г. Москва |
|
10 октября 2023 г. |
Дело N А40-62142/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
судей: Новиковой Е.М., Титовой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "НАУЧНОПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЭШЕЛОН" на Решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.07.2023 по делу N А40-62142/23, по иску АО "НПО "ЭШЕЛОН" (ИНН: 7718676447) к АО "К-ТЕХНОЛОГИИ" (ИНН: 7713723559), 3-е лицо: МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ИНН: 7704252261) о взыскании денежных средств в размере 1 012 294,32 руб.
При участии в судебном заседании:
от истца: Лобанов Г.А. по доверенности от 09.01.2020,
от ответчика: Смоляков Ю.А. по доверенности от 10.11.2022,
от 3-его лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЭШЕЛОН" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к акционерному обществу "К-ТЕХНОЛОГИИ" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 013 294 руб. 32 коп.
Решением от 18.07.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу вышеуказанным судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между АО "НПО "Эшелон" (Исполнитель) и ОАО "РТИ" (далее Заказчик, сейчас - АО "К-Технологии) был заключен и исполнен Договор от 08.09.2016 N 253-16/АтН (далее - Договор) на проведение работ, определенных спецификацией (Приложение N 1 к Договору), на сумму 1 013 294,32 руб.
Работы по Договору выполнялись во исполнение Государственного контракта N 1416187345431010418001146/14000011 от 06 июня 2014 года, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "РТИ" (далее - Государственный контракт).
Договор заключен рамках выполнения государственного оборонного заказа в интересах Министерства обороны Российской Федерации (далее - Государственный заказчик), финансирование Контракта осуществлялось за счет средств федерального бюджета.
Исполнитель 28.09.2016 сдал Заказчику результат работ по акту сдачи-приемки работ к Договору N 253-16/АтН. Авансирование работ не проводилось.
В соответствии с п. 3.2. Договора Заказчик осуществляет платеж на основании подписанного Акта сдачи-приемки работ в течение 5 банковских дней после получения счета на оплату от Исполнителя.
02 декабря 2022 г. Заказчику был передан счет от 01.12.2022 N 1189 на оплату по Договору на сумму 1 013 294,32 руб.
Сумма долга по Договору в размере 1 013 294,32 руб. на расчетный счет Исполнителя - АО "НПО "Эшелон" не поступила.
Претензионные требования истца не были удовлетворены, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п.п. 1-3 ст. 769 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
Договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).
Отношения по договору, заключенному между истцом и ответчиком, регулируются Федеральным законом "О государственном оборонном заказе".
Договор заключен в рамках государственного оборонного заказа, что также подтверждается имеющимися в деле документами, а именно: спецификацией к Договору (Приложение N 1), письмом АО "НПО "Эшелон" исх. N 5 от 11.01.2017, указаниями первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 06.02.2017 N 205/2/60 "Об утверждении состава межведомственной комиссии по проверке фактических затрат, понесенных в период выполнения ОКР "Центр-2014", итоговым актом от 18 декабря 2018 года по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных (приобретенных) при выполнении ОКР в которых имеется ссылка на шифр государственного контракта ОКР "Центр-2014".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с исполнителем, является исполнителем государственного оборонного заказа. В кооперацию головного исполнителя при этом входит головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем.
30.12.2016 Решением Министра обороны Российской Федерации работы по Государственному контракту приостановлены с 26.12.2016, создана комиссия Государственного заказчика по приемке фактических затрат, понесенных при выполнении ОКР "Центр-2014".
АО "К-Технологии" уведомило о данном Решении Министерства обороны Российской Федерации АО "НПО "Эшелон" (Решение Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2016, письмо исх. N 2681/1/РТИ от 29.12.2016).
АО "НПО "Эшелон" представило фактические затраты на рассмотрение Комиссии, тем самым подтвердило согласие на проверку фактических затрат и являлось членами данной Комиссии (письмо АО "НПО "Эшелон" исх. N 5 от 11.01.2017, Указания первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 06.02.2017 N 205/2/60 "Об утверждении состава межведомственной комиссии по проверке фактических затрат, понесенных в период выполнения ОКР "Центр-2014" (листы 22, 25-27 Указаний).
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией).
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" выплачиваемые финансовые средства, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ, вследствие чего исполнители несут ответственность за иное использование указанных средств.
Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством обеспечения оплаты головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа (п. 7 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе").
Оплата поставок продукции (работ, услуг) по оборонному заказу производится в соответствии с условиями государственного контракта (контракта) (п. 2 Письма ВАС от 19.02.1996 N С5-7/03-93 "О Федеральном законе "О государственном оборонном заказе").
Таким образом, подлежат оплате только затраты, признанные Государственным заказчиком обоснованными и документально подтвержденными.
Итоговым актом подкомиссии от 18 декабря 2018 года, утвержденным заместителем Министра обороны Российской Федерации, по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных (приобретенных) при выполнении ОКР "Центр-2014", назначенной в соответствии с указаниями первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 06 февраля 2017 года N 205/2/60. размер фактических затрат АО "НПО "Эшелон" подтвержден в размере 0 рублей (т. 1, л.д. 103), то есть фактические затраты АО "НПО "Эшелон" были исключены в полном объеме.
При этом решения Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2020 по делу N А40-228105/19, вступившим в законную силу 15.07.2020 года, в соответствии с которым с АО "К-Технологии" (АО "РТИ") в пользу Министерства обороны Российской Федерации взыскана сумма неотработанного аванса по настоящему госконтракту в размере 2 338 989 044 рубля 52 копейки.
Указанная сумма денежных средств является суммой непринятых (исключенных) затрат кооперации исполнителей по ОКР шифр "Центр-2014" в результате проверки затрат комиссией Государственного заказчика в рамках государственного контракта N 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014, включая исключенные фактические затраты АО "НПО "Эшелон".
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что к спорному договору не подлежат применению 4 положения Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", опровергаются материалами дела и основаны на ошибочном толковании норм права.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2023 по делу N А40-62142/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Л. Фриев |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62142/2023
Истец: АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЭШЕЛОН"
Ответчик: АО "К-ТЕХНОЛОГИИ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ