г. Москва |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А41-46495/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Бабаян Э.К.,
при участии в заседании:
от ООО "НЛЦ в Середниково" - Комаров Д.Д по доверенности от 15.09.2022,
от Московского областного отделения ВОО "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" - Комаров Д.Д. по доверенности от 17.10.2022,
от МКУ городского округа Солнечногорск Московской области "Ритуал" - Ильченко А.К. по доверенности от 01.02.2023,
от Администрации городского округа Солнечногорск Московской области - Калегин А.А. по распоряжению от 05.04.2023;
от Администрации городского округа Химки Московской области - Бондарева И.А. по доверенности от 13.01.2023,
от МКП "Ритуал" - извещено, представитель не явился;
от Министерства культуры Российской Федерации, Главного управления культурного наследия Московской области, КИО Администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ТУ Росимущества в Московской области, Управления Росреестра по Московской области, КИЗО Администрации городского округа Химки Московской области, МКУ городского округа Химки Московской области "Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела"- извещены, представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "НЛЦ в Середниково" и Московского областного отделения ВОО "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2023 года по делу N А41-46495/22,
по исковому заявлению ООО "НЛЦ в Середниково", Московского областного отделения ВОО "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" к МКУ городского округа Солнечногорск Московской области "Ритуал", Администрации городского округа Солнечногорск Московской области, МКП "Ритуал", Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконными и запрете,
третьи лица: Министерство культуры Российской Федерации, Главное управление культурного наследия Московской области, КИО Администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ТУ Росимущества в Московской области, Управление Росреестра по Московской области, КИЗО Администрации городского округа Химки Московской области, МКУ городского округа Химки Московской области "Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела",
УСТАНОВИЛ:
ООО "НЛЦ в Середниково", Московское областное отделение ВОО "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к МКУ городского округа Солнечногорск Московской области "Ритуал", Администрации городского округа Солнечногорск Московской области, МКП "Ритуал", Администрации городского округа Химки Московской области с требованиями, исходя из принятых судом уточнений:
- признать незаконными действия МКУ "Ритуал", МКП "Ритуал" и Администрации городского округа Солнечногорск Московской области по вырубке зеленых насаждений и деревьев, по захоронению (погребению), по установке ограждающих устройств на части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:1211, расположенного в границах территории объекта культурного наследия федерального значения усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв.", осуществляющуюся в границах территории согласно каталогу координат;
- запретить МКУ "Ритуал", МКП "Ритуал" и Администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Администрации городского округа Химки Московской области захоронения (погребения), вырубку зеленых насаждений и деревьев, на части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:1211, расположенного в границах территории объекта культурного наследия федерального значения усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв.", в границах территории согласно каталогу координат;
- обязать перенести ограждающие устройства (забор) на части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:1211, расположенного в границах территории объекта культурного наследия федерального значения усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв.", размещенные МКУ "Ритуал", МКП "Ритуал" и Администрацией городского округа Солнечногорск Московской области и установить ограждающие устройства (забор) в границах согласно каталогу координат;
- взыскать солидарно с МКУ "Ритуал" (ИНН 5044099324), МКП "Ритуал" (ОГРН 1175007016777) и Администрации городского округа Солнечногорск Московской области в доход федерального бюджета сумму ущерба в размере 9426701 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2023 года по делу N А41-46495/22 исковые требования ООО "НЛЦ в Середниково" удовлетворены частично в следующем порядке.
Суд признал незаконными действия МКП "Ритуал" (ОГРН 1175007016777) по вырубке зеленых насаждений и деревьев, по захоронению (погребению), по установке ограждающих устройств на части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:1211, расположенной в границах территории объекта культурного наследия федерального значения усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв." согласно каталогу координат.
Запретить МКП "Ритуал" (ОГРН 1175007016777) осуществлять действия по созданию захоронений, вырубке зеленых насаждений и деревьев на части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:1211, расположенной в границах территории объекта культурного наследия федерального значения усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII- XVIII вв." согласно каталогу координат.
Обязать МКП "Ритуал" (ОГРН 1175007016777) перенести ограждающие устройства (забор) на части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:1211, расположенной в границах территории объекта культурного наследия федерального значения усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв.", согласно каталогу координат.
В удовлетворении требований ООО "НЛЦ в Середниково" в остальной части отказано.
В удовлетворении требований Московское областное отделение ВОО "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "НЛЦ в Середниково" и Московского областного отделения ВОО "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителей апелляционных жалоб поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представители МКУ городского округа Солнечногорск Московской области "Ритуал", Администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Администрации городского округа Химки Московской области возражали против доводов заявителей апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей МКП "Ритуал" и 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, по договору от 30.11.1995 в аренду ООО "Национальный Лермонтовский центр в Середниково" (предоставлено недвижимое имущество памятника культуры и архитектуры, являющегося государственной собственностью, в том числе парковая зона.
Указанный памятник культуры и архитектуры расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:197.
Постановлением Правительства Московской области от 21.01.2010 N 24/56 "Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв." в деревне Середниково сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области" в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Московской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области" утвердждены зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII- XVIII вв." в деревне Середниково сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области, а также установлен режим хозяйственной деятельности в границах такой зоны.
Граница территории и режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское)" в деревне Середниково сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области утверждены распоряжением Министерства культуры Московской области 26.02.2014 N 44-р "Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв.", расположенного в деревне Середниково сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области.
ООО "НЛЦ в Середниково" получено охранное обязательство на объект культурного наследия федерального значения усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв.", расположенного в деревне Середниково сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области, в соответствии с условиями которого ООО "НЛЦ в Середниково" обязано незамедлительно извещать госорган о всяком ставшем известным пользователю повреждении, аварии или ином обстоятельстве, причинившем ущерб объекту, его территории, или угрожающем причинением такого ущерба, и безотлагательно принимать находящиеся в пределах полномочий ООО "НЛЦ в Середниково" меры для предотвращения дальнейшего разрушения, а также при наличии возможности, незамедлительно проводить работы по его сохранению.
В связи с выявлением в границах охранной зоны памятника культуры и архитектуры вырубки деревьев в целях организации деятельности кладбища, размещения захоронений и установки ограждения, ООО "НЛЦ в Середниково" направлено соответствующее обращение в Главное управление культурного наследия Московской области.
Материалами дела подтверждается, что в границах охранной зоны памятника культуры и архитектуры федерального значения усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII- XVIII вв." частично сформирован земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070603:1211 площадью 44380 кв.м категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что граница земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:1211 установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, участок находится в собственности городского округа Солнечногорск, на основании постановления от 02.08.2019 N 1252 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "Ритуал".
В границах земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:1211 располагается кладбище с кадастровым номером 50:09:0000000:73255 площадью 45000 кв.м., граница которого не установлена в соответствии с действующим законодательством.
Заключением кадастрового инженера и заключением специалиста установлено, что границы фактических захоронений в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:1211 накладываются на границы охранной зоны памятника культуры и архитектуры федерального значения усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв.", определено местоположение границ наложения, площадь территории, на которой произведена вырубка деревьев составляет 834 кв.м, общий ущерб за вырубленные деревья составляет 9426701 руб.
Поскольку меры реагирования не приняты государственными органами в области охраны памятников культуры, ООО "НЛЦ в Середниково" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, правомерно исходил из следующего.
Поскольку в силу Устава деятельность Мособлотделение ВОО ВООПИИК направлена на защиту историко-культурного наследия Подмосковья и включает в себя постоянный общественный мониторинг и контроль за состоянием памятников истории и культуры, исторических городов, зон охраны и заповедных территорий; подготовку обращений в контрольно-надзорные и другие органы власти; участие в судах и совещаниях по проблемам сохранения культурного наследия, в работе общественных советов и комиссий; выявление, обследование, подготовку заявок и экспертиз для постановки ценных объектов под государственную охрану; организацию субботников и волонтерских выездов на памятники; популяризацию наследия Подмосковья, проведение бесплатных экскурсий, различных акций и публичных мероприятий, постоянное освещение проблем сохранения наследия в СМИ, данным лицом в рамках настоящего дела предъявлены аналогичные требования.
Статьей 105 ЗК РФ установлены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе зоны охраны объектов культурного наследия (подпункт 1).
Согласно пункту 3 статьи 104 ЗК РФ земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 56 ЗК РФ предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом, федеральными законами (пункт 1).
Ограничения прав на землю могут устанавливаться в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).
При этом согласно пункту 3 указанной статьи кодекса ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решениями суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 этой статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с названным Кодексом.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв." в деревне Середниково сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области в его исторической среде на сопряженной с ним территории Постановлением Правительства Московской области от 21.01.2010 N 24/56 "Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв." в деревне Середниково сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области" установлены следующие зоны охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Режим использования земель в границах зоны охраняемого природного ландшафта усадьбы "Мцыри (Спасское)" запрещает, в том числе любое строительство (включая учреждения отдыха, коллективные сады и дачные участки, прокладку инженерных сетей и сооружений); любое изменение ландшафта исторически сложившихся природных и ландшафтных объектов, насаждений и элементов благоустройства, кроме изменений, связанных с восстановлением нарушенных природных объектов или с регенерацией исторических объектов, включая историческую гидросистему, старовозрастные насаждения; расширение границ кладбища вдоль Фирсановской дороги; хозяйственную деятельность, нарушающую параметры и облик характерных исторических ландшафтов, непосредственно связанных с ансамблем усадьбы "Мцыри (Спасское)"; самовольную посадку и вырубку деревьев, распашку склонов оврагов и речных долин; устройство сплошных ограждений, нарушающих ландшафт, окружающую природную среду, основные видовые связи и панорамы.
Согласно Распоряжению Министерства культуры Московской области от 26.02.2014 N 44-р в целях сохранения территориальной целостности и неизменности облика объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв." в деревне Середниково сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Законом Московской области N 26/2005-03 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области", Положением о Министерстве культуры Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11.11.2010 N 988/52 "Об утверждении Положения о Министерстве культуры Московской области" и на основании согласования Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 04.12.2009 N 05-4-2765 утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII- XVIII вв.", расположенного в деревне Середниково сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области и режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв.", расположенного в деревне Середниково сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области.
Режимом использования территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв.", расположенного в деревне Середниково сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - усадьба "Мцыри (Спасское)") предусматривается: восстановление и реставрация всех элементов ансамбля - зданий и сооружений - парадного, конного, скотного дворов, церкви, прочих построек, парка, каскадных прудов с мостами, большого пруда с островами, планировки, межевых границ - обвалований и рвов, аллей, основных панорам и "картин", благоустройства; обеспечение физической сохранности (в отдельных случаях при условии необходимых защитных мероприятий - по экологии, гидрологии и т.д.) памятника и составляющих его территорию элементов и объектов, а также сохранение традиционного облика и достоинств, являющихся предметом охраны, взаимосвязей с окружением, возможности его изучения и полноценной научной реставрации; комплексная научная консервация и реставрация памятников с восстановлением утраченных элементов, устранение или нейтрализация активно диссонансных, дисгармоничных объектов, насаждений, элементов инженерной инфраструктуры, благоустройства; восстановление традиционных пространственных характеристик и облика территории памятника; сохранение, выявление, реставрация и восстановление на научно-реставрационной основе всех исторических зданий и сооружений, пространственной структуры и планировки, подлинных элементов благоустройства, характерной растительности, композиционных взаимосвязей, главных видовых точек на базе научных исследований, исторических, археологических, инженерно- архитектурных, палеоландшафтных, гидрогеологических и биологических данных; поэтапный вынос за пределы границы территории объекта культурного наследия диссонансных и дисгармоничных объектов, ликвидация диссонансных элементов и посторонних построек (здания столовой санатория, жилых и хозяйственных посторонних построек), ликвидация незаконно строящихся объектов; организация кулисных подсадок деревьев вдоль старой дороги из Лигачева на станцию Сходня - для устранения неблагоприятного влияния диссонансных объектов - опор ВЛЭП при восприятии панорам окрестностей от усадьбы в северном направлении.
Этим же распоряжением запрещается: любое новое строительство; самовольная посадка и вырубка зеленых насаждений; изменение исторически ценной планировочной структуры; проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без согласования с областным органом охраны объектов культурного наследия; проведение землеустроительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и их территорий, а также за исключением работ, проводимых в целях создания условий для использования объекта культурного наследия без нарушения его параметров и особенностей, составляющих предмет охраны; любая строительная и хозяйственная деятельность, которая может привести к нарушению физической сохранности памятника, а также к искажению его традиционного облика, характерных взаимосвязей с окружением и условий восприятия; исключается новое строительство всех видов, кроме проведения реставрации, а также необходимых инженерных и других работ только в интересах сохранения полноценного функционирования памятник; любая хозяйственная деятельность на территории памятника, земляные и инженерные работы, все виды работ по сохранению, восстановлению, благоустройству, приспособлению к использованию и экспонированию каждого объекта охраны - памятника, по устранению или нейтрализации искажений и диссонансов проводятся только на основе и в рамках комплексного проекта реставрации, согласованном специально уполномоченным территориальным государственным органом охраны памятников; проведение всех видов земляных и строительных работ без участия археолога; прокладка наземных и воздушных инженерных сетей, прокладка инженерных коммуникаций, инженерное оборудование и благоустройство территории без специально разработанных проектов; установка на фасадах, крышах объектов культурного наследия средств технического обеспечения и элементов благоустройства, в том числе кондиционеров, телеантенн, тарелок спутниковой связи, рекламных щитов и т.п.; размещение рекламных конструкций на объектах культурного наследия и на территории; создание разрушающих вибрационных нагрузок динамическим воздействием на грунты в зоне их взаимодействия с памятниками - от транспорта, производства работ различного типа; осуществляется регулирование, с перспективой полного запрета, транзитного движения автотранспорта по усадебным дорогам через территорию объекта культурного наследия.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что совершение действий по вырубке деревьев и захоронению, размещение ограждений в границах охранной зоны объекта культурного наследия прямо запрещены действующим законодательством.
Факт размещения захоронений, ограждения и вырубки деревьев, входящих в парковую зону объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв." лицами, участвующими в деле не оспаривается, границы спорной территории, определенные в заключении кадастрового инженера и заключении специалиста, не оспорены.
При этом, суд первой инстанции правомерно учел следующие.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.02.2016 N 224-О, согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу неотъемлемых прав человека относится и закрепленное статьей 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на личную неприкосновенность, исключающее незаконное воздействие на человека как в физическом, так и в психическом смысле, причем понятием "физическая неприкосновенность" охватывается не только прижизненный период существования человеческого организма, но и создаются необходимые предпосылки для правовой охраны тела умершего человека.
Производным от названных конституционных прав является право человека на достойное отношение к его телу после смерти, которое применительно к отдельным видам правоотношений конкретизируется, в частности, в статье 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), согласно которой волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти, выражается, в том числе в возможности быть погребенным на том или ином месте.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения (пункт 22 части 1 статьи 14, пункт 17 части 1 статьи 15, пункт 23 части 1 статьи 16).
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно- историческое значение.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Московской области и городского округа Солнечногорск местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Статьей 5 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" определено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, используемым в сфере погребения и похоронного дела, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и муниципальными правовыми актами.
Земельные участки, на которых расположены кладбища, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с земельным законодательством.
Как верно установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070603:1211 сформирован и поставлен на кадастровый учет на основании постановления Администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 26.02.2016 N 480 и межевого плана от 01.12.2016.
Выписками из ЕГРН также подтверждается, что участок частично расположен в пределах ЗОУИТ, установленной в соответствии с распоряжением Министерства культуры Московской области 26.02.2014 N 44-р "Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв.", площадью наложения составляет 14379 кв.м.
Доказательств, что границы земельного участка оспорены либо изменены по решению собственника в материалах дела не имеется, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В силу статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Согласно статье 296 ГК РФ (приложение N 2) казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о погребении органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с указанным федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Постановлением Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 08.09.2016 N 2517 создано МКУ "Ритуал" и утвержден его устав. Целью деятельности МКУ "Ритуал" является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области полномочий органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и выполнения работ в указанной сфере деятельности. Уставом учреждения не предусмотрено возможности ведения хозяйственной деятельности. В соответствии с пунктом 2.2 устава МКУ "Ритуал" к ведению учреждения отнесено: предоставление места для захоронения; регистрация захоронений, памятников и т.п.; осуществление контроля за использованием кладбищ.
Постановлением Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 19.12.2017 N 3005 создано МКП СМР "Ритуал" (в настоящее время МКП "Ритуал") и утвержден его устав.
МКП "Ритуал" создано как специализированная служба по вопросам похоронного дела. Целью деятельности МКП "Ритуал" является организация погребения умерших при оказании гарантированного перечня услуг на безвозмездной основе в целях обеспечения государственных гарантий при погребении, оказание ритуальных услуг и организация погребения умерших на муниципальных кладбищах. Согласно уставу предприятие является коммерческой организацией и оказывает помимо гарантированного перечня услуг по погребению и платные услуги. Прейскурант тарифов (цен) на оказание ритуальных услуг утвержден постановлением Администрации от 17.05.2019 N 790.
Следовательно, деятельность МКП "Ритуал" и МКУ "Ритуал" в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения по организации похоронного дела.
При этом, исходя из целей деятельности, предусмотренных уставами МКП "Ритуал" и МКУ "Ритуал", и доказательств, представленных в материалы дела, в том числе постановлений Солнечногорского городского суда Московской области от 20.04.2022 по делу N 5-303/2022 и от 23.09.2022 по делу N 5-759/2022, следует, что непосредственную деятельность в границах спорной территории по установке ограждения, вырубке деревьев и захоронений осуществляет МКП "Ритуал".
В этой связи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требования, предъявленные к МКУ "Ритуал" удовлетворению не подлежат.
Суд первой инстанции также правомерно отказал в удовлетворении требований к Администрации городского округа Солнечногорск и Администрации городского округа Химки Московской области.
В материалы дела не представлено доказательств, что действиями сотрудников Администрации городского округа Солнечногорск либо структурных подразделений Администрации городского округа Солнечногорск установлено ограждения, произведены захоронения и вырубка деревьев. Оснований для привлечения Администрации городского округа Солнечногорск к субсидиарной ответственности как учредителя МКП "Ритуал" также не имеется, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Как верно установлено судом первой инстанции, в связи с изменением административно-территориального деления в Московской области в соответствии с Законом Московской области от 19.09.2022 N 151/2022-ОЗ решение Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 20.12.2022 N 663/63 кладбище, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:1211, передано из муниципальной собственности городского округа Солнечногорск в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области.
Вместе с тем, фактически имущество не предано в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области, акт приема-передачи не подписан, разрешение вопроса отложено до рассмотрения настоящего спора.
В суде первой инстанции представители сторон также пояснили, что на территории кладбища продолжает осуществлять деятельность МКП "Ритуал".
В соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", статьи 1 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области", пунктом 1.2 Постановления администрации городского округа Солнечногорск МО от 23.06.2020 N 1125 "Об утверждении Положения о погребении и похоронном деле на территории городского округа Солнечногорск Московской области" погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
При этом зона погребение охватывает, как первоначальное захоронение, так и подзахоронение, поскольку зона захоронения - основная функциональная часть территории кладбища, на которой осуществляется погребение, в том числе захоронение урн с прахом; подзахоронение - погребение умершего на предоставленном в установленном порядке месте захоронения, на котором ранее были произведены захоронения умерших родственников.
Кроме того, действующее законодательство не ограничивает права заинтересованных лиц в количестве подзахоронений в границах существующего захоронения в пределах кладбищенского периода.
Согласно пункту 158 статьи 2 Правил благоустройства территорий городского округа Солнечногорск Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск МО от 10.12.2019 N 230/14, земляные работы - производство работ, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что действия МКП "Ритуал" по вырубке зеленых насаждений и деревьев, по захоронению (погребению), по установке ограждающих устройств на части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:1211, расположенной в границах территории объекта культурного наследия федерального значения усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв." в границах охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв." в деревне Середниково, определенных в заключении кадастрового инженера и заключении специалиста, являются незаконными.
Способы судебной защиты лицом своих нарушенных или оспариваемых прав определены в статье 12 ГК РФ, согласно которой в тех случаях, когда для защиты того или иного права закон предусматривает определенные способы защиты, лицо, считающее свое право нарушенным, может воспользоваться только предусмотренным законом способом.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
В силу статьей 304 и 305 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 8-ФЗ создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Исходя из предмета иска, установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств, принимая во внимание необходимость установления баланса интересов сторон и лиц, ответственных за захоронения, достаточных и необходимым способом восстановления нарушенных прав ООО "НЛЦ в Середниково" суд первой инстанции верно признал обоснованным требование о возложении на МКП "Ритуал" обязанности перенести ограждение по границам существующих захоронений с учетом санитарных и экологических требований, а также запретить осуществлять деятельность по вырубке деревьев и созданию новых захоронений на спорной территории.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В пунктах 11 и 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 25) даны следующие разъяснения.
Применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств, что ООО "НЛЦ в Середниково" и (или) Московское областное отделение ВОО "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" наделены полномочиями на судебную защиту интересов Российской Федерации либо вправе выступать в суде в защиту Российской Федерации.
Охранное обязательство также не предусматривает правомочий ООО "НЛЦ в Середниково" выступать в защиту прав и законных интересов Российской Федерации в случае причинения ущерба федеральному имуществу.
Поскольку в требованиями об оспаривании действий по вырубке зеленых насаждений и деревьев, по захоронению (погребению), по установке ограждающих устройств на части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:1211, об устранении препятствий в пользовании имуществом обратилось надлежащее лицо, с учетом удовлетворения исковых требований ООО "НЛЦ в Середниково" в указанной судом части, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требования Мособлотделения ВОО ВООПИИК удовлетворению не подлежат.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о выделении земельного участка под кладбищем Середниково с нарушением установленного законом порядка, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции, так как законность постановлений Администрации г.о. Солнечногорск от 24.03.2017 N 630, от 26.02.2016 N 480 и от 02.08.2019 N 1252 не оспаривалась истцами и не являлась предметом рассмотрения по настоящему делу.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.07.2023 по делу N А41-46495/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.