Екатеринбург |
|
03 октября 2023 г. |
Дело N А47-4617/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Полуяктова А.С., Столярова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карауш М.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вилен" (далее - общество "Вилен", общество, истец, заявитель жалобы) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2023 по делу N А47-4617/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле N А47-4617/2022, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа
Судебное заседание проведено судом округа путем использования системы веб-конференции в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в режиме "онлайн" приняла участие представитель общества "Вилен" - Кижапкина Н.В. (доверенность от 09.12.2022).
Администрация города Оренбурга (далее - Администрация, ответчик-1), Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства Администрации города Оренбурга (далее - Комитет, ответчик-2) не направили своих представителей в судебное заседание суда округа. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Общество "Вилен" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Администрации, Комитету о понуждении к заключению с ним без проведения торгов договоров на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) с установленным сроком до пяти лет в отношении следующих НТО:
павильона по продаже продовольственных товаров со специализацией - продовольственные товары (молочная продукция), находящегося на земельном участке с местоположением относительно ориентира:
г. Оренбург, ул. Брестская, д. 32, в кадастровом квартале 56:44:0115001, кадастровый номер участка 56:44:0115001:0012;
павильона по продаже продовольственных товаров со специализацией - продовольственные товары (молочная продукция, мороженное), находящегося на земельном участке с местоположением относительно ориентира: г. Оренбург, ул. Брестская, д. 12, в кадастровом квартале 56:44:0114002, а также об обязании предоставить компенсационное место в отношении размещения НТО - павильона по продаже продовольственных товаров со специализацией - продовольственные товары (молочная продукция, мороженное), ранее находившегося на земельном участке с местоположением относительно ориентира: город Оренбург ул. Советская, д. 56, в районе магазина "Ткани" в кадастровом квартале 56:44:0219007.
Заявленные требования изложены с учетом принятого судом уточнения их предмета в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества "Вилен", решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество "Вилен" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление судов первой и апелляционной инстанции отменить по основаниям, установленным в части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы, излагая хронологию событий, предшествующих настоящему судебному разбирательству, указывает, что на протяжении нескольких лет с ним уполномоченными органами велась переписка относительно размещения спорных НТО, при этом Администрация в лице Комитета ссылалась на возможность заключения в будущем договоров на размещение НТО на новый срок, на направленную оферту протокола разногласий со стороны уполномоченных органов обществом "Вилен" ответа не было получено. Исходя из таких обстоятельств, не принятых во внимание судами, следует, по мнению заявителя жалобы, что после окончания срока действия заключенных с обществом "Вилен" договоров на размещение НТО данные договоры были возобновлены на неопределенный срок на тех же условиях, соответственно, отношения между обществом и Администрацией, связанные с арендой земельных участков под размещение НТО, продолжали регулироваться в соответствии с условиями данных договоров.
Ссылаясь на пункт 3.11 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" (далее также - Положение о порядке размещения НТО), утвержденное постановлением Администрации города Оренбурга от 06.10.2016 N 3060-П (с изменениями на 21.03.2022), заявитель жалобы указывает на несогласие с выводами судов об отсутствии у него права на заключение договоров на размещение НТО на новый срок без проведения аукциона.
Заявитель жалобы также обращает внимание суда округа на то, что общество "Вилен" в том числе занимает земельный участок площадью 6 кв. м по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, д. 56, в кадастровом квартале 56:44:0219007, специализация НТО - печатная продукции, который, несмотря на своевременное внесение платы, не имеет возможности использовать на протяжении более трех лет по назначению ввиду не согласования со стороны Администрации концепции внешнего вида киоска, находящегося в непосредственной близости от Дома Правительства Оренбургской области. Учитывая изложенное, заявитель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае имело место быть изъятие земельного участка для административных нужд, в силу чего общество "Вилен" вправе рассчитывать на получение компенсационного места.
Помимо изложенного заявитель жалобы ссылается на лишение его судами первой и апелляционной инстанций возможности истребовать у ответчиков документы, подтверждающие необходимость предоставления ему компенсационного места.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Администрации города Оренбурга от 28.02.2017 N 638-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга" (вместе со "Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга") НТО по адресам: г. Оренбург, ул. Брестская, д. 32 и д. 12, ул. Советская, д. 56, - были включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга под номерами 85 (площадь НТО 6,6 кв. м), 87 (площадь НТО 7 кв. м), 136 (площадь НТО 6,6 кв.м) со сроком функционирования НТО по ул. Брестская, д. 32 и д. 12 - 2017-2019 годы, по ул. Советская, д. 56 - 2017-2018 годы.
Между Администрацией и НАО "АРИА-АиФ" (организация) без проведения торгов в форме аукциона в соответствии с разделом 5 Положения о порядке размещения НТО был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта от 16.09.2017 N 85-д (далее - договор N 85-д), в рамках которого Администрация предоставила организации право на размещение НТО на земельном участке площадью 6,6 кв. м, кадастровый номер участка 56:44:0115001:0012, местоположение участка относительно ориентира: г. Оренбург, ул. Брестская, д. 32, в кадастровом квартале 56:44:0115001, согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга, утвержденной постановлением Администрации города Оренбурга от 28.02.2017 N 638-п, тип и наименование НТО объекта, спецификация, перечень реализуемого товара - киоск "Печатная продукция"; печатная продукция (пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 договора N 85-д).
В силу пункта 1.5 договора N 85-д права и обязанности по договору могут быть переданы другим юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям с предварительным уведомлением администрации и оформлением дополнительного соглашения.
Согласно пункту 2.1 договора N 85-д период размещения НТО устанавливается сроком на два года с 01.07.2017 по 30.06.2019 включительно.
На основании пункта 3.1.3 договора N 85-д Администрация вправе требовать расторжения договора в случае, если организация размещает НТО в нарушение существующих условий договора, установленных пунктами 1.1-1.5, 2.1, 2.2 договора.
Пунктом 4.2.9 договора N 85-д предусмотрено, что организация обязана прекратить осуществление торговой деятельности, освободить занимаемое место, демонтировать НТО в течение 30 дней за свой счет с момента, в том числе окончания срока действия договора.
Дополнительным соглашением от 21.12.2018 N 2 к договору N 85-д пункты 1.2, 1.3, 1.4 договора N 85-д стороны изложили в следующей редакции: "Тип и наименование объекта: киоск по продаже молочной продукции; "Специализация объекта: молочная продукция"; "Перечень реализуемых товаров: молочная продукция".
Дополнительным соглашением от 26.06.2019 N 3 стороны внесли изменения в период размещения НТО по договору N 85-д, установив его с 01.07.2017 по 31.12.2019.
Из указанных соглашений усматривается, что все права и обязанности по договору N 85-д от НАО "АРИФ-АиФ" перешли к обществу "Вилен".
Между Администрацией и НАО "АРИА-АиФ" (организация) без проведения торгов в форме аукциона в соответствии с разделом 5 Положения о порядке размещения НТО был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта от 16.09.2017 N 87-д (далее - договор N 87-д), в рамках которого Администрация предоставила организации право на размещение НТО на земельном участке площадью 7 кв. м, кадастровый номер участка 56:44:0111001:00, местоположение участка относительно ориентира: г. Оренбург, ул. Брестская, д. 12, в кадастровом квартале 56:44:0111001, согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга, утвержденной постановлением Администрации города Оренбурга от 28.02.2017 N 638-п, тип и наименование объекта, спецификация, перечень реализуемого товара: киоск "Печатная продукция"; печатная продукция (пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 договора N 87-д).
В силу пункта 1.5 договора N 87-д права и обязанности по договору могут быть переданы другим юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям с предварительным уведомлением администрации и оформлением дополнительного соглашения.
Согласно пункту 2.1 договора N 87-д период размещения НТО устанавливается сроком на два года с 01.07.2017 по 30.06.2019 включительно.
На основании пункта 3.1.3 договора N 87-д Администрация вправе требовать расторжения договора в случае, если организация размещает объект в нарушение существующих условий договора, установленных пунктами 1.1-1.5, 2.1, 2.2 договора.
Пунктом 4.2.9 договора N 87-д предусмотрено, что организация обязана прекратить осуществление торговой деятельности, освободить занимаемое место, демонтировать НТО в течение 30 дней за свой счет с момента, в том числе окончания срока действия договора.
Между Администрацией и обществом "Вилен" подписано дополнительное соглашение от 27.04.2018 N 1 к договору N 87-д, согласно которому на основании заявления НАО "АРИА-АиФ" от 26.04.2018 и договора купли-продажи киосков от 01.04.2018 N 03/18 все права и обязанности по договору N 87-д с 01.04.2018 от НАО "АРИФ-АиФ" перешли к обществу "Вилен".
Дополнительным соглашением от 21.12.2018 N 2 к договору N 87-д пункты 1.2, 1.3, 1.4 договора N 87-д стороны изложили в следующей редакции: "Тип и наименование объекта: киоск по продаже продовольственных товаров (мороженного)"; "Специализация объекта: продовольственные товары (мороженное)"; "Перечень реализуемых товаров: мороженное".
Дополнительным соглашением от 26.06.2019 N 3 стороны внесли изменения в период размещения НТО по договору N 87-д, установив его с 01.07.2017 по 31.12.2019.
Между Администрацией и НАО "АРИА-АиФ" (организация) без проведения торгов в форме аукциона в соответствии с разделом 5 Положения о порядке размещения НТО был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта от 16.09.2017 N 368-л (далее - договор N 368-л), в рамках которого Администрация предоставила организации право на размещение НТО на земельном участке площадью 6 кв. м, кадастровый номер участка 56:44:0219007:28, местоположение участка относительно ориентира: г. Оренбург, ул. Советская, д. 56, в кадастровом квартале 56:44:0111001, согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации города Оренбурга от 28.02.2017 N 638-п; тип и наименование объекта, спецификация, перечень реализуемого товара: киоск "Печатная продукция"; печатная продукция (пункты 1.2, 1.3, 1.4 договора N 368-л).
В силу пункта 1.5 договора N 368-л права и обязанности по договору могут быть переданы другим юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям с предварительным уведомлением администрации и оформлением дополнительного соглашения.
Согласно пункту 2.1 договора N 368-л период размещения НТО устанавливается сроком на два года с 01.07.2017 по 30.06.2019 включительно.
На основании пункта 3.1.3 договора N 368-л Администрация вправе требовать расторжения договора в случае, если организация размещает объект в нарушение существующих условий договора, установленных пунктами 1.1-1.5, 2.1, 2.2 договора.
Пунктом 4.2.9 договора N 368-л предусмотрено, что организация обязана прекратить осуществление торговой деятельности, освободить занимаемое место, демонтировать НТО в течение 30 дней за свой счет с момента, в том числе окончания срока действия договора.
Между Администрацией и обществом "Вилен" подписано дополнительное соглашение от 05.10.2018 N 3 к договору N 368-л, согласно которому на основании договора купли-продажи киосков от 22.08.2018 N 2/8 все права и обязанности по договору N 368-л с 23.08.2018 перешли к обществу "Вилен".
Дополнительным соглашением от 26.06.2019 N 4 к договору N 368-л период размещения НТО согласован с 01.07.2017 по 31.12.2019, срок действия договора установлен по 31.12.2019 включительно.
В связи с тем, что по окончании срока действия вышеуказанных договоров N 85-д, N 87-д, N 368-л обществом "Вилен" не были освобождены предоставленные для размещения НТО земельные участки, между Администрацией и обществом "Вилен" были заключены договоры об исполнении обязательств за фактическое размещение НТО от 15.12.2020 N 12-д и N 32-д - сроком с 01.01.2020 по 30.12.2020 включительно, а также от 17.11.2021 N 300-д и N 301-д - сроком с 01.01.2021 по 30.12.2021 включительно.
С 01.01.2020 в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга, утвержденной постановлением Администрации города Оренбурга от 31.10.2019 N 3142-п, содержались следующие НТО: 1) киоск по ул. Брестская, д. 32 - продовольственные товары (хлебобулочные изделия), площадь 6 кв. м., со сроком функционирования 2020-2024 годы (под номером 50); 2) киоск по ул. Брестская, д. 32 - продовольственные товары (овощи, фрукты), площадь 8 кв. м, со сроком функционирования 2020-2024 годы (под номером 51); 3) киоск по ул. Брестская, д. 32 - продовольственные товары (овощи, фрукты), площадь 8 кв. м, со сроком функционирования 2020-2024 годы (под номером 52).
НТО по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, д. 56 и ул. Брестская, д. 12 и Схемы исключены.
В настоящее время действует Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург", утвержденная постановлением Администрации города Оренбурга от 20.09.2021 N 1839-п "О внесении изменения в постановление Администрации города Оренбурга от 31.10.2019 N 3142-п", согласно которой под номером 300 указан павильон по ул. Брестская, д. 32/2, площадь 8 кв. м, круглогодичное размещение, специализация - продовольственные товары (молочная продукция), статус - не используется, срок размещения - 2021-2025 годы; под номером 301 указан павильон по ул. Брестская, д. 12/2, площадь 8 кв. м., круглогодичное размещение, специализация - продовольственные товары (молочная продукция, мороженое), статус - не используется, срок размещения - 2021-2025 годы.
Письмом от 21.10.2020 общество "Вилен" обращалось в Комитет с просьбой о заключении договоров на размещение НТО по адресам г. Оренбург, ул. Брестская, д. 12 и ул. Брестская, д. 32.
Письмами от 16.08.2021, от 22.11.2021 общество "Вилен" обращалось в Комитет с просьбой заключить договоры на размещение НТО по адресам: г. Оренбург, ул. Брестская, д. 32, ул. Брестская, д. 12; ул. Советская, д. 56.
Письмом от 17.12.2021 N 01-39/4421 Комитет сообщил обществу "Вилен" о том, что постановлением Администрации города Оренбурга от 31.10.2019 N 3142-п утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург", но поскольку договоры на размещение НТО по указанным адресам между обществом "Вилен" и Администрацией не заключены, представить компенсационные места не представляется возможным.
Письмом от 12.01.2022 N 6 общество "Вилен" еще раз обращалось в Комитете с просьбой о заключении договоров на размещение спорных НТО.
Письмом от 31.01.2022 исх. N 01-39/227 Комитет сообщил обществу "Вилен" о возможности заключения договоров на размещение НТО только по итогам проведения аукциона.
Ссылаясь на то, что до настоящего момента НТО по ул. Брестской, д. 32 и д. 12 расположены на соответствующих земельных участках, занимаемых по ранее заключенным договорам, не демонтированы, продолжают функционировать, посчитав незаконным отказ Администрации в заключении договоров на размещение НТО без проведения торгов на новый срок, а также в предоставлении компенсационного места взамен места размещения НТО, ранее находившегося на земельном участке с местоположением относительно ориентира: г. Оренбург, ул. Советская, 56 в районе магазина "Ткани" в кадастровом квартале 56:44:0219007, общество "Вилен" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что действие договоров на размещение НТО N 85-д, N 87-д, N 368-д было прекращено 31.12.2019; в связи с отсутствием мест размещения НТО истца в утвержденной схеме размещения НТО, действующей с 01.01.2020, соответствующей специализации и адресам, перечисленным в исковом заявлении, на момент подачи заявления о заключении договоров обязанности у ответчиков на заключение новых договоров на размещение НТО с истцом без торгов не возникло.
Суд квалифицировал обращение истца о заключении договоров на размещение НТО в уполномоченный орган после 20.09.2021 как новое обращение, не связанное с ранее действовавшими договорами на размещение НТО, в силу чего истец вправе претендовать на заключение указанных договоров только по результатам торгов. С учетом установленных обстоятельств (прекращения договора N 368-д истечением срока) суд также не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требования истца о предоставлении ему компенсационного места вместо ранее занимаемого по указанному договору.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал. Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд округа оснований для их отмены/изменения не усматривает.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (вступил в силу с 01.03.2015) в Земельный кодекс Российской Федерации введена глава V.6 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута".
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в частности в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов.
Статьей 11 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 N 4325/1014-IV-ОЗ "Об организации торговой деятельности в Оренбургской области" установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным уставом муниципального образования.
Постановлением Администрации города Оренбурга от 06.10.2016 N 3060-п утверждено Положение о порядке размещения НТО, вступившее в силу с 13.10.2016.
Указанным Положением предусмотрен поэтапный порядок предоставления права на размещение торговых объектов, которым предусмотрены последовательные этапы приобретения данного права: разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург"; проведение аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" и заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта с победителем аукциона.
По результатам исследования и оценки представленных в дело доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами установлено, что договоры на размещение НТО N 85-д, N 87-д, N 368-д, заключенные в соответствии с разделом 5 Положения без проведения торгов в форме аукциона, прекратили свое действие 31.12.2019 в связи с истечением срока, на который они заключались.
Довод заявителя жалобы о возобновлении действия договоров на неопределенный срок обоснованно отклонен судами как несоответствующий фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, поскольку ни нормами Положения, ни условиями договоров на размещение НТО N 85-д, N 87-д, N 368-д не предусмотрено возобновление договоров на неопределенный срок. Вывод судов об отсутствии факта возобновления указанных договоров на неопределенный срок подтверждается заключением сторонами договоров об исполнении обязательств за фактическое размещение НТО от 15.12.2020 N 12-д и N 32-д, а также от 17.11.2021 N 300-д и N 301-д.
Далее судами установлено, что в соответствии с пунктом 4.4 Положения N 3060-п (в редакции, действовавшей на 31.12.2019) в случае окончания срока действия договора хозяйствующий субъект имеет право на заключение договора без организации торгов, если такой объект включен в установленном порядке в схему.
Постановлением Администрации города Оренбурга от 28.02.2017 N 638-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга" (вместе со "Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга") НТО по адресам: г. Оренбург, ул. Брестская, д. 32 и д. 12, ул. Советская, д. 56, - были включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов а территории города Оренбурга.
Вместе с тем поименованное постановление от 28.02.2017 N 638-п признано утратившим силу в связи с изданием Администрацией постановления от 31.10.2019 N 3142-п об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург", в которой содержалось указание на киоски по ул. Брестская, д. 32 под номерами 50, 51, 52, НТО по ул. Советская, д. 56, ул. Брестская, д. 12 исключены.
Учитывая, что места размещения спорных НТО не содержались в Схемах размещения НТО ни по состоянию на момент прекращения действия договоров N 85-д, N 87-д, N 368-д 31.12.2019 (с учетом сроков размещения НТО, их специализации, указанной в Схеме, утвержденной постановлением Администрации от 28.02.2017 N 638-п), ни по состоянию на 01.01.2020, когда вступило в силу постановление Администрации от 31.10.2019 N 3142-п, включены в схему размещения НТО на основании новых заявлений общества "Вилен" только с принятием постановления Администрации от 20.09.2021 N 1839-п "О внесении изменения в постановление Администрации города Оренбурга от 31.10.2019 N 3142-п", суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что на момент подачи заявления о заключении договоров на новый срок обязанности у Комитета на заключение договоров с истцом без проведения торгов не возникло, поскольку речь шла о заключении новых договоров на размещение НТО на вновь образованных местах размещения НТО, что с учетом норм Положения о порядке размещения НТО о поэтапном порядке предоставления права на размещение торговых объектов предполагает проведение аукциона.
При изложенных обстоятельствах суды сделали правомерный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества "Вилен" о понуждении ответчиков к заключению договоров в отношении НТО, расположенных по адресам: г. Оренбург, ул. Брестская, д. 12/2, ул. Брестская, д. 32/2, без проведения торгов.
Отклоняя доводы заявителя жалобы о том, что на протяжении всего спорного периода истец неоднократно обращался с письмами, просьбами и офертами о заключении договоров, в письмах Администрация в лице Комитета указывала на возможность заключения в будущем договоров на новый срок, апелляционный суд верно указал, что приведенный довод не опровергает правильности вывода суда первой инстанции о возможности заключения с истцом новых договоров на размещение НТО лишь по результатам проведенных торгов.
Принимая во внимание, что действие договора N 368-д прекращено ввиду истечения срока, на который он заключался, не установив, что имело место досрочное расторжение договора со стороны Администрации, являющееся по смыслу пункта "к" раздела 2 Положения о порядке размещения НТО обязательным условием предоставления компенсационного места для размещения НТО, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований общества "Вилен" в части обязания ответчиков предоставить компенсационное место в отношении размещения НТО - павильона по продаже продовольственных товаров, со специализацией продовольственные товары (молочная продукция, мороженное), ранее расположенного на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0219007:28 с местоположением относительно ориентира: г. Оренбург, ул. Советская, д. 56, в районе магазина "Ткани" в кадастровом квартале 56:44:0219007.
Довод заявителя жалобы о том, что он данный участок, несмотря на своевременное внесение платы, не имел возможности использовать на протяжении более трех лет по назначению ввиду несогласования со стороны Администрации концепции внешнего вида киоска, находящегося в непосредственной близости от Дома Правительства Оренбургской области, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции за недоказанностью факта невозможности использования земельного участка по обозначенным причинам.
Ссылки заявителя жалобы ссылается на лишение его судами первой и апелляционной инстанций возможности истребовать у ответчиков в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, подтверждающие необходимость предоставления ему компенсационного места (о не согласовании концепции внешнего вида киоска, находящегося в непосредственной близости от Дома Правительства Оренбургской области), не принимаются судом округа, поскольку рассмотрение настоящего спора возможно и без истребуемых сведений (доказательств).
Несоответствия выводов нижестоящих судов имеющимся в деле доказательствам суд округа, вопреки утверждениям заявителя кассационной жалобы, не усматривает.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом округа по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам, кроме того, указанные доводы были предметом рассмотрения апелляционного суда и получили надлежащую оценку, связаны в том числе с доказательственной стороной спора, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2023 по делу N А47-4617/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вилен" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов.
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 октября 2023 г. N Ф09-5468/23 по делу N А47-4617/2022