г. Томск |
|
05 октября 2023 г. |
Дело N А27-344/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2023 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бородулиной И.И.
судей Зайцевой О.О., Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса (N 07АП-7079/2023) на решение от 12.07.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-344/2023 (судья Гатауллина Н.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоПаритет", г. Кемерово (ОГРН 1134205006320, ИНН 4205262491)
к Региональной энергетической комиссии Кузбасса, г. Кемерово (ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509)
о признании незаконными отказов, выраженных в письмах от 10.10.2022 NМ-5- 16/3508-2 и от 11.11.2022 NМ-5-16/3852-0,
третье лицо: акционерное общество "Угольная компания "Сила Сибири", г. Полысаево (ОГРН 1187746830809, ИНН 9731011220).
В судебном заседании принял участие представитель заявителя: Зуева Е.В. по доверенности от 12.02.2021 (по 31.12.2023).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоПаритет" (далее - заявитель, ООО "ЭнергоПаритет") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными выраженных в письмах от 10.10.2022 N М-5-16/3508-2 и от 11.11.2022 N М-5-16/3852-0 отказов Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса) в установлении платы по индивидуальному проекту за технологическое присоединение энергопринимающих устройств акционерного общества "Угольная компания "Сила Сибири" к электрическим сетям ООО "ЭнергоПаритет", обязании РЭК Кузбасса утвердить по обращению ООО "ЭнергоПаритет" (заявления от 28.09.2022 N 01-09/1488, от 12.10.2022 N 01-09/1602) плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту; учесть расходы ООО "ЭнергоПаритет", связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение, включить размер указанных расходов в тариф на услуги по передаче электрической энергии ООО "ЭнергоПаритет", начиная с периода регулирования (на 2023-2024 гг.), на который утверждается плата за технологическое присоединение, и отразить в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с требованиями пункта 87 (13-ый абзац) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Определением суда от 09.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Угольная компания "Сила Сибири" (далее - третье лицо, АО "УК "Сила Сибири").
Решением от 12.07.2023 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, РЭК Кузбасса обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласен с выводами суда о несоответствии оспариваемых отказов требованиям действующего законодательства, их нарушением законных права и интересов общества.
Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
От третьего лица отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
В порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя заявителя и оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены.
В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
На основании статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, пункта 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения) размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Указанные полномочия на территории Кемеровской области осуществляет РЭК, которым утверждены стандартизированные тарифные ставки, ставки за единицу максимальной мощности, формулы платы за технологическое присоединение постановлениями от 31.12.2017 N 776, от 31.12.2018 N 779.
В пункте 17 Правил N 861 установлено, что включение в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя, не допускается.
Технологическое присоединение возможно только при наличии такой возможности, критерии которой предусмотрены в пункте 28 Правил N 861. В случае несоблюдения любого из указанных в нем критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (пункт 29 Правил N 861).
Согласно пункту 30 Правил N 861 в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Для целей определения наличия или отсутствия технической возможности на технологическое присоединение исследуется возможность увеличения максимальной мощности в точке присоединения, что соответствует положениям пунктов 28 и 29 Правил технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 28 Правил технологического присоединения критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;
г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.
Показатели максимальной мощности в точке поставке имеют принципиальное значение для разрешения вопроса о технологическом присоединении.
При этом включение мероприятий по реконструкции или расширению (сооружению новых) объектов электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей, указанных в пункте 13 Правил N 861) и (или) мероприятий по строительству (реконструкции) генерирующих объектов, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения объектов заявителя, в инвестиционные программы сетевых организаций, в том числе смежных сетевых организаций, и (или) наличие обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий, означают наличие технической возможности технологического присоединения и являются основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 Правил N 861.
Согласно пункту 30.1 Правил технологического присоединения сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с приложением в том числе следующих материалов:
- калькуляции затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту;
- расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Согласно указанному пункту при отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, регулирующий орган вправе их запросить. При этом плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту утверждается в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства спора, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, в том числе представленную 12.08.2022 заявку АО "УК "Сила Сибири" (заявитель) в соответствии с пунктами 1 и 2 Правил N 861 в ООО "ЭнергоПаритет" (сетевая организация) на технологическое присоединение проектируемой подстанции 35/6 кВ с силовыми трансформаторами 2x10 MBA по уровню напряжения 35 кВ (далее - Заявка), расположенную по адресу Кемеровская область - Кузбасс, г. Полысаево, в 1850 метрах от угла дома N 28 по ул. Красноорловская, земельный участок с кадастровым (условным) номером: 42:38:0101002:19208, с намерением осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту (зарегистрировано обществом "ЭнергоПаритет" под N 07-12/1083), принятием последним решения о разработке технических условий по индивидуальному проекту в соответствии с разделом III Правил N 861, согласование в порядке пункта 21 Правил N 861 системным оператором в лице Филиала АО "СО ЕЭС" Кемеровское РДУ разработанных ООО "ЭнергоПаритет" технических условий на технологическое присоединение ПС 35 кВ АО "УК "Сила Сибири" к электрическим сетям ООО "ЭнергоПаритет" по индивидуальному проекту, с учетом мероприятий капитального характера, направленных на создание технической возможности технологического присоединения, дополнительно представленные обществом "Энерго Паритет" в РЭК Кузбасса дополнительные пояснения в части нераспространения положения пункта 8 Правил N 861 о направлении заявки в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя на данное технологическое присоединение, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у сетевой организации в соответствии в пунктом 3 Правил 861 для отказа заявителю в принятии заявки и выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Приведенные в апелляционной жалобе РЭК Кузбасса доводы указанные выводы суда не опровергают, об их необоснованности не свидетельствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства, представленные в каждом деле, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом правильно принят во внимание статус субъекта спорного правоотношения (сетевая организация), цели заключения договора технологического присоединения, в отсутствие у сетевой организации технической возможности технологического присоединения заявителя, руководствуясь разделом III Правил технологического присоединения, при этом пришел к выводу об обоснованном обращении общества в орган регулирования для установления платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту, об отсутствии у органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов оснований для отказа в установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Подателем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.07.2023 по делу N А27-344/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий судья |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-344/2023
Истец: ООО "ЭнергоПаритет"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
Третье лицо: АО Угольная компания "Сила Сибири"