г. Саратов |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А06-11323/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Жаткиной С.А., Луевой Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грязновой С.П., в режиме веб-конференц связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Оранжерейнинское коммунально-эксплуатационное предприятие" Муниципального Образования "Икрянинский район" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 июля 2023 года по делу N А06-11323/2022.
по исковому заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698)
к Муниципальному унитарному предприятию "Оранжерейнинское коммунально-эксплуатационное предприятие" Муниципального Образования "Икрянинский район" (ОГРН: 1193025003808, ИНН: 3025035811)
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требований относительно предмета спора: Администрация муниципального образования "Сельское поселение Оранжерейнинский сельсовет Икрянинского района Астраханской области"
о возмещении,
при участии в судебном заседании представителей сторон: - от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям представитель Рабзевич Е.Э. по доверенности N 01-07/5 от 09.01.2023 сроком до 31.12.2023 г., в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании, учетные записи, паспортные данные и доверенности лиц, участвующих удаленно в судебном заседании посредством собственных абонентских устройств, проверены Единой системой идентификации и аутентификации Российской Федерации
- от Муниципального унитарного предприятия "Оранжерейнинское коммунально-эксплуатационное предприятие" Муниципального образования "Икрянинский район" представитель Матвеев С.А. по доверенности от 16.01.2023 г. сроком до 15.01.2024 в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям обратилось в арбитражный суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Оранжерейнинское коммунально-эксплуатационное предприятие" Муниципального Образования "Икрянинский район" о возмещении вреда в размере 6 885 128 руб.,
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14 июля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное унитарное предприятие "Оранжерейнинское коммунально-эксплуатационное предприятие" Муниципального Образования "Икрянинский район" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель Муниципального унитарного предприятия "Оранжерейнинское коммунально-эксплуатационное предприятие" Муниципального Образования "Икрянинский район" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям 08.12.2021 в ходе выездного обследования по рассмотрению обращения, поступившего из Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, установлено, что на участке сети водоотведения по адресному ориентиру: Астраханская область, Икрянинский район, с. Оранжереи, в границах географических координат 45° 50' 43.7 N 47 34 49.7 Е в результате аварийной ситуации произошел прорыв канализационной трубы и излив сточной воды на почву.
Площадь загрязненной территории составила 3150 м2 (12 м х 210 м), что подтверждается актом обследования территории па предмет соблюдения природоохранных требований от 08.12.2022, протоколом отбора (измерения) проб почвы N 528 гк от 08.12.2022 филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Астраханской области".
Договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 08.12.2021 объекты водопроводно-канализационного хозяйства переданы Муниципальному унитарному предприятию "Оранжерейнинское коммунально-эксплуатационное предприятие" Муниципального образования "Икрянинский район".
Договорами холодного водоснабжения и водоотведения от 01.11.2019 N 56-Ю/2019, от 15.02.2021 N3-Б/2021, МУП "Оранжерейнинское КЭП" обязуется осуществлять прием сточных вод от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку.
Согласно ч.4 п. 11 "Б", 11 "В" вышеуказанных договоров МУП "Оранжерейнинское КЭП" обязан:
-обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах ее эксплуатационной ответственности, согласно требования нормативно-технических документов;
- соблюдать установленный режим приема сточных вод.
Из указанных договоров следует, что на МУП "Оранжерейнинское КЭП" возложены обязанности по обеспечению сохранности имущества, эксплуатации канализационных сетей, находящихся в границах ее эксплуатационной ответственности.
Постановлением Администрации муниципального образования "Икрянинский район" "О закреплении объектов муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения за МУП "Оранжерейнинское КЭП" от 09.08.2019 N 756-п, сети водоотведения по вышеуказанному адресному ориентиру закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП "Оранжерейнинское КЭП".
Вышеизложенное также подтверждается Решением Астраханского областного суда от 03.06.2022 N 12-26/2022.
О несоблюдении требований в области охраны окружающей среды, а также нормативов допустимого воздействия хозяйственной и иной деятельности свидетельствуют результаты лабораторных исследований.
Согласно заключению эксперта от 16.12.2021 N 258 по результатам лабораторного исследования и измерений, проведенных в рамках заявки межрегионального управления от 08.12.2021 N 02-04/23094, установлено наличие превышений по содержанию АПАВ и хлорид ионов в пробах почв по отношению к фоновым точкам.
Сотрудниками филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛА'ГИ по Астраханской области" отобраны 4 пробы почвы, в том числе фоновые пробы на расстоянии 30 м на восток от повреждения трубопровода, а также проба сточной воды в месте повреждения трубопровода.
По итогам проведенных лабораторных исследований почвы, согласно протоколу измерений почвы N 522 гк от 16.12.2021, выявлены следующие превышения загрязняющих веществ в почве в месте излива:
- по концентрации АПАВ в точке N 3 - в 2,29 раза по отношению к фоновой точке N 1; в точке N 4 - в 2,98 раза по отношению к фоновой точке N2.
- по концентрации хлорид-ионов в точке N 3 - в 1,21 раза по отношению к точке N 1, в точке N 4 - 1,23 раза по отношению к точке N 2.
Размер вреда, причиненного в результате загрязнения поверхности почвы, составил 6 885 128 рублей.
В связи с этим, в действиях юридического лица - МУП "Оранжерейнинское КЭП" усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.6 КоАП РФ "Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимиками или иными опасными для здоровья люде и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления".
В отношении Муниципального унитарного предприятия "Оранжерейнинское коммунально-эксплуатационное предприятие" Муниципального образования "Икрянинский район" 29.07.2022 г. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании п. 9 ч. 1 ст. 24.5, ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ.
В адрес Муниципального унитарного предприятия "Оранжерейнинское коммунально-эксплуатационное предприятие" Муниципального образования "Икрянинский район" направлено уведомление - претензия от 07.10.2022 N 02-04/20884 с предложением произвести оплату вреда в добровольном порядке, однако данное требование оставлено без удовлетворения.
Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения в суд с иском.
Принимая законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Межрегиональное управление в пределах своих полномочий может предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (п. 4.67 Положения).
На основании п. 4.71 Положения Межрегиональное управление осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций. Выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности (п. 4.72 Положения).
Согласно ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2022 N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом должны проводиться мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от "Земельный кодекс Российской Федерации" 25.10.2001 N 136-ФЗ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу ГОСТ Р 54003-2010 загрязнение почв и земель - поступление в почвы и земли химических и других вредных веществ, загрязнений, инородных предметов, вызывающих ухудшение качества почв и земель, что негативно воздействует на другие компоненты природной и антропогенной среды.
Последствиями порчи земли является деградация почв и земель, которая представляет собой совокупность антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
О несоблюдении требований в области охраны окружающей среды, а также нормативов допустимого воздействия хозяйственной и иной деятельности свидетельствуют результаты лабораторных исследований.
Согласно заключению эксперта от 16.12.2021 N 258 по результатам лабораторного исследования и измерений, проведенных в рамках заявки межрегионального управления от 08.12.2021 N 02-04/23094, установлено наличие превышений по содержанию АПАВ и хлорид ионов в пробах почв по отношению к фоновым точкам.
Сотрудниками филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛА'ГИ по Астраханской области" отобраны 4 пробы почвы, в том числе фоновые пробы на расстоянии 30 м на восток от повреждения трубопровода, а также проба сточной воды в месте повреждения трубопровода.
По итогам проведенных лабораторных исследований почвы, согласно протоколу измерений почвы N 522 гк от 16.12.2021, выявлены следующие превышения загрязняющих веществ в почве в месте излива:
- по концентрации АПАВ в точке N 3 - в 2,29 раза по отношению к фоновой точке N 1; в точке N 4 - в 2,98 раза по отношению к фоновой точке N2.
- по концентрации хлорид-ионов в точке N 3 - в 1,21 раза по отношению к точке N 1, в точке N 4 - 1,23 раза по отношению к точке N 2.
Размер вреда, причиненного в результате загрязнения поверхности почвы, составил 6 885 128 рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (пункт 1 части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством (пункт 3 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается (пункт 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов возмещения вреда предусмотрено возмещение причиненных убытков.
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности и с учетом положений статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации истец должен доказать ущерб, причиненный неправомерными действиями ответчика, связанными с нарушением природоохранного законодательства, причинную связь между действиями ответчика и нанесением ущерба, размер причиненного ущерба (убытков).
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1743-О-О, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба.
Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
При этом методика исчисления размера вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, вследствие нарушения соответствующего законодательства во всяком случае не может носить произвольный характер и должна строиться исходя из количественных параметров негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, на законодательном уровне закреплено положение о необходимости определения размера такого вреда на основании методики исчисления размера вреда.
Довод апелляционной жалобы о том, что не верно применена методика расчета ущерба, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Для исчисления размера вреда, причиненного почвам, российским законодательством предусмотрена "Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" (утверждена приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238).
Из пункта 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ следует, что возмещение вреда, причиненного нарушителями водного законодательства, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" по смыслу ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, ст. 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
В представленном расчете истцом использованы данные о загрязнении земельного участка площадью 3150 кв. м. Сумма ущерба по расчету управления составила 6 885 128 руб.
Материалами дела подтверждается и ответчиком по существу не оспаривается факт загрязнения земельного участка в границах географических координат хозяйственно-бытовыми сточными водами географические координаты: 45?50?43,7??N 47?34?49,7??Е) в результате прорыва трубы, по которой осуществляется ответчиком отвод хозяйственных сточных вод.
Доказательств возмещения причиненного почвам вреда в натуре ответчиком не представлено. Контррасчет размера вреда предприятием не составлялся.
При рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам следует учитывать в числе принципов охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность, установленные ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" принципы платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия па окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Вместе с тем, утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды, подлежат применению судами (и должностными лицами административного органа) для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Как разъяснено в пунктах 6, 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49), основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности се загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом подтверждается материалами проведенной проверки и административного дела.
В силу п.3 ст.77, абз.2 п.1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, пункта 14 Постановления N 49, причиненный окружающей среде вред должен возмещаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и Методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 г. N 12-П, суды вправе учитывать в размере причиненного вреда, исчисленного по установленным Правительством Российской Федерации таксам и методикам, необходимые и разумные расходы, понесенные причинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно делает вывод о том, что факт нанесения вреда почве доказан управлением Роспотребнадзора, в связи с чем исковые требования о взыскании с предприятия вреда в размере 6 885 128 руб., причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не является собственником имущества из которого произошел разлив сточных вод, в результате которого произошел ущерб почве, при отборе проб не были привлечены представители ответчика, признается судебной коллегией несостоятельным и отклоняется в силу следующего.
Как установлено судебной коллегией и подтверждено материалами дела, договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 08.12.2021 объекты водопроводно-канализационного хозяйства переданы Муниципальному унитарному предприятию "Оранжерейнинское коммунально-эксплуатационное предприятие" Муниципального образования "Икрянинский район".
Договорами холодного водоснабжения и водоотведения от 01.11.2019 N 56-Ю/2019, от 15.02.2021 N3-Б/2021, МУП "Оранжерейнинское КЭП" обязуется осуществлять прием сточных вод от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку.
Согласно ч.4 п. 11 "Б", 11 "В" вышеуказанных договоров МУП "Оранжерейнинское КЭП" обязан:
-обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах ее эксплуатационной ответственности, согласно требования нормативно-технических документов;
- соблюдать установленный режим приема сточных вод.
Из указанных договоров следует, что на МУП "Оранжерейнинское КЭП" возложены обязанности по обеспечению сохранности имущества, эксплуатации канализационных сетей, находящихся в границах ее эксплуатационной ответственности.
Постановлением Администрации муниципального образования "Икрянинский район" "О закреплении объектов муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения за МУП "Оранжерейнинское КЭП" от 09.08.2019 N 756-п, сети водоотведения по вышеуказанному адресному ориентиру закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП "Оранжерейнинское КЭП".
Вышеизложенное также подтверждается Решением Астраханского областного суда от 03.06.2022 N 12-26/2022.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 июля 2023 года по делу N А06-11323/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-11323/2022
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям
Ответчик: Муниципальное унитарное предприятие "Оранжерейнинское коммунально-эксплуатационное предприятие" Муниципальное образование "Икрянинский район"
Третье лицо: Администрацию МО "Икрянинский муниципальный района Астраханской области", Администрация муниципального образования "Сельское поселение Оранжерейнинский сельсовет Икрянинского района Астраханской области"