г. Москва |
|
03 октября 2023 г. |
Дело N А40-10281/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Титовой И.А.,
судей: Фриева А.Л., Порывкина П.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саидмурадовым А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2023 по делу N А40-10281/23,
по иску МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261, КПП: 770401001)
к ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННОСТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ" (ОГРН: 1037739019438, ИНН: 7734003657, КПП: 282301001)
о взыскании 80 102 673,87 рублей,
при участии в судебном заседании:
от истца: Гасанов М.М. по доверенности от 24.04.2023,
от ответчика: Мазикина М.А. по доверенности от 03.07.2023,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании неустойки по государственному контракту от 13.06.2019 в сумме 44.774.225 руб. 84 коп., процентов за пользование коммерческим кредитом в виде аванса по государственному контракту в размере 35.328.448 руб. 03 коп.
Решением от 13.07.2023 в удовлетворения иска отказано.
Истец, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По их мнению, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании стороны поддержали свои правовые позиции по спору.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, заслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, находит решение Арбитражного суда города Москвы не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, сторонами спора заключен государственный контракт от 13.06.2019 на выполнение полного комплекса работ по объекту.
Разделом 5 Контракта установлены сроки выполнения обязательств:
проектно-изыскательские работы - 29.05.2020;
выполнение строительно-монтажных работ - 30.08.2020 (поскольку 30.08.2020 (воскресенье) приходится на нерабочий день, в соответствии со статьей 193 ГК РФ) датой окончания данного обязательства является 31.08.2020);
подписание итогового акта приемки выполненных работ -30.10.2020.
В обоснование иска истец сослался на то, что в установленные контрактом сроки работы генподрядчиком в полном объеме не исполнены.
В соответствии с пунктом 18.4 контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее -ЦБ РФ) от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком.
Просрочка выполнения работ по этапу "проектно-изыскательские работы" с 11.07.2020 по 31.08.2020 составляет 52 дня.
Просрочка выполнения работ по этапу "выполнение строительно-монтажных работ" с 01.09.2020 по 30.10.2020 составляет 60 дней.
Неустойка за нарушение сроков выполнения этапов работ по контракту рассчитывается по формуле: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ х 1/300 х количество дней просрочки.
По состоянию на 29.05.2020 работы к приемке генподрядчиком не предъявлялись, в связи с чем оснований для уменьшения цены контракта в целях расчета неустойки не имеется.
Расчет неустойки за нарушение срока выполнения работ по этапу "проектно-изыскательские работы":
(283 710 376,00 - 0,00) х 1/300 х 8,50% х 52 (количество дней просрочки с 11.07.2020 по 31.08.2020) = 4 179 999,54 руб.
По состоянию на 31.08.2020 работы к приемке Генподрядчиком не предъявлялись в связи с чем оснований для уменьшения цены Контракта в целях расчета неустойки не имеется.
Расчет неустойки за нарушение срока выполнения работ по этапу "выполнение строительно-монтажных работ":
(283 710 376,00 - 0,00) х 1/300 х 8,50% х 60 (количество дней просрочки с 01.09.2020 по 30.10.2020) = 4 823 0763 Руб.
Согласно пункту 13.12 Контракта выполнение всех обязательств генподрядчиком (за исключением гарантийных), в том числе государственная регистрация права собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта (в том числе на нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры), передача генподрядчиком выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора, на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта (в том числе на нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры), подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ.
По состоянию на 18.01.2022 обязательства по контракту в полном объеме генподрядчиком не исполнены и, как следствие, итоговый акт приемки выполненных работ не подписан.
В соответствии с пунктом 18.3 контракта в случае просрочки исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения, генподрядчиком обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком.
Просрочка исполнения генподрядчиком своих обязательств по контракту с 31.10.2020 по 18.01.2022 составляет 445 дней.
По состоянию на 18.01.2022 работы к приемке генподрядчиком не предъявлялись, в связи с чем оснований для уменьшения цены контракта в целях расчета неустойки не имеется.
Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту:
(283 710 376,00 - 0,00) х 1/300 х 8,50% х 445 (количество дней просрочки с 31.10.2020 по 18.01.2022) = 35 771 149,91 руб.
Итоговая сумма неустойки по контракту составляет:
4 179 999,54 + 4 823 076,39 + 35 771 149,91 = 44 774 225,84 руб.
Согласно пункту 4.19 контракта в случае неисполнения генподрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в срок, установленный пунктом 19.1 контракта (30.11.2020), и (или) в случае одностороннего отказа государственного заказчика от исполнения контракта (подпункт 20.1.3 контракта) генподрядчик лишается права на экономическое стимулирование (бесплатное пользование авансом), и к авансу (или его соответствующей части) применяются правила статьи 823 ГК РФ о коммерческом кредите. Проценты за пользование коммерческим кредитом в виде аванса (или его соответствующей части) уплачиваются, начиная со дня, следующего после дня получения аванса (или его соответствующей части), по день фактического исполнения обязательств. Плата за пользование коммерческим кредитом устанавливается в размере одной трехсотой ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день уплаты процентов, от суммы выданного аванса (или его соответствующей части) за каждый день пользования авансом (или его соответствующей частью) как коммерческим кредитом.
Общая сумма выплаченных Генподрядчику авансовых платежей составляет 182 720 000,00 руб.
Итоговая сумма процентов за пользование авансом как коммерческим кредитом:
Согласно расчету истца составила 35 328 448,03 руб.
Ответчик против удовлетворения иска возражал по доводам отзыва, которые учтены судом при принятии судебного акта.
В соответствие ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
В соответствии с положениями ст. 406 ГК РФ кредитор не считается просрочившим в случае, если должник был не в состоянии исполнить обязательство.
Согласно п.1 ст.718 ГК РФ, заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
На основании вышеизложенного генподрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора и подлежит освобождению от применения к нему штрафных санкций в соответствии с п.3 ст.405, п.1 ст.406 ГК РФ, §1, §3, §5 Главы 37 ГК РФ; ст.49, 52, 55 ГрК РФ и обязательств по договору, срок выполнения работ продлевается соразмерно допущенной просрочке заказчика.
В связи с неисполнением заказчиком встречных обязательств по контракту (п. 23.2) генподрядчик, руководствуясь положениями ст. 716, 719 ГК РФ, письмом от 26.12.2020 N 38/20889 уведомил заказчика о приостановке работ.
Обстоятельства, послужившие основанием для приостановки работ устранены заказчиком 03.09.2021. Количество дней приостановки работ составило 252 календарных дня.
Работы выполнены в полном объёме в июне 2022 года.
Разработанная проектная документация и результаты инженерных изысканий, согласованные ГУС ВС РФ (пользователь) письмом от 25.11.2021, передана в адрес заказчика с сопроводительным письмом от 31.03.2022 для передачи в государственную экспертизу, обязанность прохождения которой в соответствии с положениями ст. 49 ГрК РФ лежит на заказчике.
Заказчиком получено положительное заключение государственной экспертизы от 27.09.2022 N 39-1-1-3-00021-22.
Рабочая документация разработана в полном объёме, согласована заказчиком в рабочем порядке.
На основании утверждённых заказчиком в производство работ проектной и рабочей документации, генподрядчиком выполнены строительно-монтажные работы, результат работ принят приёмочной комиссией, назначенной истцом, по акту по форме КС-14 от 02.12.2022.
Согласно п. 7 акта но форме КС-14 работы окончены в июне 2022.
Дополнительным соглашением от 19.11.2020 N 1 срок исполнения обязательств сторон продлён до 23.12.2023.
Таким образом, работы выполнены ответчиком в полном объёме и в установленные сроки с учётом их продления на период встречного неисполнения истцом обязательств по контракту, в связи с чем требование о взыскании неустойки за нарушение сроков окончания этапов работ является незаконным, необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Начисление неустойки за нарушение срока подписания итогового акта не основано на условиях контракта.
Условиями контракта государственный заказчик определил, что право на взыскание процентов за пользование коммерческим кредитом в виде аванса (или его соответствующей части) возникает при наличии одновременно двух условий, а именно: наступление срока, установленного в п. 19.1 контракта, т.е. истечение срока действия контракта (в случае неисполнения генподрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в срок, установленный пунктом 19.1 контракта 20.12.2023), выплаченный заказчиком аванс в указанный срок не отработан (генподрядчик лишается права па экономическое стимулирование (бесплатное пользование авансом и проценты уплачиваются по день фактического исполнения обязательств).
Между тем, материалами дела подтверждается, что работы выполнены в полном объёме в июне 2022 года, объект принят приёмочной комиссией по акту но форме КС-14 от 02.12.2022, т.е. до наступления срока, указанного в н. 19.1 контракта в редакции дополнительного соглашения от 19.11.2020 N 1 (20.12.2023).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требование о взыскании с ответчика процентов за пользование коммерческим кредитом в виде аванса за период с 18.07.2019 по 18.01.2022 в сумме 35 328 448,03 руб. удовлетворению не подлежит.
Арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела были созданы условия для установления фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора (часть 3 статьи 9, статья 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, доводы апелляционной жалобы отклоняются в связи со следующим.
Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания неустойки за нарушение сроков подписания итогового акта приёмки выполненных работ, суд первой инстанции правомерно указал, что подписание итогового акта не является обязательством ответчика в контексте раздела 8 Контракта; представляет собой совместное действие сторон и не относится к Работам, которые Ответчик обязан выполнить в рамках исполнения Контракта.
Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ, суд первой инстанции, установив количество дней невозможности выполнения Работ по обстоятельствам, независящим от Ответчика, пришёл к законному и обоснованному выводу о том, что работы выполнены Ответчиком в полном объёме и в установленные Контрактом сроки, с учётом их соразмерного продления.
Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания процентов за пользование коммерческим кредитом в виде аванса, суд первой инстанции пришёл к законному и обоснованному выводу об отсутствии условий для их взыскания.
Довод апеллянта о несогласии с выводом суда о наличие вины Заказчика в увеличении сроков выполнения работ по Контракту, подлежит отклонению в виду следующего.
Судом первой инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в период выполнения работ имело место встречное неисполнение обязательств со стороны Заказчика.
При заключении Контракта исходные данные Заказчиком в адрес Генподрядчика не передавались, в связи с чем Генподрядчиком были направлены запросы от 02.12.2019 N 38/14905).
Технические условия N 1696 на размещение проектируемого телекоммуникационного оборудования на объекте ПЛО "Ростелеком" 83836 (станционная часть) выданы 24.01.2020. т.е. спустя 226 календарных дней с даты заключения Контракта.
Сведения по 1Р-адресам выданы Генподрядчику только 16.12.2020 (письмо от 14.12.2020 N 177/18/5357дсп), т.е. спустя 552 календарных дня с даты заключения Контракта.
Технические условия на размещение волоконно-оптического кабеля в линейно-кабельных сооружениях (полосах отвода) ПЛО "Ростелеком" (линейная часть) выданы в полном объёме 22.06.2021 (письма от 11.09.2020 N 0611/17/133/20. от 01.10.2020 N 0011/17/153/20, от 12.10.2020 N 0611/17/165/20, от 22.06.2021 N 0611/17/99/21), т.е. спустя 741 календарный день с даты заключения Контракта.
В соответствии с пунктом 23.2, раздела 3 (Дополнительные требования), пунктом 13 раздела 3.2. (Состав работ) установлено, что к выполнению инженерных изысканий исполнитель может приступить только после предварительного согласования трассы у Заказчика и органов военного управления.
Соответственно, исходя из буквального толкования условий Контракта, согласование акта выбора трассы не относится к этапу работ, а является предварительным документом перед началом выполнения работ.
Более того, оформление акта выбора трассы возможно только после предоставления технических условий на размещение линий связи (станционная и линейная части).
При этом, длительная подготовка указанного документа обусловлена необходимостью многочисленных предварительных согласований прохождения трассы с землепользователями земельных участков (собственников, арендаторов и т.п.), по которым предполагается прохождение указанной трассы. При этом землепользователями являются как юридические, так и физические лица.
Как, акт выбора трассы был направлен в адрес органов военного управления с сопроводительное письмо от 24.08.2020 N 38/11450, согласован письмом от 07.09.2020 N 21/14/3032, после чего акт выбора трассы был направлен в адрес Заказчика с сопроводительным письмом от 26.10.2020 N 38/15671-дсп.
Вместе с тем, согласованный Заказчиком акт выбора трассы выдан Генподрядчику 04.12.2020 с сопроводительным письмом от 02.12.2020 N ФКП/12/13592. т.е. спустя 40 календарных дней с даты получения документов для согласования и 541 календарный день с даты заключения Контракта.
Таким образом, длительное согласование Заказчиком исходных данных привело к невозможности выполнять работы на протяжении 40 календарных дней.
Задание на разработку документации по планировке территории утверждено Заказчиком 07.04.2021.
Утверждённое задание на проектирование N ЗН11/12/175/240821 выдано Заказчиком 03.09.2021, т.е. спустя 814 календарных дней с даты заключения Контракта.
Заказчик неоднократно вносил изменения в техническое задание и поручал Генподрядчику дополнительный объём работ.
Гак, в соответствии с п. 1.15 п. 23.2 Контракта предусмотрено в том числе проектирование и строительство трассы УС Глазок-УС359, протяжённостью 6,5 км.
Однако Заказчиком выдана схема организации связи, согласно которой вышеуказанная трасса изменена на трассу УС Глазок-1 и увеличена её протяжённость до 14 км (письмо от 02.06.2020 N 177/18/2149дсп).
Вместе с тем, согласно утверждённому Заказчиком заданию на проектирование от 03.09.2021 N ЗШ1/12/175/240821 протяжённость указанной трассы повторно изменена и составила 12,9 км.
Таким образом, фактическая протяжённость проложенной линии связи в два раза превысила предусмотренную Контрактом, что повлияло на увеличение сроков выполнения Работ.
Просрочка Заказчика по исполнению встречных обязательств по Контракту составила 814 календарных дней.
Согласно п. 23.2 Контракта (Требования к работам), раздела 3 (Дополнительные работы), подп. 3.2, Генподрядчик:
- получает у Заказчика утверждённое техническое задание на проведение инженерных изысканий и обмерно-обследоватсльских работ (п. 2),
- после согласования выбора трассы ВОЛС получает у Заказчика задание на разработку документации по планировке территории (п. 5);
- совместно с Заказчиком получает технические условия на прокладку кабеля (в том числе в кабельных канализациях сторонних организаций) и размещение оборудования на узлах связи Вооружённых Сил Российской Федерации (п. 14);
- совместно с Заказчиком получает технические условия на пересечения проектируемой ВОЛС с действующими инженерными сооружениями и коммуникациями (П.16);
- на основании задания на проектирование и полученных технических условий разрабатывает проектную документацию и до предоставления в Государственную экспертизу Министерства обороны Российской Федерации согласовывает с органами военного управления, с аппаратом генерального конструктора по ИСС. с Заказчиком и иными организациями (п. 17).
Согласно п.1 ст.718 ГК РФ, заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
В соответствии с п. 1 ст.750 ГК РФ, если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нес разумные меры по устранению таких препятствий. Сторона, не исполнившая этой обязанности, утрачивает право на возмещение убытков, причиненных тем, что соответствующие препятствия не были устранены.
Согласно положениям ст. 759 ГК РФ по договору подряда заказчик обязан передать подрядчику задание, а также иные исходные данные, необходимые для выполнения работ.
В силу положений ст. 762 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре; участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 6, 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании:
- задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации);
- результатов инженерных изысканий;
- информации, указанной в градостроительном плане земельного участка;
- проекта планировки территории и проекта межевания территории (в случае подготовки проектной документации линейного объекта);
- технических регламентов;
- технических условий:
- правоустанавливающих документов на объект капитального строительства;
- разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с пи. 3 п. 6 ст. 48 ГрК РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
В соответствии с п. 7 ст. 48 ГрК РФ технические условия, предоставляется организациями осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Согласно указанной норме технические условия должен был получить заказчик (ФКП "УЗКС МО РФ").
Согласно п. п. 5 - 8 "Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" утвержденных Постановлением Правительства РФ N 83 от 13.02.2006 г. сведения о технических условиях подключения реконструированного (построенного) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения выдается правообладателю земельного участка.
В силу ч. 6, 7 ст. 48 ГрК РФ, п. 10, п. 11 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию": задание на проектирование; утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства: правоустанавливающие документы па объект капитального строительства - в случае подготовки проектной документации для проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства; технические условия, предусмотренные ч. 7 ст. 48 ГрК РФ и иными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования; являются частью исходных данных для проектирования, которые на основании ст. 759 ГК РФ Заказчик должен предоставить Генподрядчику.
Согласно положениям ст. 47 ГрК РФ, к числу указанных исходных данных относится и земельный участок, для выполнения инженерных изысканий необходимо задание заказчика на проведение инженерных изысканий и наличие самого земельного участка, на котором будут проводиться инженерные изыскания.
Положениями п.п. 7.1.10 и 7.1.11 Контракта установлено, что Заказчик до начала Работ передаёт Генподрядчику исходные данные и документы, необходимые для выполнения им принятых по Контракту обязательств, строительную площадку по акту приёма-передачи, а также всю необходимую документацию (проектную и рабочую документации, журнал производства работ, технические условия) для выполнения им принятых но Контракту обязательств.
Частью 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено освобождение стороны от уплаты неустойки (штрафа, пени), если она докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или вины другой стороны.
Согласно ст. 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
Согласно п.10 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), при несовершении Заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципального) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки Заказчика.
В соответствии с п. 17 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" неисполнение стороной по договору строительного подряда обязанности по сотрудничеству учитывается при применении меры ответственности за неисполнение договорного обязательства.
Исходя из Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения и муниципальных нужд (утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017), при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательств, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины.
Согласно п. 3 ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В силу и. 1 ст. 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом или договором, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 59 Постановления от 22.11.2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса РФ об обязательствах и их исполнении", согласно которым в случае, когда должник не может исполнить своего обязательства до того, как кредитор совершит действия, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающие из обычаев или существа обязательства, применению подлежат положения статей 405,406 ГК РФ. Правила статьи 328 Гражданского кодекса РФ в таком случае применению не подлежат.
Па основании вышеизложенного, подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора и обязательств по договору, срок выполнения работ продлевается соразмерно допущенной просрочке Заказчика, а именно:
- проектно-изыскательский работы -20.08.2022 (29.05.2020 + 814 к. дн.);
- выполнение строительно-монтажных работ - 21.11.2022 (30.08.2020 + 814 к.ди.).
В связи с неисполнением Заказчиком встречных обязательств по Контракту, Генподрядчик, руководствуясь положениями ст. 716, 719 ГК РФ, письмом от 26.12.2020 N 38/20889 уведомил Заказчика о приостановке работ.
Обстоятельства, послужившие основанием для приостановки Работ, устранены Заказчиком 03.09.2021. Количество дней приостановки Работ составило 252 календарных дня.
Как указывалось выше, судом первой инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что Работы выполнены в полном объёме в июне 2022 года.
Законченный строительством объект принят приёмочной комиссией, назначенной Истцом, по акту по форме КС-14 от 02.12.2022, подготовленным Заказчиком.
Согласно п. 7 акта по форме КС-14 работы окончены в июне 2022.
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (статья 431 ГК РФ).
Как следует из пункта 1 статьи 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 30 июля 2015 г. по делу N Л40-46471/2014. акты выполненных работ, хотя и являются наиболее распространенными в гражданском обороте документами, фиксирующими выполнение подрядчиком работ, в то же время не являются единственным средством доказывания соответствующих обстоятельств. Законом не предусмотрено, что факт выполнения работ подрядчиком может доказываться только актами выполненных работ.
Согласно п. 8.2.17 Контракта, в случае отсутствия в течение 10 (десяти) рабочих дней замечаний со стороны Заказчика по переданной ему документации, документация считается принятой Заказчиком без замечаний и подлежит оплате.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к законному и обоснованному выводу том, что работы выполнены Ответчиком в полном объёме и в установленные сроки с учётом их продления на период встречного неисполнения Истцом обязательств по Контракту.
Довод апеллянта о том, что выводы суда первой инстанции противоречат установленным арбитражным судом по делу N А40-273537/2021 обстоятельствам, подлежит отклонению в виду следующего.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.03.2022 по делу N Л40-273537/2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022, по иску Минобороны России к ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" о взыскании неустойки за нарушение этана "Выполнение проектно-изыскательских работ" за период с 30.05.2020 по 10.07.2020 по Контракту установлено, что проектная документация, разработанная Ответчиком, согласована Главного управления Связи Вооруженных Сил Российской Федерации письмом от 25.11.2021 исх. N 177/18/4854дсп Главного управления Связи Вооруженных Сил Российской Федерации согласована проектная документация.
Направленное Ответчиком в адрес Истца уведомление от 26.12.2020 N 38/20889 не подтверждает невозможности исполнения проектно-изыскательских работ в период с 30.05.2020 но 10.07.2020 по обстоятельствам, не зависящим от Ответчика.
Таким образом, при рассмотрении дела N А40-273537/2021 суд, установив обстоятельства исполнения сторонами обязательств в период с 30.05.2020 по 10.07.2020. пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения Ответчика от ответственности в виду неустойки.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, с учётом заявленных Истцом требований, в предмет доказывания по делу N А40-273537/2021 входили обстоятельства, касающиеся исполнения сторонами обязательств по этапу "Выполнение проектно-изыскательских работ" за период с 30.05.2020 по 10.07.2020 в том время как в рамках рассмотрения дела N А40-10281/2023 в предмет доказывания входили обстоятельства исполнения сторонами обязательств за период с 11.07.2020 по 18.01.2022 и связанные с выполнением как проектно-изыскательских, так и строительно-монтажных работ.
Как следует из правовой позиции, изложенной в ряде постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (от 03.04.2007 N 13988/06. от 17.06.2007 N 11974/06 и от 10.06.2014 N 18357/13) и определений Верховного Суда Российской Федерации (от 13.03.2019 N 306-КГ18-19998), арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и о толковании правовых норм.
Соответственно, правовая оценка обстоятельств выполнения сторонами обязательств, связанных с выполнением проектно-изыскательских работ, осуществлённая в судебных актах по делу N А40-273537/2021, не может являться основанием для освобождения Истца от доказывания вины Ответчика в увеличении сроков выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ за период с 11.07.2021 по 18.01.2022.
Учитывая различный предмет доказывания и подтверждение выводов суда первой инстанции, изложенных в оспариваемом Ответчиком решении, имеющимися в материалах дела доказательствами, противоречий между установленными судами обстоятельствами по делам N А40-273537/2021 и N А40-10281/2023 не имеется.
Довод апеллянта о том, что суд первой инстанции неправомерно отказал Истцу в удовлетворении требований в части взыскания неустойки за неподписание итогового акта приёмки выполненных работ, подлежит отклонению в виду следующего.
Довод апеллянта о необоснованном отказе суда в удовлетворении требований о взыскании с Ответчика процентов за пользование коммерческим кредитом, подлежит отклонению в виду следующего.
Согласно п. 4.19. Контракта в случае неисполнения Генподрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, в срок, установленный пунктом 19.1 Контракта (20.12.2023), он лишается права на экономическое стимулирование (бесплатное пользование авансом), и к авансу (или к его соответствующей части) применяются правила ст. 823 ГК РФ о коммерческом кредите. Проценты за пользование коммерческим кредитом в виде аванса (или его соответствующей части) уплачиваются, начиная со дня, следующего после дня получения аванса (или его соответствующей части) по день фактического исполнения обязательств. Плата за пользование коммерческим кредитом устанавливается в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ. действующей па день уплаты процентов, от суммы выданного аванса (или его соответствующей части) за каждый день пользования авансом (или его соответствующей части), как коммерческим кредитом.
В соответствии с п. 19.1 Контракта (в редакции дополнительного соглашения от 19.11.2020 N 1), Контракт вступает в силу (считается заключенным) с даты подписания Сторонами и действует до 20.12.2023.
Таким образом, условиями Контракта Государственный заказчик определил, что право на взыскание процентов за пользование коммерческим кредитом в виде аванса (или его соответствующей части) возникает при наличии одновременно двух условий, а именно:
1. наступление срока, установленного в п. 19.1 Контракта, т.е. истечение срока действия Контракта (в случае неисполнения Генподрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, в срок, установленный пунктом 19.1 Контракта 20.12.2023).
2. выплаченный Заказчиком аванс в указанный срок не отработан (Генподрядчик лишается права на экономическое стимулирование (бесплатное пользование авансом и проценты уплачиваются по день фактического исполнения обязательств).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что, несмотря на встречное неисполнение Истцом обязательств по Контракту (814 календарных дня), работы выполнены в полном объеме в июне 2022 года, объект принят приёмочной комиссией по акту по форме КС-14 от 02.12.2022, т.е. до наступления срока, указанного в п. 19.1 Контракта в редакции дополнительного соглашения от 19.11.2020 N 1 (20.12.2023).
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к законному и обоснованному выводу об отсутствии условий для взыскания процентов за пользование коммерческим кредитом в виде аванса в сумме 359 031 562,35 руб.
Таким образом, доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана соответствующая правовая оценка, оснований для переоценки, которой у апелляционной коллегии не имеется.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам жалобы, основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены либо изменения принятого по делу решения.
руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2023 по делу N А40-10281/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Титова |
Судьи |
А.Л. Фриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10281/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ"