город Омск |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А70-691/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тихоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3334/2024) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.02.2024 по делу N А70-691/2024 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399, адрес: 628406, город Сургут, улица Университетская, дом 4; 625002, город Тюмень, улица Даудельная, 44) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58а), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Рахимова Радика Юсубовича, о признании недействительным постановления от 28.12.2023 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-570/2023 об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Долганов Николай Павлович по доверенности от 04.04.2023 N 87829 сроком действия по 16.09.2024;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, Общество, сетевая организация, АО "Россети Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России, Управление, административный орган) о признании недействительным постановления от 28.12.2023 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-570/2023 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Рахимов Радик Юсубович (далее - третье лицо, Рахимов Р.Ю.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.02.2024 по делу N А70-691/2024 постановление Тюменского УФАС России от 28.12.2023 по делу N 072/04/9.21-570/2023 изменено в части назначения административного наказания, административный штраф снижен с 700 000 руб. до 350 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Обществом обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель, ссылаясь на положения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указывает, что при проведении данных работ филиал Общества столкнулся с непредвиденными трудностями, что вызвало превышение сроков выполнения мероприятий по договору. АО "Россети Тюмень" ссылается на то, что увеличение сроков выполнения мероприятий было обусловлено отказом подрядных организаций от участия в закупках, вызванным сложной экономической ситуацией. 27.11.2023 АО "Россети Тюмень" были выполнены мероприятия по технологическому присоединению.
АО "Россети Тюмень" ссылается на малозначительность допущенного нарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Тюменское УФАС России, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель АО "Россети Тюмень" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя АО "Россети Тюмень", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 11.07.2023 между АО "Россети Тюмень" и Рахимовым Р.Ю. был заключен договор от 27.06.2023 Т13/23/4946-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя: Малоэтажная жилая застройка (индивидуальный жилой дом, садовый, дачный дом), расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Борки, ул. Луговая, кадастровый номер земельного участка 72:17:0504001:1971, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт., со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 30 рабочих дней, в соответствии с абзацем 2 подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения).
В Управление поступило обращение Рахимова Р.Ю. на действия Общества, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В связи с поступившим обращением Управлением по данному факту было возбуждено дело N 072/04/9.21-570/2023 об административном правонарушении и проведено административное расследование.
В ходе проведения административного расследования Управлением установлено, что в нарушение Правил технологического присоединения, Обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
11.12.2023 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-570/2023.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, заместителем руководителя Управления, 28.12.2023 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-570/2023 об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
В свою очередь, Общество, не согласившись с выводами, изложенными в постановлении о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным и отмене указанного постановления.
28.02.2024 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое АО "Россети Тюмень" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона руб.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается, в том числе в несоблюдении лицом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Субъектами административной ответственности могут выступать должностные лица и юридические лица.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения.
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
В силу абзаца 12 пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил.
В силу абзаца 2 подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:
технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже;
расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров;
отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя;
от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности);
при несоблюдении любого из условий, предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего подпункта, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Материалами дела подтверждено, что между АО "Россети Тюмень" и Рахимовым Р.Ю. заключен договор от 27.06.2023 Т13/23/4946-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 30 рабочих дней, в соответствии с абзацем 2 подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 23 договора он считается заключенным со дня оплаты заявителем счета. Счет был оплачен Рахимовым Р.Ю. 11.07.2023, следовательно, мероприятия по технологическому присоединению должны быть выполнены в срок не позднее 22.08.2023.
Как следует из материалов дела и заявителем подтверждается, что фактически мероприятия по технологическому присоединению выполнены только 27.11.2023, то есть с нарушением установленного срока.
Указанные обстоятельства являются нарушением Правил N 861, в части нарушения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, и образуют в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку, как следует из материалов дела, до совершения спорного правонарушения Общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения (постановление Тюменского УФАС России от 18.01.2022 N 072/04/9.21-567/2021, оставленное в силе судами первой и апелляционной инстанции, вступило в законную силу 02.08.2022. Административный штраф уплачен Обществом 29.08.2022. Соответственно, АО "Россети Тюмень" считается подвергнутым административному наказанию с 02.08.2022 по 29.08.2023).
Из процессуальной позиции АО "Россети Тюмень" следует, что Общество не оспаривается обстоятельства заключения договора с третьим лицом, однако ссылается на то, что увеличение сроков выполнения мероприятий было вызвано отказом подрядных организаций от участия в закупках, вызванным сложной экономической ситуацией.
Суд апелляционной инстанции не признает доводы АО "Россети Тюмень" в качестве обоснованных, поскольку в силу абзаца второго пункта 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным. Исполнение требований Правил N 861 является для Общества обязательным, в том числе соблюдения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Обстоятельства проведения закупок находятся в зоне контроля, а, соответственно, ответственности АО "Россети Тюмень". При этом Общество не лишено возможности получения необходимых лицензий, набора штатных сотрудников и самостоятельного выполнения работ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, и учитывая, что до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы о том, что выполнение АО "Россети Тюмень" мероприятий по технологическому присоединению позже срока, установленного Правилами технологического присоединения, не причинило и не могло причинить реальный ущерб интересам граждан, общества и государства, не привело к иным негативным последствиям, а также не создало существенной опасности охраняемым общественным отношениям, в силу чего является малозначительным по следующим мотивам.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усматривает оснований для вывода о малозначительности вмененного деяния, так как материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Напротив, АО "Россети Тюмень" многократно привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в связи с нарушением срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Утверждение АО "Россети Тюмень" о том, что чьи-либо интересы не были затронуты или нарушены, является ошибочным, так как нарушение установленных сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению напрямую нарушает интересы третьего лица, обратившегося с жалобой на бездействие АО "Россети Тюмень".
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Суд первой инстанции пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 350 000 руб.
Какие-либо мотивированных доводов несогласия с применением судом первой инстанции пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижением размера административного штрафа до 350 000 руб. ни податель апелляционной жалобы, ни Управление не приводит, в силу чего данные выводы предметом апелляционного обжалования не являются, в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции (пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.02.2024 по делу N А70-691/2024 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-691/2024
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Рахимов Р.Ю.