город Ростов-на-Дону |
|
14 марта 2024 г. |
дело N А32-58015/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края: представители Скакун О.В. по доверенности от 09.01.2024, паспорт; Нестроевой Д.А. по доверенности от 24.01.2024, паспорт;
Мещеряков В.В. по доверенности от 05.03.2024, паспорт;
от ООО "Чистая станица" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Агудалина Е.В. по доверенности от 21.11.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.12.2023 по делу N А32-58015/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистая станица"
(ИНН 2341015025, ОГРН 1092341000070)
к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308078236, ОГРН 1022301204111)
о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Чистая станица" (далее - заявитель, ООО "Чистая станица", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным приказа Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ КК, министерство) N 560 от 13.10.2023 "О лишении общества с ограниченной ответственностью "Чистая станица" статуса регионального оператора по Староминской зоне деятельности Краснодарского края".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2023 в удовлетворении ходатайства Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края о привлечении к участию в деле третьих лиц, отказано. Признан недействительным приказ Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 13.10.2023 N 560 "О лишении ООО "Чистая станица" регионального оператора по Староминской зоне деятельности Краснодарского края". С Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в пользу ООО "Чистая станица" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей 00 копеек. Решение мотивировано тем, что у Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края отсутствовали основания для лишения ООО "Чистая станица" статуса регионального оператора, а те нарушения, которые имели место не соответствуют последствиям в виде лишения статуса регионального оператора.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство ТЭК и ЖКХ КК обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что сведения системы ГЛОНАС не подтверждают факт вывоза, а подтверждают факт движения транспорта и его остановку.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Чистая станица" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "Чистая станица" поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя ООО "Чистая станица" в судебном заседании в режиме веб-конференции.
От Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края поступило дополнение к апелляционной жалобе.
Суд протокольным определением приобщил представленное дополнение к апелляционной жалобе к материалам дела.
К апелляционной жалобе Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края приложены фотографии.
Представители Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края ходатайствуют о приобщении приложенных к апелляционной жалобе фотографий к материалам дела.
Суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства о приобщении фотографий к материалам дела. Поскольку указанные документы поступили в суд апелляционной инстанции в электронном виде, суд оставил их в материалах дела, но не будет учитывать в качестве доказательств по делу.
В судебном заседании представители Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО "Чистая станица" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании Соглашения по обращению с твердыми коммунальными отходами по Староминской зоне деятельности от 25 октября 2018 года (далее - Соглашение от 25.10.2018), заключенного между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края) и ООО "Чистая станица", последнему присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Староминской зоне деятельности.
В соответствии с пунктами 2.4.1 и 2.4.4 Соглашения от 25.10.2018 Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края вправе осуществлять контроль деятельности регионального оператора в течение срока действия указанного соглашения, а также инициировать процедуру лишения статуса регионального оператора по основаниям, указанным в 3 соглашения.
Пунктом 3 Соглашения от 25.10.2023 установлено, что региональный оператор может быть лишен указанного статуса по основаниям, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 13.10.2023 N 560 "О лишении ООО "Чистая станица" регионального оператора по Староминской зоне деятельности Краснодарского края" (далее - Приказ N 560 от 13.10.2023) ООО "Чистая Станица" лишено статуса регионального оператора по Староминской зоне деятельности Краснодарского края на основании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641, п. 11 ч. 3 ст. 4 Закона Краснодарского края от 13.03.2000 N 245-КЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с пп. "а", п. 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, Положением о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 N 1310, Приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 20.06.2022 N 256 "Об утверждении Порядка лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края".
Приказ N 560 от 13.10.2023 подписан заместителем министра Краснощековой М.Н., уполномоченной на его подписание в соответствии с пп. 5 п. 8 отдельных полномочий заместителя министра Краснощековой М.Н., утвержденных Приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 04.09.2023 N 469.
Общество, не согласившись с принятым приказом, обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пп. "а" п. 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, а также на Порядок лишения статуса регионального оператора, утвержденного Приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 20.06.2022 N 256 (далее - Порядок лишения статуса регионального оператора) юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, если в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором.
Пунктом 4 Порядка лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории Краснодарского края установлено, что юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, по основаниям, предусмотренным в пункте 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Согласно п. 5. Порядка лишения статуса регионального оператора, документальным подтверждением наличия оснований, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, являются:
- акты о нарушении региональным оператором Правил, и (или) обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующей зоны деятельности на территории Краснодарского края (далее - соглашение) в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, составленные потребителем в порядке, предусмотренном формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156;
- заявления, свидетельствующие о том, что в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения Правил и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан, составленные потребителем или физическим лицом, пострадавшим от действий регионального оператора либо его законным представителем, составленные по форме согласно приложению к настоящему Порядку, с приложением материалов, подтверждающих причинение вреда;
- акты, подтверждающие задолженность регионального оператора по оплате услуг операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, превышающую двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора (определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами), составленные оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в произвольной форме, с приложением заверенной копии документа, подтверждающего договорные отношения с региональным оператором на оказание ему услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также материалов, подтверждающих факт неуплаты (выписка со счета);
- акты и иные документы о нарушении региональным оператором действующей схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной в территориальной схеме обращения с отходами Краснодарского края, утвержденной соответствующим приказом министерства, составленные в рамках осуществления федерального, регионального экологического и санитарно-эпидемиологического надзора;
- документы, подготовленные министерством, подтверждающие нарушение условий Соглашения в отношении представления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по Соглашению в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Пунктом 16 раздела VI. Порядок фиксации нарушений по договору Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Типовой договор), установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
Таким образом, основанием для лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами являются только такие нарушения Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, Соглашения от 25.10.2018, которые:
- являются многократными в течение календарного года (2 раза и более);
- допущены в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора;
- подтверждены актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156. Разделом VI Типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами установлен порядок фиксации нарушений по договору.
Согласно п. 10 Порядка лишения статуса регионального оператора решение министерства оформляется в форме приказа министерства, копия которого направляется в адрес регионального оператора почтовым отправлением в течение 3 (трех) рабочих дней, следующих со дня его принятия с приложением уведомления о причинах лишения статуса регионального оператора.
Судом первой инстанции установлено, что 24.10.2023 в адрес ООО "Чистая Станица" поступил Приказ N 256, а также письмо N 70.06-09-13472/23 от 18.10.2023, согласно которому причинами, послужившими для вынесения приказа, являются акты о нарушении региональным оператором ООО "Чистая Станица" обязательств по договору с потребителем Джур О.В. от 18.08.2023, потребителем Трофименко Л.И. от 18.08.2023, потребителем Белаш Е.И. от 18.08.2023.
Таким образом, достоверным и допустимым доказательством нарушения Правил обращения с ТКО являются акты, составленные в соответствии с Разделом VI Типового договора.
В подтверждение обстоятельств нарушения обществом договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края представлены акты о нарушении региональным оператором ООО "Чистая Станица" обязательств по договору составленными от имени Джур О.В. от 18.08.2023, от имени Трофименко Л.И. от 18.08.2023, от имени Белаш Е.И. от 18.08.2023.
Пунктом 16 Типового договора установлено, что акт составляется с участием представителя регионального оператора. Согласно сведениям, отраженным в актах о нарушении региональным оператором ООО "Чистая Станица" обязательств по договору с потребителем Джур О.В. от 18.08.2023, потребителем Трофименко Л.И. от 18.08.2023, потребителем Белаш Е.И. от 18.08.2023, региональный оператор оповещен в телефонном режиме по номеру 8(861) 450-7-32-00. Однако, в материалы дела не представлены доказательства оповещения оператора в телефонном режиме. Также в указанных актах отражена информация о направлении акта по электронной почте poligon2341@yandex.ru, что свидетельствует о том, что у потребителя имелась информация о контактных данных для направления уведомления о времени и месте составления акта.
Пунктом 17 Типового договора, установлено, что в случае, если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
Согласно п. 18. Типового договора в случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт.
Из материалов дела следует, что ООО "Чистая Станица" направило в адрес потребителя Белаш Е.А., а также в адрес потребителя Джур О.В. возражения на акты от 18.08.2023 о нарушении региональным оператором обязательств по договору, выразив несогласие с указанными актами, указав на не зависящие от регионального оператора обстоятельства, послужившие к не вывозу ТКО, с приложением доказательств вывоза ТКО 19.08.2023 (просрочено на 1 день).
Согласно п. 16 Типового договора при неявке представителя регионального оператора потребитель составляет акт в присутствие не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации.
Министерство ТЭК и ЖКХ КК в обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что судом нормативно не обоснована заинтересованность Джур О.В. и Белаш Е.И по отношению к ООО "Чистая Станица".
Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку как установлено судом первой инстанции, Акт от 18.08.2023 от имени Джур О.В. составлен в 17:00 в присутствии двух "незаинтересованных" лиц, а именно: Шостак Людмила Эдуардовна, проживающая по адресу: ст. Новоплатнировская, Ленина, 12; Кисиль Игорь Александрович, проживающий по адресу: ст. Новоплатнировская Ленина, 29.
Заявителем установлено и Министерством не опровергнуто, что "незаинтересованные" подписанты актов являются работниками администрации Новоплатнировского сельского поселения.
Так, согласно сведениям официального сайта администрации Новоплатнировского сельского поселения Шостак Людмила Эдуардовна, является исполняющим обязанности Главы Новоплатнировского сельского поселения Ленинградского района. Режим работы администрации Новоплатнировского сельского поселения установлен с 8:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00 (сведения официального сайта http://новоплатнировское.рф/).
Таким образом, Шостак Людмила Эдуардовна во время подписания акта в 17:00 должна была осуществлять деятельность как муниципальный служащий и находиться на своем рабочем месте.
Кроме того, заявитель представил в материалы дела доказательства того, что сама Джур О.В. является подчиненным лицом Шостак Л.Э., т.е. заинтересованным лицом в рамках исполнения должностных обязанностей, что подтверждается опубликованными сведениями о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих администрации Новоплатнировского сельского поселения Ленинградского района и членов их семей за отчетный финансовый год с 01.01.2020 по 31.12.2021 года, в которых указано, что Шостак Л.Э. является начальником по общим вопросам в администрации Новоплатнировского сельского поселения Ленинградского района в качестве муниципального служащего, а Джур О.В. является специалистом первой категории администрации Новоплатнировского сельского поселения Ленинградского района также в качестве муниципального служащего. Адресом места работы Джур О.В. и Шостак Л.Э. является ул. Советов, 42, ст. Новоплатнировская. Таким образом, учитывая график рабочего времени администрации Новоплатнировского сельского поселения, Джур О.В. и Шостак Л.Э в 17:00 осуществляли трудовую деятельность в качестве муниципальных служащих, что исключает их незаинтересованность для подписания акта от 18.08.2023 о нарушении региональным оператором ООО "Чистая Станица" обязательств по договору.
Вторым актом, послужившим основанием для лишения общества статуса регионального оператора, является Акт от 18.08.2023 от имени Белаш Е.И., составленный в присутствии двух лиц, а именно: Боровая Вера Александровна, проживающая по адресу: ст. Новоплатнировская, ул. Лермонтова, 3А; Антоненко Карина Александровна (адрес места регистрации или иные контактные данные в акте не указаны).
Заявитель представил в материалы дела сведения с официального сайта администрации муниципального образования Ленинградского района (https://adminlenkub.ru/item/753631), согласно которым Антоненко Карина Александровна осуществляет трудовую деятельность в качестве муниципального служащего в должности начальника отдела топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации муниципального образования Ленинградского района.
По сведениям официального сайта администрации муниципального образования Ленинградского района по адресу: ул. Чернышевского, 179, станица Ленинградская, - установлен следующим режим рабочего времени: пн-пт 08:00-17:00, перерыв 12:00-13:00. Таким образом, с учетом времени составления акта от 18.08.2023 от потребителя Белаш Екатерины Ивановны в 16 часов 30 минут Антоненко Карина Александровна должна была осуществлять трудовую деятельность в качестве муниципального служащего, в том числе в области жилищно-коммунального хозяйства, что противоречит требованиям п. 16. Типового договора о незаинтересованности лиц.
Кроме того, доказательства составления актов от 18.08.2023 от имени Белаш Е.И. и от имени Джур О.В. с использованием фото- и (или) видеофиксации в материалы дела не представлены.
С учетом представленных заявителем в материалы дела доказательств, не оспоренных министерством, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что условия пункта 16 Типового договора в части требования о составлении акта в присутствии представителя регионального оператора или в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации, не были соблюдены. Также не представлены и доказательства уведомления общества о составлении актов.
С учетом указанного, акты от 18.08.2023 от имени Белаш Е.И. и от имени Джур О.В., положенные министерством в основание лишения ООО "Чистая линия" статуса регионального оператора, не отвечают признакам достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих факт многократных (2 раза и более) нарушений региональным оператором Правил и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, для признания обоснованности лишения статуса регионального оператора, в связи с чем не могут быть приняты судом в качестве доказательства по делу.
Доводы Министерства ТЭК и ЖКХ КК о том, что опрос о наличии или отсутствии фото и (или) видеофиксации не поднимался противоречат материалам дела, а ссылка на то, что к отзыву от 07.12.2023 прикладывались скриншоты о направлении в адрес регионального оператора актов и фотографий не принимается судом апелляционной инстанции как надлежащее доказательство наличия фотографий, поскольку из приложенного скриншота не представляется возможным идентифицировать место и время совершения фотофиксации.
Следующим основанием для лишения общества статуса регионального оператора согласно оспариваемому приказу, явилась многократность совершения нарушения.
Как следует из отзыва министерства, обществом допущены многократные нарушения обязательств по договору (2 раза и более). В обоснование указанных доводов в материалы дела представлены 2 акта от 12.10.2023 (т. 1 л.д. 141-142, 145-146) о нарушении региональным оператором обязательств по договору: акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный 13.10.2023 (т. 1 л.д. 143-144), иные доказательства, подтверждающие наличие нарушений, допущенных обществом (т. 2 л.д. 1- 133) в совокупности с актами с тремя актами от 18.08.2023 (т. 1 л.д. 131 -133).
Таким образом, согласно письму Министерства ТЭК и ЖКЖ Краснодарского края N 70.06-09-13472/23 от 18.10.2023 причинами, послужившими для вынесения приказа, являются три акта о нарушении региональным оператором ООО "Чистая Станица" обязательств по договору оставленные от имени Джур О.В. от 18.08.2023, от имени Трофименко Л.И. от 18.08.2023, от имени Белаш Е.И. от 18.08.2023. Так, Министерство ТЭК и ЖКЖ Краснодарского края при рассмотрении указанных трех актов посчитало, что их количество свидетельствует о многократности нарушения условий договора с потребителем. Вместе с тем указанные акты, по мнению суда, с учетом описанных выше обстоятельств, не являются подтверждением многократности нарушения условий договора с потребителем, поскольку фактически региональным оператором было допущено нарушение вывоза ТКО на один день.
Также судом первой инстанции правомерно отмечено, что в материалы дела (т. 1 л.д. 132) представлено письмо администрации муниципального образования Ленинградского района от 22.08.2023 N 7005 (далее - Письмо N 7005), направленное в адрес Министерства ТЭК ЖКХ Краснодарского края совместно с актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору от 18.08.2023 от имени Белаш Е.И., от 18.08.2023 от имени Джур О.В., от 18.08.2023 от имени Трофименко Л.И., в котором администрация муниципального образования Ленинградского района сообщает, что по состоянию на 21.08.2023 вывоз ТКО в местах, указанных в актах от 18.08.2023 осуществлен.
В акте от 18.08.2023, составленного от имени Джур О.В., в акте от 18.08.2023, составленного от имени Белаш Е.И., а также в акте от 18.08.2023, составленного от имени Трофименко Л.И., указано, что нарушен п. 1 и п. 2 приложения 1 договора, по которому вывоз ТКО должен осуществляться еженедельно по четвергам.
Согласно п. 8(4) Порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденному постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя на заключение такого договора в письменной форме, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 8(5) Порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).
В соответствии с п. 8 (17) Порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 1 ст. 438 Гражданский кодекс Российской Федерации акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Направление акцепта на новых условиях считается новой офертой (ст. 443 ГК РФ).
Совершение акцептантом в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (п. 3 ст. 438 ГК РФ).
Как следует из абз. 2 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", по смыслу п. 3 ст. 438 ГК РФ для целей квалификации конклюдентных действий в качестве акцепта достаточно того, что лицо, которому была направлена оферта, приступило к исполнению предложенного договора на условиях, указанных в оферте, и в установленный для ее акцепта срок. При этом не требуется выполнения всех условий оферты в полном объеме.
На официальном сайте ООО "Чистая Станица" размещен проект типового договора. Таким образом, договор считается принятым потребителем в случае не поступления в адрес регионального оператора заявки на заключение договора и документов, указанных в п. 8(5) - 8(7) Порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
С учетом того, что к представленным в материалы дела актам от 18.08.2023, подписанным Антоненко К.А. и Шостак Л.Э. от имени Джур О.В и имени Белаш Е.А. суд первой инстанции обоснованно отнесся критически и счел не допустимым доказательством по делу, следовательно, такие акты не могли быть учтены при определении многократности совершения нарушения.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Иные акты, представленные министерством в материалы дела (т. 2), не указаны в письме Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края N 70.06-09-13472/23 от 18.10.2023 в качестве основания для лишения общества статуса регионального оператора, что подтверждено в судебном заседании представителем министерства, и не являются относимыми доказательствами в порядке, предусмотренном ст. 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, представителями сторон в судебном заседании подтверждено, что указанные акты составлены в тех районах Краснодарского края, с администрациями которых имеется несогласованность мест размещения контейнерных площадок с региональным оператором, что имеет значение для определения периодичности вывоза ТКО в соответствии с требованиями законодательства.
С учетом поступивших в Министерства ТЭК ЖКХ Краснодарского края актов от 18.08.2023 в адрес ООО "Чистая станица" от министерства 07.09.2023 поступило письмо N 70.06-09-11110/23 от 30.08.2023 о необходимости предоставления пояснений в порядке, предусмотренном Приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 20.06.2022 N 256 "Об утверждении Порядка лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края" (далее - Порядок лишения статуса регионального оператора).
Согласно п. 6. Порядка лишения статуса регионального оператора, Министерство в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты поступления в Министерство документов (материалов), указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 5 Порядка, либо с даты подготовки Министерством документов, указанных в подпункте 5 пункта 5 Порядка (далее - документы), направляет региональному оператору посредством почтового отправления с уведомлением о вручении запрос о необходимости представления в письменной форме пояснений (далее - запрос), а также документов, подтверждающих отсутствие оснований для принятия решения об отказе в лишении юридического лица статуса регионального оператора, в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения региональным оператором запроса.
Письмом от 07.09.2023 N 1504 региональный оператор ООО "Чистая станица" в адрес Министерства ТЭК ЖКХ Краснодарского края направил письменные пояснения об отсутствии оснований для принятия решения о лишении ООО "Чистая станица" статуса регионального оператора, с доказательством вывоза ТКО, а именно: сведениями системы ГЛОНАС (л. 138, 139, 140 т.д.1), а также с письменными пояснениями об отсутствии вины регионального оператора в не вывозе ТКО 17.08.2023 ввиду того, что в летний период выставляются отходы не относящиеся к ТКО (растительные отходы, ветки обрезки деревьев и т.п.), что увеличивает время на сбор и вывоз отходов.
В соответствии с п. 8. Порядка лишения статуса регионального оператора по итогам рассмотрения документов, указанных в пункте 5 Порядка, а именно: информации, пояснений, представляемых региональным оператором, Министерство принимает решение:
- о лишении юридического лица статуса регионального оператора;
- об отказе в лишении юридического лица статуса регионального оператора.
Согласно п. 10 Порядка лишения статуса регионального оператора решение министерства оформляется в форме приказа министерства, копия которого направляется в адрес регионального оператора почтовым отправлением в течение 3 (трех) рабочих дней, следующих со дня его принятия с приложением уведомления о причинах лишения статуса регионального оператора.
Согласно п. 9. Порядка лишения статуса регионального оператора решение об отказе в лишении статуса регионального оператора принимается в случае, если региональный оператор докажет, что основания, по которым региональный оператор может быть лишен статуса, возникли не по его вине, или на момент принятия решения они устранены.
Министерство ТЭК и ЖКХ КК в апелляционной жалобе указывает, что сведения системы ГЛОНАС не являются надлежащим доказательством вывоза ТКО. Однако, данный довод противоречит материалам дела.
Согласно материалам дела (т. 1 л.д. 132), письмом администрации муниципального образования Ленинградского района от 22.08.2023 N 7005 (далее - Письмо N 7005), в адрес Министерства ТЭК ЖКХ Краснодарского края были направлены акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору от 18.08.2023 года от имени Белаш Е.И.. от 18.08.2023 года от имени Джур О.В.. от 18.08.2023 года от имени Трофименко Л.П.
Указанным Письмом N 7005 администрация муниципального образования Ленинградского района сообщает, что по состоянию на 21.08.2023 вывоз ТКО в местах, указанных в актах от 18.08.2023 осуществлен. Следовательно, факт вывоза ТКО, подтвержден по мимо сведений системы ГЛОНАС третьим лицом, в частности администрацией муниципального образования Ленинградского района.
Согласно имеющимся в материалах дела письму N 7005, письму от 07.09.2023 N 1504 вывоз ТКО осуществлен 19.08.2023, соответственно Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края должно было вынести решение об отказе в лишении ООО "Чистая станица" статуса регионального оператора.
При этом в материалы дела ООО "Чистая Станица", были представлены доказательства допущения нарушений, возникших не по вине регионального оператора, а именно топлива.
16.08.2023 в адрес ООО "Чистая Станица" поступило письмо ООО "Газпром сеть АЗС" о том, что отпуск топлива ДТ-Л-К5 в период с 17.08.2023 по 06.09.2023 прекращен.
Кроме того, представители заявителя в суде первой инстанции заявляли о наличии в летний период затруднений в поставках топлива, необходимого для заправки транспортных средств, осуществляющих вывоз ТКО. Заявителем в материалы дела представлены скриншоты новостных линий, размещенных на официальных сайтах средств массовой информации, свидетельствующих об отсутствии топлива в период с начала августа по конец сентября 2023 г. Также 16.08.2023 в адрес ООО "Чистая Станица" поступило письмо ООО "Газпром сеть АЗС" с указанием информации о том, что отпуск топлива ДТ-Л-К5 в период с 17.08.2023 по 06.09.2023 прекращен.
Как указывает заявитель, в СМИ содержится достаточно большое количество информации об отсутствие топлива в летне-осенний период 2023 года:
- 93.RU Новости Краснодара и Краснодарского края, публикация за 22.08.2023 сообщает, что на заправках Краснодарского края нет бензина, а где есть - он стал дороже. Похожая ситуация наблюдается вдоль трасс в районе Ейска, Новороссийска и Усть-Лабинска, а также в Ростовской области и Крыму.
- Утренний Юг, публикация от 16.08.2023, сообщает, что в Краснодарском крае на автозаправках наблюдается дефицит бензина и газа; на Горячей Линии АЗС "Газпром" утверждают, что недостаток горючего связан со сбоями в поставках завода-изготовителя. При этом сроки, в которые топливо будет поставлено на заправки Краснодарского края, неизвестны.
- Кубанские новости, публикация за 22.08.2023, сообщили, что в Министерстве ТЭК и ЖКХ края объяснили перебои с автомобильным топливом на Кубани, сложности с ритмичностью поставок возникли на фоне высокой загруженности железной дороги в южном направлении в туристический сезон.
- Комсомольская правда, публикация 23.08.2023, сообщает, что в Минэнерго назвали сезонным фактором нехватку бензина на заправках Кубани. Перебои с поставкой топлива связаны с сезонной загруженностью железных дорог.
- Комсомольская правда, публикация за 14.09.2023 сообщает, новости под заголовком "Разворачивайтесь, бензина нет". В Краснодарском крае водители пожаловались на топливный голод. В Министерстве ТЭК Кубани объяснили отсутствие бензина на АЗС оттоком туристов.
- Профиль, публикация за 19.09.2023 сообщает, что Министерство ТЭК и ЖКХ Кубани назвало причину дефицита топлива на некоторых АЗС. Жители Краснодарского края столкнулись с отсутствием или нехваткой топлива на некоторых заправках. В Министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Кубани объяснили, что в августе-сентябре отмечались задержки по поставкам топлива по железной дороге, которые привели к перебоям на АЗС.
В соответствии со ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями освобождения от доказывания, являются обстоятельства дела, признанные арбитражным судом общеизвестными и не нуждаются в доказывании.
Учитывая вышеизложенное уполномоченный орган Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края при вынесении приказа о лишении статуса регионального оператора ООО "Чистая Станица" должен был обладать информацией об отсутствии топлива в августе - сентябре в Краснодарском крае, что также может свидетельствовать об отсутствии вины регионального оператора в нарушениях, указанных в актах от 18.08.2023.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на органы местного самоуправления муниципальных поселений возложены полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, схем размещения таких мест, а именно:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, потребитель обязан осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Суд первой инстанции также принял во внимание, что в Ленинградском районе Краснодарского края места составления актов о нарушении региональным оператором Правил, и (или) обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не относятся к местам (площадкам) накопления ТКО на территории муниципального образования. В отношении указанных мест в нарушение требований законодательства до сих пор не приняты решения о создании мест (площадок) накопления ТКО и не определена схема размещения оборудованных контейнерных площадок.
Следовательно, места совершения нарушений, отраженные в актах от 18.08.2023 составленного от имени Джур О.В по адресу: ст. Новоплатнировская, ул. Ленина 131, составленного от имени Белаш Е.А по адресу: ст. Новоплатнировская, ул. Чкалова, 7, от составленного от имени Трофименко Л.И. по адресу с. Новоплатриовская, ул. Комсомольская, 19 - не являются местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов. В связи с чем указанные акты от 18.08.2023 также не могут быть обоснованы в связи с отсутствием схемы размещения и утвержденных оборудованных мест (площадок) сбора и накопления ТКО в станице Новоплатнировская. Доказательств обратного министерство не представило.
С учетом указанного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края отсутствовали основания для лишения ООО "Чистая станица" статуса регионального оператора, а те нарушения, которые имели место (вывоз ТКО с мест, не являющимися официально мусорными площадками), на один день, не соответствуют последствиям в виде лишения статуса регионального оператора.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что незаконное лишение заявителя статуса регионального оператора по Староминской зоне деятельности Краснодарского края нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку лишает его права обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории указанного субъекта Российской Федерации, лишает его права заключать с собственниками твёрдых коммунальных отходов договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2023 по делу N А32-58015/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-58015/2023
Истец: ООО "Чистая линия", ООО "ЧИСТАЯ СТАНИЦА"
Ответчик: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края