город Томск |
|
9 октября 2023 г. |
Дело N А02-745/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Бородулиной И.И.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай (N 07АП-7227/2023) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 14.07.2023 по делу N А02-745/2023 (судья Соколова А. Н.) по заявлению Администрации Чемальского района (ОГРН 1030400668320, ИНН 0410004150, адрес: ул. Пчелкина, д. 89, с. Чемал, р-н. Чемальский, Респ. Алтай) к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай (ОГРН 1020400733990, ИНН 0411004749, адрес: ул. В.И.Чаптынова, д. 20, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) о признании незаконным решения от 07.04.2023 N040023400000206 о привлечении страхователя к ответственности
При участии в судебном заседании:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
администрация Чемальского района (далее - Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай (далее - Фонд) о признании незаконным решения от 07.04.2023 N 040023400000206 о привлечении страхователя к ответственности в виде уплаты штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. К участию в качестве третьего лица лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное общеобразовательное учреждение "Чемальская средняя общеобразовательная школа" (далее - МОУ "Чемальская СОШ").
Решением суда от 28.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Отзыв в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно решения Государственного учреждения-регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РА о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством РФ об обязательном социальном страховании па случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством администрация Немальского района обязана оплатить штраф в размере 1000 рублей. Указанным решением Администрация района признана виновной в правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", - представлении страховщику недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, повлекших излишне понесенные расходы па выплату страхового обеспечения. Основанием для привлечения к ответственности, по мнению ГУ-ФСС явилось выплата страхователем застрахованному лицу Милспииой О.В. пособия по временной трудоспособности за период с 22.11. по 25.11.2022 года в полном объеме, в то время как по месту ее работы но совместительству в Чемальской COШ в этот период у нее значится рабочие дни.
Не согласившись в решением, Администрация обратилась в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что создание Администрацией искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования не доказано.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В силу статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе, организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, сформированный застрахованному лицу медицинской организацией в форме электронного документа (за исключением отдельных категорий застрахованных лиц, сведения о которых составляют государственную и иную охраняемую законом тайну, и лиц, в отношении которых реализуются меры государственной защиты, которым листок нетрудоспособности выдается на бумажном носителе) (часть 6 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ, пункт 16 Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 N 2010 (далее - Правила N 2010), пункт 1 Порядка N1089н).
Страховщик назначает и выплачивает пособие в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня представления страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения (часть 1 статьи 15 Закона N 255-ФЗ).
Состав и порядок получения сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности регламентирован главой II Правил N 2010.
Согласно статьи 15 Федерального закона N 255-ФЗ и пункт 7 Правил N 2010, страхователь передает полученные им сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособий, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, и сведения о застрахованном лице в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения. К данным сведениям, в том числе, относятся сведения об увольнении застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, Миленина О.В. осуществляет трудовую деятельность в Администрации (основное место работы), а также работает по совместительству в МОУ "Чемальская СОШ".
В период с 22.11.2022 по 25.11.2022 Миленина О.В. находилась на больничном, трудовую деятельность в Администрации не осуществляла, что подтверждается материалами дела, табелями учета рабочего времени и не отрицается Фондом.
28.11.2022 Администрация направила в адрес Фонда сведения для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в отношении застрахованного лица- Милениной О.В.
29.11.2022 в региональное отделение Фонда поступило письмо от МОУ "Чемальская СОШ", в котором сообщалось не оплачивать пособие Милениной О.В. в связи с нахождением ее на больничном только по основному месту работы в Администрации.
В связи с поступлением указанного сообщения, отделение не стало производить оплату пособия по временной нетрудоспособности Милениной О.В.
Фонд направил в адрес Администрации в электронной форме извещение о предоставлении недостающих сведений и документов от 30.11.2022, по почте направлено 06.12.2022. Указанное извещение было получено Администрацией 30.11.2022.
В ответ на направленное Фондом извещение Администрацией 06.12.2022 были направлены сведения для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности: листок нетрудоспособности от 22.11.2022.
Региональным отделением на основании представленных документов было выплачено пособие за период с 25.11.2022 по 25.11.2022 в сумме 2 495 руб. 65 коп.- 08.12.2022.
В дальнейшем региональным отделением за период с 01.11.2022 по 31.12.2022 была проведена камеральная проверка представленных Администрацией документов для выплаты пособия по временной нетрудоспособности Милениной И.В. Проверка проведена с 16.01.2023 по 28.02.2023.
В ходе проверки на запрос Фонда МОУ "Чемальская СОШ" представила пояснения, что Миленина О.В. по совместительству является учителем английского языка в 10-11 классах. 23 ноября 2022 года ею действительно были проведены уроки английского языка в соответствии с расписанием.
16.01.2023 Администрацией была представлена объяснительная Милениной О.В., в которой она поясняла, что действительно работает в школе учителем английского языка с нагрузкой 6 часов в неделю. До оформления ей больничного листа она выдала недельную нагрузку в школе. Нарушений режима больничного листа не имеется.
Медицинской организацией застрахованному лицу-Милениной О.В. был выдан лист нетрудоспособности по основному месту работы.
Застрахованное лицо трудоустроено как у Администрации, так и другого страхователя, и обратилось за выплатой пособия по временной нетрудоспособности в Администрацию.
При этом как верно отметил суд, застрахованное лицо вправе предъявить больничный лист как к страховщику по основному месту работы, так и по совместительству.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются:
- нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;
- неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;
- заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
При наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 настоящей статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов:
- при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, - со дня, когда было допущено нарушение;
- при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, - за весь период нетрудоспособности.
В силу статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Частью 2 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ установлена ответственность за представление страхователем недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, или их сокрытие, повлекшие излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения.
Таким образом, страхователь должен возместить страховщику расходы на выплату пособия лишь в том случае, если страхователем были сокрыты необходимые для назначения пособия сведения либо представленные для назначения пособия сведения недостоверны.
При этом основанием для наступления юридической ответственности является наличие полного состава административного правонарушения в действиях правонарушителя (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, коллегия суда по результатам исследования материалов дела также не установила доказательств того, что Администрации было известно об осуществлении Милениной О.В. трудовой деятельности по совместительству в другой организации во время больничного.
Действующим законодательством не установлена обязанность страхователя проверять такие сведения при приеме на работу, при предъявлении работником больничного листа.
Доводы о том, что Администрация знала об указанных выше фактах, поскольку ею у Милениной О.В. была отобрана объяснительная, но, тем не менее вновь представляет пакет документов на возмещение полной суммы, не подтверждены соответствующими доказательствами. Напротив, как верно отмечает суд, Фондом представлен скриншот о направлении Администрацией в адрес Фонда указанной объяснительной лишь 16.01.2023. Указанное обстоятельство свидетельствует, что на момент первоначального и повторного представления Администрацией документов, ей не было известно об этом факте. Объяснительная получена лишь в ходе камеральной проверки.
Таким образом, создание Администрацией искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования в рассматриваемом случае, вопреки позиции заинтересованного лица, не доказано. Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Иное толкование Фондом положений действующего законодательства не свидетельствует о судебной ошибке. Принимая во внимание конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что Фонд не доказал обоснованность заявленных требований и доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 14.07.2023 по делу N А02-745/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-745/2023
Истец: Администрация Чемальского района
Ответчик: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай