г. Ессентуки |
|
3 октября 2023 г. |
Дело N А63-6650/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объёме 03.10.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Мишина А.А., судей: Демченко С.Н. и Счетчикова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чакаловой В.А., при участии в судебном заседании представителей: от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601943814, ИНН 2635048440) - Федоренко А.В. (доверенность от 12.12.2022), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Солнечный дар" (Изобильненский городской округ, ст-ца Новотроицкая, ОГРН 1152651007838, ИНН 2607000485) - Бабаева И-Е.Т. (доверенность от 10.01.2022), от третьего лица - акционерное общество "Газпром газораспределение Ставрополь" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601966551, ИНН 2635014240) - Шишова В.С. по доверенности от 10.01.2023 N 81, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.07.2023 по делу N А63-6650/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Солнечный дар" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по оплате поставленного природного газа по договору поставки газа от 17.10.2022 N 35-1-0034/23, за период с 01.01.2023 по 31.01.2023 в размере 17 129 225 руб.85 коп., расходов по уплате государственной пошлины в сумме 108 646 рублей (с учётом принятых уточнений в порядке статьи 49 арбитражного процессуального кодекса российской Федерации).
Решением от 13.07.2023 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств наличия долга по услуге - транспортировка газа.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению заявителя, суд не учел, что стороны согласовали стоимость услуг за транспортировку газа с применением тарифа и специальной надбавки, определенной Правительством Российской Федерации. Также апеллянт считает, что протяженность не имеет значения при определении стоимости услуг для ответчика, поскольку последний не является газораспределительной организацией и ему не утвержден тариф на транспортировку газа.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru/ в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представители истца и третьего лица поддержали доводы жалобы, указали, что расчет задолженности произведен в соответствии с положениями законодательства, сослались на судебную практику.
Представитель ответчика поддержала доводы отзыва, считала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев ходатайство истца об истребовании документов в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по результатам рассмотрения обращения ответчика по вопросу применения тарифа на транспортировку газа, суд апелляционной инстанции считает не подлежащим удовлетворению, поскольку безусловных оснований для истребования документов не приведено, при этом должная оценка обстоятельств настоящего спора возможна, исходя из имеющихся в деле доказательств, с учетом принципов относимости и допустимости доказательств.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя сторон, проверив правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 13.07.2023 по делу N А63-6650/2023 в соответствии с требованиями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (поставщик) и ООО "Солнечный дар" (покупатель) заключен договор поставки газа от 17.10.2022 N 35-1-0034/23, по условиям которого поставщик обязался поставлять с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года газ горючий природный и/или горючий природный сухой отбензиненный (далее - газ), а Покупатель обязуется принимать и оплачивать газ (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.4 договора, договор возмездного оказания услуг по транспортировке газа с газораспределительной организацией - АО "Газпром газораспределение Ставрополь" (далее - ГРО) от границы газотранспортной системы ООО "Газпром трансгаз Ставрополь", включая газораспределительную станцию с сетями газораспределения ГРО до места передачи газа, указанного в пункте 2.2 договора, заключает поставщик.
В соответствии с пунктом 5.1 договора цена на газ в месте передачи формируется из регулируемой оптовой цены на газ, определенной по соглашению сторон в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Оптовая цена на газ, определяемая в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, согласована Сторонами на период действия настоящего Договора в размере утвержденного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) предельного максимального уровня оптовых цен на газ (без НДС). Кроме того, сверх цены на газ по договору к оплате предъявляется НДС по ставке, установленной законодательством Российской Федерации.
Порядок расчетов за поставленный газ определен пунктом 5.5 договора, в соответствии с которым покупатель оплачивает поставщику стоимость планируемых месячных поставок, рассчитанную как произведение планируемого объема месячной поставки газа предусмотренного договором, и цены газа, складывающейся из оптовой цены на газ в размере предельно максимального уровня оптовых цен на газ без учета фактической калорийности газа, а также услуг по его транспортировке, специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО и ПССУ, с учетом НДС, в следующие сроки: 35% стоимости планируемой месячной поставки газа в срок до 18 числа месяца поставки газа; 50% стоимости планируемой месячной поставки газа в срок до 18 числа месяца поставки газа.
Окончательный расчет за поставленный газ производится в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитываются как разница между фактической стоимостью газа, определенной на основании товарной накладной на отпуск газа по форме ТОРГ-12(газ), и ранее произведенными платежами.
Расчеты производятся перечислением денежных средств путем выписки покупателем платежных поручений. Обязательства покупателя по оплате считаются исполненными в момент поступления денежных средств на расчетный счет поставщика.
В период с 01.01.2023 по 31.01.2023 истец произвел поставку газа покупателю в объеме 14435,317 тыс. м3 на сумму 128703 006 рублей 73 копеек, в которую, в том числе, включена стоимость услуг по транспортировке газа, принятого покупателем в размере 17129 225 рублей 85 копеек, что подтверждается актом сдачи-приемки газа от 31.01.2023.
Транспортировка газа осуществляется через принадлежащую покупателю сеть и сети, принадлежащие на праве собственности АО "Газпром газораспределение Ставрополь", являющегося газораспределительной организацией.
Тариф на транспортировку газа для покупателя не утвержден, в связи с чем, при расчете стоимости услуг по транспортировке газа истцом применен тариф на транспортировку газа, установленный для АО "Газпром газораспределение Ставрополь" Приказом ФАС России от 16.11.2022 N 828/22 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям".
Кроме того в стоимость услуг по транспортировке газа покупателю включена специальная надбавка, установленная постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 22.12.2022 N 91/1 "Об установлении специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа для всех групп потребителей (кроме населения), предназначенных для финансирования краевой программы "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ставропольского края на 2022 -2031 годы", на 2023 год.
Покупатель внес оплату по договору только за поставку газа в размере 111573 780 рублей 88 копеек, оплату услуг по транспортировке газа, выполненных по договору в период с 01.01.2023 по 31.01.2023, произвел по тарифу для транспортировки газа в транзитном потоке.
По расчетам истца, с учетом уточнения требований, у покупателя перед поставщиком за указанный период образовалась задолженность по договору в размере 16 875886 рублей 04 копеек.
Отказ общества от оплаты задолженности в досудебном порядке послужил основанием для обращения истца с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 548 Кодекса предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539-547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств.
В силу статей 309, 310, 314 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении, Закон N 69-ФЗ) газоснабжением признается одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газоснабжающей организацией, поставщиком является собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.
Таким образом, газоснабжение включает в себя добычу природного газа, транспортировку природного газа по трубопроводам, хранение природного газа, поставку (реализацию) природного газа.
При этом поставка и транспортировка природного газа представляют собой самостоятельные виды деятельности, подлежащие раздельному учету.
В соответствии со статьей 8 Закона о газоснабжении ценовую политику, принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям определяет и устанавливает Правительство Российской Федерации.
Статьей 21 Закона о газоснабжении установлено, что оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, Законом о газоснабжении и другими федеральными законами.
В целях повышения надежности газоснабжения в Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации (далее - Правила N 162).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 162 транспортировка газа квалифицируется как перемещение и передача газа по газотранспортной системе.
Порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с данными Правилами (пункт 8 Правил N 162).
В силу пункта 31 Правил N 162 условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 N 411-э/7 утверждены Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - Методические указания), которые определяют принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации.
Пунктом 12 Методических указаний установлено, что на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя (здесь и далее под ними понимаются юридические и физические лица, использующие газ в качестве топлива и (или) сырья) устанавливается тариф на транспортировку до конечных потребителей (далее - тариф на транспортировку).
В зависимости от объемов потребления газа конечными потребителями размер тарифа на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей согласно приложению N 1 к Методическим указаниям.
Согласно пункту 18 Методических указаний на транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям данной ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО (далее - транспортировка газа в транзитном потоке), устанавливается отдельный тариф (далее - транзитный тариф).
Пунктом 51 Методических указаний предусмотрено, что в случае если протяженность транспортировки газа в транзитном потоке по газораспределительным сетям одной газораспределительной организации, в собственности которой или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети (далее - ГРО), составляет свыше 80% от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн. м3 - свыше 50% от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя), то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее тарифу на транспортировку (в этом случае применяется тариф на транспортировку, установленный для той группы, в объемный диапазон которой попадает прогнозный годовой объем транспортировки газа в транзитном потоке для поставки конечным потребителям, маршрут транспортировки газа до которых попадает под указанное условие). При этом общая стоимость оказанных услуг определяется исходя из фактического объема транзитной транспортировки газа.
В силу пункта 52 Методических указаний, в случае если суммарная протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя, составляет менее 20% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн. м3 - менее 50% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя), то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее транзитному тарифу.
При расчете транзитных тарифов и определении стоимости услуг по транспортировке газа в транзитном потоке не учитывается протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям, расположенным на земельных участках, на которых находится газоиспользующее оборудование потребителя газа, который является правообладателем указанных земельных участков, а также по газораспределительным сетям, тарифы на транспортировку газа по которым не установлены (пункт 54).
Из анализа пунктов 18, 29, 50 - 54 Методических указаний следует, что их положения по применению транзитного тарифа применяются в случае, когда транспортировка газа конечному потребителю осуществляется по сетям двух и более газораспределительных организаций, для которых тарифным органом утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа.
Потребитель газа - лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд (абзац одиннадцатый статьи 2 Закона о газоснабжении).
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний под конечными потребителями понимаются юридические и физические лица, использующие газ в качестве топлива и (или) сырья. Классификация групп конечных потребителей, отражающая объемные диапазоны таких групп и коэффициенты удельной сложности обслуживания системы газораспределения, приведена в приложении N 1 к Методическим указаниям.
Исходя из содержания указанных норм, вид установленного для ГРО тарифа (тариф на транспортировку - пункт 51 или транзитный тариф - пункт 52), применяемого для расчета стоимости услуг за транспортировку газа в транзитном потоке, определяется из доли протяженности газораспределительных сетей ГРО в общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя: соответственно свыше 80% или менее 20% от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн. м3 - свыше 50% или менее 50% от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя).
Таким образом, правовое значение имеет суммарная протяженность именно транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя, а не физическая протяженность всех имеющихся в определенном районе газораспределительных сетей, принадлежащих конкретной ГРО, по части газопроводов которых транспортировка газа до сетей отдельного конечного потребителя или определенной группы потребителей может не осуществляться.
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2016 N АКПИ16-226 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 51, 52 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утв. Приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7".
Кроме того, судом установлено, что ООО "Солнечный Дар" приобретало у поставщика газ горючий природный и/или горючий природный сухой отбензионенный с 2017 года по следующим договорам: договор поставки газа N 35-1-0034/17 от 31.10.2017; договор поставки N 35-1-0034/18 от 29.12.2017.
Поставка газа с 01.01.2023 производится истцом на основании договора поставки газа N 35-1-0034/23 от 17.10.2022.
Для транспортировки газа ответчиком с АО "Газпром газораспределение Ставрополь" (ГРО) были заключены следующие договоры:
договор оказания услуг транспортировки природного газа в транзитном потоке N 35-9-0034/17 от 31.10.2017, согласно которому ГРО обязалось транспортировать природный газ в транзитном потоке покупателю с 01.11.2017 по 31.12.2017 в объемах, определенных в договоре поставки газа N 35-1-0034/17 от 31.10.2017 с ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь", а покупатель - получать (отбирать) и оплачивать стоимость услуг по транспортировке природного газа в транзитном потоке по тарифам, утвержденным в установленном законом порядке, на расчетный счет ГРО;
договор оказания услуг транспортировки природного газа в транзитном потоке N 35-9-0034/18 от 29.12.2017, согласно которому ГРО обязалось транспортировать природный газ в транзитном потоке покупателю с 01.01.2018 по 31.12.2019 (с учетом дополнительного соглашения от 01.01.2019) в объемах, определенных в договоре поставки газа N 35-1-0034/18 от 29.12.2017 с ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь", а покупатель - получать (отбирать) и оплачивать стоимость услуг по транспортировке природного газа в транзитном потоке по тарифам, утвержденным в установленном законом порядке, на расчетный счет ГРО.
С 2020 года согласно пункту 2.4 договора поставки газа N 35-1-0034/18 от 29.12.2017 (в редакции дополнительного соглашения от 21.10.2019) договор транспортировки газа с газораспределительной организацией - АО "Газпром газораспределение Ставрополь" от границы газотранспортной системы ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" / независимой газотранспортной организации (Трансгаз), включая газораспределительную станцию, с сетями газораспределения ГРО до места передачи газа заключал поставщик.
В пункте 2.4 договора поставки газа от 17.10.2022 определено, что договор транспортировки газа с газораспределительной организацией - АО "Газпром газораспределение Ставрополь" (ГРО) от границы газотранспортной системы (ГТС) ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" / независимой транспортной организации (далее - Трансгаз), включая газораспределительную станцию (ГРС) с сетями газораспределения ГРО до места передачи газа заключает поставщик.
С 2017 года по 31.12.2022 стоимость услуг по транспортировке газа определялась АО "Газпром газораспределение Ставрополь" по договорам оказания услуг транспортировки природного газа в транзитном потоке от 31.10.2017 N 35-9-0034/17 и N35-9-0034/18 от 29.12.2018 (заключенным между ответчиком и ГРО), а также по договорам на транспортировку газа, заключенным с 2020 года между истцом и ГРО, исходя из тарифа в транзитном потоке.
Так, в счет-фактуре N 136107 от 30.09.2017 (от ГРО), счет-фактуре N 96956/2022 от 30.09.2022, а также товарной накладной N Н134104 от 31.12.2022, указано, что тариф за "Транзит газа за период с 01.12.2022 по 31.12.2022" рассчитан по цене 14,63 руб. за единицу.
Доказательств наличия изменений в технологическом присоединении объекта ответчика к сети газораспределения с 2017 года по настоящее время истцом не представлено.
Согласно пункту 5.1 договора от 17.10.2022 цена на газ по договору (без НДС) в месте передачи формируется из регулируемой оптовой цены на газ, определенной по соглашению Сторон в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, платы за ССУ, тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО (ТТГ) и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО, определенных в порядке, установленном Правительством РФ.
Следовательно, тариф за транспортировку газа по сетям ГРО (ТТГ) договором не определен и устанавливается согласно пункту 2.2 договора (абз. 4) в соответствии с приказом ФСТ России от 15.12.2019 N 411-э/7 "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям".
В соответствии с пунктом 5.4 договора фактическая стоимость газа, выбранного по договору в месяце поставки газа, отражается в товарной накладной на отпуск газа, оформленной по форме ТОРГ-12(газ).
В 2023 году истец произвел расчет за транспортировку газа в следующих размерах: за транспортировку газа в пределах нормы за период с 01.01.2023 по 31.01.2023 в объеме 14 375,9438 тыс. м3 по цене за единицу 727,98 руб. (тариф для потребителей от 10 до 100 включительно) сумма 12 558 479 руб. 78 коп.;
- за транспортировку газа сверх нормы, коэф. = 1,5 за период с 01.01.2023 по 31.01.2023 в объеме 59,3732 тыс. м3 по цене за единицу 1 091,97 руб. (коэф. 1,5 от тарифа для потребителей от 10 до 100 включительно) сумма 77 800 руб. 52 коп.;
- специальная надбавка к тарифам за услуги по транспортировке газа в пределах нормы за период с 01.01.2023 по 31.01.2023 в объеме 14 375,9438 тыс. м3 по цене за единицу 258 руб. 84 коп. (тариф для потребителей от 10 до 100 включительно) сумма 4 465 283 руб. 16 коп.;
- специальная надбавка к тарифам за услуги по транспортировке газа сверх нормы, коэф.=1,5 за период с 01.01.2023 г. по 31.01.2023 г." в объеме 59,3732 тыс. м3 по цене за единицу 388 руб. 26 коп. (коэф. 1,5 от тарифа для потребителей от 10 до 100 включительно) сумма 27 662 руб. 69 коп.
В тоже время, в пункте 29 Методических указаний закреплено, что при определении прогнозного объема транспортировки газа в транзитном потоке и в целях расчета стоимости транспортировки учитываются следующие принципы:
д) в случае если протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя _, составляет менее 100 метров и при этом отношение протяженности транспортировки газа по сетям данной ГРО к протяженности транспортировки газа по сетям конечного потребителя до газоиспользующего оборудования _ составляет менее 5 %, то объем поставки газа этому потребителю учитывается в расчете объема транспортировки газа в транзитном потоке по данной ГРО.
Пунктом 53 Методических указаний (раздел V. Особенности расчета тарифов) определено, что в случае если протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя (_.), составляет менее 100 метров и при этом отношение протяженности транспортировки газа по сетям данной ГРО к протяженности транспортировки газа по сетям конечного потребителя до газоиспользующего оборудования (средневзвешенной протяженности в случае транспортировки газа к нескольким точкам подключения сетей конечного потребителя к газораспределительным сетям) составляет менее 5%, то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа данному конечному потребителю по установленному для нее транзитному тарифу.
Протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Ставрополь", чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям ответчика, составляет примерно 70 м (20 м и 50 м). При этом протяженность транспортировки газа по сетям Общества до газоиспользующего оборудования составляет примерно 7400 м. Отношение этих двух величин (протяженностей) составляет 0,95 %, то есть менее 5 %.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что рассчитывать стоимость услуг за транспортировку газа ответчику следует по установленному тарифу транспортировки газа в транзитном потоке.
Согласно Приказу ФАС России от 21.12.2022 N 1014/22, тариф на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке для АО "Газпром газораспределение Ставрополь" (для ГРО) установлен на 2023 год в размере 14,63 руб./1000 м3.
Пунктом 3 Приказа ФСТ России от 21.06.2011 N 152-э/4 "Об утверждении методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" (далее также Методика) определено, что специальные надбавки не устанавливаются к тарифам на транспортировку газа в транзитном потоке.
Ссылки истца на пункт 54 Методических указаний не могут быть приняты, так как касаются вопросов расчета транзитных тарифов, а не случаев его применения в отличие от правил пункта 53.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами.
Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены Методическими указаниями (утверждены Приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7).
Истец не желает соблюдать установленный порядок, поскольку для получения тарифа необходимо выполнить требования, предъявляемые к лицу, оказывающему услуги по транспортировке газа. В частности, требуется включение в реестр, предоставление в Управление регулирования газовой и нефтяной отраслей ФСТ России обосновывающих и расчетных материалов для установления тарифа, требуется разработка и утверждение Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Истец не желает соблюдать указанные процедуры, очевидно полагая эти процедуры для себя обременительными.
Однако в сложившейся ситуации это единственный способ правомерного получения истцом платы за транзит газа.
Истец пытается действовать в обход установленных правил, тем самым проявляет признаки злоупотребления правом (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Ссылки на судебную практику обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку обстоятельства спора различны, с учетом особенностей сложившихся между сторонами длящихся правоотношений и их неизменности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции и считает, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены судом первой инстанции и могли бы повлиять на принятие иного судебного акта, а выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" об истребовании доказательств - отказать.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.07.2023 по делу N А63-6650/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Мишин |
Судьи |
С.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6650/2023
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ СТАВРОПОЛЬ"
Ответчик: ООО "СОЛНЕЧНЫЙ ДАР"
Третье лицо: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬ"