город Ростов-на-Дону |
|
05 октября 2023 г. |
дело N А32-52984/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей О.Ю. Ефимовой,М.В. Соловьевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2023 по делу N А32-52984/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "Медицинское и Фармацевтическое дело"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр города Армавира"; общества с ограниченной ответственностью "ФК Гранд Капитал"; общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер"; общества с ограниченной ответственностью "Клинкер"; общества с ограниченной ответственностью "Виталенд"; общества с ограниченной ответственностью "Примафарм"; общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос"; общества с ограниченной ответственностью ГК "Медицинское и фармацевтическое дело"
об оспаривании решения,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "Медицинское и Фармацевтическое дело" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Дружининой Н.В. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "Медицинское и Фармацевтическое дело", г. Кемерово (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании решения от 03.10.2022 N 874/2022 по делу N 023/06/99- 4626/2022.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр города Армавира"; общества с ограниченной ответственностью "ФК Гранд Капитал"; общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер"; общества с ограниченной ответственностью "Клинкер"; общества с ограниченной ответственностью "Виталенд"; общества с ограниченной ответственностью "Примафарм"; общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос"; общества с ограниченной ответственностью ГК " Медицинское и фармацевтическое дело"
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2023 признано решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 03.10.2022 N 874/2022 по делу N 023/06/99-4626/2022 недействительным, распределены судебные расходы. Судом сделан вывод, что в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика имеется нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, поскольку, исходя из системного анализа норм, предусмотренных статьей 14 Закона 44-ФЗ о контрактной системе и Постановления N 1289, заявки участников закупки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов иностранного производства, подлежали отклонению.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просило судебный акт отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что у комиссии Заказчика отсутствовали основания для применения пункта 1 Постановления 1289, поскольку участниками торгов в заявках указаны одни и те же производители. Ссылка на постановление арбитражного суда кассационной инстанции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.07.2021 г. по делу А32-27304/2020 неправомерна в виду иного предмета спора.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества просила судебный акт оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.09.2022 Заказчиком - ГБУЗ "Перинатальный центр города Армавира" Министерства здравоохранения Краснодарского края размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения (МНН: прогестерон)" (извещение N 0318300537622000093).
В Извещении N 0318300537622000093 заказчиком установлены требования к участникам и ограничения. Условие допуска - участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с Приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Ограничение допуска и условия допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Извещение содержит перечень прикрепленных документов: "Требование к заявке.docx".
Файл "Требование к заявке.docx" содержит пункт 1.8 раздела "Заявка на участие в закупке должна содержать", где установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, установлены требования, предъявляемые в соответствии с ПП N 1289.
В целях подтверждения соответствия ограничениям вышеназванного постановления, в составе заявки участнику необходимо предоставить один из следующих документов:
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый соответствующим уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
ИЛИ
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
ИЛИ
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями), Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно протоколу N ЭА-126 (0318300537622000093) подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2022 на участие подано 6 заявок, заявки всех участников признаны соответствующими требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и Извещению о проведении электронного аукциона.
Победителем аукциона признан участник закупки ООО "ФК ГРАНД КАПИТАЛ" - идентификационный номер заявки N 112636413, с ценовым предложением 336 000,00 руб.
ООО "ГК "Медицинское и Фармацевтическое дело", не согласившись с доводами комиссии, изложенными в Протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ЭА-126 (0318300537622000093) от 22.09.2022 г., обратилось в Краснодарское УФАС России с соответствующей жалобой.
По результатам рассмотрения жалобы Краснодарским УФАС России вынесено Решение от 03.10.2022 N 874/2022 по делу N 023/06/99-4626/2022 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно которому жалоба Заявителя на действия Заказчика - ГБУЗ "Перинатальный центр города Армавира" МЗ КК - по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0318300537622000093 "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения (МНН: прогестерон)" признана необоснованной.
Общество, не согласившись с решением антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правильно квалифицировал спорные правоотношения, определил легитимацию антимонопольного органа и с учетом положений статей 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с описанием объекта закупки, установленном Заказчиком к поставке подлежат лекарственные препараты, соответствующие следующим характеристикам - Лекарственный препарат МНН ПРОГЕСТЕРОН, капсула 100 мг, в количестве 36 000 шт. (капсула).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включен лекарственный препарат прогестерон, являющийся объектом данной закупки.
ООО "ГК "Медицинское и Фармацевтическое дело" заявкой N 112643593 на участие в закупке к поставке были предложены следующие лекарственные препараты: Утрожестан капсулы 100 мг N 28, в количестве 18 004 шт (капсула), 643 упаковок, регистрационное удостоверение N ЛС-000186, страна происхождения товара - Российская Федерация и ДляЖенс
про капсулы 100 мг N 28, в количестве 18 004 шт (капсула), 643 упаковок, регистрационное удостоверение N ЛП-006271, страна происхождения товара - Российская Федерация.
В качестве документов, подтверждающих страну происхождения лекарственных препаратов ООО "ГК "Медицинское и Фармацевтическое дело" направило в составе заявки: сертификат о происхождении товара (форма СТ-1) производителя ООО "ФармсинтезТюмень", Российская Федерация и сертификат о происхождении товара (форма СТ-1) производителя ООО "Безен Мануфэкчуринг Рус", Российская Федерация.
Оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (3) представлены копии заявок участников, поступивших в ходе проведения электронного аукциона, согласно которым во второй части заявок к товару участниками к поставке представлены следующие документы: Порядковый номер 3, ООО "КЛИНКЕР" (4), СТ-1 N 103600007 от 10.09.2021 г., ООО "Безен Мануфэкчуринг Рус", Российская Федерация; Порядковый номер 6, ООО "ВИТАЛЕНД" (5), РУ ЛП-006271 от 19.06.2020 г., ООО "Фармасинтез-Тюмень", Россия; Порядковый номер 5, ООО "ПРИМАФАРМ" (6), СТ-1 N 1042001242 от 27.09.2021 г., ООО "Фармасинтез-Тюмень", Российская Федерация; Порядковый номер 1, ООО "АЛЬБАТРОС" (7), РУ ЛП-000698 от 28.09.2011 г, Сан Фармасьютикал Индастриз Лтд., Индия; Порядковый номер 2, ООО "ФК ГРАНД КАПИТАЛ" (2), РУ ЛП-000698 от 28.09.2011 г, Сан Фармасьютикал Индастриз Лтд., Индия; Порядковый номер 4, ООО "ГК "МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ДЕЛО" (8), СТ-1 N 103600007 от 10.09.2021 г., ООО "Безен Мануфэкчуринг Рус", Российская Федерация; СТ-1 N 1042001242 от 27.09.2021 г., ООО "Фармасинтез-Тюмень", Российская Федерация
Таким образом, на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки (ООО "КЛИНКЕР" (4), ООО "ВИТАЛЕНД" (5), ООО "ПРИМАФАРМ" (6) и ООО "ГК "МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ДЕЛО" (8), удовлетворяющие требованиям 8 извещению о проведению электронного аукциона и содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов различных производителей (ООО "Безен Мануфэкчуринг Рус" и ООО "Фармасинтез-Тюмень"), страной происхождения которых является Российская Федерация, что соответствует условиям применения ограничений, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
Суд первой инстанции сделал верный вывод, что заявки ООО "АЛЬБАТРОС" и ООО "ФК ГРАНД КАПИТАЛ" (Победитель аукциона), содержащие предложение о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранного государства (Индия) подлежали отклонению в соответствии с п.4) ч.12 ст.48 Федерального закона N 44-ФЗ в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14. Применение национального режима при осуществлении закупок.
Апелляционный суд поддерживает указанный вывод в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьей 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов (пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем.
Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с частью 18 статьи 68 указанного закона (часть 3 статьи 69 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 1 постановления N 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке двух и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно: содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, в который включен лекарственный препарат ампициллин + сульбактам, являющийся объектом данной закупки. Таким образом, законодатель определил Закон о контрактной системе как общую норму и установил, что дополнительные ограничения могут быть установлены подзаконными нормативными актами. В данном случае постановлением N 1289 установлены ограничения для осуществления закупок лекарственных средств, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских производителей. Следовательно, при закупке лекарственных средств должны применяться установленные постановлением ограничения, связанные с допуском товаров иностранного происхождения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае у комиссии Заказчика отсутствовали основания для применения пункта 1 Постановления 1289, подлежат отклонению
Так, во второй части заявок к товару участниками к поставке представлены следующие документы:
Номер заявки |
Статус заявки |
Участник |
Документы |
3 |
Соответствует требованиям |
ООО "КЛИНКЕР" |
СТ-1 N 103600007 от 10.09.2021 г., ООО "БезенМануфэкчуринг Рус", Российская Федерация |
6 |
Соответствует требованиям |
ООО "ВИТАЛЕНД" |
РУ ЛП-006271 от 19.06.2020 г., ООО "Фармасинтез-Тюмень", Россия |
5 |
Соответствует требованиям |
ООО "ПРИМАФАРМ" |
СТ-1 N 1042001242 от 27.09.2021 г., ООО "Фармасинтез-Тюмень", Российская Федерация |
1 |
Соответствует требованиям |
ООО "АЛЬБАТРОС" |
РУ ЛП-000698 от 28.09.2011 г, Сан ФармасьютикалИндастризЛтд., Индия |
2 |
Соответствует требованиям |
ООО "ФК ГРАНД КАПИТАЛ" |
РУ ЛП-000698 от 28.09.2011 г, Сан ФармасьютикалИндастризЛтд., Индия |
4 |
Соответствует требованиям |
ООО "ГК "МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ДЕЛО" |
СТ-1 N 103600007 от 10.09.2021 г., ООО "БезенМануфэкчуринг Рус", Российская Федерация; СТ-1 N 1042001242 от 27.09.2021 г., ООО "Фармасинтез-Тюмень", Российская Федерация |
Действительно, в силу п.1 постановления N 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Вместе с тем, в данном случае не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых является РФ, не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии совокупности установленных статьей 14 Закона о контрактной системе и пунктом 1 постановления N 1289 условий, при которых заявка участника закупки, содержащая предложение о поставке лекарственного препарата иностранного производства (Индия), подлежала отклонению, поэтому оспариваемое решение управления не соответствует приведенным положениям Закона о контрактной системе и противоречит постановлению N 1289, в связи с чем подлежало признанию недействительным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, нарушение норм материального и процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Таким образом, обжалуемое решение законное, обоснованное и мотивированное, выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Все выводы суда основаны на материалах дела и соответствуют установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2023 по делу N А32-52984/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52984/2022
Истец: ООО " Группа компаний Медицинское т Фармацевтическое дело", ООО "Группа Компаний "Медицинское и Фармацевтическое дело"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: ГБУЗ г. Армавира "Перинатальный центр", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр города Армавира", ООО "Альбатрос", ООО "Виталенд", ООО "Клинкер", ООО "Примафарм", ООО "Ртс-тендер", ООО "Альбатрос", г. Москва, ООО "Виталенд", г. Пермь, ООО "Клинкер", г. Саранск, ООО "Примафарм", г. Москва, ООО ГК "Медицинское и фармацевтическое дело", г. Кемерово, ООО ФК Гранд Капитал