город Ростов-на-Дону |
|
06 октября 2023 г. |
дело N А32-60483/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю: представители Мелихов Г.А. по доверенности от 12.01.2023, удостоверение; Королев В.С. по доверенности от 12.01.2023, удостоверение;
от АО "Черномортранснефть": представители Черников А.В. по доверенности от 29.09.2023, паспорт; Барсуков С.С. по доверенности от 22.11.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.05.2023 по делу N А32-60483/2021
по заявлению акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы" (ОГРН: 1022302384136, ИНН: 2315072242)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (ИНН: 2309090290, ОГРН: 1042304979804)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Черноморские магистральные нефтепроводы" (далее - заявитель, АО "Черномортранснефть", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными пунктов 5, 6, 12, 13, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 13.10.2021 N 62/1.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2023 предписание Главного управления МСЧ России по Краснодарскому краю N 62/1 в части пунктов 5, 6, 12, 13, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и 25 признано недействительным. С Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю в пользу АО Черномортранснефть" взыскано 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выявленные нарушения объективно подтверждаются материалами контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе фототаблицей, приложенной к протоколу осмотра от 05.10.2021. Кроме того, отмена судом постановления по делу об административном правонарушении, в том числе в связи с отсутствием состава противоправного деяния, не может рассматриваться как безусловное основание для последующей отмены предписания об устранении допущенных нарушений обязательных требований (в том числе в сфере пожарной безопасности), поскольку данное предписание подразумевает самостоятельное изложение выявленных нарушений, создающих угрозы для неопределенного круга лиц, и тем самым автоматически не предполагает прямой зависимости от наличия или отсутствия в действиях лица, которому оно выдано, состава административного правонарушения
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Черномортранснефть" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители АО "Черномортранснефть" в судебном заседании заявили ходатайство о приобщении дополнительных документов, приложенных к отзыву на апелляционную жалобу, к материалам дела.
По смыслу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца 5 пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разрешение вопроса о принятии дополнительных доказательств находится в пределах усмотрения суда апелляционной инстанции, в связи с чем, представленные документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в целях правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора, а также в связи с тем, что данные доказательства представлены в целях подтверждения правовой позиции по доводам отзыва на апелляционную жалобу.
Представители Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю в судебном заседании заявили ходатайство о приобщении к материалам дела постановления Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2023 года.
В судебном заседании представители Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить. Представители АО "Черномортранснефть" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Судом удовлетворено ходатайство управления МЧС России по Краснодарскому краю и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю о приобщении к материалам дела постановления Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2023 года.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании решения о проведении выездной проверки от 28.09.2021 N 62 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (далее - УНД) в период с 01.10.2021 по 14.10.2021 проведена выездная проверка НПС "Заречье" Краснодарского РУМН АО "Черномортранснефть" по адресу: 352820, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Заречье, учетный номер в ФГИС ЕРКНМ: 23210061000201097309.
По результатам проведенной выездной проверки УНД выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 62/1 от 13.10.2021.
АО "Черномортранснефть" вменяется нарушение обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
п. 1 руководителем организации обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с главой 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - 123 ФЗ) помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения без обозначения их категорий на выходных дверях помещений с наружной стороны (Фактически отражена несуществующая категория согласно ч. 1 ст. 27 123-ФЗ, а именно: помещение приточно-вытяжной вентиляции здания склада - категория В, склад арбитражный проб - категория В, помещение электроприводных задвижек N 1 - категория В) (нарушение п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - ППР в РФ);
п. 2 помещение кладовой (Ф 5) и помещение столовой (Ф 3) в здании пункта питания (павильон на 40 человек), т.е. различных классов функциональной пожарной опасности, разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, с заполнением проемов, не соответствующим требуемому пределу огнестойкости (нарушение ч. 4 ст. 4 123-ФЗ; ч. 1, 3 ст. 88 123-ФЗ; (Ранее - п. 5.14* СНиП 21-01-97*);
п. 3 направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями без светоотражающей поверхности либо световых указателей, подключенных к сети электроснабжения и включенных в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (нарушение п. 48 ППР в РФ);
п. 4 руководитель организации не обеспечил проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дмыогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград воздуховодом системы вентиляции между помещением лаборатории и коридором 2 этажа в здании Лабораторного корпуса (нарушение п. 15 ППР в РФ);
п. 5 противопожарное расстояние между зданием пункта питания (павильон на 40 человек) и зданием узла связи менее 10 м (фактически 1,64 м) (нарушение ч. 4 ст. 4 123-ФЗ; п. 4.3 СП 4.13130.2013, табл. 1 СП 4.13130.2013 (ранее - Табл. 1* СНиП 2.07.01-89*);
п. 6 противопожарное расстояние между зданием узла связи и зданием КИП и А менее 10 м (фактически 1,86 м) (нарушение ч. 4 ст. 4 123-ФЗ; п. 4.3 СП 4.13130.2013, табл. 1 СП 4.13130.2013 (ранее - Табл. 1* СНиП 2.07.01-89*);
п. 7 расстояние от любой точки проекции лестницы 3-го типа из здания пристройки 2 Литер И", (оборудования УЗСА) на уровень земли составляет менее 1 м до проекции оконного проема (нарушение ч. 4 ст. 4 123-ФЗ; п. 4.4.7 СП 1.13130.2020 (ранее - 6.30*СНиП 21-01-97*);
п. 8 в наружной стене лестничной клетки типа Л1 здания Лабораторного корпуса предусмотрены окна, не открывающиеся изнутри без ключа и других специальных устройств, которые расположены не выше 1.7 м от уровня площадки лестничной клетки или пола этажа (нарушение ч. 4 ст. 4 123-ФЗ; п. 5.4.16 СП 2.13130.2012 (ранее - П. 4.21 СНиП 2.01.02-85*);
п. 9 расстояние от любой точки проекции лестницы 3-го типа из здания Лабораторного корпуса на уровень земли составляем менее 1 м до проекции оконного проема (нарушение ч. 4 ст. 4 123-ФЗ; п. 4.4.7 СП 1.13130.2020 (ранее - 6.30* СНиП 21-01-97*);
п. 10 при смене собственника или иного законного владельца объекта защиты уточненные декларации пожарной безопасности не представлены в течение одного годя со дня изменения содержащихся в них сведений (Фактически представлены декларация от генерального директора ОАО "Черномортранснефть" С.Б. Николаева от 19.04.2010, с 2012 генеральным директором является Зленко А.В.) (нарушение ч. 3 ст. 64 123-ФЗ);
п. 11 аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, не располагаются вне складского помещения ЦМС на стене из негорючих материалов или отдельно стоящей опоре (фактически установлены внутри складского помещения) (нарушение п. 293 ППР в РФ);
п. 12 территория НПС "Заречье" ограждена не продуваемой оградой (нарушение ч. 4 ст. 4 123-ФЗ; п. ч. 1 ст. 6 123-ФЗ; п. 6.12 СП 155.13130.2014 (ранее - 2.12 СНиП 2.11.03-93);
п. 13 для подземных резервуаров ЖБР-10000 N 1, N 5 не предусмотрены стационарные установки пожаротушения (неавтоматические) (нарушение ч. 4 ст. 4 123-ФЗ; п. 2 ч.1 ст. 6 123-ФЗ; п. 13.1.2 СП 155.13130.2014 (ранее -8.4 СНиП 2.11.03-93);
п. 14 в инструкции о мерах пожарной безопасности для склада шин не отражены вопросы порядка содержания путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.) (нарушение п. 393 (а) ППР в РФ);
п. 15 в инструкции о мерах пожарной безопасности для склада шин не отражено допустимое количество единовременно находящихся в помещении шин (нарушение п. 393 (ж) ППР в РФ);
п. 16 не обеспечено устранение повреждений огнезащитного покрытия трубопровода, размещенного в обваловании (присутствует видимое повреждение покрытия трубопровода (сектор 7 РВСп-30000) (нарушение п. 13 ППР в РФ);
п. 17 на территорию нефтебазы не предусмотрено устройство двух въездов с дорог общего пользования (подъездные дороги не относятся к дорогам общего пользования) (нарушение Заключение заседания экспертного совета по согласованию дополнительных инженерно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта "РВСп-30000 с системой подслойного автоматического пожаротушения" на ПНБ "Заречье" г. Туапсе от 28.02.2002 N 64 (далее: заключение от 28.02.2005 N64), письмо администрации Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района от 07.10.2021 N1423/18);
п. 18 на территории нефтебазы здание (сооружение) склада ЛАРН предусмотрено ниже II степени огнестойкости (нарушение Заключение от 28.02.2005 N 64);
п. 19 на территории нефтебазы здание (сооружение) ПКУ резервуарного парка предусмотрено ниже II степени огнестойкости (нарушение Заключение от 28.02.2005 N 64);
п. 20 расположение здания (сооружения) КПП N 1 на территории нефтебазы предусмотрено на расстоянии менее 5 м от ограды (фактически 1,7 м) (нарушение Заключение от 28.02.2005 N 64);
п. 21 расположение здания (сооружения) узла связи на территории нефтебазы предусмотрено на расстоянии менее 5 м от ограды (фактически 1,86 м) (нарушение Заключение от 28.02.2005 N 64);
п. 22 расположение здания (сооружения) КИП и А на территории нефтебазы предусмотрено на расстоянии менее 5 м от ограды (фактически 1,1 м) (нарушение Заключение от 28.02.2005 N 64);
п. 23 расположение здания (сооружения) КНС на территории нефтебазы предусмотрено на расстоянии менее 5 м от ограды (фактически 2,87 м) (нарушение Заключение от 28.02.2005 N 64);
п. 24 по периметру ограждающей стенки в обваловании РВСп-30000 предусмотрено устройство трубопровода без дренчерных оросителей (нарушение Заключение от 28.02.2005 N 64);
п. 25 два независимых полу - кольцевых коллектора автоматической системы орошения для охлаждения корпуса РВСп-30000 не оборудованы распылительными насадками, направленными на корпус резервуара под углом 45 градусов (нарушение Заключение от 28.02.2005 N 64);
п. 26 значение водоотдачи внутреннего противопожарного водопровода на объекте "Испытательная лаборатория" на объекте: АО "Черноморские магистральные нефтепроводы", составляет менее 2,6 л/с (нарушение СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности"; СП 10.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности"; Протокол N 1850-20-2-23 от 12.10.2021 испытания внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу);
п. 27 значение водоотдачи внутреннего противопожарного водопровода на объекте "Административное здание" на объекте: АО "Черноморские магистральные нефтепроводы", составляет менее 2,6 л/с (нарушение СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности"; СП 10.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По пункту 5 предписания "Противопожарное расстояние между зданием пункта питания (павильон на 40 человек) и зданием узла связи менее 10 м (фактически 1,64 м)" и пункту 6 предписания "Противопожарное расстояние между зданием узла связи и зданием КИП и А менее 10 м (фактически 1,86 м)" управление ссылается на то, что здания пункта питания (павильона на 40 человек) и КИПиА не относятся к производственным зданиям, поэтому расстояния между этими зданиями и узлом связи устанавливается не менее 10 м.
Указанный довод судом первой обоснованно отклонен, у суду апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции по следующим основаниям: пунктом 4.3 СП 4.13130.2013 установлено, что противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения (за исключением отдельно оговоренных в разделе 6 настоящего свода правил объектов нефтегазовой индустрии, автостоянок грузовых автомобилей, специализированных складов, расходных складов горючего для энергообъектов и т.п.) в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей 1.
Противопожарные расстояния между производственными, складскими, административно-бытовыми зданиями и сооружениями на территориях производственных объектов принимаются в соответствии с разделом 6 настоящего свода правил.
Согласно п.п. б п. 6.1.3 СП 4.13130.2013 расстояние между зданиями класса функциональной пожарной опасности Ф5 не нормируется, если стена более высокого/широкого здания или сооружения, выходящая в сторону другого здания, является противопожарной 1-го типа.
Исходя из определения, данного в пункте 34 статьи 2 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ-123) НПС "Заречье (нефтеперекачивающая станция) относится к производственному объекту. Здания павильона, узла связи и КИПиА, расположенные на территории НПС "Заречье", относятся к производственным и являются зданиями функциональной пожарной опасности Ф5.
Наружные стены здания узла связи, обращенные с одной стороны к зданию павильона, выполнены из кирпичной кладки толщиной 250 мм (противопожарные 1 типа) и являются более высокими и широкими, что следует из проекта И.0000.3196/1-СТН-09/ИНЖ-05.257, фотоматериалов. Также стены здания павильона выполнены из кирпичной кладки и облицованы бетонными плитами с общей толщиной стены 60 см, в связи с чем является противопожарной стеной 1-го типа, что подтверждается паспортом здания павильона, акта проверки несущих конструкций от 05.09.2023 и фотоматериалов (копии прилагаем).
Наружные стены здания узла связи, обращенные с одной стороны к зданию КИПиА, выполнены из кирпичной кладки толщиной 250 мм (противопожарные 1 типа) и являются более высокими и широкими, что следует из проекта И.0000.3196/1-СТН-09/ИНЖ-05.257, паспорта здания КИПиА, фотоматериалов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расстояние между зданием павильона и зданием узла связи, между зданием КИПиА и зданием узла связи, не нормируется, поскольку на территории НПС "Заречье" отсутствуют жилые и общественные здания и сооружения, что обусловлено хозяйственной деятельностью предприятия, наличия на его территории пропускного внутриобъектового режима и стена этого здания более высокая и широкая, противопожарная 1 типа, относительно стены здания павильона и здания КИПиА.
По пункту 12 Предписания "Территория НПС "Заречье" ограждена не продуваемой оградой" управление ссылается на то, что территория НПС "Заречье" ограждена не продуваемой оградой.
Указанный довод управления был предметом исследования судом первой инстанции, заявлен в апелляционной жалобе, и обоснованно отклонен по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 70 ФЗ-123 при размещении резервуарных парков нефти и нефтепродуктов на площадках, имеющих более высокие отметки по сравнению с отметками территорий соседних населенных пунктов, организаций и путей железных дорог общей сети, расположенных на расстоянии до 200 метров от резервуарного парка, а также при размещении складов нефти и нефтепродуктов у берегов рек на расстоянии 200 и менее метров от уреза воды (при максимальном уровне) следует предусматривать дополнительные мероприятия, исключающие при аварии резервуаров возможность разлива нефти и нефтепродуктов на территории населенных пунктов, организаций, на пути железных дорог общей сети или в водоем. Территории складов нефти и нефтепродуктов должны быть ограждены продуваемой оградой из негорючих материалов высотой не менее 2 метров.
Согласно пункту 6.4 СП 155.13130.2014 при размещении резервуарных парков нефти и нефтепродуктов на площадках, имеющих более высокие отметки по сравнению с отметками территорий соседних населенных пунктов, организаций и путей железных дорог общей сети, расположенных на расстоянии до 200 метров от резервуарного парка, а также при размещении складов нефти и нефтепродуктов у берегов рек на расстоянии 200 и менее метров от уреза воды (при максимальном уровне) следует предусматривать дополнительные мероприятия, исключающие при аварии резервуаров возможность разлива нефти и нефтепродуктов на территории населенных пунктов, организаций, на пути железных дорог общей сети или в водоем.
Пунктом 6.12 СП 155.13130.2014 установлено, что территория складов нефти и нефтепродуктов должна быть ограждена продуваемой оградой из негорючих материалов высотой не менее 2 м.
Из материалов дела следует, что Территория НПС "Заречье" по периметру - 1518 м имеет ограждение, изготовленное из железобетонных плит высотой 2,2 м. - 701 м, ограждение из металлических сетчатых (продуваемых) секций типа "Махаон" высотой 2,5 метра длинной 352 м и монолитная железобетонная водоотбойная стена высотой 3 метра длинной 465 метров.
Участки периметрального ограждения вдоль русел р. Туапсе и р. 1 Каштановая щель в силу п. 6.4 СП 155.13130.2014 выполнены в виде водоотбойных (глухих) участков периметрального ограждения высотой 2,2 и 3 метра в рамках реализации проекта Г.010157.14073-ЧТН/ГТП-00.706 "Строительство водоотбойной стены на ПНБ "Заречье", проектная документация выполнена в соответствии с действующими требованиями техническими регламентами и национальными стандартами, что подтверждается положительным заключением негосударственной экспертизы N 4-1-1-0007-14 от 15.08.2014 ЗАО "НИПИИ ИнжГео".
Участки периметрального ограждения территории НПС "Заречье", не проходящие вдоль русел рек, имеют ограждение с продуваемой оградой, выполненной из секций типа "Махаон" высотой 2.5 метра в соответствии с требованиями 6.12 СП 155.13130.2014.
Кроме того, управлением не указано в предписании, какие именно участки территории НПС "Заречье" не ограждены продуваемой оградой, что влечет невозможность исполнения данного пункта предписания. Также указание конкретного места выявленного нарушения требует содержание Предписания - наименование столбца 2 "Вид нарушения обязательных требований пожарной безопасности, с указанием конкретного места выявленного нарушения".
В соответствии с пунктом 3.16 СП 155.13130.2014 к складам нефти и нефтепродуктов относятся:
- предприятия по обеспечению нефтепродуктами (нефтебазы);
* резервуарные парки и наливные станции магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
* товарно-сырьевые парки центральных пунктов сбора нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий;
* склады нефтепродуктов, входящие в состав промышленных, транспортных, энергетических, сельскохозяйственных, строительных и других предприятий и организаций (расходные склады).
НПС "Заречье" не является складом нефти и нефтепродуктов, поскольку НПС "Заречье" обеспечивает перевалку нефти, при этом не осуществляется ее постоянное хранение и обеспечение нефтепродуктами.
Исходя из определения резервуарного парка (п. 3.13 СП 155.13130.2014) - группа (группы) резервуаров, предназначенных для хранения нефти и нефтепродуктов и размещенных на территории, ограниченной по периметру обвалованием или ограждающей стенкой при наземных резервуарах и дорогами или противопожарными проездами - при подземных (заглубленных в грунт или обсыпанных грунтом) резервуарах, установленных в котлованах или выемках) к резервуарному парку относится лишь территория, ограниченная стенкой, обвалованием или противопожарным проездом вокруг резервуара. Территория, которая находится вокруг такой стенки/обвалования/ противопожарного проезда к резервуарному парку не относится.
По пункту 13 предписания "Для подземных резервуаров ЖБР-10000 N 1, N 5 не предусмотрены стационарные установки пожаротушения (неавтоматические)" управление ссылается на то, что приказы общества о выводе из эксплуатации не соответствуют законодательству РФ.
Указанный довод был отклонен судом первой инстанции, и не подлежит переоценке судом апелляционной инстанции, поскольку Приказами ПНБ "Заречье" от 29.03.2013 N 136 "О выводе из эксплуатации ЖБР-10000 N1", от 11.04.2012 N145 "О выводе из эксплуатации ЖБР-10000 N 5" указанные резервуары выведены из эксплуатации для проведения полной технической диагностики. По результатам полной технической диагностики резервуаров, проведенных ООО "Промэкс-Диагностика" (технический отчет по ЖБР-10000 N 5 N ТО 75.200.90-ЧТН-99-12, технический отчет по ЖБР-10000 N 1 N ТО 75.200.90-ЧТН-64-13), а также в соответствии с заключением экспертизы промышленной безопасности N ЗЭ-75.200.90-ЧТН-99-12 (per. N 30-30-04012-2012) ЖБР-10000 N 1, N 5 признаны непригодными для дальнейшей эксплуатации. Как на момент проведения проверки, так и по настоящее время ЖБР-10000 N 1, N 5 НПО "Заречье" выведены из эксплуатации, зачищены, отсечены от приемно-раздаточных трубопроводов, законсервированы в соответствии с приказом от 02.02.2015 N 121 "О выводе на консервацию объектов основных средств НПО "Заречье" Краснодарского РУМН" и подлежат последующему демонтажу. Указанные резервуары отключены от технологических операций отсечением от подающих и отдающих трубопроводов, а также полным отключением от электроснабжения.
Учитывая, приведенные обстоятельства установка стационарных систем пожаротушения не требуется, поскольку приведенные резервуары Обществом не эксплуатируются более 10 лет и запланирован их демонтаж.
По пункту 17 Предписания "На территории нефтебазы не предусмотрено устройство двух въездов с дорог общего пользования (подъездные дороги не относятся к дорогам общего пользования)" управление указывает, что дороги ведущие к НПО "Заречье" не включены в реестр муниципальной собственности Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района.
Указанный довод управления был предметом исследования судом первой инстанции, заявлен в апелляционной жалобе, и обоснованно отклонен по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Согласно ГОСТ 33382-2015 "Автомобильная дорога общего пользования" дорога, на которую предоставляется свободный доступ всем пользователям без ограничения при соответствии транспортных средств и перевозимых грузов установленным требованиям.
Территория НПС "Заречье" оборудована 3-мя въездными воротами в периметральном ограждении станции с прямым выездом на дороги общего пользования, в том числе главные въездные ворота КПП НПС "Заречье" и пожарные ворота N 2 имеют выезд на дорогу общего пользования - проходящую вдоль русла реки Туапсе по ул. Набережная через автомобильный мост в сторону садовых товариществ "Каштан", "Родничок", "Акация", "Тихие зори", базы отдыха "Холодный родник", а также пожарные ворота N 1 с выездом на дорогу общего пользования проходящую через садовое товарищество "Заречье".
Следовательно, на территории НПС "Заречье" обеспечено не менее двух въездов с дорого общего пользования. При этом, письмо администрации Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района от 07.10.2021 N 1423/18 не является доказательством отсутствия приведенных въездов на территорию НПС "Заречье".
По пункту 18 Предписания "На территории нефтебазы здание (сооружение) склада ЛАРН предусмотрено ниже II степени огнестойкости". Нарушен: Заключение от 28.02.2005 N 64", пункту 19 Предписания "На территории нефтебазы здание (сооружение) ПКУ резервуарного парка предусмотрено ниже II степени огнестойкости" управление указало, что здание склада ЛАРН и здание ПКУ должны быть не ниже II степени огнестойкости в соответствии с Заключением от 28.02.2055 N 64.
Указанный довод управления был предметом исследования судом первой инстанции, заявлен в апелляционной жалобе, и обоснованно отклонен по следующим основаниям.
Согласно п. 5 порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 ноября 2020 года N 734/пр 5, СТУ являются нормативным документом для проектирования применительно к конкретному объекту капитального строительства, обеспечивающими соблюдение требований Технического регламента, содержащими дополнительные к установленным или отсутствующим технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, а также содержащими отступления от установленных требований.
Заключение 28.02.2005 N 64 выдано по результатам рассмотрения специальных технических условий (далее: СТУ), разработанных ООО "Спецмонтажавтоматика" к проектной документации по объекту "Строительство с системой подслойного автоматического пожаротушения РВСп-30000 ПНБ "Заречье". 1-й пусковой комплекс. Шифр: И.0.000.0273/1-ЧТН-06.01-1842/1.
Указанные административным органом в предписании здания не относятся к объектам проектирования по проекту И.0.000.0273/1-ЧТН-06.01-1842/1, соответственно требования СТУ на данные объекты не распространяются. При этом, действующими нормами СП 155.13130.2014 установлено, что "Здания складов нефти и нефтепродуктов должны быть I, II, а также III или IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности СО" (п. 5.3).
При проведении проверки для определения степени огнестойкости компетентные организации Управлением не привлекались, заключение не представлялось.
Учитывая внешние факторы угрозы безопасности объектов в целях повышения уровня пожарной безопасности Обществом проведена огнезащитная обработка здания склада ЛАРН и здания ПКУ, что подтверждается договором подряда от 01.06.2022 N ЧТН-824-2022, актом о приемке выполненных работ N 1 от 12.07.2022, протоколом испытаний N 62 от 12.07.2022, лицензией от 14.05.2019 N 23-Б/00734 (копии прилагаем), о чем было сообщено письмом от 18.07.2022 N ЧТН-03-22-02/18160 в управление.
По пункту 20 Предписания "Расположение здания (сооружения) КПП N 1 на территории нефтебазы предусмотрено на расстоянии менее 5 м от ограды (фактически 1,7 м)", пункту 21 Предписания "Расположение здания (сооружения) узла связи на территории нефтебазы предусмотрено на расстоянии менее 5 м от ограды (фактически 1,86 м)", пункту 22 Предписания "Расположение здания (сооружения) КИП и А на территории нефтебазы предусмотрено на расстоянии менее 5 м от ограды (фактически 1,1 м)", пункту 23 Предписания "Расположение здания (сооружения) КНС на территории нефтебазы предусмотрено на расстоянии менее 5 м от ограды (фактически 2,87 м)" управлением в тексте апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции.
Согласно п. 5 Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 ноября 2020 года N 734/пр 5, специальные технические условия (далее - СТУ) являются нормативным документом для проектирования применительно к конкретному объекту капитального строительства, обеспечивающими соблюдение требований Технического регламента, содержащими дополнительные к установленным или отсутствующим технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, а также содержащими отступления от установленных требований.
Заключение 28.02.2005 N 64 выдано по результатам рассмотрения СТУ, разработанных ООО "Спецмонтажавтоматика" к проектной документации по объекту "Строительство с системой подслойного автоматического пожаротушения РВСп-30000 ПНБ "Заречье". 1-й пусковой комплекс. Шифр: И.0.000.0273/1-ЧТН-06.01-1842/1. Указанные должностным лицом в предписании здания не относятся к объектам проектирования по проекту И.0.000.0273/1-ЧТН-06.01-1842/1, соответственно требования СТУ на данные объекты не распространяются.
В соответствии с СП 155.13130.2014 "склады нефти и нефтепродуктов" - это комплекс зданий, резервуаров и других сооружений, предназначенных для приема, хранения и выдачи нефти и нефтепродуктов. К складам нефти и нефтепродуктов относятся: предприятия по обеспечению нефтепродуктами (нефтебазы); резервуарные парки и наливные станции магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов; товарно-сырьевые парки центральных пунктов сбора нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий; склады нефтепродуктов, входящие в состав промышленных, транспортных, энергетических, сельскохозяйственных, строительных и других предприятий и организаций (расходные склады).
Здания КНС, КИПиА, КПП N 1 и узла связи не предназначены для приема, хранения и выдачи нефти и нефтепродуктов, не являются зданиями и сооружениями склада нефти и нефтепродуктов, таким образом требования п. 6.12 СП 155.13130.2014 на указанные здания не распространяются.
По пункту 24 Предписания "По периметру ограждающей стенки в обваловании РВСп-30000 предусмотрено устройство трубопровода без дренчерных оросителей", пункту 25 Предписания "Два независимых полу - кольцевых коллектора автоматической системы орошения для охлаждения корпуса РВСп-30000 не оборудованы распылительными насадками, направленными на корпус резервуара под углом 45 градусов" управление ссылается на то, что не выполнены требования Заключением от 28.02.2055 N 64.
Указанный довод управления был предметом исследования судом первой инстанции, заявлен в апелляционной жалобе, и обоснованно отклонен по следующим основаниям.
Заключение от 28.02.2002 N 64 выдано по результатам рассмотрения СТУ, разработанных ООО "Спецмонтажавтоматика" к проектной документации по объекту "Строительство с системой подслойного автоматического пожаротушения РВСп-30000 ПНБ "Заречье". 1-й пусковой комплекс. Шифр: И.0.000.0273/1-ЧТН-06.01-1842/1.
Организацией проектировщиком ООО "Производственный научный консультативный центр "ИнжГео" с учетом нормативных требований СТУ, согласованных заключением от 28.02.2005 N 64, в проектной документации "Строительство с системой подслойного автоматического пожаротушения РВСп-30000 ПНБ "Заречье". Первый пусковой комплекс, шифр: И.0.000.0273/1-ЧТН-06.01-1842/1 предусмотрены и выполнены:
- система охлаждения, состоящая из горизонтальных двухсекционных перфорированных полуколец орошения диаметром 150 мм и двух подающих трубопроводов диаметром 150 мм. Отверстия диаметром 5 мм с шагом 200 мм располагаются по кольцу направлением вниз под углом 60 градусов к орошаемой поверхности; для создания водяной завесы вентиляционных продухов - отверстия диаметром 3 мм направлены вверх под углом 60 градусов;
- для создания водяной завесы по ограждающей стенке прокладывается перфорированный трубопровод Ду 300 мм, на стойках высотой 1,0 м до оси трубы. Расстояние между отверстиями 0,5 м и выполняются диаметром 5 мм в шахматном порядке, направленные вверх и вниз.
В соответствии с актом приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта N 8 от 28.12.2005 (форма КС-14) предъявленный к приемке объект "Строительство с системой подслойного автоматического пожаротушения РВСп-30000 ПНБ "Заречье". Первый пусковой комплекс." выполнен в полном соответствии с проектом и принят в эксплуатацию, в том числе членом комиссии от ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю -начальником отдела надзора за обеспечением пожарной безопасности на объектах градостроительной деятельности УГПН ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю В.С. Топихиным, что подтверждает соответствие указанного объекта, в том числе требованиям пожарной безопасности.
В суд апелляционной инстанции для подтверждения позиции общества, изложенной в отзыве на апелляционную жалобу, в целях повышения уровня пожарной безопасности проведена огнезащитная обработка здания склада ЛАРН и здания ПКУ, что подтверждается представленным договором подряда от 01.06.2022 N ЧТН-824-2022, актом о приемке выполненных работ N 1 от 12.07.2022, протоколом испытаний N 62 от 12.07.2022, лицензией. Также представлен акт проверки несущих конструкций здания "Павильон на 40 мест" от 05.09.2023, из которого следует, что несущие конструкции (стены здания) выполнены из кирпича на цементно- песчаном растворе, облицовано бетонными плитами, толщина 60 см. Представлены фотографии, выписка из паспорта здания (сооружения) павильона на 40 мест, где указано, что стеновые ограждения выполнены из кирпича на цементно- песчаном растворе, облицовано бетонными плитами.
Судом первой инстанции правомерно учтено, что решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 02.02.2022 по жалобе общества на постановление заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 15.11.2021 N 54 о назначении административного наказания (далее - Постановление) по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ по делу N 12-6/22 указанное постановление изменено, исключены выводы о нарушении обществом требований пожарной безопасности, указанных в пунктах 5 ("противопожарное расстояние между зданием пункта питания (павильон на 40 человек) и зданием узла связи менее 10 м"), 6 ("противопожарное расстояние между зданием КИПиА менее 10 м"), 14 ("территория НПС "Заречье" ограждена непродуваемой оградой"), 15 ("для подземных резервуаров ЖБР-10000 N 1, N 5 не предусмотрены стационарные установки пожаротушения (неавтоматические)"), 19 ("на территории нефтебазы не предусмотрено устройство двух въездов с дорог общего пользования (подъездные дороги не относятся к дорогам общего пользования)", 20 ("на территории нефтебазы здание (сооружение) склада ЛАРН предусмотрено ниже II степени огнестойкости"), 21 ("расположение здания (сооружения) КПП N 1 на территории нефтебазы предусмотрено на расстоянии менее 5 м от ограды"), 22 ("расположение здания (сооружения) узла связи на территории нефтебазы предусмотрено на расстоянии менее 5 м от ограды"), 23 (расположение здания (сооружения) КИПиА на территории нефтебазы предусмотрено на расстоянии менее 5 м от ограды"), 24 ("расположение здания (сооружения) КНС на территории нефтебазы предусмотрено на расстоянии не менее 5 м от ограды"), 25 ("по периметру ограждающей стенки в обваловании РВСп-3000 предусмотрено устройство трубопровода без дренчерных оросителей"), 26 ("два независимых полу-кольцевых коллектора автоматической системы орошения для охлаждения корпуса РВСп-3000 не оборудованы распылительными насадками, направленными на корпус резервуара под углом 45 градусов"), обжалованного постановления в связи с их необоснованным включением в состав административного правонарушения. В остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
Решением Краснодарского краевого суда от 22.06.2022 решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 02.02.2022 оставлено без изменения, жалоба заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю оставлена без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю представлено постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2023 года N 16-8112/2022, в соответствии с которым решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 02.02.2022 и решение Краснодарского краевого суда от 22.06.2022 оставлены без изменения, жалоба заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
В соответствии с п. 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума) обстоятельства, установленные судами общей юрисдикции в рамках дел об административных правонарушениях, подлежат принятию во внимание арбитражным судом.
Учитывая разъяснения, приведенные в пункте 16.2 Постановления Пленума, обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности, установленные в решении Туапсинского районного суда Краснодарского края от 02.02.2022, в решении судьи Краснодарского краевого суда от 22.06.2022 по делу N 12-6/22, в постановлении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2023 года N 16-8112/2022, судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание, поскольку основания для вынесения оспариваемого предписания нашли свое отражение в судебных актах общей юрисдикции, принятых по результатам рассмотрения материалов административного дела.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 декабря 2011 года N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Поскольку оспариваемое по настоящему делу предписание направлено на устранение нарушений, за совершение которых постановлением заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, постольку суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что установленные в решении суда общей юрисдикции обстоятельства, исходя из общих положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеют значение для разрешения настоящего дела и должны быть учтены арбитражным судом при рассмотрении настоящего спора, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что отмена судом постановления по делу об административном правонарушении, в том числе в связи с отсутствием состава противоправного деяния, не может рассматриваться как безусловное основание для последующей отмены предписания об устранении допущенных нарушений обязательных требований, отклоняются судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2023 по делу N А32-60483/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-60483/2021
Истец: АО "Черноморские магистральные нефтепроводы", АО "Черномортранснефть"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10458/2024
22.08.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11299/2024
30.05.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-60483/2021
16.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13620/2023
06.10.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13316/2023
25.05.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-60483/2021