г. Москва |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А41-54595/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Бабаян Э.К.,
при участии в заседании:
от АО "Управление жилищного хозяйства" - Гайда В.В. по доверенности от 28.04.2023,
от Администрации Одинцовского городского округа МО - Чадаев С.Е. по доверенности от 10.05.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Одинцовского городского округа МО на решение Арбитражного суда Московской области от 08 августа 2023 года по делу N А41-54595/23, по иску АО "Управление жилищного хозяйства" к Администрации Одинцовского городского округа МО о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
АО "Управление жилищного хозяйства" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о взыскании 3.340.830 руб. 63 коп. задолженности за 2022 год по оплате коммунальных услуг, услуг по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества жилого дома по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул.Северная, д.36, собственником нежилых помещений в котором является ответчик, 67.459 руб. 09 коп. пени за просрочку оплаты, пени по день фактической оплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 августа 2023 года по делу N А41-54595/23 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация Одинцовского городского округа МО обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель АО "Управление жилищного хозяйства" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
АО "Управление жилищного хозяйства" является управляющей организацией в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г.Одинцово, ул.Северная, д.36.
Ответчик является собственником принятых от застройщика по Акту приема- передачи нежилых помещений с кадастровыми номерами 50:20:0030102:1177, 50:20:0030102:1095, 50:20:0030102:1311 общей площадью 663, 5 кв.м.
Согласно ст.ст. 289, 290 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры).
Согласно ст.210 ГК РФ, ст.ст.30,39 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.249 ГК РФ, ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
При этом, моментом возникновения обязанности по оплате коммунальных услуг и расходов на содержание общего имущества является не момент государственной регистрации права собственности, а дата приемки имущества по Акту приема-передачи, с учетом того, что обязанность по оплате коммунальных услуг в равной мере распространяется на лиц, использующих помещение как на праве собственности, так и на иных законных основаниях.
Определением Конституционного суда РФ от 18.07.2006 г. N 373-О установлено, что обязанность по оплате коммунальных услуг возникает у их пользователя с даты приемки объекта строительства в эксплуатацию.
При этом отсутствие заключенного договора не освобождает ответчика от обязанности оплаты предоставленных услуг (данная позиция подтверждается в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года N 805-О-О).
Исходя из фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что поскольку ответчику переданы помещения во исполнение инвестиционного договора, то есть последний владеет помещениями на законном основании, постольку ответчик наравне с другими владельцами помещений в многоквартирном жилом доме является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом (как непосредственно, так и с привлечением третьих лиц) в процессе технического обслуживания дома, в связи с чем ответчик обязан участвовать в содержании общего имущества вне зависимости от регистрации права собственности на переданное имущество, а также долю в праве общей долевой собственности.
В соответствии с ч. ч. 1, 14 ст. 155 ЖК РФ плата за помещение и коммунальные услуги подлежит внесению ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В адрес собственника истцом были направлены письма и претензии об оплате услуг, однако оплата не была произведена.
По расчету истца задолженность ответчика по оплате коммунальных услуг, услуг по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества жилого дома за период с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. составляет 3.340.830 руб. 63 коп. и на день рассмотрения спора не погашена.
Ответчиком доказательств оплаты не представлено.
В связи с наличием просрочки в оплате истец начислил ответчику 67.459 руб. 09 коп. пени в соответствии со ст.330 ГК РФ, п.14 ст.155 ЖК РФ за период с 22.02.2023 г. по 31.05.2023 г., представил расчет.
Истец также просит взыскать пени с 01.06.2023 г. по день фактической уплаты задолженности на основании п.65 Постановления Пленума от 24.03.2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Так как факт наличия у ответчика перед истцом задолженности подтвержден материалами дела, требования истца подлежат удовлетворению как заявленные правомерно и основанные на нормах действующего законодательства.
Согласно п. 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, при отсутствии приборов учета или их работе менее 3-х месяцев положения п. 59 Правил N 354 не применимы.
Приборы учета в принадлежащем ответчику помещении не установлены.
При этом способ расчета коммунальных ресурсов (холодного водоснабжения и холодного водоснабжения для горячего водоснабжения) в отсутствие индивидуального прибора учета в нежилых помещениях Правилами N 354 не урегулирован.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" данные Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354.
Методические указания по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 октября 2014 г. N 641/пр) устанавливают способ расчета объема потребленной воды.
При присоединении к централизованным системам водоотведения напорными трубопроводами секундный расход сточных вод следует определять исходя из условий, установленных в Правилах организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776, для метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения: принимать действие устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоотведения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоотведения и при скорости движения сточных вод 1,2 метра в секунду.
Таким образом, в отсутствие показаний приборов учета, а также сведений о наличии индивидуальных приборов учета в спорных помещениях ответчика истец правомерно применил выбранный способ расчета.
Как верно установлено судом первой инстанции, АО "Управление жилищного хозяйства" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 474 от 30 апреля 2015 г.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются, в частности, в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственникам помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказаться в предоставлении таких коммунальных услуг, за исключением случаев, указанных в подпунктах "г"-"ж" п. 17 настоящих Правил N 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг действует до даты прекращения предоставления коммунальных услуг соответствующим исполнителем.
При наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвуют данная управляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг, и ресурсоснабжающая организация, как поставщик.
Согласно п. 13. Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержание общего имущества в многоквартирном доме", вступившие в силу 01.01.2017 года, внесены изменения в Правила N354.
На основании абз 3 п.6 Правил N 354 поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Абз. 4 п.6 Правил N 354 устанавливает, что для перехода на прямые договоры, заключаемые между собственником нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией, управляющая организация должна предоставить ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направить уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Однако Правила N 354 не устанавливают сроки для совершения указанных действий.
Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления (ч.2 ст.155ЖКРФ).
Правилами N 354 и какими-либо другими нормами действующего законодательства не предусмотрено автоматическое прекращение договоров управления, заключенных собственниками нежилых помещений с управляющими организациями.
Таким образом, до передачи управляющей компанией сведений о собственниках нежилых помещений в ресурсоснабжающую организацию и письменном уведомлении собственников нежилых помещений о необходимости заключить прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, договор управления многоквартирным домом, заключенный между управляющей организацией и собственником нежилого помещения сохраняет свое действие.
Данная позиция нашла свое подтверждение в Определении Верховного суда Российской Федерации от 16.08.2019 г. N 307-ЭС19-15676.
Ответчиком также не представлено доказательств наличия прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также доказательств выставления ресурсоснабжающими организациями в адрес ответчика счетов на оплату коммунальных ресурсов и подтверждение оплат коммунальных ресурсов.
Учитывая изложенное, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что АО "Управление жилищного хозяйства" не правомочно на взыскание платы за коммунальные ресурсы, являются несостоятельными.
При таких условиях, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг лежит на Администрации Одинцовского городского округа Московской области, подлежат отклонению.
Так, нежилые помещения N 027, 030, 031 с кадастровыми номерами: 50:20:0030102:11-77, 50:20:0030102:1095, 50:20:0030102:1311 общей площадью 663,50 кв.м, расположенные по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Северная, д. 36, были переданы от застройщика (ООО "Рантект-МФД", ОГРН: 1025004070090) Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, что подтверждается актом приема-передачи от 14 июня 2016 г. Согласно технического паспорта на многоквартирный дом указанные помещения входят в состав нежилых помещений, следовательно, указанные помещения не входят в состав общедомового имущества многоквартирного дома.
Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28.06.2019 г. N 5/5 Администрация Одинцовского городского округа Московской области является правопреемником Администрации Одинцовского муниципального района Московской области. Все имущество Администрации Одинцовского муниципального района Московской области является собственностью Администрация Одинцовского городского округа Московской области, в том числе переходят все имущественные обязательства, права и обязанности.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Таким образом, бремя содержания нежилых помещений лежит на собственнике.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что согласно сведениям ЕГРН, помещения N 30, 31 являются подвальными, а помещение N 27 - цокольным и указанные помещения отсутствуют в реестре муниципального имущества Одинцовского городского округа. Следовательно, по мнению заявителя апелляционной жалобы, Администрация Одинцовского городского округа, не является правообладателем данных помещении.
Данные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Так, согласно Акта приема-передачи от 14.06.2016, указанные помещения были переданы Администрация Одинцовского муниципального района Московской области.
Так же, апелляционный суд учитывает пояснения представителя Администрация Одинцовского муниципального района Московской области о том, что такие помещения по неизвестной причине ни когда ранее не состояли в реестре муниципальной собственности, таки образом, доводы подлежат отклонению.
Апелляционный суд так же отмечает, что между Истцом и Ответчиком уже имелся спор о взыскании платы за жилищно-коммунальные услуги при схожих обстоятельствах за иной период, рассмотренный в рамках N А41-79250/2019.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.08.2023 по делу N А41-54595/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54595/2023
Истец: АО "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ