г. Челябинск |
|
04 мая 2023 г. |
Дело N А47-4617/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Колясниковой Ю.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпанагель Т.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вилен" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2023 по делу N А47-4617/2022.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Вилен" - Кижапкина Наталия Владимировна (паспорт, доверенность от 10.03.2021, срок действия на 3 года, диплом), Шаранина Наталья Викторовна (паспорт, доверенность от 29.07.2021, срок действия на 3 года, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Вилен" (далее - истец, ООО "Вилен") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Администрации города Оренбурга (далее - ответчик 1, Администрация), Комитету потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства Администрации города Оренбурга (далее - ответчик 2, Комитет) об обязании заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта - павильона по продаже продовольственных товаров, со специализацией - продовольственные товары (молочная продукция), на земельном участке площадью 6,6 кв.м, с кадастровым номером 56:44:0115001:0012, расположенном относительно ориентира: город Оренбург, ул. Брестская, д. 32, в кадастровом квартале 56:44:0115001; договор на размещение нестационарного торгового объекта - павильона по продаже продовольственных товаров, со специализацией - продовольственные товары (молочная продукция, мороженное), площадью 8 кв.м на земельном участке, расположенном относительно ориентира: город Оренбург, ул. Брестская, д. 12, в кадастровом квартале 56:44:0114002, с установленным сроком до пяти лет без проведения торгов; об обязании предоставить компенсационное место в отношении размещения нестационарного торгового объекта - павильона по продаже продовольственных товаров, со специализацией - продовольственные товары (молочная продукция, мороженное), ранее расположенного на земельном участке, площадью 6 кв.м, с кадастровым номером 56:44:0219007:28, расположенном относительно ориентира - город Оренбург ул. Советская, 56 в районе магазина "Ткани" в кадастровом квартале 56:44:0219007 (с учетом уточнения предмета исковых требований, т. 2 л.д. 102-104).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2023 (резолютивная часть от 26.01.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось ООО "Вилен" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что решение суда первой инстанции является незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Апеллянт указал, что после окончания срока действия договоров на размещение нестационарного торгового объекта истец продолжал пользоваться земельными участками, отношения между арендатором и Администрацией, связанные с арендой земельных участков, продолжали регулироваться в соответствии с условиями данных договоров, которые были возобновлены на неопределенный срок. На протяжении всего спорного периода истец неоднократно обращался с письмами и просьбами о заключении договора, в письмах Администрация в лице Комитета указывала на возможность заключения в будущем договоров на новый срок.
Апеллянт не согласился с возражениями Комитета об отсутствии у истца преимущественного права на заключение договоров на размещение нестационарного торгового объекта не новый срок, указал, что спорные нестационарные торговые объекты (далее также - НТО) были включены в схему размещения нестационарных торговых объектов постановлением Администрации города Оренбурга от 28.02.2017 N 638-п. 3.04.2022 г. Истец обратился к ответчику с офертой о заключении договоров на размещение НТО без проведения конкурса, направив ему посредством электронной почты проект договора. По факту направления письма с офертой о заключении договоров на условиях проектов договоров протокол разногласий направлен ответчиком не был.
Ссылаясь на положения пункта 3.11 постановления Администрации города Оренбурга от 06.10.2016 N 3060-П "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" (с изменениями на 21.03.2022), апеллянт полагал, что вправе рассчитывать на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона.
Апеллянт также отметил, что ООО "Вилен" в том числе занимает земельный участок площадью 6 кв.м по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, д. 56, в кадастровом квартале 56:44:0219007, специализация объекта: печатная продукции. Данный участок истец, несмотря на своевременное внесение платы, не имеет возможности использовать на протяжении более трех лет по назначению ввиду несогласованности со стороны Администрации города Оренбурга концепции внешнего вида киоска, находящегося в непосредственной близости от Дома Правительства Оренбургской области. На неоднократные обращения ООО "Вилен" к Комитету потребительского рынка услуг и развития предпринимательства о невозможности использования данного земельного участка в ответ были даны неоднократные обещания о будущем включении, в том числе, этого адреса в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга либо о предоставлении компенсационного места для установки киоска. Апеллянт полагал, что произошло изъятие земельного участка для административных нужд, в силу чего истец вправе рассчитывать на получение компенсационного места.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчиков не явились.
В отсутствии возражений представителей истца и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции от ООО "Вилен" поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве на стороне ответчика с Комитета на Министерство архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области.
В судебном заседании 26.04.2023 с учетом поступившего от Комитета отзыва на ходатайство о процессуальном правопреемстве указанное ходатайство представителями апеллянта поддержано не было и было снято с рассмотрения апелляционным судом.
Представителями апеллянта в судебном заседании также было заявлено ходатайство об истребовании у ответчика 2 в порядке статьи 66 АПК РФ пояснений (доказательств), в связи с чем на весь период аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 56, Комитетом не была согласована концепция внешнего вида киоска, находящегося в непосредственной близости от Дома Правительства Оренбургской области; в связи с чем ООО "Вилен" не было предоставлено компенсационное место взамен земельного участка расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 56.
Судебной коллегией было отказано в удовлетворении указанного ходатайства в силу того, что рассмотрение настоящего дела (апелляционной жалобы) возможно и без истребуемых сведений (доказательств).
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации города Оренбурга от 28.02.2017 N 638-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга" (вместе со "Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга") нестационарные торговые объекты по адресам: г. Оренбург, ул. Брестская, 32, ул. Брестская, 12 и ул. Советская, 56 были включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга под номерами 85 (площадью 6,6 кв.м), 87 (площадью 7 кв.м), 136 (площадью 6,6 кв.м) соответственно, со сроком функционирования НТО по ул. Брестская, 32 и ул. Брестская, 12 - 2017- 2019 годы, по ул. Советская, 56 - 2017-2018 годы.
Между Администрацией (администрация) и НАО "АРИА-АиФ" (организация) без проведения торгов в форме аукциона в соответствии с разделом 5 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург", утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от 06.10.2016 N 3060-п (далее - Положение), был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта N 85-д от 16.09.2017 (далее - договор N 85-д, т. 1 л.д. 22-26), по условиям п. 1.1 которого администрация предоставляет организации право на размещение НТО на земельном участке площадью 6,6 кв.м., с кадастровым номером: 56:44:0115001:0012 расположенном относительно ориентира: г. Оренбург, ул. Брестская, 32, в кадастровом квартале 56:44:0115001, согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Оренбурга от 28.02.2017 N 638-п, плану размещения объекта, являющего неотъемлемой частью договора, а предприниматель обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия настоящего договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим договором и требованиями действующего законодательства.
Тип и наименование объекта, спецификация, перечень реализуемого товара: киоск "Печатная продукция"; печатная продукция (п.п. 1.2, 1.3, 1.4 договора N 85-д).
В силу п. 1.5 договора N 85-д права и обязанности по договору могут быть переданы другим юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям с предварительным уведомлением администрации и оформлением дополнительного соглашения.
Согласно п. 2.1 договора N 85-д период размещения НТО устанавливается сроком на два года с 01.07.2017 по 30.06.2019 включительно.
На основании п. 3.1.3 договора N 85-д администрация имеет право требовать расторжения договора в случае, если организация размещает объект в нарушение существующих условий договора, установленных пунктами 1.1-1.5, 2.1, 2.2 договора.
Пунктом 4.2.9 договора N 85-д предусмотрено, что организация обязана прекратить осуществление торговой деятельности, освободить занимаемое место, демонтировать НТО в течение 30 дней за свой счет с момента, в том числе окончания срока действия договора.
Дополнительным соглашением N 2 от 21.12.2018 к договору N 85-д пункты 1.2, 1.3, 1.4 договора N 85-д стороны изложили в следующей редакции: "Тип и наименование объекта: киоск по продаже молочной продукции; "Специализация объекта: молочная продукция"; "Перечень реализуемых товаров: молочная продукция" (т. 1 л.д. 27).
Дополнительным соглашением N 3 от 26.06.2019 стороны внесли изменения в период размещения НТО по договору N 85-д, установив его с 01.07.2017 по 31.12.2019 (т. 1 л.д. 28).
Между Администрацией (администрация) и НАО "АРИА-АиФ" (организация) без проведения торгов в форме аукциона в соответствии с разделом 5 Положения, был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта N 87-д от 16.09.2017 (далее - договор N 87-д, т. 1 л.д. 29-32), по условиям п. 1.1 которого администрация предоставляет организации право на размещение НТО на земельном участке площадью 7 кв.м, с кадастровым номером: 56:44:0111001:00 расположенном относительно ориентира: г. Оренбург, ул. Брестская, 12, в кадастровом квартале 56:44:0111001, согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации города Оренбурга от 28.02.2017 N 638-п, плану размещения объекта, являющего неотъемлемой частью договора, а предприниматель обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия настоящего договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим договором и требованиями действующего законодательства.
Тип и наименование объекта, спецификация, перечень реализуемого товара: киоск "Печатная продукция"; печатная продукция (п.п. 1.2, 1.3, 1.4 договора N 87-д).
В силу п. 1.5 договора N 87-д права и обязанности по договору могут быть переданы другим юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям с предварительным уведомлением администрации и оформлением дополнительного соглашения.
Согласно п. 2.1 договора N 87-д период размещения НТО устанавливается сроком на два года с 01.07.2017 по 30.06.2019 включительно.
На основании п. 3.1.3 договора N 87-д администрация имеет право требовать расторжения договора в случае, если организация размещает объект в нарушение существующих условий договора, установленных пунктами 1.1-1.5, 2.1, 2.2 договора.
Пунктом 4.2.9 договора N 87-д предусмотрено, что организация обязана прекратить осуществление торговой деятельности, освободить занимаемое место, демонтировать НТО в течение 30 дней за свой счет с момента, в том числе окончания срока действия договора.
Между Администрацией и ООО "Вилен" пописано дополнительное соглашение N 1 от 27.04.2018 к договору N 87-д, согласно п. 1 которого в соответствии с пунктом 1.5. договора на основании заявления НАО "АРИА-АиФ" от 26.04.2018 и договора купли-продажи киосков от 01.04.2018 N 03/18 все права и обязанности по договору N 87-д от 16.09.2017 с 01.04.2018 от НАО "АРИФ-АиФ" перешли к ООО "Вилен" (т. 1 л.д. 33).
Дополнительным соглашением N 2 от 21.12.2018 к договору N 87-д пункты 1.2, 1.3, 1.4 договора N 87-д стороны изложили в следующей редакции: "Тип и наименование объекта: киоск по продаже продовольственных товаров (мороженного)"; "Специализация объекта: продовольственные товары (мороженное)"; "Перечень реализуемых товаров: мороженное" (т. 1 л.д. 34).
Дополнительным соглашением N 3 от 26.06.2019 стороны внесли изменения в период размещения НТО по договору N 87-д, установив его с 01.07.2017 по 31.12.2019 (т. 1 л.д. 35).
Между Администрацией (администрация) и НАО "АРИА-АиФ" (организация) без проведения торгов в форме аукциона в соответствии с разделом 5 Положения заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта N 368-л от 16.09.2017 (далее также - договор N 368-л, т. 1 л.д. 63-66), по условиям п. 1.1 которого администрация предоставляет организации право на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) на земельном участке площадью 6 кв.м, с кадастровым номером: 56:44:0219007:28 расположенном относительно ориентира: г. Оренбург, ул. Советская, 56, в кадастровом квартале 56:44:0111001, согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации города Оренбурга от 28.02.2017 N 638-п, плану размещения объекта, являющего неотъемлемой частью договора, а предприниматель обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия настоящего договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим договором и требованиями действующего законодательства.
Тип и наименование объекта, спецификация, перечень реализуемого товара: киоск "Печатная продукция"; печатная продукция (п.п. 1.2, 1.3, 1.4 договора N 368-л).
В силу п. 1.5 договора N 368-л права и обязанности по договору могут быть переданы другим юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям с предварительным уведомлением администрации и оформлением дополнительного соглашения.
Согласно п. 2.1 договора N 368-л период размещения НТО устанавливается сроком на два года с 01.07.2017 по 30.06.2019 включительно.
На основании п. 3.1.3 договора N 368-л администрация имеет право требовать расторжения договора в случае, если организация размещает объект в нарушение существующих условий договора, установленных пунктами 1.1-1.5, 2.1, 2.2 договора.
Пунктом 4.2.9 договора N 368-л предусмотрено, что организация обязана прекратить осуществление торговой деятельности, освободить занимаемое место, демонтировать НТО в течение 30 дней за свой счет с момента, в том числе окончания срока действия договора.
Между Администрацией и ООО "Вилен" пописано дополнительное соглашение N 3 от 05.10.2018 к договору N 368-л, согласно п. 1 которого в соответствии с п. 1.5 договора, на основании договора купли-продажи киосков N 2/8 от 22.08.2018 все права и обязанности по договору N 368-л от 16.09.2017 с 23.08.2018 перешли к ООО "Вилен" (т. 1 л.д. 69).
Дополнительным соглашением N 4 от 26.06.2019 к договору N 368-л период размещения НТО согласован с 01.07.2017 по 31.12.2019, срок действия договора установлен по 31.12.2019 включительно (т. 1 л.д. 70).
В связи с тем, что по окончании срока действия договоров N 85-д, N 87-д, N 368-л ООО "Вилен" не были освобождены предоставленные для размещения НТО земельные участки, между Администрацией и ООО "Вилен" были заключены договоры об исполнении обязательств за фактическое размещение НТО от 15.12.2020 N 12-д и N 32-д - сроком с 01.01.2020 по 30.12.2020 включительно, а также от 17.11.2021 N 300-д и N 301-д - сроком с 01.01.2021 по 30.12.2021 включительно (т. 1 л.д. 36-43).
С 01.01.2020 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга, утвержденной постановлением Администрации города Оренбурга от 31.10.2019 N 3142-п, содержались следующие объекты: 1) киоск по ул. Брестская, д. 32 - продовольственные товары (хлебобулочные изделия), площадью 6 кв.м., со сроком функционирования 2020 - 2024 годы (под номером 50); 2) киоск по ул. Брестская, д. 32 - продовольственные товары (овощи, фрукты), площадью 8 кв.м, со сроком функционирования 2020 - 2024 годы (под номером 51); 3) киоск по ул. Брестская, д. 32 - продовольственные товары (овощи, фрукты), площадью 8 кв.м, со сроком функционирования 2020 - 2024 годы (под номером 52).
Нестационарные торговые объекты по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 56, ул. Брестская 12 исключены.
В настоящее время действует схема размещения НТО на территории муниципального образования "город Оренбург", утвержденная постановлением Администрации города Оренбурга от 20.09.2021 N 1839-п "О внесении изменения в постановление Администрации города Оренбурга от 31.10.2019 N 3142-п", согласно которой под номером 300 размещен павильон по ул. Брестская, д. 32/2, площадью 8 кв.м., круглогодичное размещение, специализация - продовольственные товары (молочная продукция), статус - не используется, срок размещения - 2021 - 2025 годы; под номером 301 размещен павильон по ул. Брестская, д. 12/2, площадью 8 кв.м., круглогодичное размещение, специализация - продовольственные товары (молочная продукция, мороженое), статус - не используется, срок размещения - 2021 - 2025 годы.
21.10.2020 ООО "Вилен" обратилось в Комитет с письмом, содержащим просьбу заключить договоры на размещение НТО по адресам г. Оренбург, ул. Брестская, 12 и ул. Брестская, 32 (т. 1 л.д. 54).
Письмами N 38 от 16.08.2021, от 22.11.2021 ООО "Вилен" обращалось в Комитет с просьбой заключить договоры на размещение НТО по адресам: г. Оренбург, ул. Брестская, 32, ул. Брестская, 12; ул. Советская, 56 (т. 1 л.д. 47, 48).
Письмом от 17.12.2021 N 01-39/4421 Комитет сообщил ООО "Вилен", что постановлением Администрации города Оренбурга от 31.10.2019 N 3142 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" утверждена схема размещения объектов, но поскольку договоры на размещение НТО по указанным адресам между ООО "Вилен" и Администрацией не заключены, представить компенсационные места не представляется возможным (т. 1 л.д. 59.
Письмом N 6 от 12.01.2022 ООО "Вилен" вновь обратилось к Комитету с заявлением о заключении договоров на спорные НТО (т. 2 л.д. 86).
Письмом от 31.01.2022 исх. N 01-39/227 Комитет сообщил ООО "Вилен" о возможности заключения договоров на размещение НТО только по итогам проведения аукциона (т. 2 л.д. 87).
Ссылаясь на то, что до настоящего момента торговые объекты (НТО истца) по ул. Брестской расположены на соответствующих земельных участках, занимаемых по ранее заключенным договорам, не демонтированы, продолжают функционировать, на незаконный отказ Администрации в заключении договоров на размещение НТО без проведения торгов на новый срок, ООО "Вилен" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что действие договоров на размещение НТО N 85-д, N 87-д, N 368-д было прекращено 31.12.2019; в связи с отсутствием мест размещения НТО истца в утвержденной схеме размещения НТО, действующей с 01.01.2020 соответствующей специализации и адресу, указанному в иске, на момент подачи заявления о заключении договоров обязанности у ответчиков на заключение новых договоров на размещение НТО с истцом без торгов не возникло. Суд квалифицировал обращение истца о заключении договоров на размещение НТО в уполномоченный орган после 20.09.2021 как новое обращение, не связанное с ранее действовавшими договорами на размещение НТО, в силу чего истец вправе претендовать на заключение указанных договоров только по результатам торгов. С учетом установленных обстоятельств (прекращения договора N 368-д истечением срока) суд первой инстанции также не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требования истца о предоставлении ему компенсационного места вместо ранее занимаемого по указанному договору.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы истца, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в частности в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В статье 2 Закона N 381-ФЗ определено, что под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с землей вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Частью 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующее земельное законодательство отдает приоритет в регулировании данных отношений Закону о торговле, в соответствии с положениями которого органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий и в рамках указанного закона должны быть определены условия и порядок размещения таких объектов.
На основании части 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов.
Статьей 11 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 N 4325/1014-IV-ОЗ "Об организации торговой деятельности в Оренбургской области" установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным уставом муниципального образования.
Постановлением Администрации города Оренбурга от 06.10.2016 N 3060-п утверждено Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург".
Указанным Положением предусмотрен поэтапный порядок предоставления права на размещение торговых объектов, которым предусмотрены последовательные этапы приобретения данного права:
- разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 13.08.2013 N 90, постановлением Администрации города Оренбурга, проект которого подготавливает Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга (пункт 2.2.) в соответствии с критериями, установленными пунктом 2.6. Положения (безотносительно к лицу, которое будет их использовать);
- проведение аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" и заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта с победителем аукциона (разделы 3 и 4).
Судами установлено, что Положение вступило в силу с 13.10.2016, следовательно, с указанной даты истец вправе разместить свои нестационарные торговые объекты лишь по итогам аукциона в соответствии с той схемой, которая будет утверждена до его проведения Администрацией.
Так, пункт 2.15 Положения (в редакции, действующей на 31.12.2019) предусматривал, что после утверждения схемы в установленном порядке размещение нестационарного торгового объекта осуществляется путем проведения аукциона на предоставление права на размещение с последующим заключением договора на предоставление права на размещение объекта в порядке, установленном приложением 1, разделом 4 Положения.
Из материалов дела следует, что договоры на размещение НТО N 85-д, N 87-д, N 368-д были заключены в соответствии с разделом 5 Положения без проведения торгов в форме аукциона.
Поскольку срок действия договоров был определен до 31.12.2019, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что после указанной даты их действие прекратилось.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что после окончания срока действия договоров на размещение нестационарного торгового объекта истец продолжал пользоваться земельными участками, отношения между арендатором и Администрацией, связанные с арендой земельных участков, продолжали регулироваться в соответствии с условиями данных договоров, которые были возобновлены на неопределенный срок, не состоятелен, поскольку ни нормами Положения, ни условиями договоров на размещение НТО N 85-д, N 87-д, N 368-д не предусмотрено возобновление договоров на неопределенный срок.
Факт отсутствия возобновления указанных договоров на неопределенный срок подтверждается заключением сторонами договоров об исполнении обязательств за фактическое размещение НТО от 15.12.2020 N 12-д и N 32-д, а также от 17.11.2021 N 300-д и N 301-д.
На момент окончания срока действия договоров действовало Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов в редакции постановления Администрации города Оренбурга от 29.07.2019 N 2065-п, согласно пункту 2.16 которого был предусмотрен единственный случай заключения договора без проведения аукциона - размещение летних кафе предприятиями общественного питания при их размещении на земельном участке, смежном с земельным участком под зданием, строением, в помещениях которого располагается указанное предприятие общественного питания.
Пунктом 4.4 Положения (в редакции, действовавшей на 31.12.2019) было установлено, что в случае окончания срока действия договора хозяйствующий субъект имеет право на заключение договора без организации торгов, если такой объект включен в установленном порядке в схему.
Из материалов дела следует, постановлением Администрации города Оренбурга от 28.02.2017 N 638-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга" (вместе со "Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга") нестационарные торговые объекты по адресам: г. Оренбург, ул. Брестская, 32, ул. Брестская, 12, ул. Советская, 56 были включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга.
Указанное постановление Администрации города Оренбурга было признано утратившим силу в связи с изданием постановления Администрации города Оренбурга от 31.10.2019 N 3142-п.
С 01.01.2020 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга, утвержденной постановлением Администрации города Оренбурга от 31.10.2019 N 3142-п, содержались следующие объекты: киоск по ул. Брестская, д. 32 продовольственные товары (хлебобулочные изделия), площадью 6 кв.м., со сроком функционирования 2020 - 2024 годы (под номером 50); киоск по ул. Брестская, д. 32 продовольственные товары (овощи, фрукты), площадью 8 кв.м, со сроком функционирования 2020 - 2024 годы (под номером 51); киоск по ул. Брестская, д. 32 продовольственные товары (овощи, фрукты), площадью 8 кв.м, со сроком функционирования 2020 - 2024 годы (под номером 52).
Нестационарные торговые объекты по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 56, ул. Брестская 12 исключены.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что места размещения спорных НТО не содержались в схеме ни по состоянию на 31.12.2019 (с учетом сроков и специализации, указанной в схеме от 28.02.2017 N 638-п), ни по состоянию на 01.01.2020, когда вступило в силу постановлением Администрации города Оренбурга от 31.10.2019 N 3142-п.
Довод апеллянта о том, что местонахождение спорных НТО было неправомерно исключено из схемы размещения НТО, является несостоятельным, поскольку из содержания постановления Администрации города Оренбурга от 28.02.2017 N 638-п следует, что такое включение носило срочный характер под вид деятельности - печатная продукция, который не соответствует предполагаемому виду деятельности истца.
На основании новых заявлений ООО "Вилен" (т. 1 л.д. 44, 45) нестационарные торговые объекты, соответствующие характеристикам, указанным в иске, были включены в схему размещения НТО постановлением Администрации города Оренбурга от 20.09.2021 N 1839-п "О внесении изменения в постановление Администрации города Оренбурга от 31.10.2019 N 3142-п" под номером 300 - павильон по ул. Брестская, д. 32/2, площадью 8 кв.м., круглогодичное размещение, специализация продовольственные товары (молочная продукция), статус не используется, срок размещения 2021 - 2025 годы; под номером 301 - павильон по ул. Брестская, д. 12/2, площадью 8 кв.м., круглогодичное размещение, специализация продовольственные товары (молочная продукция, мороженое) статус не используется, срок размещения 2021 - 2025 годы.
С учетом вышеизложенного, прекращения действия договоров N 85-д, N 87-д, N 368-д - 31.12.2019, отсутствия мест размещения НТО в утвержденной Схеме, действующей с 01.01.2020, соответствующей специализации и адресу, указанному в иске, включения указанных мест размещения НТО только постановлением Администрации города Оренбурга от 20.09.2021 N 1839-п, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу, что на момент подачи заявления о заключении договоров на новый срок обязанности у ответчика на заключение договоров с истцом без проведения торгов не возникло, поскольку речь шла о заключении новых договоров на размещение НТО на вновь образованных местах размещения НТО, что с учетом норм Положения предполагает проведение аукциона.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства исключают удовлетворение исковых требований о понуждении ответчика к заключению договоров в отношении НТО, расположенных по адресу г. Оренбург, ул. Брестская 12/2, ул. Брестская, 32/2 без проведения торгов, в связи с чем судом первой инстанции правомерно было отказано в удовлетворении исковых требований.
Довод апеллянта о том, что на протяжении всего спорного периода истец неоднократно обращался с письмами и просьбами о заключении договора, в письмах Администрация в лице Комитета указывала на возможность заключения в будущем договоров на новый срок, не опровергает правильности вывода суда первой инстанции о возможности заключения с истцом новых договоров на размещение НТО только по результатам проведенных торгов.
По тем же мотивам судебная коллегия отклонила ссылку апеллянта на обращение истца к ответчику с офертой о заключении договоров на размещение НТО без проведения конкурса, поскольку указанные действия истца не отменяют порядка заключения договора на размещение НТО, предусмотренного Положением.
Ссылка апеллянта на пункт 3.11 Положения несостоятельна, поскольку редакция данного пункта была включена в Положение задолго после прекращения действия договоров N 85-д, N 87-д, N 368-д.
Согласно пункту "к" раздела 2 Положения под компенсационным местом понимается альтернативное место размещения НТО (равноценное по месту расположения, оживленности территории и привлекательности места для осуществления торговой деятельности соответствующими товарами, плате за размещение и иным показателям), используемое в случае досрочного расторжения договора на размещение нестационарного торгового объекта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным подпунктом 6.2 пункта 6 настоящего Положения.
Поскольку срок действия договора N 368-д истек не досрочно, не в связи с невозможностью размещения нестационарного торгового объекта, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца в части обязания ответчиков предоставить компенсационное место в отношении размещения нестационарного торгового объекта - павильона по продаже продовольственных товаров, со специализацией продовольственные товары (молочная продукция, мороженное) ранее расположенного по адресу: на земельном участке, площадью 6 кв.м, с кадастровым номером 56:44:0219007:28, расположенного относительно ориентира - город Оренбург ул. Советская, 56 в районе магазина "Ткани" в кадастровом квартале 56:44:0219007.
Довод апеллянта о том, что данный участок истец, несмотря на своевременное внесение платы, не имел возможности использовать на протяжении более трех лет по назначению ввиду несогласованности со стороны Администрации города Оренбурга концепции внешнего вида киоска, находящегося в непосредственной близости от Дома Правительства Оренбургской области, отклонен судом апелляционной инстанции за недоказанностью факта невозможности использования земельного участка по обозначенным причинам.
Апелляционный суд также отклоняет довод апеллянта о том, что в силу изъятия земельного участка для административных нужд истец вправе рассчитывать на получение компенсационного места, поскольку такое право имеется у заявителя только в период действия договора на размещение НТО, в случаях досрочного прекращения действия договора на размещение НТО при принятии органом местного самоуправления решений, перечень которых установлен пунктом 6.2 Положения.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 265, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2023 по делу N А47-4617/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вилен" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
Ю.С. Колясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4617/2022
Истец: ООО "Вилен"
Ответчик: Администрация г.Оренбурга, Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства Администрация г.Оренбурга
Третье лицо: Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г.Оренбурга, Арбитражный суд Уральского округа, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд