город Омск |
|
03 октября 2023 г. |
Дело N А75-1827/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Аристовой Е.В., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8285/2023) индивидуального предпринимателя Алиева Габила Исман оглы на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2023 по делу N А75-1827/2023 (судья Голубева Е.А), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Алиева Габила Исман оглы (ОГРНИП 304860208900122, ИНН 860221009636) к муниципальному казенному учреждению "Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса" (ОГРН 1028600581855, ИНН 8602000411628403, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут улица 30 лет Победы, дом 17) о признании незаконным отказа от 25.11.2022 N 50-02- 5929/2 и к Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249628408, адрес: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Энгельса, дом 8) о признании незаконным отказа от 24.01.2023 N 01-02- 727/3, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта без проведения аукциона, при участии заинтересованных лиц: уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Карла Маркса, дом 14, каб. 415), индивидуального предпринимателя Гусейнова Магамеда Гаджан оглы (ОГРНИП 308860215900027, ИНН 860233365452),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Алиев Габил Исман оглы (далее - заявитель, ИП Алиев Г.И., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса" (далее - заинтересованное лицо, МКУ "ДДТИЖКК", учреждение) о признании незаконным отказа от 25.11.2022 N 50-02-5929/2 и к Администрации города Сургута (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа от 24.01.2023 N 01-02-727/3, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения с ним договора на право размещения нестационарного торгового объекта (далее - НТО) без проведения аукциона.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ХМАО - Югре, индивидуальный предприниматель Гусейнов Магамед Гаджан оглы (далее - ИП Гусейнов М.Г.).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2023 по делу N А75-1827/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Алиев Г.И. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что договор на размещение остановочного комплекса с торговой площадью (автопавильон) от 17.12.2021 N 27 заключен с предпринимателем на законных основаниях; предприниматель не нарушал условия договора: своевременно вносил арендную плату, содержал нестационарный торговый объект за счет собственных финансовых средств в зоне санитарной ответственности в соответствии со схемой размещения объекта, содержал прилегающую территорию в надлежащем санитарном и техническом состоянии.
В письменном отзыве Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ХМАО - Югре поддержал правовую позицию ИП Алиева Г.И., просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционною жалобу предпринимателя -удовлетворить.
Администрация и МКУ "ДДТИЖКК" в письменных отзывах не согласились с доводами подателя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционною жалобу предпринимателя -без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в ХМАО - Югре поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.
Между МКУ "ДДТИЖКК" и ИП Гусейновым М.Г. заключен договор от 25.01.2018 N 1 на размещение остановочного комплекса (автопавильона) на территории города Сургута. Указанный торговый павильон расположен по адресу: микрорайон 17, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 3, остановка городского общественного транспорта "Спорткомплекс", имеет площадь 28,7 кв.м. Срок действия договора установлен с 26.12.2017 по 26.12.2022 (пункты 1, 2, 3 договора).
ИП Алиев Г.И. по договору купли-продажи от 01.12.2021 приобрел у ИП Гусейнова М.Г. указанный выше нестационарный торговый объект.
17.12.2021 МКУ "ДДТИЖКК", действующее от имени муниципального образования город Сургут, и ИП Алиев Г.И. на основании пункта 21 раздела III Приложения N 1 к постановлению Администрации города Сургута от 09.11.2017 N 9589 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Сургута" (в редакции постановления Администрации города Сургута от 10.09.2019 N 6675) (далее - Положение N 9589) заключили договор N 27 на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, микрорайон 17, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 3, остановка городского общественного транспорта "Спорткомплекс" (в схеме НТО N 140) на период с 01.12.2021 по 25.12.2022 (пункты 1, 2, 3 договора).
28.10.2022 ИП Алиев Г.И. обратился в МКУ "ДДТИЖКК" с заявлением о заключении договора на размещение вышеуказанного нестационарного торгового объекта без проведения аукциона на новый срок.
Письмом от 25.11.2022 N 50-02-5929/2 МКУ "ДДТИЖКК" отказало в заключении договора без проведения аукциона со ссылкой на письмо Департамента городского хозяйства Администрации города Сургута от 23.11.2022 N 09-02-8546/2, в котором указано, что пунктом 1 Положения N 9589 установлено, что заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона на новый срок возможно в случае размещения НТО, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном схемой размещения, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполняющим свои обязательства по действующему договору на размещение (перечислены в пункте 2 Положения N 9589) и подавшим письменное заявление в течение двух месяцев до даты окончания срока действия договора. Однако в отношении хозяйствующих субъектов, купивших НТО (остановочный комплекс) до 30.08.2020 (постановлением Администрации города от 20.08.2020 N 5802 в Положение N 9589 внесены изменения) действовал пункт 21 Положения: в случае передачи прав собственности на НТО третьему лицу с новым собственником НТО по его письменному заявлению заключается договор на размещение без проведения аукциона в пределах срока и на условиях ранее заключенного договора при условии сохранения специализации НТО. По истечении срока действия договора на размещение заключение договора на размещение на новый срок без проведения аукциона не допускается (за исключением случаев универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица). Место подлежит освобождению от НТО с приведением земельного участка/муниципального имущества (части автомобильной дороги) в первоначальное состояние. Освобожденное место предоставляется для размещения НТО по итогам аукциона.
Заявитель указывает, что 27.12.2022 ему вручено уведомление N 50-02-6525/2 о демонтаже вышеупомянутого НТО.
Кроме того, предприниматель обратился в Администрацию в январе 2023 года с заявлением о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона (т.1 л.д. 31-32).
Администрация письмом от 24.01.2023 отказала заявителю в заключении договора, ссылаясь на пункт 21 Положения N 9589, в соответствии с которым по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта заключение договора на новый срок без проведения аукциона не допускается.
Полагая, что отказы МКУ "ДДТИЖКК" и Администрации в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона на новый срок являются незаконными, ИП Алиев Г.И. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
19.06.2023 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6).
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена постановлением Администрации города Сургута от 03.04.2012 N 2199. Под номером 140 в схему включен торговый павильон, принадлежащий, ИП Алиеву Г.И.
Статьей 6 Закона N 381-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия по разработке и принятию законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
С 01.03.2015 в главу V.6 ЗК РФ внесены положения, касающиеся размещения НТО на условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Данными положениями ЗК РФ, как и иным федеральным законодательством, не исключается возможность размещения НТО на землях и земельных участках, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, с предоставлением земельного участка (на основании договора аренды).
В то же время согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений.
В соответствии с положениями ЗК РФ, с учетом изменений, вступивших в законную силу 01.03.2015, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в том числе в случае, если земельный участок предоставляется хозяйствующему субъекту в аренду для размещения НТО), в том числе по истечении срока его использования (указанного в договоре аренды), по общему правилу, осуществляется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
В случае заключения иных договоров на право размещения НТО (отличных от договора аренды земельного участка) порядок предоставления права на размещение НТО определяется органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках их полномочий.
Порядок размещения НТО на территории города Сургута установлен Положением N 9589.
Согласно пункту 1 раздела III Положения N 9589 размещение НТО на территории города осуществляется на основании схемы размещения НТО на территории муниципального образования городской округ город Сургут, состоящей из двух разделов, утвержденной муниципальным правовым актом, с заключением договоров на размещение НТО.
В силу абзаца второго пункта 17 раздела III Положения N 9589 договоры на размещение НТО заключаются по результатам проведения открытого аукциона.
Таким образом, нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, принятым в пределах предоставленных ему полномочий, предусмотрено заключение договора на право на размещение НТО только на конкурсной основе.
Положением N 9589, действовавшим на дату заключения договора от 25.01.2018 N1, было предусмотрено, что хозяйствующий субъект вправе передать НТО в аренду, безвозмездное пользование третьим лицам с предварительного письменного уведомления уполномоченного органа при условии сохранения арендатором специализации нестационарного торгового объекта (пункт 20 раздела III Положения N 9589).
Однако постановлением Администрации города Сургута от 20.08.2020 N 5802 в пункт 20 раздела III Положения N 9589 внесены изменения, в соответствии с которыми запрещена передача нестационарного торгового объекта в аренду, а также в безвозмездное пользование третьим лицам в течение всего срока действия договора на размещение. В случае передачи нестационарного торгового объекта в аренду, безвозмездное пользование третьим лицам договор на размещение подлежит расторжению.
Разделом III Положения N 9589 (в редакции, действовавшей на момент заключения с заявителем договора от 17.12.2021 N 27) было предусмотрено, что в случае передачи прав собственности на НТО третьим лицам договор на размещение с новым собственником не заключается, за исключением случаев универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица); место подлежит освобождению от нестационарного торгового объекта с приведением земельного участка, муниципального имущества (части автомобильной дороги) в первоначальное состояние; освобожденное место предоставляется для размещения нестационарного торгового объекта по итогам аукциона.
Аналогичные правила предусматривала редакция пункта 21 раздела III Положения N 9589 и на момент обращения предпринимателя с заявлением в учреждение 28.10.2022 и принятия МКУ "ДДТИЖКК" оспариваемого по настоящему делу отказа.
Таким образом, заключая договор от 17.2.2021 N 27 на основании пункта 21 раздела III Положения N 9589, предприниматель должен был осознавать, что по истечении срока его действия возможность заключения нового договора на размещение НТО без проведения аукциона исключена.
Тот факт, что на момент заключения договора от 25.01.2018 N 1 с ИП Гусейновым Г.М. Положение N 9589 не предусматривало ситуации, при которой в случае передачи прав собственности на НТО третьим лицам договор на размещение с новым собственником не заключается, а место подлежит освобождению от нестационарного торгового объекта и освобожденное место предоставляется для размещения НТО по итогам аукциона, не свидетельствует о незаконности оспариваемых отказов, поскольку они приняты в соответствии с требованиями законодательства, действующего как на момент заключения с предпринимателем договора на размещение НТО, так и на момент его обращения к заинтересованным лицам с заявлениями о заключении нового договора аренды без проведений аукциона.
В рассматриваемом случае личность победителя аукциона имеет существенное значение, поскольку согласно пункту 13 Порядка организации и проведения открытого аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Сургута, утвержденного Постановлением N 9589 в действовавшей в период заключения спорного договора редакции, заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: 1) несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям аукционной документации; 2) непредставление для участия в аукционе документов, предусмотренных пунктом 7 настоящего порядка и являющихся обязательными; 3) отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений о заявителе; 4) при наличии задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в государственные внебюджетные фонды, срок исполнения по которым наступил и в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) деятельность заявителя приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; 6) заявитель находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства.
При этом с точки зрения исполнения договора передача прав пользования НТО путем замены лица в основном обязательстве или путем передачи лицом, выигравшим конкурс, своих прав пользования на основании заключенного между победителем и третьим лицом самостоятельного договора имеет одни и те же фактические последствия: пользование осуществляет не то лицо, которое прошло конкурсный отбор, право предоставлено в обход конкурсных процедур.
Отклоняя доводы заявителя о том, что он не является новым собственником НТО, поскольку договор на размещение остановочного комплекса с ним уже был заключен, он соблюдал все условия договора и имеет право на преимущественное заключение договора на новый срок, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с Приложением N 5 к Положению N 9589 заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - договор на размещение) без проведения аукциона возможно в случае размещения на новый срок нестационарного торгового объекта, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном схемой размещения, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполняющим свои обязательства по действующему договору на размещение, договору аренды муниципального имущества (части автомобильной дороги) для размещения остановочного комплекса (павильона) (далее - договор аренды муниципального имущества).
Заявление о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Сургута без проведения аукциона (далее - заявление) подается в письменном виде в течение двух месяцев до даты окончания срока действия договора по форме согласно приложению к настоящему порядку.
Вместе с тем, вопреки доводам заявителя и уполномоченного по защите прав предпринимателей в ХМАО - Югре, данные нормы не подлежат применению к рассматриваемой ситуации, поскольку заключение договора с ИП Алиевым Г.И., который приобрел НТО у ИП Гусейнова М.Г., противоречило пункту 21 Положения о размещении НТО, устанавливающему прямой запрет на заключение договоров без проведения торгов, в связи с чем ссылка на этот договор неправомерна.
Поскольку ИА Алиев Г.И. не имел права на заключение с ним договора на размещение НТО без проведения торгов как 17.12.2021, так и после окончания срока действия договора N 27, отказы Администрации и МКУ "ДДТТЖКК" в заключении договора на размещение объекта на новый срок являются законными и обоснованными.
Между тем указанное не лишает заявителя права участвовать в торгах на размещение объекта, если таковые будут проводиться Администрацией города Сургута.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного предпринимателем требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2023 по делу N А75-1827/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1827/2023
Истец: Алиев Габил Исман оглы
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДИРЕКЦИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА"
Третье лицо: Гусейнов Магамед Гаджан оглы, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре