г. Москва |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А41-39746/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Бабаян Э.К.,
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "РОТОР" (ООО "РОТОР") - Кононов А.Я. по доверенности от 16.03.2023, удостоверение адвоката;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от Министерства имущественных отношений Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 июля 2023 года по делу N А41-39746/23,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РОТОР" (ООО "РОТОР") к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управление Росреестра по Московской области)
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
ООО "РОТОР" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Московской области), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, со следующими требованиями:
- признать незаконным решение, оформленное уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 08.02.2023 г. N КУВД-001/2023-3912241/1 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости: здание с кадастровым номером 50:59:0010201:554, расположенное по адресу: 142281, Московская обл., г. Протвино, ш. Кременковское, д. 2, в пользу АО "Амбер Компани" в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 июля 2023 года по делу N А41-39746/23 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "РОТОР" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и 3-го лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 30.06.2021 г. по делу N А41-26229/21 на АО "Амбер Компани" возложена обязанность заключить с ООО "РОТОР" договор купли-продажи, предметом которого является нежилое здание общей площадью 18,7 кв.м. с кадастровым номером 50:59:0010201:554, наименование: проходная, находящаяся по адресу Московская область, г. Протвино, ш. Кременковское, д. 2, принадлежащее ООО "РОТОР" на праве собственности, на условиях, указанных в Протоколе от 19.03.2020 г. по итогам переговоров по заключению сделки купли-продажи Здания "РОТОР" и приходной N17/03-2020 от 17.03.2020 г.
02.02.2023 г. ООО "РОТОР" в Управление Росреестра по Московской области через МАУ "МФЦ городского округа Протвино" Московской области направлено заявление о регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, к которому, согласно описи, прилагались приказ о назначении директора ООО "РОТОР", решение Арбитражного суда Московской области от 30.06.2021 г. по делу N А41-26229/21.
08.02.2023 г. Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области принято решение, оформленное уведомлением от 08.02.2023 г. N КУВД-001/2023-3912241/1 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
В силу пункта 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В соответствии с абзацем 3 статьи 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Управление Росреестра по МО, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 1331 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 6 ст. 1 Закона N 218 - ФЗ).
В соответствии со ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно положениям ст. 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч. 1). К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Принимая оспариваемое решение, оформленное уведомлением от 08.02.2023 г. N КУВД-001/2023-3912241/1 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области указало, что "заявление и документы представлены в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования", то есть формулировка п. 1 ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель так же ссылается на то, что заявление и документы представлены заявителем в формате электронных документов, электронных образцов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, возвращаются без рассмотрения, если такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что, согласно описи МАУ "МФЦ городского округа Протвино" Московской области документы представлялись заявителем на бумажном носителе, следовательно, норма п. 1 ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в данном рассматриваемом случае неприменима.
Таким образом, в рассматриваемом случае, какие-либо препятствия для рассмотрения заявления Общества отсутствовали, доказательств обратного государственным органом в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представлено, а судом первой инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое решение регистрирующего органа не может быть признано соответствующим закону.
При этом рассматривая вопрос о способе восстановления нарушенного права Общества в порядке ст. 201 АПК РФ, суд не может применить способ им предложенный заявителем, поскольку судом исследовались лишь те основания, которые указаны в заявлении Общества при отсутствии материалов исполнительного производства.
Также суд не может в данном случае подменять собой административный орган (Управление Росреестра по Московской области) и обязывать обязать Управление осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости: здание с кадастровым номером 50:59:0010201:554, расположенное по адресу: 142281, Московская обл., г. Протвино, ш. Кременковское, д. 2, в пользу АО "Амбер Компани" в установленный законом срок, поскольку указание в судебном акте на такое действие повлечет противоречие конституционному принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти.
Кроме того, в соответствии с нормами статьи 4, а также главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дела о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, нарушающих права и законные интересы заинтересованных лиц.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о восстановлении права заявителя путем обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области повторно
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.07.2023 по делу N А41-39746/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39746/2023
Истец: ООО "Ротор", ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Росреестра по МО
Третье лицо: Управление Росреестра по МО