г. Воронеж |
|
6 октября 2023 г. |
А35-5064/2023 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Пороника Андрея Александровича,
без вызова сторон,
рассмотрев в порядке упрощенного производства
апелляционную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей N 21"
на решение Арбитражного суда Курской области от 27.07.2023 по делу N А35-5064/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области (г. Курск, ОГРН 1024600968215, ИНН 4629026988)
к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Лицей N 21" (г. Курск, ОГРН 1034637019889, ИНН 4630019551)
о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области (далее - ОСФР по Курской области, фонд, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей N 21" (далее - МБОУ "Лицей N 21", учреждение, ответчик) финансовых санкций в сумме 65 000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2022 года.
06.06.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
21.07.2023 изготовлена резолютивная часть решения, которым требования ОСФР по Курской области удовлетворены частично. С МБОУ "Лицей N 21" в доход соответствующего бюджета взысканы финансовые санкции в размере 32 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2022 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
24.07.2023 от фонда, 25.07.2023 от учреждения поступили заявления о составлении мотивированного решения суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
27.07.2023 в полном объеме было изготовлено мотивированное решение.
09.08.2023, не согласившись с принятым решением и ссылаясь на его незаконность и необоснованность, МБОУ "Лицей N 21" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции изменить, снизив размер финансовых санкций до минимально возможного предела.
В обоснование жалобы ответчик указал, что суд уменьшил размер штрафных санкций, однако принятое решение не в полной мере отвечает требованиям справедливости, соразмерности, дифференциации ответственности за содеянное нарушение. Судом должным образом не принято во внимание, что МБОУ "Лицей N 21" является бюджетным учреждением, является объектом социальной инфраструктуры, какого-либо ущерба обществу и государству своими неумышленными действиями не причинило.
23.08.2023 апелляционная жалоба МБОУ "Лицей N 21" принята к производству, судом предложено ОСФР по Курской области в срок до 22.09.2023 представить отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес ответчика.
18.08.2023 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от ОСФР по Курской области поступило возражение на апелляционную жалобу с приложением доказательств его направления в адрес ответчика, в котором истец просил обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Возражение на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес ответчика было приобщено к материалам дела.
В свою очередь, приложенные к апелляционной жалобе судебная практика, к возражению истца на апелляционную жалобу - реестр платежей по регистрационному номеру от 17.08.2023 не могут быть приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В силу ч. 2 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
В рамках данного дела суд апелляционной инстанции не перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, т.е. оснований для приобщения названных документов не имеется. Кроме того, приложенная судебная практика размещена в открытом доступе в сервисе "Картотека арбитражных дел".
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
В соответствии со статьей 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривалась в порядке упрощенного производства судьей единолично, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МБОУ "Лицей N 21" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию на основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (наименование и положения закона в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, далее - ФЗ N 27-ФЗ).
27.07.2022 МБОУ "Лицей N 21" по телекоммуникационным каналам связи в орган пенсионного фонда были предоставлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2022 г. в отношении 130 застрахованных лиц, что следует из извещения о доставке (л.д. 12 - 15).
Фондом на основании представленной исходной формы СЗВ-М за июнь 2022 г. проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 ФЗ N 27-ФЗ, по результатам которой выявлено не представление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М (исходная) за июнь 2022 г. (не позднее 15.07.2022) в отношении 130 застрахованных лиц.
15.08.2022 по результатам проверки органом пенсионного фонда составлен акт N 056S18220005278 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 16).
22.09.2022 принято решение N 056S19220005951 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ, в виде взыскания финансовых санкций в размере 65 000 руб. (130 застрахованных лиц х 500 руб.) (л.д. 19 - 20).
27.10.2022 МБОУ "Лицей N 21" по телекоммуникационным каналам связи было направлено требование N 056S01220007699 от 26.10.2022 с предложением добровольно уплатить сумму штрафа за июнь 2022 г. в размере 65 000 руб. в срок до 29.11.2022 (л.д. 23 - 24).
24.04.2023 в связи с неисполнением учреждением требования в добровольном порядке фонд обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении МБОУ "Лицей N 21" и взыскании указанной суммы штрафа.
26.04.2023 Арбитражным судом Курской области по делу N А35-3686/2023 был выдан судебный приказ на взыскание с учреждения финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2022 г. в сумме 65 000 руб.
11.05.2023 от МБОУ "Лицей N 21" поступило возражение на судебный приказ.
12.05.2023 арбитражный суд вынес определение об отмене судебного приказа.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения ОСФР по Курской области в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Исходя из преамбулы ФЗ N 27-ФЗ, настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
В силу статьи 1 ФЗ N 27-ФЗ страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "страхователь".
Согласно ч. 2 ст. 15 ФЗ N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 N 103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и Порядка заполнения формы указанных сведений" (действовало в спорный период).
На основании ч. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом следует понимать, что:
1. непредставление сведений в установленный срок - это непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц;
2. представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица;
3. представление недостоверных сведений - это представление сведений, не соответствующих действительности.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органу пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
На основании представленных в материалы дела документов судами установлено, что МБОУ "Лицей N 21" в орган пенсионного фонда исходную форму отчета по форме СЗВ-М за июнь 2022 г., содержащую сведения на 130 застрахованных лиц, представило 27.07.2022, то есть с пропуском срока, установленного п. 2.2 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ (необходимо было представить в срок до 15.07.2022).
В этой связи, привлечение МБОУ "Лицей N 21" органом пенсионного фонда к ответственности в виде финансовой санкции за непредставление в установленный срок исходных сведений по форме СЗВ-М за июнь 2022 г. обоснованно.
Само по себе непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за июнь 2022 г. МБОУ "Лицей N 21" признавало.
В свою очередь, при определении размера финансовой санкции, подлежащей взысканию, суд правильно учел следующие обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал на необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11019/09 от 08.12.2009 разъяснено, что санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое установлена ответственность.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении N 13-П от 30.07.2001, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
Вместе с тем, при принятии решения о привлечении страхователя к ответственности орган пенсионного фонда не рассматривал вопрос о возможности снижения штрафа.
Согласно статье 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным за совершение конкретного налогового правонарушения.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотрен статьей 112 НК РФ и не является исчерпывающим.
В силу п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Из изложенных правовых норм следует, что установление смягчающих ответственность обстоятельств при применении ответственности является обязанностью, а не правом органа, рассматривающего соответствующее дело, в силу прямого указания закона.
Такая же обязанность лежит на суде, рассматривающем заявление о взыскании, независимо от того, ссылается или нет лицо, привлекаемое к ответственности, на наличие смягчающих обстоятельств.
Возможность применения норм НК РФ в данном случае вытекает из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", указывающей на то, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В рассматриваемом случае суд учел признание ответчиком факта нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, отсутствие умысла со стороны МБОУ "Лицей N 21" на совершение указанного нарушения, отсутствие в материалах дела сведений о наличии задолженности ответчика по страховым взносам, отсутствие причинения существенного вреда в качестве смягчающих обстоятельств.
Значительный размер санкции обусловлен не тяжестью и обстоятельствами правонарушения, а формальным характером правонарушения.
Сведений о причинении вменяемым правонарушением какого-либо ущерба бюджету фонда в материалы дела не представлено.
Ввиду изложенного, учитывая характер совершенного правонарушения и установленные смягчающие обстоятельства, суд правильно пришел к выводу о том, что примененная к учреждению санкция в размере 65 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за июнь 2022 г. несоразмерна допущенному им нарушению и справедливо уменьшил размер штрафа в 2 раза, то есть до 32 500 руб., взыскав данную сумму с ответчика в пользу истца.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям, а также ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Заявитель по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивает на том, что размер штрафной санкции подлежит дальнейшему снижению до минимально возможного предела.
Вместе с тем, дальнейшее снижение размера штрафных санкций, по мнению суда апелляционной инстанции, нарушит принципы соразмерности и справедливости, а также баланс частных и публичных интересов, может нивелировать значение института ответственности, направленного, в том числе на предупреждение новых нарушений законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Существенное уменьшение финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования снижает ее эффективность, приводит к повторному нарушению страхователями законодательства.
Все обстоятельства, смягчающие ответственность, учтены арбитражным судом при принятии решения, санкция уменьшена в два раза, что соразмерно совершенному правонарушению и оцененным судом в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ имеющимся смягчающим ответственность обстоятельствам.
Сам по себе факт социальной значимости учреждения основанием для дополнительного снижения размера финансовых санкций не является.
Довод о неумышленном характере совершенного страхователем правонарушения был учтен судом при принятии обжалуемого решения и послужил одним из оснований для снижения штрафа в два раза.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику подлежит отклонению, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела данные судебные акты не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Исходя из вышеизложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Курской области от 27.07.2023 по делу N А35-5064/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
Руководствуясь статьями 266 - 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 27.07.2023 по делу N А35-5064/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей N 21" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5064/2023
Истец: ОСФР по Курской области
Ответчик: МБОУ "Лицей N 21"