г. Москва |
|
19 января 2024 г. |
Дело N А41-35663/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 19.01.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от Крестьянского (фермерского) хозяйства "Свободный труд": Мирошниченко С.А. по доверенности от 09.11.2021, паспорту;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области посредством системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания): Жилкин Н.С. по доверенности от 26.10.2023, паспорту;
рассмотрев 18.01.2024 в судебном заседании с использованием системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области
на решение от 28.07.2023 Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 04.10.2023 Десятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А41-35663/2022
по заявлению Крестьянского (фермерского) хозяйства "Свободный труд"
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области,
о признании незаконным уведомления, об обязании устранения нарушений,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство "Свободный труд" (далее - заявитель, КФХ "Свободный труд", хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконным уведомления, об оставлении заявления и документов, необходимых для предоставления услуги, без дальнейшего рассмотрения и о необходимости устранения недостатков N cff3b69c-1db4-49ce-ab39-417c96c863d9 от 06.04.2022, обязании Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области предоставить финансовую поддержку на возмещение затрат, связанных с условиями софинасирования на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на основании заявления в электронном виде N 000000725 от 04.04.2022.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.07.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе министерство просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель хозяйства возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что крестьянское (фермерское) хозяйство "Свободный труд" обратилось в Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области с заявлением в электронном виде N 000000725 от 04.04.2022 о предоставлении финансовой поддержки на возмещение затрат, связанных с условиями софинасирования на повышение продуктивности в молочном скотоводстве.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области уведомлением N cff3b69c-1db4-49ce-ab39-417c96c863d9 от 06.04.2022 указанное заявление КФХ "Свободный труд" оставило без рассмотрения.
Как следует из уведомления, заявление и документы для предоставлении субсидий, выделяемых за счет средств областного бюджета на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в сумме 1 515 500 рублей, оставлены без рассмотрения в связи с некорректным представлением документов, необходимых для предоставления Услуги (недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям, установленным настоящим Регламентом), поскольку имеется неурегулированная задолженность по денежным обязательствам перед Московской областью, требование от 24.01.2022 N 19ИСХ-809.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения хозяйства в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершенных действий) проверяются исходя из законодательства и обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий). Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 и в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 65.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 части 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 11.1 постановления Правительства Московской области от 02.10.2018 N 685/35 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области", одной из основных задач Министерства является создание условий для проведения государственной аграрной политики развития молочного и мясного животноводства, птицеводства и звероводства, в том числе племенного.
Из бюджета Московской области субсидии предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 09.10.2018 N 727/36 "О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья" и утверждении государственной программы Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья".
Согласно п. 2 подраздела 10.7 Порядка предоставления средств из бюджета Московской области на проведение мероприятий в сфере агропромышленного комплекса Московской области, Предоставление средств на проведение мероприятий в сфере агропромышленного комплекса Московской области осуществляется в форме субсидий в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Московской области.
Главным распорядителем средств на проведение мероприятий в сфере агропромышленного комплекса Московской области является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Условия выплаты субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве из бюджета Московской области предусмотрены Регламента предоставления Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области услуги по предоставлению субсидии из бюджета Московской области на поддержку собственного производства молока в электронном виде, утвержденным Распоряжением от 31.03.2021 N 19РФ-97.
Пункт 10 указанного Регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги. Согласно указанному пункту заявителем предоставлены все необходимые документы для получения услуги.
Пункт 12.1 Регламента предоставления Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области услуги по предоставлению субсидии из бюджета Московской области на поддержку собственного производства молока в электронном виде, утвержденным Распоряжением от 31.03.2021 N 19РФ-97, содержит исчерпывающий перечень оснований для оставления Заявления и документов, необходимых для предоставления Услуги, без дальнейшего рассмотрения, в частности:
12.1.1. Некорректное заполнение обязательных полей в заявлении, формируемом с использованием специальной интерактивной формы на РПГУ, и документов, необходимых для предоставления Услуги (недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям, установленным настоящим Регламентом).
12.1.2. Представление неполного комплекта документов, предусмотренных подразделами 10, 11 раздела II настоящего Регламента.
12.1.3. Представление электронных копий (электронных образцов) документов, не позволяющих в полном объеме прочесть текст документа и/или распознать реквизиты документа.
12.1.4. Представление Заявления и документов, предусмотренных подразделами 10, 11 настоящего Регламента, ранее прошедших регистрацию в программе 1С-Учет субсидий, по которым принято решение о предоставлении Услуги за аналогичный период.
Таким образом, заявление о документы оставляются без рассмотрения при не соблюдении четырех условий отдельно или в совокупности.
Из оспариваемого уведомления следует, что основанием для оставления Заявления и документов КФХ "Свободный труд", без дальнейшего рассмотрения, явилось некорректное заполнение обязательных полей в Заявлении, формируемом с использованием специальной интерактивной формы на РПГУ, и документов, необходимых для предоставления Услуги (недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям, установленным настоящим Регламентом), которое заключалось в неуказании наличия у заявителя задолженности по возврату части ранее выданного гранта на основании требования Министерства от 24.01.2022 N 19ИСХ-809.
Суды указали, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-18922/22 установлено, что основания для взыскания суммы гранта в размере 20 020 000 руб. не имеется.
Суды пришли выводу, что у заинтересованного лица отсутствовали законные основания для оставления без рассмотрения заявления на основании пункта 12 Регламента и вынесения оспариваемого уведомления.
Согласно правилам доказывания, установленным ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При данных обстоятельствах министерством не представлены доказательства наличия достаточных правовых оснований для оставления заявления КФХ "Свободный труд" без рассмотрения.
Таким образом, оспариваемое уведомление министерства обоснованно признано незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании ч. 5 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции выбрал правильный способ устранения нарушений прав и законных интересов заявителя, соответствующий характеру допущенного нарушения, обязав Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области рассмотреть по существу заявление КФХ "Свободный труд", поданное в электронном виде N 000 000 725 от 04.04.2022 г.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 по делу N А41-35663/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 части 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
...
Суды указали, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-18922/22 установлено, что основания для взыскания суммы гранта в размере 20 020 000 руб. не имеется."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 января 2024 г. N Ф05-32945/23 по делу N А41-35663/2022