г. Ессентуки |
|
14 марта 2024 г. |
Дело N А18-2137/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 14.03.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красса Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.12.2023 по делу N А18-2137/2023, при участии в судебном заседании представителей: от Министерства экономического развития Республики Ингушетия - Кациева Б.Ю. (по доверенности), от Министерства Финансов Республики Ингушетия - Харсиева М.М. (по доверенности), от Управления Федерального Казначейства по Республике Ингушетия - Бузуртанова И.К. (по доверенности), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Управление федерального казначейства по Республики Ингушетия (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Министерству экономического развития Республики Ингушетия (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о взыскании суммы в размере 50 000 000 рублей - возврата средств субсидий, выделенных на мероприятиях по социально экономическому развитию субъектов РФ, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, согласно предписанию от 24.01.2020 года N 14-18-10/183.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.12.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судом сделан вывод о непринятии мер ответчиком по возврату денежных средств из бюджета Республики Ингушетия в федеральный бюджет
Не согласившись с принятым судебным актом, Правительством Республики Ингушетия подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что истцом пропущен срок исковой давности на обращение в суд.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просило оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители, участвующие в судебном заседании высказали свои позиции по рассматриваемым апелляционным жалобам.
Иные участники дела, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого решения в апелляционном порядке в соответствии с нормами главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, управлением в соответствии с приказом от 08.10.2019 г. N 220 о/д "О назначении внеплановой выездной проверки в Министерстве экономики, промышленности, торговли и туризма Республики Ингушетия" в соответствии с поручением Федерального казначейства от 01.10.2019 г. N 17-02-06/20975 проведена выездная проверка на предмет исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации требования главного распорядителя средств федерального бюджета по возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет объема средств, рассчитанного в соответствии с пунктами 16, 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее - Правила), за 2018 год и истекший период 2019 года.
В ходе проведения проверки установлено, что между Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Минкавказ России) и Правительством Республики Ингушетия заключено соглашение от 14.02.2018 N 370-08-2018-019 о предоставлении бюджету Республики Ингушетия субсидии в 2018 году из федерального бюджета на финансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы (далее - Соглашение).
Согласно указанному соглашению, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Ингушетия, осуществляющим взаимодействие с Минкавказом России, на который со стороны Республики Ингушетия возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности, является Министерство финансов Республики Ингушетия.
На реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, выделены денежные средства в размере 532 700 000 рублей, в том числе 500 миллионов рублей - средства федерального бюджета, 32 700 000 рублей - средства бюджета Республики Ингушетия, из них: на реализацию проекта "Реконструкция комбината строительных материалов "НЕОН" в сумме 233 136 800 рублей, на реализацию инвестиционного проекта "Строительство птицекомплекса по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки, производительностью 10235 тонн в год" в сумме 299 563 200 рублей.
В соответствии с пунктами 4.3.3 и 4.3.6.1 соглашения Правительство Республики Ингушетия обязано обеспечить достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением N 2 к Соглашению, а также обеспечить исполнение графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам согласно приложению N 5 к Соглашению (далее - график).
Материалами дела подтверждено, что министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия, осуществляющим разработку и проведение государственной социально-экономической политики, определение путей развития экономики и разработку методов ее эффективного регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Республики Ингушетия, а также координацию деятельности в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия. Министерство также является ответственным исполнителем подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2016-2025 годы" (далее - подпрограмма) государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" в части государственной поддержки инвестиционных проектов.
В целях реализации проектов, основным мероприятием стало осуществление имущественного взноса Республики Ингушетия в акционерном обществе "Корпорация развития Республики Ингушетия" АО ("КРРИ").
Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 16.05.2017 г. N 362-р координатором деятельности АО "КРРИ" установлено Министерство.
Министерством платежными поручениями N 364855 от 17.05.2018 г. на сумму 299 563 160 рублей и N 394934 от 07.06.2018 г. на сумму 233 136 840 рублей денежные средства были перечислены на счет акционерного общества "КРРИ".
На период 01.01.2019 Республика Ингушетия в лице Министерства не выполнила условия Соглашения от 14.02.2018 г. N 370-08-2018-019, в части достижения значения показателя результативности и исполнения графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа на 2016-2025 годы.
Письмом Минкавказа России от 10.04.2019 N ГЯ-2-01539 в адрес Правительства Республики Ингушетия направлено требование по возврату из бюджета Республики Ингушетия в доход федерального бюджета средств субсидии, предоставленной в 2018 году, за нарушение сроков выполнения показателя результативности и графика в объеме 50 000 000 рублей.
В нарушение пункта 4.3.2 Соглашения от 14.02.2018 г. N 370-08-2018-019, пункта 19 Правил N 999, требование Минкавказа России от 10.04.2019 N ГЯ-2-01539 по возврату Правительством Республики Ингушетия в доход федерального бюджета суммы 50 000 000 рублей на 22.10.2019 г. не исполнено.
В связи с неисполнением возврата в федеральный бюджет суммы 50 000 000 рублей, управлением в адрес министерства внесено представление от 03.12.2019 г. N 14-18-41/2535 и предписание от 24.01.2020 г. N 14-118- 10/183 с требованием о возврате в срок до 01.06.2020 в федеральный бюджет 50 000 000 рублей.
В силу положений пункта 4 статьи 270.2 БК РФ, части 5 статьи 4, статьи 53 АПК РФ соблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования по настоящему спору не требуется.
Неисполнение вышеуказанных представления и предписания явилось основанием для обращения в Арбитражный суд Республики Ингушетия с данным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 N 999 (далее - Правила N 999), Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в целях финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 309 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (приложение N 7), на основании Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Минкавказ России) и Правительством Республики Ингушетия о предоставлении субсидии в 2018 году из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия на финансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2016-2025 годы", от 14.02.2018 N 370-08-2018-019 (далее - Соглашение) из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия в 2018 году предоставлена субсидия на финансирование мероприятий по социально-экономическому развитию Республики Ингушетия государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа".
В силу пункта 6.1.1 соглашения уполномоченным органом исполнительной власти от Республики Ингушетия, осуществляющим взаимодействие с Минкавказом России, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и предоставлению отчетности, определено Министерство финансов Республики Ингушетия.
В соответствии с пунктами 4.3.3, 4.3.6.1 соглашения, приложением N 2 к соглашению Республика Ингушетия взяла на себя обязательство по обеспечению достижения в 2018 году значения показателя результативности использования бюджетных средств "Объем инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций), направленных на реализацию инвестиционных проектов в рамках подпрограммы субъекта", а также по обеспечению исполнения Графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам.
Реализуя закрепленные нормативно-правовыми актами полномочия, управлением на основании информации, полученной Федеральным казначейством от Минкавказа России о неисполнении Министерством требования о возврате средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в связи с нарушением условий их предоставления (расходования), проведена внеплановая выездная проверка исполнения Министерством требования главного распорядителя средств федерального бюджета по возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет объема средств, рассчитанного в соответствии с пунктами 16, 19 Правил 999, в ходе которой установлено нарушение Министерством обязательств по выполнению Графика мероприятий, а также достижению показателей результативности.
Общая сумма, подлежавшая возврату в федеральный бюджет, составляет 50 000 000 рублей.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Нарушение прав и законных интересов Российской Федерации состоит в неполучении в полном объеме денежных средств, которые обязана возвратить Республика Ингушетия в лице Министерства экономики, промышленности, торговли и туризма Республики Ингушетия.
Противоправность бездействия министерства состоит в неисполнении обязанностей, установленных Правилами N 999, а также Соглашением по возврату денежных средств из бюджета Республики Ингушетия в федеральный бюджет.
Вина Министерства состоит в непринятии мер по возврату денежных средств из бюджета Республики Ингушетия в федеральный бюджет.
Размер причиненного ущерба установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.07.2020 по делу А18-1383/2019, в связи с чем, согласно положениям части 2 статьи 69 АПК РФ, повторному обоснованию не подлежит.
В соответствии с пунктом 4 статьи 270.2 БК РФ неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с пунктом 4 вышеназванного Положения Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Исходя из пунктов 1, 11.3 Положения об Управлении Федерального казначейства по Республики Ингушетия, утвержденного приказом Казначейства России от 27.12.2013 N 316, Управление является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Республики Ингушетия, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства, имеет право обращаться в суд с исковыми заявлениями в случае неисполнения предписаний о возмещении ущерба, причиненного нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Как указано ранее, Соглашение заключено между Минкавказом России и Правительством Республики Ингушетия.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов, в числе прочих, относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
В силу статьи 160.1 БК РФ начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации осуществляют соответствующие администраторы доходов бюджета.
Согласно статье 6 БК РФ администратором доходов бюджета признается, кроме прочего, орган государственной власти (государственный орган), казенное учреждение, обладающие в соответствии с законодательством Российской Федерации поименованными выше полномочиями, а главным администратором доходов бюджета - определенный в соответствии с БК РФ орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.
Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации осуществляются Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 БК РФ).
В соответствии с пунктом 8.14 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н, в случае принятия федеральным судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения гражданского дела, гражданского иска, предъявленного в рамках уголовного дела, судебного акта о взыскании денежных средств в связи с допущенными нарушениями предоставления и использования бюджетных средств, в том числе бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, либо перечисления денежных средств до вынесения федеральным судом (мировым судьей) судебного акта, доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации присваиваются коды классификации доходов бюджетов, содержащие код главного администратора доходов бюджета, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, государственной корпорацией, предоставившими такие бюджетные средства лицам, использовавшим их с нарушениями.
В связи с упразднением Минкавказа России его функции переданы Министерству экономического развития Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 21).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 N 2591-р "Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета" Министерство экономического развития Российской Федерации является главным администратором доходов федерального бюджета.
Следовательно, доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должен присваиваться соответствующий код главного администратора - Министерства экономического развития Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченным органом, осуществляющим права взыскателя на стадии исполнительного производства, является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
По общему правилу согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктах 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 22.06.2021) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ) если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Если стороны прибегли к предусмотренному законом или договором досудебному порядку урегулирования спора (например, претензионному порядку, медиации), то течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом или договором для проведения соответствующей процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня ее начала (пункт 3 статьи 202 ГК РФ).
Статья 203 Гражданского кодекса РФ, предусматривающая перерыв течения срока исковой давности совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, не содержит при этом требований о их совершении данным лицом в течение этого срока или за его пределами.
Из материалов дела следует, что 15.05.2020 Министерством было направлено письмо (исх. 982/03) на имя руководителя управления с просьбой перенести исполнение предписания от 24.01.2020 г. N 14-18-10/183 о возврате 50 000 000 рублей в федеральный бюджет на более поздний срок в связи с объявленными в республике ограничительными мерами по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции.
В ответ на указанное обращение, Управлением срок исполнения предписания от 24.01.2020 г. N 14-18-10/183 был продлен до 01.01.2022 года (исх. 14-18-10/881 от 15.05.2020 г.), а затем до 01.02.2022 года (уведомление от 29.05.2020 г. исх. N 14-18- 10/962).
Таким образом, срок исковой давности в данном случае следует исчислять с 01.02.2022, поскольку управлением срок исполнения предписания от 24.01.2020 г. N 14-18-10/183 был продлен до 01.02.2022 года (уведомление от 29.05.2020 г. исх. N 14-18- 10/962).
Согласование нового срока исполнения обязательств по исполнению предписания управления, прерывает течение этого срока новым обязательством, срок исковой давности по которому в силу статьи 203 Гражданского кодекса РФ начал течь заново.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.12.2023 по делу N А18-2137/2023 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.12.2023 по делу N А18-2137/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-2137/2023
Истец: Управление Федерального казначейства по РИ
Ответчик: Министерство экономического развития Республики Ингушетия
Третье лицо: Министерство финансов РИ, Правительство Республики Ингушетия, Зурабова Дали Магометовна