город Омск |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А46-9526/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Аристовой Е.В., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8945/2023) Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 10.07.2023 по делу N А46-9526/2023 (судья Солодкевич И.М), принятое по исковому заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ОГРН 1225500009811, ИНН 5503259055, адрес: 644099, город Омск, улица Некрасова, дом 6) к индивидуальному предпринимателю Чуманову Павлу Александровичу (ОГРНИП 306550713900050, ИНН 550703318321) о взыскании 9 157 014 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области - Каролюнич Денис Сергеевич по доверенности от 19.06.2023 сроком действия до 19.06.2024;
от индивидуального предпринимателя Чуманова Павла Александровича - лично предприниматель (по паспорту) и представитель Семененко Анастасия Игоревна по доверенности от 11.08.2020 N 55АА2302794 сроком действия 5 лет;
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Чуманову Павлу Александровичу (далее - ответчик, предприниматель, ИП Чуманов П.А.) о возврате в бюджет суммы субсидии в размере 9 157 014 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.07.2023 по делу N А46-9526/2023 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе податель ссылается на то, что предпринимателем не исполнена обязанность, установленная пунктом 5.3.3 соглашения от 15.07.2022 N 1, не достигнуто плановое значение количества рейсов движения судов на паромной переправе при оказании услуг в сфере дорожного хозяйства (3 600 рейсов), фактически выполненный показатель составляет - 3 456 рейсов. Относительно доводов предпринимателя по поводу ошибки при отражении количества планируемых к осуществлению рейсов (смешение понятий "рейс" и "кругорейс"), Министерство поясняет, что ответчиком после подачи заявки с некорректными данными, а также при подписании соглашения и исполнении условий не предпринимались действия направленные на исправление допущенной ошибки. По мнению Министерства, данный довод не должен быть учтен при рассмотрении дела, поскольку приводит к злоупотреблению правами.
ИП Чуманов П.А. представил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
ИП Чуманов П.А. и его представитель оспаривали доводы жалобы по мотивам, приведенным в отзыве на неё, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, заслушав истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что истцом в 2022 году проведен отбор юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по осуществлению капитального и (или) среднего ремонта судов, плавучих объектов, используемых для работ на паромных переправах в 2022 году.
По результатам отбора согласно распоряжению Минтрансом Омской области от 14.07.2022 N 72-р ответчику предусмотрено выделение субсидии в размере 20 398 730 руб.
15.07.2022 между Минтрансом Омской области и ИП Чумановым П.А. заключено соглашение N 1 о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ по содержанию паромных переправ на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области (далее - соглашение).
Согласно пункту 3.1 соглашения одним из условий предоставления субсидии являлось достижение результатов в соответствии с приложением N 2 к соглашению.
Приложением N 2 к соглашению установлены показатели, необходимые к достижению, а именно: - количество рейсов движения судов на паромной переправе при оказании услуг в сфере дорожного хозяйства по состоянию на 31 декабря года, в котором предоставлена субсидия - 3 600 рейсов.
В соответствии с пунктами 5.1.2, 5.1.3 соглашения главный распорядитель средств областного бюджета обязуется осуществлять контроль за соблюдением получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии; в случае нарушения получателем условий, установленных при предоставлении субсидий, выявленного в том числе по фактам проверок, проведённых Главным распорядителем средств областного бюджета и органом государственного финансового контроля, а также в случае недостижения получателем результатов предоставления субсидии требовать возврата субсидии.
В соответствии с пунктом 5.3.2, 5.3.3 соглашения получатель субсидии обязуется осуществлять возврат субсидии в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного в том числе по фактам проверки, проведенных Главным распределителем средств областного бюджета и органом государственного финансового контроля, а также в случае недостижения результатов предоставления субсидии; обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии, установленных в соответствии с порядком предоставления субсидии и соглашением.
Пунктом 6.2 соглашения установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 5.1.3 соглашения, Главный распределитель средств областного бюджета в срок не позднее 14 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет получателю уведомление о возврате субсидии.
Согласно пункту 6.3 соглашения субсидия подлежит возврату получателем в областной бюджет в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 6.2 соглашения.
На основании представленного отчёта Минтранс Омской области пришёл к выводу о том, что ответчиком не исполнена обязанность, установленная пунктом 5.3.3 соглашения, в части достижения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии: плановое значение количества рейсов движения судов на паромной переправе при оказании услуг в сфере дорожного хозяйства - 3 600 рейсов, фактически выполненный показатель - 3 456 рейсов. Отклонение от планового значения составило 144 рейса.
Письмом от 21.03.2023 N ИСХ-23/МТДХ-1835 Минтранс Омской области направил предпринимателю требование о возврате субсидии. Ответ на вышеуказанную претензию истцу не поступал.
Поскольку требования истца не были исполнены, то истец обратился с исковым заявлением о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере 9 157 014 руб.
В удовлетворении заявителя судом первой инстанции отказано, с чем Министерство не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены или изменения.
В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 69 БК РФ определено, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
Как следует из материалов дела, 20.05.2022 ИП Чуманов П.А. обратился в Региональную энергетическую комиссию Омской области (далее - РЭК Омской области) с заявлением N Р1 и представлением обосновывающих материалов (N ВХ- 22/РЭК-4042 от 20.05.2022) в целях установления предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа на переправах в р.п. Большеречье Омской области, в с. Бородинка Тевризского муниципального района Омской области.
Из заключения РЭК Омской области от 21.06.2022 N 08-07/58 (л. д. 29-39) следует, что относительно переправы в р.п. Большеречье установлен планируемый период навигации - 191 день, включая 4 дня на переход судна от места зимнего отстоя к месту переправы и обратно (Омск - Большеречье - Омск); количество основных круговых рейсов - 1 445 ед.
Относительно переправы в с. Бородинка Тевризского муниципального района Омской области установлен планируемый период навигации - 193 дня, включая 9 дней на переход судна от места зимнего отстоя к месту переправы и обратно (Омск - Бородинка - Омск); количество основных круговых рейсов - 920 ед.
При расчете тарифа РЭК Омской области был использован метод экономически обоснованных расходов (затрат).
В заключении РЭК Омской области от 21.06.2022 N 08-07/58 предложен предельный тариф на перевозки пассажиров и багажа на переправах, осуществляемые ИП Чумановым П.А., в следующих населенных пунктах:
- паромная переправа через р. Иртыш р.п. Болыперечье, в размере 74 руб. 52 коп. за одну поездку (НДС не предусмотрен);
- паромная переправа через р. Иртыш с. Бородинка Тевризского муниципального района Омской области, в размере 222 руб. 38 коп. за одну поездку (НДС не предусмотрен).
На основании утвержденных предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа на переправах и результатов отбора с ИП Чумановым П.А. было заключено соглашение от 15.07.2022 N 1 о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ по содержанию паромных переправ на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области.
Действительно, как правомерно ссылается истец, в приложении N 2 к соглашению были установлены показатели, необходимые к достижению, а именно: - количество рейсов движения судов на паромной переправе при оказании услуг в сфере дорожного хозяйства по состоянию на 31 декабря года, в котором предоставлена субсидия - 3 600 рейсов.
Между тем, Министерством, обосновывающим свои требования не достижением предпринимателем показателей рейсов (фактически выполнено 3 456 рейсов), не учтено, что в рассматриваемом случае рейсы выполнялись в соответствии с расписанием движения парома на Большереченской переправе Омской области, утвержденном Главой Большереченского муниципального района Омской области (л.д. 18), в соответствии с которым в период с 30.04.2022 по 30.10.2022 установлено 8 постоянных рейсов, в период с 30.04.2022 до 10.09.2022 и 7 постоянных рейсов в период с 10.09.2022 по 30.10.2022.
Кроме того, под N 9 в указанном расписании приведён рейс на перевозку спецмашин: полиции, скорой помощи, МЧС, который выполняется по прибытии соответствующей машины.
Представленными в материалы дела выписками из судового журнала (л.д. 19-21) подтверждается, что на переправе отработан 191 день (с 26.04.2022 по 09.09.2022 - 137 дней и с 10.09.2022 по 02.11.2022 - 54 дня) ИП Чумановым П.А. произведён расчёт: 137 * 16 (рейсов) + 54 * 14 рейсов = 2 948 рейсов (планируемое значение за навигацию).
Таким образом, ИП Чумановым П.А. выполнялись рейсы в соответствии с расписанием, утвержденном Главой Большереченского муниципального района Омской области.
Кроме того, из выписок из судового журнала следует, что ответчиком также было выполнено 508 рейсов по перевозке спецмашин, в результате чего общее количество рейсов составило 3 456.
Позиция Министерства, согласно которой ответчиком не исполнена обязанность, установленная пунктом 5.3.3 соглашения от 15.07.2022 N 1 и не достигнуто плановое значение количества рейсов, в связи с чем денежные средства подлежат возврату, является необоснованной, с учетом того, что ИП Чуманов П.А. выполнял рейсы в строгом соответствии с утвержденным Главой Большереченского муниципального района Омской области расписанием.
Обстоятельства того, что количество рейсов в расписании и соглашении различное не могут быть вменены в вину предпринимателю.
В настоящем случае именно Минтранс Омской области является ответственным исполнителем государственной программы по развитию транспортной системы в Омской области, соглашение от 15.07.2022 N 1 было заключено в рамках развития указанной программы, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 262-п. Следовательно, именно на истце лежала обязанность по отражению в соглашении количества рейсов, согласующего с расписанием движений парома.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что при определённых погодных условиях движение парома запрещено, в виду отсутствия видимости, атмосферных осадках, а также как указано в свидетельстве о классификации о судне СП-4, движение при предельной скорости не более 17 м/с.
Между Чумановым П.Л. и ФБУ "Администрация "Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" заключен договор на оказание услуг по информированному обеспечению судов Заказчика путевой и гидрометеорологической информацией на водных нулях Обь-Иртышского бассейна N 14-062/2022 с периодом оказания услуг с 28.04.2022 по 04.11.2022.
Согласно представленной в материалы дела информации, в определенные дни движение паромной переправы не осуществлялось в связи с погодными условиями, что также не может быть вменено в вину предпринимателю.
Кроме того, в оспариваемом судебном акте обоснованно указано на то, что ИП Чумановым П.А. при подаче заявки на предоставление субсидии была допущена ошибка при отражении количества планируемых к осуществлению рейсов (указано 3 600), какая явилась следствием смешения понятий "рейс" (движение по заранее запланированному маршруту из точки "А" в точку "Б") и "кругорейс" (движение по заранее запланированному маршруту с прибытием в начальный пункт - из точки "А" в точку "А" через точку "Б").
При этом, истцом указанное обстоятельство в тексте апелляционной жалобы не отрицается. Однако, Министерство указывает, что после подачи заявки с некорректными данными, а также при подписании Соглашения и исполнении условий не предпринимались действия направленные на исправление допущенной ошибки. Следовательно, Ответчик принял на себя обязательства согласно условиям заключенного соглашения.
Данный довод судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку субсидия предоставлялась в размере фактически понесенных затрат, которые рассчитывались исходя из планируемых рейсов РЭК Омской области, что исключает возможность возлагать на получателя субсидии иные повышенные обязательства, чем те, которые учитывались при определении регулируемого тарифа.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не распределяются в силу освобождения Министерства от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 10.07.2023 по делу N А46-9526/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9526/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП ЧУМАНОВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ