город Омск |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А75-20290/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Горбуновой Е.А., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7555/2023) индивидуального предпринимателя Медведевой Екатерины Равильевны на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.04.2023 по делу N А75-20290/2022 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Няганский центр занятости населения" (ОГРН 1028601501609, ИНН 8610011520, адрес: 628181, город Нягань, 1-й микрорайон, дом 29, корпус Е/1) к индивидуальному предпринимателю Медведевой Екатерине Равильевне (ОГРНИП 321861700034832, ИНН 861000872476) о взыскании 325 367 руб. 93 коп.,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Няганский центр занятости населения" (далее - истец, учреждение, КУ "Няганский центр занятости населения", центр занятости) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Медведевой Екатерине Равильевне (далее - ответчик, предприниматель, ИП Медведева Е.Р.) о взыскании субсидии в размере 220 000 руб., пени в размере за несвоевременный возврат субсидии в размере 98 340 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 33 436 руб. 97 коп.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.04.2023 по делу N А75-20290/2022 заявленные требования удовлетворены частично. Взыскана с предпринимателя в пользу учреждения субсидия по договору от 05.05.2021 N 47 в сумме 220 000 руб., проценты за пользование денежными средствами за период с 31.05.2021 по 02.02.2023 в сумме 21 104 руб. 93 коп., неустойка за нарушение сроков возврата субсидии за период с 12.11.2021 по 02.02.2023 в сумме 35 860 руб.; в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 8 539 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований учреждения.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что согласно условиям заключенного договора, предприниматель был обязан организовать собственное дело - создать юридическое лицо, зарегистрировать индивидуальную предпринимательскую деятельность, крестьянское (фермерское хозяйство) по виду деятельности 10.71 "Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения" в срок до 20.05.2021 и заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее двенадцати календарных месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее также - ЕГРИП), и обеспечить в этот период выполнение комплекса мероприятий и достижение показателей, предусмотренных бизнес-планом, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Кроме того, предприниматель указывает, что согласно пункту 2.1.3 договора израсходовала полученную субсидию на цели, предусмотренные бизнес-планом в течение 3 месяцев со дня её перечисления на расчетный счет в кредитной организации, что подтверждается платежными документами.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции на основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
05.05.2021 между КУ "Няганский центр занятости населения" и ИП Медведевой Е.Р. был заключен договор N 47 "О предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела (создание юридического лица, регистрацию индивидуальной предпринимательской деятельности, крестьянского (фермерского) хозяйства)), а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей регистрации" (далее - договор).
В рамках договора центром занятости на расчетный счет Медведевой Е.Р. перечислена финансовая помощь (субсидия) на организацию собственного дела на общую сумму 220 000 руб., что подтверждается платежным поручением N 727 от 31.05.2021.
Согласно пункту 2.1 заключенного договора ответчик обязалась организовать собственное дело (зарегистрировать индивидуальную предпринимательскую деятельность) по виду деятельности "Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения", ОКВЭД: 10.71, в срок до 20.05.2021; заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее двенадцати календарных месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц либо Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; израсходовать полученную субсидию на цели, предусмотренные бизнес-планом в течение 3 месяцев со дня её перечисления на лицевой либо расчетный счет в кредитной организации; представить в центр занятости не позднее 5 рабочих дней по истечении 3 месяцев со дня перечисления субсидии на лицевой либо расчетный счет в кредитной организации с целью составления и подписания финансового отчета о целевом использовании субсидии на организацию собственного дела копии отчетных документов, подтверждающих целевое использование полученной субсидии (договоры, счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг, иные документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации) с предъявлением их оригиналов.
14.05.2021 истцу предоставлена выписка из ЕГРИП, содержащая сведения о регистрации Медведевой Е.Р. в качестве индивидуального предпринимателя. Документы о целевом расходовании субсидии предпринимателем не предоставлены, в связи с чем 07.10.2021 в адрес ответчика направлено письмо с просьбой предоставить отчетные документы.
22.11.2021 в адрес ответчика почтовой связью направлено требование о возврате неиспользованных денежных средств в сумме 220 000 руб. Претензия не была получена адресатом и была возвращена истцу в связи с истечением установленного срока хранения.
В установленный срок требование о возврате субсидии ответчиком не исполнено, в связи с чем КУ "Няганский центр занятости населения" обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании субсидии в судебном порядке.
14.04.2023 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями субсидий предусмотренных настоящей статьей условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
Согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 343-п утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Поддержка занятости населения" (далее - государственная программа).
Приложение 9 к поименованному постановлению содержит Порядок предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - Порядок).
Согласно разделу II указанного Порядка, участниками мероприятия являются:
граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, признанные в установленном законодательством Российской Федерации порядке безработными;
граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, признанные в установленном законодательством Российской Федерации порядке безработными и прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению центра занятости населения.
Разделом III Порядка регулируется назначение и размер субсидии и финансовой помощи.
Так, Порядком предусмотрено предоставление гражданину:
субсидии на организацию собственного дела на цели, предусмотренные технико-экономическим обоснованием (бизнес-планом), по направлениям расходов, указанным в подпункте 3.1.1;
финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства по направлениям расходов, указанным в подпункте 3.1.2.
Согласно пункту 3.2 Порядка размер субсидии составляет 220 000 руб.
Гражданин, получивший субсидию, финансовую помощь, обязан заниматься предпринимательской деятельностью, возглавлять крестьянское (фермерское) хозяйство в автономном округе не менее двенадцати месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 3.5 Порядка)
Субсидия должна быть использована в течение трех месяцев со дня ее перечисления (пункт 3.7 Порядка)
Разделом VI Порядка регламентируется ответственность, контроль и порядок возврата субсидии и финансовой помощи.
Так, согласно пункту 6.4 Порядка, ответственность гражданина за нецелевое использование либо неиспользование предоставленной ему субсидии определяется условиями договора. В случае выявления фактов нецелевого расходования, неиспользования субсидии, предоставленной в соответствии с Порядком, невыполнения требований, предусмотренных пунктом 3.5 Порядка, субсидия либо ее часть подлежит возврату в бюджет автономного округа (пункт 6.7 Порядка).
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", приказом КУ "Няганский центр занятости населения" от 29.12.2020 N 364П39/2008 гражданка Медведева Е.Р. была признана безработной.
На основании личного заявления Медведевой Е.Р. от 05.05.2021, между КУ "Няганский центр занятости населения" и Медведевой Е.Р. был заключен договор от 05.05.2021 N 47 "О предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела (создание юридического лица, регистрацию индивидуальной предпринимательской деятельности, крестьянского (фермерского) хозяйства)), а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей регистрации", предметом которого являлось предоставление единовременной финансовой помощи (далее также - субсидии) безработному гражданину, признанному таковым в установленном законодательством Российской Федерации порядке на организацию собственного дела (создание юридического лица, регистрацию индивидуальной предпринимательской деятельности, крестьянского (фермерского) хозяйства), а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - финансовая помощь).
Так, согласно пункту 2.1 договора, гражданин обязуется в том числе:
- организовать собственное дело (создать юридическое лицо, зарегистрировать индивидуальную предпринимательскую деятельность, крестьянское (фермерское) хозяйство) по виду деятельности 10.71 "Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного храпения" в срок до 20.05.2021 (подпункт 2.1.1)
- заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее двенадцати календарных месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц либо Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, и обеспечить в этот период выполнение комплекса мероприятий и достижение показателей, предусмотренных бизнес-планом (подпункт 2.1.2)
- израсходовать полученную субсидию на цели предусмотренные бизнес- планом в течение 3 месяцев со дня её перечисления на лицевой либо расчетный счет к кредитной организации (подпункт 2.1.3).
В случае невозможности израсходовать полученную субсидию в установленный настоящим договором срок по уважительным причинам, подтвержденным соответствующими документами, выданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченными органами и организациями, гражданин обязан уведомить центр занятости населения в течение 3 дней в письменной форме о возникновении уважительной причины (подпункт 2.1.3);
- представить в центр занятости населения не позднее 5 рабочих дней по истечении 3 месяцев со дня перечисления окончательной суммы субсидии на лицевой либо расчетный счет в кредитной организации с целью составления и подписания финансового отчета о целевом использовании субсидии на организацию собственного дела (приложение 1) в центр занятости населения копии документов, подтверждающих произведенные расходы полученной субсидии, на цели, предусмотренные бизнес-планом (счета-фактуры, платежные поручения, товарные накладные, товарные чеки, кассовые чеки, договора купли-продажи, договора аренды, акты приема-передачи и т.п.) с предъявлением их оригиналов или лично заверенных (подпункт 2.1.4);
- осуществить возврат субсидии, полученной в рамках настоящего договора, в случае выявления факта её нецелевого использования, в порядке и сроки, установленные пунктом 4.4 настоящего договора (подпункт 2.1.5);
Согласно положениям раздела 4 заключенного между сторонами договора, в частности пункта 4.2, в случае выявления факта нецелевого расходования гражданином средств субсидии или ее не использовании в срок указанный в подпункте 2.1.4 настоящего договора, а также неисполнения срока, установленного подпунктом 2.1.3 настоящего договора, данные средства подлежат возврату в бюджет автономного округ.
В случае не представления гражданином документов, указанных в подпункте 2.1.5 настоящего договора средства субсидии подлежат возврату в размере суммы, на которую не представлены подтверждающие документы (подпункт 4.2.1).
В случае ликвидации юридического лица (выход из состава учредителей юридического лица), прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства ранее истечения двенадцати месяцев с момента организации собственного дела средства субсидии подлежат возврату в полном объеме (подпункт 4.2.2).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в рамках заключенного договора центром занятости на основании приказа центра занятости от 14.05.2021 N 13405/2108 "Об оказании единовременной финансовой помощи при предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан" на расчетный счет Медведевой Е.Р. перечислена финансовая помощь (субсидия) на организацию собственного дела на общую сумму 220 000 руб., что подтверждается платежным поручением N 727 от 31.05.2021.
Как следует из представленных в материалы дела документов, в частности выписки из ЕГРИП, Медведева Е.Р. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 13.05.2021 по 25.11.2022.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что период осуществления предпринимательской деятельности, между ответчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Велкэм Нягань" заключён договор аренды жилого помещения от 03.03.2021 по адресу: ХМАО-Югра, г. Нягань, ул. Интернациональная 82А, строение 1, на неопределенный срок в целях использования под размещение пекарни. Арендная плата, согласно пункту 4.1 указанного договора, составила 50 000 руб. в месяц.
Кроме того, предпринимателем представлены платежные поручения на общую сумму 87 000 руб., подтверждающие внесение предпринимателем арендной платы согласно поименованному договору.
Согласно бизнес-плану, полученные денежные средства предприниматель также направила на приобретение фискального накопителя, стеллажа, холодильного оборудования, кухонного инвентаря. В материалы дела представлены накладные и кассовые чеки на общую сумму 142 288 руб.
Таким образом, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, ответчик частично выполнил свои обязательства по договору, вместе с тем, как указывает учреждение, документы, подтверждающие произведенные расходы полученной субсидии на цели, предусмотренные бизнес-планом, в его адрес представлены не были.
Из материалов дела следует, что 03.12.2021 сотрудниками центра занятости была проведена выездная проверка целевого использования финансовой помощи ИП Медведевой Е.Р.
Результаты проверки оформлены актом от 03.12.2021 проверки целевого использования финансовой помощи на открытие собственного дела за счет бюджетных средств, полученных по договору N 47 от 05.05.2021, в котором указано, что имущество не находится по месту осуществления деятельности.
При проверке выявлены следующие нарушения и факты нецелевого использования бюджетных средств: отсутствие предпринимателя и имущества в указанном помещении. Место нахождения предпринимателя неизвестно.
Указанное свидетельствует о нарушении положения пункта 2.1 заключенного договора, согласно которому, как было указано выше, ответчик обязался заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее двенадцати календарных месяцев со дня внесения записи в ЕГРИП, а также соответствующих положений пункта 3.5 Порядка.
Несмотря на то, что запись в ЕГРИП о прекращении деятельности предпринимателя была внесена 25.11.2022, материалами дела подтверждается, что по состоянию на 03.12.2021 индивидуальным предпринимателем деятельность уже не велась. Доказательств обратного в материалы дела в нарушение положений 9, 65 АПК РФ ответчиком не представлено.
Доводы подателя апелляционной жалобы относительно периода регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на протяжении более двенадцати месяцев, а также расходования средств субсидии, не свидетельствуют об осуществлении ей деятельности согласно заключенному договору, поскольку процитированным выше пунктом 2.1 установлена совокупность обязанностей, в том числе осуществление деятельности в определённый период времени, а не только наличие у стороны договора статуса индивидуального предпринимателя и расходование полученных средств.
Учитывая доказанный факт не осуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у ответчика обязанности возвратить субсидию полностью в соответствии с заключенным между сторонами договором.
В связи с тем, что получателем субсидии допущено нарушение условий, установленных Порядком и договором при предоставлении этой субсидии, он обязан осуществить возврат полученной субсидии.
Учитывая изложенное и принимая во внимание положения статьи 78 БК РФ исковые требования учреждения правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Кроме того, истцом также заявлено требование о взыскании 33 436 руб. 97 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и 98 340 руб. неустойки за несвоевременный возврат суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (статья 331 ГК РФ).
Согласно пункту 4.4. договора, гражданин в десятидневный срок с момента получения требования, указанного в пункте 4.3 настоящего договора, осуществляет возврат субсидии в бюджет автономного округа в объёме, не подтвержденном документами о целевом расходовании субсидии, и обязуется уплатить проценты за пользование этими бюджетными средствами в размере ставки рефинансирования Банка России за период с даты перечисления центром занятости населения денежных средств до даты их возврата (поступления) па расчетный счет центра занятости населения
Как установлено пунктом 4.5 договора, в случае несвоевременного возврата средств гражданин выплачивает центру занятости населения пени в размере 0,1 % от суммы, подлежащей возврату, за каждый день неисполнения требования о возврате денежных средств.
Пунктом 4.6 договора установлено, что в случае отказа гражданина от возврата средств субсидии в добровольном порядке взыскание осуществляется в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом центр занятости имеет право требовать с гражданина одновременного исполнения двух мер ответственности за нарушение договорных обязательств, предусмотренных пунктами 4.4 и 4.5 настоящего договора.
Ответчиком контррасчет процентов и неустойки не представлен, судом расчет истца проверен, признан арифметически верным, периоды начисления процентов и пени определены верно в соответствии с условиями договора.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, при исчислении размера неустойки подлежит применению введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 по 01.10.2022 мораторий на начисление неустоек за ненадлежащее исполнение обязательств.
Согласно статье 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Пунктом 1 названного ранее постановления N 497 введен мораторий в отношении всех юридических и физических лиц.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1, абзаца 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Таким образом, с 01.04.2022 невозможно начисление каких-либо финансовых санкций на задолженность ответчика.
С учетом изложенного, требование о взыскании процентов за пользование денежными средствами за период с 31.05.2021 по 02.02.2023 правомерно удовлетворено судом первой инстанции в сумме 21 104 руб. 93 коп., неустойки за нарушение сроков возврата субсидии за период с 12.11.2021 по 02.02.2023 - в сумме 35 860 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что ИП Медведевой Е.Р. в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Возражения ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Медведевой Екатерине Равильевны оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.04.2023 по делу N А75-20290/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Е.А. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.