г. Ессентуки |
|
3 октября 2023 г. |
Дело N А15-6004/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.10.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., при участии представителей государственного унитарного предприятия Республики Дагестан "Башлыкентский" - Шихкаибова М.А. (доверенность от 14.09.2023), и.о. директора Омарова М.З. (приказ от 03.03.2022 N 05-22-23л/22), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Дагестан "Башлыкентский" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.07.2023 по делу N А15-6004/2022 по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ИНН 0562044341, ОГРН 1020502625615) к государственному унитарному предприятию Республики Дагестан "Башлыкентский" (ИНН 0515002728, ОГРН 1020500991720) о взыскании субсидий, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требований относительно предмета спора, Счетная палата Республики Дагестан, Комитет по виноградарству и алкогольному регулированию Республики Дагестан, Ахмедова Кепия Абдуллаевна, Зайнутдинов Багатыр Гасанович, Гамидов Абдулхалик Абдурахманович, Агаев Магомед Исаевич, Минатуллаев Казим Джабраилович,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию "Башлыкентский" (далее - Предприятие) о взыскании 15688961р субсидий.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Счетная палата Республики Дагестан (далее - Счетная палата); Комитет по виноградарству и алкогольному регулированию Республики Дагестан (далее - Комитет); Ахмедова Кепия Абдуллаевна; Зайнутдинов Багатыр Гасанович; Гамидов Абдулхалик Абдурахманович; Агаев Магомед Исаевич; Минатуллаев Казим Джабраилович.
Решением суда от 10.07.2023 требования Министерства удовлетворены, с Предприятия в пользу Министерства взыскана субсидия в размере 15688961р, выплаченная в 2018-2020 годах на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками и на 1 кг винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку. Также с Предприятия в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 101445р.
Не согласившись с решением суда, Предприятие обжаловало его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда первой инстанции, принято по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В дополнениях к апелляционной жалобе указывает на утрату Министерством возможности взыскания субсидии.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От Счетной палаты и Министерства поступили отзывы на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения.
До начала судебного заседания от Счетной палаты поступило ходатайство об отложении судебного заседания либо объявления перерыва. Ходатайство мотивировано занятостью своего представителя в другом судебном процессе.
Протокольным определением суда отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания. Указанные в ходатайстве доводы не препятствуют рассмотрению дела. Направляя своего представителя в другое судебное заседание, Счетная палата реализовала свое процессуальное право на участие в судебном процессе. Счетной палатой не приведены обстоятельства, указывающие на то, что явка его представителя будет способствовать более полному и объективному исследованию обстоятельств дела. Не указано на наличие конкретных документов (доказательств), имеющих значение для правильного рассмотрения дела, а также обоснование причины непредставления документов (доказательств) заблаговременно, до начала судебного заседания. В ходатайстве не содержится сведений о возможности представления новых доказательств с обоснованием невозможности их представления заблаговременно до начала судебного заседания. Явка представителя Счетной палаты в заседание суда апелляционной инстанции не была признана обязательной. Вместе с тем, позиция Счетной палаты изложена в отзыве на апелляционную жалобу. Новых доводов относительно предмета спора не приведено. Препятствия для рассмотрения апелляционной жалобы отсутствуют, материалы дела содержат достаточно доказательств для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства и третьих лиц.
Представители Предприятия в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, просят решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований Министерства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Предприятия, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с планом работы на 2021 год Счетной палатой проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию подпрограмм "Развитие отраслей агропромышленного комплекса", "развитие мелиорации сельскохозяйственных земель" государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия". В рамках указанного мероприятия и на основании обращения граждан с. Башлыкент Каякентского района Республики Дагестан Счетной палатой проведена проверка целевого и эффективного использования средств субсидий, выделенных Предприятию на закладку и уход за виноградниками в 2018 -2020 годах. По результатам проверки Счетная палата пришла к выводу о том, что получатель субсидий представил в Министерство ложные сведения об отсутствии у него задолженности по уплате налогов и сборов, а также документы, подтверждающие фактически понесенные расходы и факт реализации винограда, произведенного не самим получателем, а физическими лицами, с которыми он заключил притворные договоры подряда, которые в действительности являлись договорами аренды земельных участков, в связи с чем субсидии, полученные в 2018,2019 годах, в сумме 14811486р и в 2020 году в сумме 877475р подлежат взысканию в республиканский бюджет (акт проверки от 06.09.2021).
В адрес Министерства направлено представление от 22.11.2021 N 88пр-05, в котором в числе других требований указано принять меры по устранению выявленных нарушений, в том числе и обеспечить восстановление в республиканский бюджет средств субсидий, использованных не по целевому назначению или в нарушение действующих нормативных правовых актов Республики Дагестан.
Во исполнение указанного представления Министерством в адрес Предприятия направлена претензия от 13.12.2021 N 10-37/632 с требованием о возврате субсидий в сумме 15688961р, которая оставлена без удовлетворения.
Поскольку сумма субсидии в добровольном порядке Предприятием не возвращена, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает основания расторжения договора, в том числе в одностороннем порядке, в случаях, предусмотренных законом или договором.
Как следует из подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", постановления Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы", постановлением Правительства Республики Дагестан от 14.02.2017 N 29 утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Дагестан на закладку и уход за виноградниками (далее - Порядок N 29/1) и Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Дагестан на 1 килограмм реализованного на переработку винограда собственного производства (далее - Порядок N 29/2).
Порядок N 29/1 регламентирует предоставление субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Дагестан, при наличии у них площадей виноградников: организациям и индивидуальным предпринимателям - за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан; гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, - за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан (пункт 1 Порядка N 29/1).
Согласно пункту 2 Порядка N 29/1 главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Дагестан, осуществляющим предоставление субсидий на закладку и уход за виноградниками, является Министерство.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 29/2 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях осуществления закладки и ухода за молодыми виноградниками до начала периода их товарного плодоношения по ставкам на 1 гектар.
Пунктом 15 Порядка N 29/1 определено, что возврату в доход республиканского бюджета Республики Дагестан подлежат субсидии в случаях: несоблюдения целей и условий предоставления субсидии; установления факта предоставления ложных сведений в целях получения субсидии; образования остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году; недостижения показателей результативности использования субсидии, установленных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан в Соглашении в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.
В 2018,2019,2020 годах Предприятием были получены субсидии на общую сумму 15688961р, в том числе: в 2018 году 5742000р на закладку и уход за виноградниками; в 2019 году 9069486р, из них 8071950р на закладку и уход за виноградниками и 997536р на 1 кг реализованного на переработку винограда собственного производства; в 2020 году 877475р на 1 кг реализованного на переработку винограда собственного производства. Указанные субсидии были перечислены Предприятию на основании заключенных соглашений о предоставлении субсидий и в соответствии распоряжениями Министерства от 13.12.2018 N 07/1-02/217, от 24.09.2019 N 05-01/139, от 10.09.2019 N 05-1/127 и от 11.06.2020 N 05-02/45.
Субсидии, полученные в 2018,2019 годах, предоставлялись в соответствии с Порядком N 29/1 и Порядком N 29/2. Предприятие приняло на себя обязательства по исполнению условий получения субсидии, вместе с тем, надлежащим образом условия получения субсидии не были выполнены, предъявленные к возмещению затраты на закладку и уход за виноградниками фактически понесены не самим получателем субсидий, а иными лицами. Реализованный Предприятием виноград не является виноградом собственного производства, а выращен и собран другими лицами.
Между Предприятием (заказчик) и Ахмедовой К.А. (подрядчик) заключен договор на выполнение подрядных работ по закладке многолетних насаждений и их выращиванию сельскохозяйственной продукции от 26.12.2016. По условиям договора подрядчик за счет собственных средств выполняет работы по закладке виноградников и выращиванию на земельном участке заказчика площадью 6 га. В частности подрядчик обязан произвести закладку многолетних насаждений в течение года после заключения договора за счет собственных средств, производить уход за ними и осуществить сбор урожая в течение срока действия договора. После вступления многолетних насаждений в полное плодоношение собранный урожай сдавать заказчику или урожай подлежит свободной реализации.
На аналогичных условиях заключен договор на выполнение подрядных работ по закладке многолетних насаждений и выращиванию сельскохозяйственной продукции от 03.09.2019 между Предприятием и Зайнутдиновым Б.Г., от 10.06.2017 с Гамидовым А.А., от 31.03.2017 с Агаевым М.И., Минатуллаевым К.Д.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что земельные участки Предприятия фактически переданы в аренду физическим лицам - жителям с. Башлыкент, которые обязаны осуществить за счет собственных средств на арендованном земельном участке закладку виноградника и до их товарного плодоношения оплачивать арендную плату по 1500р за га, а после расчеты производить за счет субсидий, полученных предприятием от реализованного урожая.
Данный вывод также подтверждается полученными Счетной палатой в ходе проверки документами: справкой по причитающим субсидиям Предприятия на 1 кг сданного на переработку винограда за 2019 год, в которой указан список физических лиц, которым следует распределить полученные предприятием субсидии; справкой об оплатах за использование сельскохозяйственных земель под многолетние насаждения Предприятия, в которой пофамильно указаны оплаченные суммы; актом сверки взаиморасчетов между Предприятием и Гаджиевым Г.Г. по договору от 21.06.2017; платежными ведомостями на выдачу субсидии по возмещению части затрат на 1 кг реализованного винограда; заявлениями о перерасчете выплачиваемых сумм субсидий.
В судебном заседании суда первой инстанции третьи лица пояснили, что в штате Предприятия нет ни одного работника, кроме директора, заместителя и главного бухгалтера. Все земли Предприятия, находятся в аренде у жителей с. Башлыкент, которые сами заложили виноградники, ухаживают за ним. Поскольку они в силу закона не могут претендовать на получение соответствующих субсидий из республиканского бюджета нужные документы для получения субсидий были оформлены от имени Предприятия, а полученные субсидии должны были распределяться с учетом порядка расчетов, предусмотренного договорами.
Согласно пункту 16 Порядка 29/2 возврату в доход республиканского бюджета Республики Дагестан подлежат субсидии в случаях: несоблюдения целей и условий предоставления субсидии; установления факта представления ложных сведений в целях получения субсидии; в случае недостижения показателей результативности предоставления субсидии, установленных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан в Соглашении в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка. В случае установления факта, предусмотренного абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, получатель возвращает 100 процентов суммы полученной субсидии. В случае недостижения показателей результативности использования субсидии получатель субсидии осуществляет возврат субсидии в республиканский бюджет Республики Дагестан в размере суммы, рассчитанной по установленной формуле.
В рассматриваемом деле, Предприятием в адрес Министерства представлялись ложные сведения в части самостоятельного выполнения работ и несения расходов на закладку и уход за виноградниками, в то время как сами работы выполнены не самим предприятием, а физическими лицами.
Исковые требования Министерства следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме
Применение к Предприятию такой санкции как изъятие бюджетных средств, отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий.
Предприятие, осуществляя производственную деятельность, как самостоятельный участник гражданского оборота, вступая в правоотношения с уполномоченными органами по вопросам предоставления мер государственной поддержки, несет риск наступления неблагоприятных последствий, вызванных распоряжением своими гражданскими правами.
В жалобе Предприятия, а также дополнениях к жалобе, не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции. Иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Отсутствие со стороны Счетной палаты и Министерства претензий к выполненным работам по закладке и уходу за виноградниками, не влияет на обязательность выполнения Предприятием взятых на себя обязательств.
Доводы жалобы о выполнении всего объема работ по закладке и уходу за виноградниками, неприменимы к спорным правоотношениям. Материально-правовые основания заявленных требований базируются на нормах бюджетного законодательства, не связаны с нормативными положениями главы 59 ГК РФ "Обязательства вследствие причинения вреда".
Доводы об отсутствии в решении суда вывода суда относительно приведенных в отзыве на исковое заявление доводов, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку неотражение всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны в тексте судебного акта не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки со стороны суда.
Доводы о применении сроков исковой давности по субсидиям, полученным в 2018 году отклоняются как несостоятельные, поскольку для получения субсидий Предприятием были представлены все документы по перечню и до получения представления Счетной палаты от 22.11.2021. Министерству не были известны установленные Счетной палатой в ходе проверки обстоятельства. Соответственно трехлетний срок давности в данном случае не пропущен.
С исковым заявлением Министерство обратилось в суд 19.10.2022, то есть в пределах трехгодичного срока. Кроме того, вопреки доводам жалобы, трехгодичный срок не истек и с даты вынесения заместителем Прокурора Республики Дагестан представления от 04.12.2019 N 7/2-29-2019 "Об устранении нарушений законодательства в сфере управления деятельностью унитарных предприятий".
Довод ответчика об отсутствии у Министерства права на подачу искового заявления в связи с передачей Комитету полномочий в сфере виноградарства и виноделия, отклоняется, при этом апелляционный суд принимает во внимание содержанея Указа Главы Республики Дагестан от 12.10.2021 N 178 и условий соглашений о предоставлении субсидий.
Субсидии на закладку и уход за виноградниками получены Предприятием из соответствующего республиканского бюджета в рамках государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673, в соответствии с действовавшими в тот период правилами предоставления субсидий на закладку и по уходу за виноградниками. При разрешении настоящего спора в суде первой инстанции, как видно из материалов дела, взысканные Министерством (ранее предоставленные этим же Министерством) суммы возвращаются в тот же бюджет.
Ранее указанные субсидии были перечислены на основании заключенных соглашений о предоставлении субсидий и в соответствии распоряжениями Министерства от 13.12.2018 N 07/1-02/217, от 24.09.2019 N 05-01/139, от 10.09.2019 N 05-1/127 и от 11.06.2020 N 05-02/45.
Министерством заявление подано о взыскании субсидий в размере 15688961р, выплаченных Предприятию в 2018-2020 годах, в целях устранения нарушений, выявленных Счетной палатой по итогам контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию подпрограмм "Развитие отраслей агропромышленного комплекса", "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель" государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (представление Счетной палаты Республики Дагестан от 22.11.2021 N 88пр-05).
Таким образом, Министерство, обращаясь в суд с исковым заявлением, реализовало свои права в рамках нормативных актов, действовавших на момент заключения соглашений о предоставлении субсидий и их перечисления получателю субсидий, а также во исполнение представления Счетной палаты.
Указом Главы Республики Дагестан от 12.10.2021 N 178 предусмотрено образование Комитета по виноградарству и алкогольному регулированию Республики Дагестан, с передачей ему функций Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан в сфере виноградарства, производства и оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции. В данном Указе отсутствует норма о придании ему обратной силы (распространение его действия на правоотношения, возникшие до его принятия).
Таким образом, функции в сфере виноградарства от Министерства переданы Комитету с 12.10.2021.
Субсидии Министерством были предоставлены Предприятию в 2018, 2019 и 2020 годах, то есть до передачи указанных функций. Указанное свидетельствует о том, что в данном споре нарушены именно права и законные интересы Министерства, предоставившего оспариваемые субсидии, а не Комитета, который впоследствии стал исполнять указанные полномочия, но ни в каких правоотношениях с ответчиком не состоял и, следовательно, не является стороной спора.
Комитет, являясь участником по делу, каких-либо возражений не выразил.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Предприятием нарушены права и законные интересы Комитета по виноградарству и алкогольному регулированию РД в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе тем обстоятельством, что взысканные суммы возвращаются в тот же бюджет посредством удовлетворения иска Министерства. Кроме того, подача иска именно Комитетом, а не Министерством, не влияет на обязанность Предприятия вернуть денежные средства, и не влияет на правильное рассмотрение судом первой инстанции спора по существу - денежные средства получены Предприятием из соответствующего бюджета и подлежат возврату в соответствующий бюджет, при этом Комитетом, как лицом участвующим в деле, каких-либо возражений и/или требований при рассмотрении дела не заявлялось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.07.2023 по делу N А15-6004/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-6004/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ответчик: ГУП "Башлыкентский"
Третье лицо: Агаев Магомед Исаевич, Ахмедова Кепия Абдуллаевна, Гамидов Абдулхалик Абдурахманович, Зайнутдинов Багатыр Гасанович, Комитет по виноградарству и алкогольному регулированию РД, КОМИТЕТ ПО ВИНОГРАДАРСТВУ И АЛКОГОЛЬНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, Минатуллаев Казим Джабраилович, Счетная Палата Республики, СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН