город Омск |
|
06 октября 2023 г. |
Дело N А46-8908/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Брежневой О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8819/2023) Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на решение Арбитражного суда Омской области от 05.07.2023 по делу N А46-8908/2023 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ОГРН 1125543062072, ИНН 5503239348, адрес: 644043, город Омск, улица Краснофлотская, дом 24) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245, адрес: 644099, город Омск, улица Некрасова, дом 3) о признании недействительным предписания от 03.04.2023 N 07-02-02/13,
при участии в судебном заседании представителей:
от Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов - Боженко Н.Д. (по доверенности от 22.08.2023 N 88, сроком действия по 31.12.2023);
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Филоненко В.П. (по доверенности от 28.12.2022 N 2312-ю, сроком действия до 31.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее - заявитель, фонд, РФКР МКД) обратился в Арбитражный Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция Омской области) о признании недействительным предписания N 07-02-02/13 от 03.04.2023.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.07.2023 по делу N А46-8908/2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, РФКР МКД обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указал, что ни в предписании от 03.04.2023 N 07-02-02/13, ни в обжалуемом судебном акте не содержится указание на конкретные мероприятия по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Омская область, Нижнеомский район, с. Нижняя Омка, ул. 30 лет Победы, 6, которые должны были, но не были проведены РФКР МКД вопреки требованиям действующего законодательства.
РФКР МКД, со ссылкой на проведение необходимых для организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Омская область, Нижнеомский район, с. Нижняя Омка, ул. 30 лет Победы, 6, мероприятий, в частности, публикации электронных аукционов на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома, исполнения обязательства по подготовке сметной документации, а также заключение после принятия оспариваемого решения договора N 2023/425/ЭА от 30.06.2023, считает, что установленного предписанием от 03.04.2023 N 07-02-02/13 срока для устранения нарушений, с учетом необходимых к проведению мероприятий, включающих в себя итоговый (реальный) срок производства строительно-монтажных работ, явно недостаточно, в связи с чем таковое является неисполнимым.
Фондом также заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копий договора N 2023/425/ЭА от 30.06.202, копии обращения общества с ограниченной ответственностью "Люксор тайм" о факте недопуска и приостановке работ, реестра почтовых отправлений, подтверждающих отправку требования и уведомления, уведомления и требования в адрес собственников, поскольку полагает, что данные документы подтверждают как соблюдение заявителем положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), законодательства Омской области, так и невозможность исполнения предписания заявителем по причинам, независящим от регионального оператора.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь абзацем вторым части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" полагает возможным приобщить дополнительные документы к материалам дела в целях правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора, вынесения законного и обоснованного судебного акта.
Госжилинспекция Омской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель РФКР МКД поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Госжилинспекции Омской области поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании обращения вх. N М-1901(23) от 07.03.2023 Госжилинспекцией Омской области проведено внеплановое мероприятие по контролю в отношении РФКР МКД (решение о проведении внеплановой документарной проверки N 45 от 13.03.2023 начальника Госжилинспекци Омской области).
В ходе проведения проверки по вопросу проведения капитального ремонта выявлены нарушения части 1 статьи 182 ЖК РФ, пункта 6 Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 N 1702 (далее - Правила N 1702), о чём составлен акт проверки N 07-03-02/21 от 03.04.2023; по результатам проверки выдано оспариваемое предписание.
Согласно акту проверки N 07-03-02/21 от 03.04.2023 РФКР МКД в нарушение статьи 182 ЖК РФ не обеспечено проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Омская область, село Нижняя Омка, улица 30 лет Победы, дом 6, в объёмах и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта Омской области, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 28.12.2022 N 802-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 30.12.2013 N 369-п" (далее - Постановление N 369-п).
В предписании N 07-02-02/13 от 03.04.2023 заявителю указано на необходимость обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме N 6 по улице 30 лет Победы в селе Нижняя Омска Омской области в объёме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой, установлен срок устранения нарушений - 03.05.2023.
Полагая указанное предписание незаконным в связи с его неисполнимостью, РФКР МКД обратился в Арбитражный суд Омской области с рассматриваемым заявлением.
05.07.2023 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Как указано в пункте 11.1 части 1 статьи 4 ЖК РФ, жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе, по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентированы разделом IX ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с частью 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
4.1) обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;
5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;
7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;
8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос;
10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений;
12) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 182 ЖК РФ предусмотрены обязанности регионального оператора, которые на него возложены с целью обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 6 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Согласно постановлению Администрации города Омска от 12.08.2014 N 1061-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок" многоквартирный дом, расположенный по адресу: Омская область, село Нижняя Омка, улица 30 лет Победы, дом 6, осуществляет формирование фонда капитального ремонта на общем счёте РФКР МКД (строка приложения N 3).
Соответствующий многоквартирный дом включён в региональную программу (строка N 1219 приложения N 1 к региональной программе).
Постановлением Правительства Омской области от 28.12.2022 N 802-п внесены изменения в постановление Правительства Омской области от 30.12.2013 N 369-п применительно к срокам и видам работ.
Так, региональной программой установлены: срок проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 6 по улице 30 лет Победы в селе Нижняя Омска Омской области - с 2020 по 2022 год; виды работ - капитальный ремонт фасада; капитальный ремонт подвала; оценка технического состояния многоквартирного дома, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов.
Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме урегулирован Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее также - Положение N 615).
Недостижение показателей, установленных региональной программой, в определенных ей объемах и сроках, обусловило выдачу Госжилинспекцией Омской области в пределах полномочий, закрепленных частью 8 статьи 20 ЖК РФ, оспариваемого предписания.
В предписании N 07-02-02/13 от 03.04.2023 определён срок устранения выявленных нарушений - не позднее 03.05.2023, то есть 30-дневный срок.
Доводы РФКР МКД о неисполнимости указанного предписания были обоснованно отклонены судом первой инстанции ввиду того, что для целей исполнимости предписание должно быть выдано именно тому лицу, которое вправе и в состоянии принять меры, которые в нем указаны и которым допущены нарушения, на устранение которых предписание направлено; предписание может вменять в обязанности совершение только тех действий, возможность которых предусмотрена законом либо допустима с точки зрения законодательства, и не должно возлагать обязательств, приводящих к нарушению закона.
Исходя из части 1, 2, 6 статьи 182 ЖК РФ, РФКР МКД - надлежащий субъект предписания (данное обстоятельство заявителем не оспорено), при этом таковое вменяет РФКР МКД в обязанности совершение действий, прямо предусмотренных ЖК РФ, региональной программой, в связи с чем оспариваемое предписание соответствует всем критериям исполнимости.
РФКР МКД заявлены доводы о том, что проведение мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Омская область, село Нижняя Омка, улица 30 лет Победы, дом 6, в срок, установленный предписанием (устранение обозначенных в нем нарушений), с учетом необходимости соблюдения требований, содержащихся в пунктах 128, 128(1), 156, 171, 197 Положения N 615, предусматривающих, в том числе, обязательное проведение аукциона по поиску подрядчика, не представляется возможным по объективным причинам.
Между тем, с учетом того, что тридцатидневный срок на устранение выявленных нарушений императивно установлен действующим законодательством, приведенные РФКР МКД обстоятельства в любом случае не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания и могут быть учтены при установлении вины заявителя в неисполнении предписания.
Доказательств принятия РФКР МКД мер к продлению установленного предписанием срока (в частности, посредством обращения с соответствующим ходатайством к заинтересованному лицу) в деле не имеется.
Доводы РФКР МКД о том, что в оспариваемом предписании отсутствуют возможные действия, предусмотренные законодательством, которые ему надлежит совершить для устранения выявленного нарушения, отклоняются апелляционным судом, поскольку в предписании в качестве нарушенных отражены положения части 1 статьи 182 ЖК РФ, пункта 6 Правил N 1702, содержащие перечень мероприятий, необходимых к осуществлению региональным оператором. Такое раскрытие требований представляется достаточным, соответствует форме предписания, утверждённой распоряжением Госжилинспекции Омской области от 30.12.2022 N 30-р.
Представленые заявителем в ходе апелляционного производства документы подтверждают, что РФКР МКД совершает действия, направленные на исполнение предписания, и содержание и объем таковых действий подателю жалобы известен.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое РФКР МКД предписание является законным и обоснованным, права и законные интересы заявителя не нарушает, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на заявителя.
РФКР МКД из федерального бюджета подлежат возврату 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 8227 от 29.06.2023.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 05.07.2023 по делу N А46-8908/2023 - без изменения.
Возвратить Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 8227 от 29.06.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Брежнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8908/2023
Истец: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ