г. Москва |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А41-35663/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жидок Д.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области - Мурашов В.С. по доверенности от 23.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от Крестьянского (фермерского) хозяйства "Свободный труд" - Мирошниченко С.А. по доверенности от 09.11.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в отрытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2023 года по делу N А41-35663/22 по заявлению Крестьянского (фермерского) хозяйства "Свободный труд" (ОГРН 1035001609939, ИНН 5007010448)
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области (ОГРН 1035009552654, ИНН 5000001469)
о признании незаконным уведомления об оставлении заявления без дальнейшего рассмотрения, об обязании устранения нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Свободный труд" (далее - заявитель, КФХ "Свободный труд") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным уведомления, об оставлении заявления и документов, необходимых для предоставления услуги, без дальнейшего рассмотрения и о необходимости устранения недостатков N cff3b69c-1db4-49ce-ab39-417c96c863d9 от 06.04.2022, обязании Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области предоставить финансовую поддержку на возмещение затрат, связанных с условиями софинасирования на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на основании заявления в электронном виде N 000000725 от 04.04.2022.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2023 года по делу N А41-35663/22 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований КФХ "Свободный труд". В обоснование апелляционной жалобы Министерство ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы, полагая решение суда по настоящему делу законным и обоснованным.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным апелляционным судом, крестьянское (фермерское) хозяйство "Свободный труд" обратилось в Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области с заявлением в электронном виде N 000000725 от 04.04.2022 о предоставлении финансовой поддержки на возмещение затрат, связанных с условиями софинасирования на повышение продуктивности в молочном скотоводстве.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области уведомлением N cff3b69c-1db4-49ce-ab39-417c96c863d9 от 06.04.2022 указанное заявление КФХ "Свободный труд" оставило без рассмотрения.
Как следует из Уведомления, заявление и документы для предоставлении субсидий, выделяемых за счет средств областного бюджета на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в сумме 1 515 500 рублей, оставлены без рассмотрения в связи с некорректным представлением документов, необходимых для предоставления Услуги (недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям, установленным настоящим Регламентом), поскольку имеется неурегулированная задолженность по денежным обязательствам перед Московской областью, требование от 24.01.2022 N 19ИСХ-809.
Не согласившись с оставлением заявления без рассмотрения, КФХ "Свободный труд" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Удовлетворяя заявленные требования КФХ "Свободный труд", суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемых действий и бездействие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действиями и бездействием прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершенных действий) проверяются исходя из законодательства и обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий). Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 и в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 65.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 части 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 11.1. постановления Правительства Московской области от 02.10.2018 N 685/35 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области", одной из основных задач Министерства является создание условий для проведения государственной аграрной политики развития молочного и мясного животноводства, птицеводства и звероводства, в том числе племенного.
Из бюджета Московской области субсидии предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 09.10.2018 N 727/36 "О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья" и утверждении государственной программы Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья".
Согласно п. 2 подраздела 10.7 Порядка предоставления средств из бюджета Московской области на проведение мероприятий в сфере агропромышленного комплекса Московской области, Предоставление средств на проведение мероприятий в сфере агропромышленного комплекса Московской области осуществляется в форме субсидий в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Московской области.
Главным распорядителем средств на проведение мероприятий в сфере агропромышленного комплекса Московской области является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Условия выплаты субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве из бюджета Московской области предусмотрены Регламента предоставления Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области услуги по предоставлению субсидии из бюджета Московской области на поддержку собственного производства молока в электронном виде, утвержденным Распоряжением от 31.03.2021 N 19РФ-97.
Пункт 10 указанного Регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги. Согласно указанному пункту заявителем предоставлены все необходимые документы для получения услуги.
Пункт 12.1 Регламента предоставления Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области услуги по предоставлению субсидии из бюджета Московской области на поддержку собственного производства молока в электронном виде, утвержденным Распоряжением от 31.03.2021 N 19РФ-97, содержит исчерпывающий перечень оснований для оставления Заявления и документов, необходимых для предоставления Услуги, без дальнейшего рассмотрения, в частности:
12.1.1. Некорректное заполнение обязательных полей в Заявлении, формируемом с использованием специальной интерактивной формы на РПГУ, и документов, необходимых для предоставления Услуги (недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям, установленным настоящим Регламентом).
12.1.2. Представление неполного комплекта документов, предусмотренных подразделами 10, 11 раздела II настоящего Регламента.
12.1.3. Представление электронных копий (электронных образцов) документов, не позволяющих в полном объеме прочесть текст документа и/или распознать реквизиты документа.
12.1.4. Представление Заявления и документов, предусмотренных подразделами 10, 11 настоящего Регламента, ранее прошедших регистрацию в программе 1С-Учет субсидий, по которым принято решение о предоставлении Услуги за аналогичный период.
Таким образом, заявление о документы оставляются без рассмотрения при не соблюдении четырех условий отдельно или в совокупности.
Из оспариваемого Уведомления следует, что основанием для оставления Заявления и документов КФХ "Свободный труд", без дальнейшего рассмотрения, явилось некорректное заполнение обязательных полей в Заявлении, формируемом с использованием специальной интерактивной формы на РПГУ, и документов, необходимых для предоставления Услуги (недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям, установленным настоящим Регламентом), которое заключалось в неуказании наличия у заявителя задолженности по возврату части ранее выданного гранта на основании требования Министерства от 24.01.2022 N 19ИСХ-809.
Между тем, судом первой инстанции правильно указано, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-18922/22 установлено, что основания для взыскания суммы гранта в размере 20 020 000 руб. не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что у заинтересованного лица отсутствовали законные основания для оставления без рассмотрения заявления на основании пункта 12 Регламента и вынесения оспариваемого Уведомления.
Согласно правилам доказывания, установленным ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.
При данных обстоятельствах Министерством не представлены доказательства наличия достаточных правовых оснований для оставления заявления КФХ "Свободный труд" без рассмотрения.
Таким образом, оспариваемое Уведомление Министерства обоснованно признано незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании ч. 5 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции выбрал правильный способ устранения нарушений прав и законных интересов заявителя, соответствующий характеру допущенного нарушения, обязав Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области рассмотреть по существу заявление КФХ "Свободный труд", поданное в электронном виде N 000 000 725 от 04.04.2022 г.
Довод Министерства, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что в решении суда (абзац 3 и 4 снизу на странице 4) описываются обстоятельства, не относящиеся к предмету спора, отклоняются арбитражным апелляционным судом, поскольку допущенная судом первой инстанции техническая ошибка в мотивировочной части решения не влияет на законность и обоснованность обжалуемого решения и сама по себе не может служить основанием для его отмены.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приведённым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства, с учётом сложившейся судебной практики.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Несогласие Министерства с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2023 года по делу N А41-35663/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35663/2022
Истец: КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО "СВОБОДНЫЙ ТРУД"
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области