г. Саратов |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А57-8349/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Жаткиной С.А., Луевой Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грязновой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 июля 2023 года по делу N А57-8349/2023
по исковому заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (Саратовстат), (ОГРН 1026403680632, ИНН 6455003817)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, (ОГРН 1106454003028, ИНН 6454101145)
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Управление федерального казначейства по саратовской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, администрация Красноармейского муниципального района Саратовской области
об обязании принять имущество,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
- от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (Саратовстат) представитель Пестрецова М.Ю. по доверенности N 17-дв от 19.07.2023 г, выданной сроком на 1 год, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации представитель Дяденко О.А. по доверенности N 108 д от 30.12.2022, выданной сроком до 31.12.2023 г., в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (Саратовстат) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации с исковым заявлением, в котором просит суд:
"Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта принять от Территориального органа Федеральной службы государственной статистки по Саратовской области в состав казны Российской Федерации следующее имущество:
- нежилое помещение общей площадью 287,2 кв. м, этаж 1-2- й надземный расположенное в здании (кадастровый номер 64:43:000000:3584, РНФИ - П13640044328) по адресу: Саратовская область, г. Красноармейск, ул. 20 лет Победы, д. 9 "А", пом. 2;
- нежилое здание (гараж) общей площадью 58,8 кв.м (кадастровый номер 64:43:030114:44, РНФИ -П12640011459), расположенное по адресу: Саратовская область, г. Красноармейск, ул. 20 лет Победы, д.9а;
- земельной участок общей площадью 837+/- 10,13 кв.м (кадастровый номер 64:43:030115:1, РНФИ-Ш1640000540);
- пожарно - охранная сигнализация (инвентарный номер 1382048, балансовая стоимость 121642,92 руб.) в количестве 1 шт.,
- счетчик водяной (балансовая стоимость 500,00 руб.) в количестве 1 шт.".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 июля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (Саратовстат) возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Нежилое помещение общей площадью 287,2 кв. м, этаж 1-2- и надземный, расположенное в здании (кадастровый номер 64:43:000000:3584, РНФИ -П-12640003301) по адресу: Саратовская область, г. Красноармейск, ул. 20 лет Победы, д. 9 "А", пом. 2, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (государственная регистрация права N 64-64-24/001/2007-735 от 20.03.2007) и закреплено на праве оперативного управления за Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (далее - Истец) (государственная регистрация права N 64-64-27/001/2007-739 от 20.03.2007).
Нежилое здание (гараж) общей площадью 58,8 кв.м (кадастровый номер 64:43:030114:44, РНФИ -П12640011459), расположенное по адресу: Саратовская область, г. Красноармейск, ул. 20 лет Победы, д.9а принадлежит на праве собственности Российской Федерации (государственная регистрация права N 64-64-24/011/2007-912 от 10.11.2007) и закреплено на праве оперативного управления за Истцом (государственная регистрация права N 64-64-24/011/2007-914 от 10.11.2007).
Указанное объекты недвижимого имущества расположены в пределах земельного участка - землепользование, назначение земли населенных пунктов (поселений) общей площадью 837+/- 10,13 кв.м (кадастровый номер 64:43:030115:1, РНФИ - П1640000540), принадлежащего на праве собственности Российской Федерации (государственная регистрация права N 64-64-24/001/2007-743 от 20.03.2007) и на праве постоянного (бессрочного) пользования Истцу (государственная регистрация права N 64-64-24/005/2008-768 от 24.04.2008).
В целях эффективного использования федеральной собственности, соблюдения норм предоставления федеральным органам служебной площади, а также сокращения расходов бюджетных средств, выделяемых на содержание закрепленной недвижимости, Федеральная служба государственной статистики (далее - Росстат) письмами от 25.10.2022 N СО-16-2/4723-ТО, 25.01.2023 N СО-16-02/168-ТО согласовала изъятие из оперативного управления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (далее - Истец) нежилого помещения общей площадью 287,2 кв.м (кадастровый номер 64:43:000000:3584, РНФИ - П13640044328), нежилого здания (гаража) общей площадью 58,8 кв.м (кадастровый номер 64:43:030114:44, РНФИ -Ш2640011459), а также отказ от постоянного (бессрочного) пользования земельным участком под ними общей площадью 837+/- 10,13 кв.м (кадастровый номер 64:43:030115:1, РНФИ - П11640000540) и передачу невостребованного недвижимого имущества в государственную казну Российской Федерации.
Одновременно Росстат согласовал передачу движимого имущества, находящегося в вышеуказанном помещении и предназначенного для надлежащего функционирования и эксплуатации объекта недвижимого имущества:
- пожарно - охранная сигнализация (инвентарный номер 1382048, балансовая стоимость 121642,92 руб.) в количестве 1 шт.,
- счетчик водяной (балансовая стоимость 500,00 руб.) в количестве 1 шт.
Для соблюдения принципа эффективности расходования бюджетных средств, Истец обратился в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее -Ответчик) об изъятии невостребованного имущества в состав государственной казны Российской Федерации (исх. от 26.10.2022 N МН-66-10/1246-ТС, 15.12.2022 N MH-66-I0/1403-TC, 30.01.2023 N МН-Т66-10/66-ИС, 28.02.2023 NМН-Т66-10/405-ТС).
30.01.2023 исх. N МН-66-10/66-ИС, 28.02.2023 исх. N-66-10/405-ТС, Истец повторно направил обращения о рассмотрении вопроса изъятия из оперативного управления и принятия в государственную казну Российской Федерации всего комплекса имущества, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Красноармейск, ул. 20 лет Победы, д.9а.
24.01.2023 вх. 64-ЕМ-03/346 Ответчиком был предоставлен ответ, в котором решение о прекращении права оперативного управления на нежилое помещение (кадастровый номер 64:43:000000:3584, РНФИ - П12640003301), нежилое здание (гараж) (кадастровый номер 64:43:030114:44, РНФИ - П12640011459) принято не было, что противоречит действующему законодательству и нарушает право Истца, предусмотренное статьями 235, 236, 299 ГК РФ.
Однако в настоящий момент, решение о прекращении права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользование не принято.
Со ссылкой на нормы статей 236, 296 Гражданского кодекса РФ, истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцу на праве оперативного управления и бессрочного пользования принадлежат вышеуказанные объекты
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 2 статьи 296 ГК РФ установлено, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 данного Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В соответствии с пунктом 4 статьи 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Пунктом 5 статьи 53 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, статьи 53 ЗК РФ суд пришел к выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования.
Судом первой инстанции верно установлено и сторонами не оспорено, что за Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (Саратовстат) на праве оперативного управления закреплены указанные выше здания и на праве постоянного (бессрочного) пользования - земельный участок, на котором расположены вышеуказанные объекты недвижимости и иные объекты поименованные в исковом заявлении.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, у истца отсутствует необходимость в использовании закрепленного за ним на праве оперативного управления указанного выше имущества, а также отсутствует необходимость в использовании принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположены вышеуказанные объекты недвижимости и иные объекты поименованные в исковом заявлении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что истец правомерно обратился к собственнику с заявлением об изъятии этих объектов, такие действия направлены на соблюдение принципа эффективности расходования бюджетных средств, при этом ответчик незаконно уклоняется от принятия спорных объектов в казну Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не возлагает безусловной обязанности в принятии имущества, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 (приложение N26 к приказу в редакции от 19.12.2016), ТУ Росимущества в Саратовской области самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, бездействие ТУ Росимущества в Саратовской области, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Суд первой инстанции, установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования и передачу его ответчику по причине неиспользования Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (Саратовстат), учитывая, что согласие на изъятие указанных объектов недвижимости и прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположены указанные объекты недвижимости, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 июля 2023 года по делу N А57-8349/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8349/2023
Истец: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по СО(Саратовстат)
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СО
Третье лицо: 12 ААС, Администрация Красноармейского муниципального района Саратовской области, Арбитражный суд Саратовской области, Управление Федерального Казначейства по Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральное агентство по управлению гос.имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Филиал ППК "Роскадастр" по Саратовской области