г. Вологда |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А05-4521/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 октября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 августа 2023 года по делу N А05-4521/2023,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Мезенская центральная районная больница" (ОГРН 1022901397353, ИНН 2917000929; адрес: 164750, Архангельская область, город Мезень, проспект Советский, дом 85; далее - ГБУЗ "Мезенская ЦРБ", учреждение, больница) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317; адрес: 163069, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 28; далее - отделение, ОСФР) о признании недействительным уведомления о результатах рассмотрения материалов проверки от 13.02.2023 N 25 в части требования о возмещении 235 389 руб. расходов, понесенных отделением на социальную выплату за период с 01.11.2020 по 31.08.2022, о проведении корректировки на указанную сумму.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 08 августа 2023 года по делу N А05-4521/2023 заявленные требования удовлетворены; на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Отделение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что поскольку фельдшер (медицинская сестра) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче таких вывозов выездным бригадам скорой медицинской не имеет непосредственного контакта с пациентами, у которых установлена диагноз коронавирусной инфекции (COVID-19), то с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762), он не имеет права на получение соответствующих выплат.
Учреждение в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в период с 26.09.2022 по 22.12.2022 камеральной проверки полноты и достоверности предоставленных учреждением сведений для осуществления за период с 01.11.2020 по 31.08.2022 специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии Постановлением N 1762 отделением составлен акт от 22.12.2022 N 25, в котором им сделаны выводы о выявлении излишне понесенных расходов на специальную социальную выплату в том числе, 235 389 руб. 00 коп. медицинским сестрам отделения скорой медицинской помощи Ждановой Т.В. и Повышевой Н.С. по приему вызовов и передаче их выездным бригадам
По итогам рассмотрения возражений учреждения 18.01.2023 N 31 на этот акт проверки отделением принято оформленное уведомлением о результатах рассмотрения материалов проверки от 13.02.2023 N 25 решение о признании обоснованными результатов проверки в части не принятых расходов на выплату медицинским работникам в размере 239 085 руб. 00 коп., в том числе и в оспариваемой части.
ГБУЗ "Мезенская ЦРБ", не согласившись с ним в части требования возмещения 235 389 руб. 00 коп. расходов на специальную социальную выплату, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом на основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением N 1762 утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Правила N 1762).
Согласно пункту 11 этих Правил контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы Фонда в порядке, устанавливаемом Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1762 расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отделение полагает, что поскольку медицинские сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи Жданова Т.В. и Повышева Н.С. проводили общение с пациентами с установленным диагнозом новая короновирусная инфекция (COVID-19) по телефону без очного контакта, то учреждением им необоснованно назначена специальная социальная выплата в общем размере 19 305 руб. 00 коп. и 216 084 руб. 00 коп. соответственно.
С такой позицией правомерно не согласился суд первой инстанции.
Категории работникам, которым производятся специальные социальные выплаты, определены в пункте 2 Постановления N 1762, где отражено, что в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) ежемесячно в период с 01.11.2020 по 31.12.2022 производятся специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), следующим категориям указанных работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2 430 рублей, 1 215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;
фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3 880 рублей, 2 430 рублей и 1 215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2 430 рублей, 1 215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3 880 рублей, 2 430 рублей и 1 215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1 215 рублей за одну нормативную смену;
члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1 215 рублей за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2 430 рублей, 1 215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Таким образом, согласно буквальному толкованию указанных норм право на специальную социальную выплату имеют в числе прочих фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (подпункт "а" пункта 2 Постановления N 1762), что в рассматриваемом случае и имело место.
Довод ответчика о том, что для осуществления медицинским сестрам по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи специальной социальной выплаты по Постановлению N 1762 необходим факт контакта с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, с лицами из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, судом не может быть принят, поскольку основан на неверном толковании действующего законодательства.
Согласно пункту 3 Правил N 1762 специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (нормативная смена).
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах.
Согласно пункту 2.3 Временного порядка организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н (далее - Временный порядок), руководителям медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь, предписано обеспечить прием вызовов скорой медицинской помощи медицинскими работниками станции (отделения) скорой медицинской помощи по приему вызова скорой медицинской помощи, который осуществляется в соответствии с памяткой согласно приложению 1 к настоящему Временному порядку.
В рассматриваемом случае в ходе камеральной проверки ответчиком получены запрошенные у заявителя документы, подтверждающие правомерность получения указанными работниками специальной социальной выплаты, в частности, карты вызова скорой медицинской помощи, табеля учета рабочего времени, должностные инструкции.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, Жданова Т.В. 04.03.2021 в качестве медицинской сестры кабинета ФГДС оказывала фиброгастроэндоскопию пациенту Ряботенко Л.Н. с диагнозом новая короновирусная инфекция (COVID-19), что подтверждено направлением на исследование от 04.03.2021, результатами исследования от 06.03.2021, табелем учета рабочего времени за март 2021 года.
Из должностной инструкции медицинской сестры кабинета эндоскопии следует, что Жданова Т.В. непосредственно контактирует с пациентами во время процедуры эндоскопии, проводя анестезию слизистой оболочки рта, осуществляя премедикацию, оказывая помощь врачу в проведении эндоскопии, фотосъемки, биопсии.
Доказательства того, что указанные работники в проверенный период осуществляли прием вызовов скорой медицинской помощи не в соответствии с памяткой согласно приложению 1 к Временному порядку, то есть обеспечивали оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации Временным порядком, в материалах дела отсутствуют.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что указанные медицинские сестры обеспечивали оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762, в котором факт контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) как обязательное условие для специальной социальной выплаты не указан.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, а оспариваемое уведомление фонда признал недействительным.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 августа 2023 года по делу N А05-4521/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4521/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "МЕЗЕНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: ГУ Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу