по Иркутской области, Фонд социального страхования) от 19.05.2023 N ЕД-38-15/39173 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 августа 2023 года по делу N А19-13384/2023 заявленные требования удовлетворены. Уведомление отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области от 19.05.2023 об установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отношении ООО "Фаворит-2000" признано незаконным. Суд обязал отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Фаворит-2000".
Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что документы от ООО "Фаворит-2000" были направлены в ОСФР после вынесения уведомления о страховом тарифе на 2023. Не согласен с выводом суда первой инстанции, что направленная ООО "Фаворит-2000" информация должна была быть проанализирована Фондом социального страхования и принята к сведению при установлении страхового тарифа.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 02.09.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, основным видом экономической деятельности общества является - производство электромонтажных работ (ОКВЭД 43.21).
ООО "Фаворит-2000" 11.05.2022 направило в филиал N 1 ГУ ИРО ФСС РФ документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, а также сопроводительное письмо с указанием уважительных причин пропуска срока для предоставления соответствующего заявления.
В ответ на указанное заявление ОСФР по Иркутской области направило письмо от 19.05.2023 N ЕД-38-15/39173, которым уведомило общество об определении на 2023 год для ООО "Фаворит-2000" 13 класса профессионального риска (по коду экономической деятельности 16.29.3 - "Изготовление изделий из дерева, пробки, соломки и материалов для плетения, корзиночных и плетеных изделий по индивидуальному заказу населения"), что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,4 % к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Заявитель, полагая, что действия ОСФР по Иркутской области, выразившиеся в установлении страхового тарифа без учета документов, предоставленных 11.05.2022, и возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, противоречат нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд с заявлением о признании незаконным уведомления от 19.05.2023 N ЕД-38-15/39173 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) ООО "Фаворит-2000" является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ установлено, что страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии со статьями 21-22 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска; страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
Согласно пункту 2 Правил N 713 виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска.
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 11 Правил N 713).
В силу пункта 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
На основании пункта 13 Правил N 713, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Пунктом 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55) установлено, что основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 13 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по подтверждению основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом ФСС РФ от 25.04.2019 N 230, заявитель (представитель) для получения государственной услуги в части подтверждения основного вида экономической деятельности ежегодно в срок не позднее 15 апреля текущего календарного года представляет в территориальный орган фонда по месту регистрации заявителя следующие документы (далее - документы):
1) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме, предусмотренной приложением N 1 к Порядку;
2) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме, предусмотренной приложением N 2 к Порядку;
3) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
В случае подачи документов, указанных в пунктах 13 - 15 настоящего Регламента, после 15 апреля текущего календарного года документы рассматриваются в соответствии с Порядком (пункт 17 Регламента).
Согласно пункту 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В силу пункта 5 Порядка N 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит пункт 13 Правил N 713, согласно которому, страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности и не подтвердивший основной вид экономической деятельности, в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
Предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, на основании пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности.
Вопреки утверждению апеллянта, Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с учетом представленных страхователем документов. Бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
При этом следует учитывать, что при таких обстоятельствах заявителем не нарушается принцип обязательности уплаты страховых взносов (статья 4 Закона N 125-ФЗ), поскольку в любом случае он уплачивает страховые взносы согласно страховому тарифу, соответствующему основному виду деятельности фактически осуществляемой страхователем.
Из материалов дела следует, что ООО "Фаворит-2000" зарегистрировано в качестве юридического лица 16.02.2000 за основным государственным регистрационным номером 1023801543501.
Основным видом экономической деятельности общества является - производство электромонтажных работ (ОКВЭД 43.21), на основании которой обществом определен 2 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,7% к начисленной оплате труда. Сведения об основном виде деятельности общества внесены в ЕГРЮЛ 28.04.2006, государственный регистрационный номер записи 2063811048893.
Документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55, направлены обществом в Фонд социального страхования 11.05.2023, то есть после истечения срока, установленного указанными нормами, в связи с чем, ОСФР по Иркутской области страхователю был установлен самый высокий 13 класс профессионального риска соответствующий виду деятельности "Изготовление изделий из дерева, пробки, соломки и материалов для плетения, корзиночных и плетеных изделий по индивидуальному заказу населения" (код ОКВЭД 16.29.3), и установил обществу страховой тариф на 2023 год в размере 1,4% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Вместе с тем, общество 11.05.2023 года документально подтвердило основной вид деятельности. Данные обстоятельства Фондом социального страхования не опровергаются.
Вид деятельность по коду ОКВЭД 16.29.3 - "Изготовление изделий из дерева, пробки, соломки и материалов для плетения, корзиночных и плетеных изделий по индивидуальному заказу населения", размер страхового тарифа по которому был рассчитан ОСФР по Иркутской области, является для ООО "Фаворит-2000" дополнительным видом деятельности.
Из пояснений представителя заявителя и приложенных документов следует, что деятельность по данному ОКВЭД общество в 2023 году не осуществляло.
Более того, за 2022 год Фонд социального страхования подтвердил, что у ООО "Фаворит-2000" вид экономической деятельности производство электромонтажных работ (ОКВЭД 43.21), что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,7 % к начисленной оплате труда.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.07.2011 N 14943/10, вид осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности организации (ЕГРЮЛ).
Установление страхового тарифа не может быть произвольным, вне связи с анализом основных видов деятельности страхователя, виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми видами деятельности, экономического основания не имеют.
Из материалов дела следует, что документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности ООО "Фаворит-2000", были получены ОСФР по Иркутской области 11.05.2023, т.е. до даты направления уведомления о размере страховых взносов от 19.05.2023.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что направленная ООО "Фаворит-2000" информация должна была быть проанализирована Фондом социального страхования и принята к сведению при установлении страхового тарифа.
Однако документы общества оставлены ОСФР по Иркутской области без рассмотрения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ОСФР по Иркутской области необоснованно, без достаточных правовых оснований и установления фактических обстоятельств был определен в качестве основного вида деятельности ООО "Фаворит-2000" вид деятельности "Изготовление изделий из дерева, пробки, соломки и материалов для плетения, корзиночных и плетеных изделий по индивидуальному заказу населения" (код ОКВЭД 16.29.3), соответствующий 13 классу профессионального риска.
Вследствие этого, уведомление ОСФР по Иркутской области об установлении ООО "Фаворит-2000" страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по 13 классу профессионального риска в размере 1,4 %, без учета документов, предоставленных обществом 11.05.2023, нарушает право ООО "Фаворит-2000" на уплату взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по тарифу, соответствующему основному виду деятельности общества, необоснованно возлагают на него обязанность по уплате взносов в повышенном размере, превышающем его тариф в 2 раза, лишают его права на пересмотр тарифа после предоставления необходимых для этого документов, в то время как заявитель фактически не несет профессиональных рисков в сфере деятельности, соответствующей этому повышенному тарифу.
Довод апеллянта о том, что после установления страхового тарифа и направления страхователю уведомления (28.04.2023 г.) ОСФР по Иркутской области при установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 не могло учесть представленные 11.05.2023 г. ООО "Фаворит-2000" документы при определении размера страхового тарифа не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку основан на неправильном толковании приведенных норм права.
Заявитель жалобы также указывает, что судом первой инстанции признано недействительным уведомление от 19.05.2023, тогда как уведомление об установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вынесено 27.04.2023. В данном случае ООО "Фаворит-2000" обжаловало ответ ОСФР по Иркутской области от 19.05.2023 г. N ЕД-38-15/39173 на обращение от 11.05.2023 г. N 15.
Между тем указанный довод противоречит установленным по делу обстоятельствам, поскольку уведомление от 19.05.2023, несмотря на несоответствие установленной для него формы, правомерно квалифицировано судом именно как уведомление об установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению. В связи с чем, обязал Фонд социального страхования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 августа 2023 года по делу N А19-13384/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13384/2023
Истец: ООО "Фаворит-2000"
Ответчик: Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области