г. Саратов |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А12-34614/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" октября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Дубровиной О.А., Котляровой А.Ф.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Гамаюновой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 июля 2023 года по делу N А12-34614/2022,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Михайловский завод силикатного кирпича" (403343, Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Промышленная, д.14, ОГРН 1143456000676, ИНН 3456001687)
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (ОГРН 1023403844441, ИНН 3445045202, 400001, г. Волгоград, ул. Ковровская, 13)
об урегулировании разногласий,
при участии в судебном заседании представителей ООО "Михайловский завод силикатного кирпича" - Колотева Е.В., действующего на основании доверенности от 23.03.2023 N 27, Горностаева А.А., действующего по доверенности от 21.12.2022 N 22; иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Михайловский завод силикатного кирпича" (далее - ООО "МЗСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа N 09-5-66934/23Б от 17.10.2022 по пунктам 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 1.1.3, 2.7, 2.7.1, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.12, 4.3, 4.10, 4 15, 4.23, 5.1, 5.5.1, 5.7, 5.8, 8.1, 9.1,9.6, 9.9, договора поставки газа N 09-5-66934/23Б от 17.10.2022, исключив из обьема разногласий разногласия по пунктам 4.21, 9.11 договора.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12 июля 2023 года урегулированы разногласия, возникшие между ООО "МЗСК" и ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" при заключении договора поставки газа N 09-5-66934/23Б от 17.10.2022, спорные пункты договора изложены в следующей редакции:
Пункт 2.1 "Поставщик обязуется поставлять с 01.01.2023 по 31.12.2027 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой (далее - "газ"), а также газ сверх количества, зафиксированного в договоре поставки на 2007 год и подлежащий оплате по цене, определяемой соглашением сторон (согласно Постановлению Правительства РФ N 1021 от 29.12.2000), а Покупатель обязуется принимать и оплачивать газ. Покупатель подтверждает, что поставка газа осуществляется на газоиспользующее оборудование, принадлежащее ему на законном основании, которое подключено в соответствии с техническими условиями на присоединение к газораспределительной системе и соответствует проекту газоснабжения, а также то, что все требования нормативно-технической документации для получения газа им выполнены и соблюдены".
Пункт 2.1.1 "Годовые объемы поставки газа составляют (тыс. м3):
Таблица N 1
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
14148, 472 |
14148, 472 |
14148, 472 |
14148, 472 |
14148, 472 |
В том числе: - объем газа, зафиксированный в договоре поставки на 2007 год и подлежащий оплате по действующим регулируемым оптовым ценам | ||||
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
10491,398 |
10491,398 |
10491,398 |
10491,398 |
10491,398 |
- объем газа, сверх количества, зафиксированного в договоре поставки на 2007 год и подлежащий оплате по цене, определяемый соглашением сторон (согласно Постановлению Правительства РФ N 1021 от 29.12.2000 г.) | ||||
2023 3657,074 |
2024 3657,074 |
2025 3657,074 |
2026 3657,074 |
2027 3657,074 |
Пункт 2.1.2 "Поставка газа по кварталам и месяцам 2023 г. производится в следующих объемах (тыс. м3):
Таблица N 2
1 |
2023 год |
январь |
февраль |
март |
1 квартал |
апрель |
май |
июнь |
2 квартал |
июль |
август |
сентябрь |
3 квартал |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
4 квартал |
14148,472 |
1029,000 |
1034.500 |
1188,500 |
3252,000 |
1252,600 |
1323,200 |
1327,000 |
3902,800 |
1128,100 |
1222,000 |
1255,000 |
3605,100 |
1127,000 |
1087,500 |
1174,072 |
3388,572 |
|
2 |
В том числе объем газа, зафиксированный в договоре поставки на 2007 год и подлежащий оплате по действующим регулируемым оптовым ценам |
||||||||||||||||
10491,398 |
740,625 |
692,843 |
740,625 |
2174,093 |
1022,916 |
1091,109 |
1022,916 |
3136,941 |
968,139 |
968,139 |
968,140 |
2904,418 |
766,895 |
742,156 |
766,895 |
2275,946 |
|
3 |
В том числе объем газа сверх количества, зафиксированного в договоре поставки на 2007 год и подлежащий оплате по цене, определяемый соглашением сторон (согласно п 15.1 Постановления Правительства РФ N 1021 от 29.12.2000 г.) |
||||||||||||||||
3657,074 |
288,375 |
341,657 |
447,875 |
1077,907 |
229,684 |
232,091 |
304,084 |
765,859 |
159,961 |
253,861 |
286,860 |
700,682 |
360,105 |
345,344 |
407,177 |
1112,626 |
Среднесуточная норма поставки газа по Договору определяется путем деления месячного объема поставки газа на количество календарных дней соответствующего месяца поставки газа.
Суточная норма поставки газа - среднесуточная норма поставки газа или норма, установленная диспетчерским графиком или соглашением сторон".
Пункт 2.1.3 договора принять в следующей редакции:
"Точка подключения - место соединения газопроводов Покупателя газа с газопроводом сетей газораспределения, который находится у газораспределительной организации в собственности или на иных законных основаниях.
Классификация точек подключения Покупателя по группам конечных потребителей производится в соответствии с приказами ФСТ России от 15.12.2009 г. N 411-э/7 "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям" и от 15.12.2009 г. N 412-э/8 "Об утверждении Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа".
Таблица N 3
Точки подключения |
Наименование объекта и его местонахождение |
Годовой объем поставки газа |
Группа* конечных потребителей для определения платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) |
Группа* конечных потребителей для определения тарифа на транспортировку газа (ТТГ), специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа (СН) |
Граница раздела балансовой принадлежности между сетями газораспределения газораспределительной организации ООО "Газпром газораспределение Волгоград" (далее ГРО) и сетями (газопроводами) Покупателя |
403343, Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Промышленная, 14, ООО "Михайловский завод силикатного кирпича" |
14148, 472 |
3 |
3 |
*Группа конечных потребителей определяется исходя из годового объема поставки газа данному конечному потребителю на текущий год по всем договорам поставки газа. Корректировка отнесения каждой точки подключения Покупателя к группе конечного потребителя в целях определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифа ГРО и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО производится исходя из фактического объема потребления газа (независимо от заключения дополнительных соглашений к договору поставки газа, изменяющих договорной объем поставки газа). Отнесение к группе с более высоким порядковым номером проводится по итогам года или в месяце окончания поставки газа, а с меньшим порядковым номером - в месяце превышения верхней границы объемного диапазона группы, к которой первоначально был отнесен Покупатель.
В случае прекращения действия договора поставки газа до окончания календарного года, осуществляется перерасчет тарифа по транспортировке газа, ПССУ и размера спецнадбавки за предыдущий месяц (последний месяц оказания услуг), в соответствии с Методическими указаниями путем выставления корректировочного счета-фактуры за соответствующий период".
Пункт 2.7 "Изменение месячных объемов газа, поставляемых по настоящему договору, оформляется путем обмена письмами Сторон, позволяющими установить отправителя. В случае необходимости корректировки объемов поставки газа, заявка на изменение объемов должна быть представлена Покупателем Поставщику не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки газа, в котором предполагаются изменения объемов. При подаче заявки на изменение объемов Покупатель указывает номер и дату настоящего Договора.
Дополнительные объемы газа, превышающие годовые договорные объемы, указанные в п.п. 2.1.1. (Таблица N 1, строка 1) Договора, поставляются Поставщиком на основании заявки Покупателя по отдельному договору, заключаемому Сторонами по ценам, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1-15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации".
Изменение договорных объемов производится с даты, указанной в заявке".
Пункт 2.7.1 "Увеличение объемов возможно при наличии в совокупности следующих условий:
а) ресурсов газа у Поставщика;
б) технологических возможностей системы газоснабжения;
в) наличие заключенного между Сторонами соглашения об уровне цен, применяемых к сверхдоговорным объемам газа;
г) отсутствие у Покупателя перед Поставщиком задолженности по денежным обязательствам, установленным в договорах, предусматривающих газоснабжение Покупателя;
д) наличие у Поставщика всех надлежащим образом оформленных документов: действующего Договора (дополнительных соглашений о выборке газа), актов приемки-передачи газа и универсальных передаточных документов (УПД), товарных накладных, УКД, а также актов сверки бухгалтерских расчетов;
е) обеспечение Покупателем до последнего дня месяца, предшествующего месяцу, на который запрашиваются дополнительные объемы газа (включительно), исполнения в полном объеме денежных обязательств перед Поставщиком на указанную дату в соответствии с Договором.
Заявка Покупателя, касающаяся увеличения плана поставки газа в месяц на 500,0 тыс. м3 и более, должна поступить Поставщику не позднее 15 числа месяца, предшествующего планируемому месяцу (в связи с необходимостью согласования такой заявки с Поставщиком газа для ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград").
Пункт 3.4 "Оперативные распоряжения ЦПДД ПАО "Газпром" о режиме поставки, транспортировки и отбора газа являются обязательными для выполнения Сторонами.
В случае если распоряжения ЦПДД ПАО "Газпром" влекут изменение объема поставки или выборки газа Покупателем, суточная норма поставки газа и месячный договорный объем поставки газа изменяются на соответствующую величину. Измененные по названным основаниям суточные нормы Поставщик письменно доводит до Покупателя не позднее суток до их изменения по электронной связи. Невыбранные Покупателем по этим основаниям объемы газа подлежат поставке в следующие расчетные периоды по письменному заявлению Покупателя".
Пункт 3.5 "Стороны констатируют отсутствие у Покупателя резервного топливного хозяйства с момента пуска завода в эксплуатацию".
Пункт 3.6 "При введении в действие Графика N 1 "График перевода на резервные виды топлива при похолоданиях" и Графика N 2 "Ограничение снабжения газом покупателей и очередности их отключения" Покупатель обязуется снизить суточную норму потребления газа и отбирать газ в соответствии с уменьшенной суточной нормой вплоть до величины аварийной брони.
Указанные графики вводятся по распоряжению ЦПДД ПАО "Газпром" и доводятся до Покупателя Поставщиком. Покупатель оказывает Поставщику содействие в утверждении указанных графиков, для чего не позднее 01 сентября перед годом поставки представляет Поставщику копии согласованных с органами государственного энергетического надзора "Акта проверки готовности газоиспользующих предприятий к работе на резервном топливе" и "Брони газопотребления". Непредоставление Поставщику "Акта проверки готовности газоиспользующих предприятий к работе на резервном топливе", не освобождает Покупателя от обязанности снизить суточную норму потребления газа согласно Графику N 1 и отбирать газ в соответствии с измененной Графиком N 1 суточной нормой.
В период действия Графиков N 1 и N 2 Покупатель отбирает газ в сутки поставки не свыше уменьшенной суточной нормы с учетом объемов высвобождения, определенных Графиками N 1 и N 2; при этом условия п. 3.1 настоящего Договора не применяются.
О выходе из режимов газопотребления, определяемых действиями Графиков N 1 и N 2 (режим уменьшенной суточной нормы газопотребления), Поставщик уведомляет Покупателя в течение 24 часов".
Пункт 3.7 "При невыполнении Покупателем требования Поставщика об ограничении газопотребления в соответствии с требованиями Графиков N 1 и N 2 (пункт 3.6 Договора) Поставщик либо ГРО и/или Трансгаз (по указанию Поставщика) имеют право проводить принудительное ограничение поставки газа на объем высвобождения, указанный в Графиках N 1 и N 2, по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом Покупателя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поставщик вправе применить к Покупателю иные меры, необходимые для реализации его прав при введении Графиков N 1 и N 2, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
Пункт 3.8 "Поставщик уведомляет Покупателя о проведении планово-предупредительных и внеплановых работ, связанных с частичным или полным прекращением подачи газа.
Уведомление о сокращении или полном прекращении поставки газа направляется в следующие сроки:
- в случае планово-предупредительных работ - за 10 дней до их начала;
- в случае внеплановых работ - за 3 дня до их начала.
Уведомления направляются Покупателю одним из возможных способов:
- нарочно, посредством электронной почты или факсограммой (с получением в каждом случае подтверждения в каждом из этих случаев подтверждения от представителя Покупателя информации по получению и регистрации уведомления);
- почтовым отправлением (заказным или простым с получением почтового реестра, иного документа, подтверждение принятия отправления отделением почтовой связи к пересылке Покупателю);
- посредством электронного документооборота (при наличии соглашения с Покупателем соглашения об обмене электронными документами);
- иными, согласованными между Поставщиком и Покупателем.
Уведомление о сокращении или полном прекращении поставки газа в случае аварийных работ одна из Сторон направляет другой Стороне немедленно.
В случае проведения планово-предупредительных, внеплановых и аварийных работ, связанных с частичным или полным прекращением подачи газа, сокращаются договорные объемы поставки на соответствующий период и в соответствующих объемах на основании письменного уведомления Сторон, без составления дополнительного соглашения к Договору.
Недопоставленные по этим причинам объемы газа подлежат поставке в последующие расчетные периоды по заявке Покупателя".
Пункт 3.9 "Пуск газа на вновь вводимые в эксплуатацию газоиспользующие установки Покупателя производится в соответствии с п. 4 Правил поставки газа.
В случае пуска газа на газопотребляющее оборудование сезонного действия в нарушение установленных правил безопасности Поставщик оставляет за собой право, предупредив Покупателя за 1 сутки, приостановить поставку газа до устранения допущенных нарушений и (на период получения необходимых согласований и устранения нарушений) снимает с себя ответственность за обеспечение поставки газа Покупателю на условиях Договора".
Пункт 3.12 "Поставщик не несет имущественную ответственность за ограничение или полное прекращение поставки газа Покупателю (обеспечение бесперебойного газоснабжения Покупателя) в следующих случаях:
1) самовольного включения Покупателем газового оборудования, не сданного в эксплуатацию, а также врезок в газопроводы Покупателя, не предусмотренных проектным решением;
2) наличия форс-мажорных обстоятельств в течение времени их действия;
3) неоднократного ненадлежащего исполнения Покупателем своих денежных обязательств перед Поставщиком в соответствии с Договором.
4) изменения режимов газоснабжения, связанного с введением Графиков, которые предусмотрены п.п. 3.4-3.7 Договора".
Пункт 4.3 "Количество поставляемого газа (объем) определяется по данным узлов учёта газа (далее - "УИРГ") Покупателя, установленных на внутренних газопроводах перед газоиспользующими установками Покупателя.
Под УИРГ понимается совокупность средств измерений и обработки результатов измерений, измерительных трубопроводов, вспомогательных и дополнительных устройств, которые предназначены для измерения, регистрации результатов измерений и расчетов объема газа, приведенного к стандартным условиям (п. 3.6 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 8.740-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений. Расход и количество газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счётчиков").
На каждый УИРГ должен быть оформлен пакет документации в соответствии с требованиями действующих норм и правил (акт измерения внутреннего диаметра измерительного трубопровода, свидетельства о поверке СИ, свидетельства о поверке измерительного комплекса, занесенных в Государственный реестр средств измерений).
Неисправностью УИРГ является несоответствие его требованиям по эксплуатации средств измерений, указанным в инструкциях по эксплуатации (технических описаниях) на средства измерения, входящие в состав УИРГ".
Пункт 4.15 "Количество поданного газа определяется по проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования, указанного в п. 3.11 (таблица N 4) Договора, и времени в течение которого подавался газ в период неисправности прибора, методами, не противоречащими действующим стандартам и правилам, а так же условиям договора, в период с момента возникновения нарушения и до момента его устранения в следующих случаях:
- одновременного отсутствия и/или неисправности УИРГ Поставщика и УИРГ Покупателя;
- нарушение требований технической документации при монтаже и эксплуатации УИРГ;
- недопуска представителей Поставщика для проверки приборов учета газа;
- непредставления представителю Поставщика технической документации на УИРГ;
- при наличии в составе УИРГ средств измерений с просроченной поверкой;
- самовольного подключения Покупателя к трубопроводу без разрешения Поставщика (за время несанкционированного потребления газа);
- отсутствия или нарушения пломб, установленных заводом-изготовителем и поверителем на средствах измерений и иных технических устройствах в составе УИРГ;
- отсутствия или нарушения пломб, установленных Поставщиком и/или установленных ГРО по согласованию с Поставщиком на УИРГ, в том числе на обводной (байпасной) линии УИРГ;
- не герметичности корпусов приборов учета газа;
- при обнаружении несанкционированного вмешательства в работу УИРГ либо его составные части (в т. ч. электрические соединительные линии);
Если момент возникновения нарушения четко установить не представляется возможным, то расчет производится с момента последней проверки приборов учета газа Покупателя представителем Поставщика в текущем месяце. Если проверка не производилась - в соответствии с п. 23 Правил поставки газа.
Пункт 4.23 договора исключить из условий договора.
Пункт 5.1 "Цена на газ по Договору (без НДС) на выходе из сетей газораспределения ГРО формируется из регулируемых оптовой цены на газ, рассчитанной по формуле цены газа, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО (ТТГ) и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки (далее - "стоимость транспортировки газа"), определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Объем газа, поставляемый Поставщиком и принимаемый Покупателем сверх зафиксированного в договоре поставки газа на 2007 год количества (10491,398 тыс.м3 - справочно) оплачивается Покупателем по оптовым ценам, определяемым соглашением сторон в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих с введением специальной надбавки (далее "стоимость транспортировки газа"), определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Стороны согласовывают оптовые цены на газ, определяемые в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, в установленных действующим законодательством случаях, на основании предложений Поставщика или Покупателя об изменении (установлении) цены, оформленных в виде дополнительных соглашений к Договору.
Кроме того, сверх цены на газ по Договору к оплате предъявляется НДС по ставке, установленной законодательством Российской Федерации".
Пункт 5.5.1 "Стоимость планируемых месячных поставок газа по Договору определяется как произведение планируемого месячного договорного объема поставок газа в целом по Договору, определенного по состоянию на 15 число месяца поставки газа, и цены, состоящей из суммы оптовой цены на газ, определенной в соответствии с п. 5.1. настоящего Договора, ставки ПССУ и ставки ТТГ по группам потребителей с наименьшими порядковыми номерами, указанными в Таблице N 3, а также специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО (с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки)".
Пункт 5.7 "Поставщик, на основании письменного обращения Покупателя, засчитывает сумму переплаты, сформировавшуюся на момент вступления в силу настоящего Договора по ранее действующим договорам поставки газа, в счет исполнения обязательств по действующему договору".
Пункт 5.8. договора исключить из условий договора.
Пункт 8.1 "Настоящий Договор считается заключенным с даты его подписания обеими Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств. Обязательства, связанные с поставкой и получением (отбором) газа по Договору, подлежит исполнению Сторонами с 01.01.2023 г. по 31.12.2027 г."
Пункт 9.1 "В случаях, не предусмотренных условиями Договора, Стороны руководствуются действующими нормативными актами Российской Федерации".
Пункт 9.6. договора исключить из условий договора.
Пункт 9.9 "В случае отчуждения Покупателем объектов газопотребления, указанных в п. 3.11. (Таблица N 4) (отдельных единиц газопотребляющего оборудования), план поставки газа Покупателю с момента исключения из Договора соответствующих объектов подлежит уменьшению на объем, указанный Сторонами в Договоре для соответствующего объекта газопотребления при условии, что Покупателю выделялись дополнительные объемы газа при вводе такого оборудования в эксплуатацию. По соглашению Сторон возможно уменьшение плана поставки газа на иную величину".
Также с ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в пользу ООО "Михайловский завод силикатного кирпича" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных ООО "МЗСК" требований.
ООО "МЗСК" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании приняли участие представители ООО "МЗСК".
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, в том числе в виде электронных образов, размещенных в системе "КАД Арбитр" (далее - материалы дела), проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, ООО "Газпром Межрегионгаз Волгоград" направило в адрес ООО "Михайловский завод силикатного кирпича" договор поставки газа N 09-5-66934/23Б от 17.10.2022 на поставку газа (далее - договор).
20.10.2022 истец направил в адрес ответчика протокол разногласий к договору N 09-5-66934/23Б от 17.10.2022, который Поставщиком был рассмотрен и в адрес Покупателя направлено извещение (N ИСХ-0111341/12 от 21.12.2022), которым ответчик известил Покупателя о частичном принятии Договора в его редакции.
Так, пункты 2.2, 2.3, 2.6, 2.10, 3.11, 7.2, 7.3, 9.10, 10.1 приняты в редакции Покупателя отзывом ответчика на исковое заявление N ИСХ-0002941/11 от 22.03.2023.
Замечания по остальным пунктам договора Поставщик не согласованы в том виде, в каком они изложены в протоколе разногласий покупателя. При этом пункты договора 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.10, 3.12, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10, 4.13, 4.15, 4.17, 4.18, 4.19, 4.20, 4.21, 4.22, 4.23, 4.24, 5.1, 5.5.1, 5.5.3, 5.5.5, 5.7, 5.8, 8.1, 8.2, 8.3, 9.1, 9.6, 9.9, 9,11 (отсутствовали в проекте договора) в редакции протокола разногласий покупателя отклоняются.
Кроме того, Поставщик предположил внести в пункты 2.7, 2.7.1, 3.3, 3.9 изменения, которые, при согласии Покупателя должны быть закреплены путем оформления дополнительного соглашения к договору.
Не достигнув соглашения по урегулированию разногласий по спорным пунктам договора, истец обратился в суд для урегулирования возникших разногласий.
22.03.2023 в ходе подготовки к судебному рассмотрению спора ответчик предоставил отзыв на исковое заявление, в котором изложил свою позицию, в частности, отрицая возможность включение в один договор базовых объёмов поставки газа, цена на который является регулируемой оптовой и так называемого дополнительного объема газа, цена на который определяется в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнем оптовых цен. Кроме того, в своем отзыве ответчик изложил свою позицию по пунктам договора, изложенными в протоколе разногласий покупателя с которыми он не согласен, при этом счел возможным согласовать содержание пунктов 4.17, 4.18, 4.24 договора в редакции покупателя и исключить из протокола разногласий пункт 5.5.5.
03.05.2023 ответчик направил истцу проект дополнительного соглашения к договору поставки газа N 09-5-66934/23Б от 17.10.2022, предложив истцу урегулировать в имеющиеся разногласия в договоре по условиям, изложенным в пунктах 2.1.3, 2.7.1, 3.3, 3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8,4.9, 4.13, 4.15, 4.17, 4.18, 4.19, 4.20, 4.21, 4.23, 4.24, 5.5.3, 5.7, 8.1, 8.2, 8.3 и 9.9, часть из которых изложил в новой редакции и часть предложил исключить из договора.
15.06.2023 сторонами подписан протокол согласования разногласий по пунктам 3.3, 3.10, 3.11, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.13, 4.17, 4.18, 4.19, 4.20, 4.22, 4.24, 5.5.3, 5.5.5, 8.2, 8.3 договора.
Протоколом согласования разногласий от 21.06.2023 сторонами урегулированы разногласия по пункту 4.21, истец исключил из обьема заявленных требований пункт 9.9.
Урегулируя разногласия, возникшие при заключении договора поставки газа N 09-5-66934/23Б от 17.10.2022, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Отношения по газоснабжению регулируются положениями о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 вышеуказанного Закона, законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) поставка газа проводится на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Положениями параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона "О газоснабжении в Российской Федерации", Правил поставки газа в Российской Федерации предусмотрены основные условия и порядок заключения договора энергоснабжения - поставки газа.
Согласно пункту 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства РФ N 162 от 05.12.1998 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации, которые определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети (далее - Правила поставки газа N 162).
Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, данных Правил и иных нормативных правовых актов (пункт 5 Правил поставки газа N 162).
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. При этом с одной стороны истец не лишен возможности корректировать требования (статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а ответчик может представить возражения относительно каждого довода, касающегося существа заявленных требований (в том числе и измененных истцом). Следовательно, обязанная к заключению договора сторона не лишена возможности представить суду разногласия по конкретным условиям договора, предложенным ей в проекте, и суд должен их рассмотреть.
Разрешение судом преддоговорного спора по существу сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Редакция условий договора, определенная судом, регулирует отношения сторон.
Таким образом, разрешая переданный спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен оценить законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами.
Как видно из материалов дела, при заключении договора поставки газа N 09-5-66934/23Б от 17.10.2022 между ООО "Газпром Межрегионгаз Волгоград" и ООО "Михайловский завод силикатного кирпича" у сторон возникли разногласия по пунктам 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 1.1.3, 2.7, 2.7.1, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.12, 4.3, 4.10, 4 15, 4.23, 5.1, 5.5.1, 5.7, 5.8, 8.1, 9.1,9.6, 9.9.
Обращаясь в суд с апелляционной жалобой, ответчик указывает на несогласие с редакцией пунктов 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.7, 2.7.1, 3.5, 3.6, 3.7, 4.23, 5.1, 8.1, 9.1, 9.9, изложенной в решении суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Разногласия сторон договора по п. 2.1 договора возникли в связи с тем, что поставщик газа помимо требований, изложенных в Правилах поставки газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162, включил в условия договора требования к газоиспользующему оборудованию истца, а именно требование о его сертификации и наличию технических условий по эффективному использованию газа.
При этом, в обоснование позиции ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 года N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации", технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления".
Кроме того, ответчик полагает что требование к эффективному использованию газа обусловлено положениями Федерального закона РФ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации N 261-ФЗ от 23.11.2009 года, Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 года N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" (п. 13).
В силу п. п. 5, 6 Положения об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром", а также п. п. 4, 7 Правил поставки газа на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 162, использование газа в качестве топлива покупателем газа невозможно без разрешения, а также выдаваемых на его основе технических условий на подключение к газотранспортной системе. Получение соответствующих технических условий, а также технических условий по эффективному использованию газа в силу п. п. 13, 15 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 317, является необходимым еще на стадии разработки проекта газоснабжения.
Кроме того пункт 13 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утратил силу на основании постановления Правительства РФ от 19.06.2017 N 727.
Таким образом, поскольку ответчик в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представил доказательств наличия у истца законодательно обусловленной обязанности по проведению сертификации газоиспользующего оборудования, а также необходимости разработки технических условий по эффективному использованию газа, суд первой инстанции обоснованно принял пункт 2.1 договора в редакции истца.
Далее, ответчик предлагает включить в договор пункт 2.1.1. условие о поставке газа покупателю с 2023 по 2027 год включительно в объёме 10 491,398 тыс. м в год. Истец настаивает на ежегодной поставке газа в объёме 14 148,472 тыс.м
.
Суд первой инстанции, учитывая разрешение Госплана СССР на использование газа N 7/93-1467 от 23.06.1980, действующее по настоящее время, а также, вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-29517/2013, по делу N А12-36087/2017, принял пункт 2.1.1 в редакции истца.
В пункте 2.1.2. Договора в редакции истца изложены объемы поставки газа в 2023 году с разбивкой по месяцам и кварталам, которые покупатель разделил на объемы поставки газа, зафиксированные в договорах поставки газа на 2007 год, и подлежащие оплате по действующим регулируемым оптовым ценам, определяемым федеральным органом исполнительной власти в области регулирования цен (тарифов), и на объем газа сверх количества, зафиксированного в договоре поставки на 2007 год, и подлежащий оплате по цене, определяемой соглашением сторон в соответствии с порядком, определенном пунктами 15.1-15.3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021.
В редакции ответчика в пункте 2.1.2. Договора объемы поставки газа в 2023 году изложены без такой разбивки.
Суд первой инстанции счёл, что в случае выборки покупателем объемов газа сверх зафиксированных в договоре поставки газа на 2007 год, такие объемы подлежат оплате по цене, определяемый соглашением сторон (согласно п. 15.1 Постановления Правительства РФ N 1021 от 29.12.2000) и закрепление в условиях договора поставки газа механизма ценообразования соответствует пунктам 12(1) и 29 Правил N 162, целям и предмету договора поставки газа, в связи с этим указанный пункт договора принял в редакции истца.
Апеллянт полагает, что, принимая пункты 2.1.1, 2.1.2 договора в редакции истца, суд необоснованно сослался на разрешение Госплана СССР на использование газа N 7/93-1467 от 23.06.1980. По мнению апеллянта, выделение в договоре объемов газа сверх количества, зафиксированного в договоре поставке газа на 2007 год и подлежащий оплате по цене, определяемой соглашением сторон, противоречит Постановлению Правительства РФ от 28 мая 2007 года N 333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ", согласно которому, эти объемы должны поставляться по отдельному договору.
Кроме того, апеллянт отмечает, что судом также не приняты во внимание доводы ответчика о систематической невыборке истцом объемов газа, установленных на уровне 2007 года, подлежащих реализации по регулируемым оптовым (минимальным) ценам, что в силу пункта 3 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации является существенным нарушением договора поставки газа со стороны покупателя.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы, при этом исходит из следующего.
Из представленных в материалы дела документов следует, что предложенный истцом годовой объем поставки газа соответствует объему поставки, указанному в разрешении Госплана СССР на использование газа N 7/93-1467 от 23.06.1980, действующим по настоящее время, данный объем поставки газа является экономически обоснованным, поскольку соответствует проектной мощности предприятия. Именно такой годовой объем газа был зафиксирован во всех предыдущих договорах, заключенных между сторонами ранее, в том числе вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-29517/2013, по делу N А12-36087/2017. Данная величина не может произвольно корректироваться по желанию поставщика.
Апеллянтом не представлено суду каких-либо доказательств нарушения его прав вследствие включения в условия договора годовых объемов поставки газа, указанных в пункте 2.1.1. в редакции истца. Напротив, с учетом Порядка расчетов за природный газ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294, покупатель производит оплату авансом, рассчитанным с учетом плановых объемов поставки, что позволяет поставщику ежемесячно иметь на расчетном счете завышенные авансовые платежи покупателя.
Ссылка апеллянта на статью 523 Гражданского кодекса Российской Федерации в рассматриваемой ситуации является некорректной. Названная норма регулирует общие условия договора поставки. Договор поставки газа, с учетом его особенностей, регулируется специальным нормативным правовым актом - Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162. В соответствии с пунктом 16 названных Правил, при невыборке газа покупателями, потребляющими до 10000 тыс. куб. метров газа в год, в соответствии с заключенными договорами поставки газа объем невыбранного газа не оплачивается и санкции за невыборку газа не предусматриваются. Ответственность за невыборку газа покупателем может быть установлена только по договорам поставки газа, заключенным на организованных торгах.
При согласовании условия договора, содержащегося в пункте 2.1.3 Договора, покупатель (истец) не согласился с формулировкой наименования точки подключения и объекта газопотребления, указанной поставщиком - "Заводская площадка (котельная, печь обжига, гараж, мастерские)", уточнив местонахождение точки подключения - "Граница раздела балансовой принадлежности между сетями газораспределения газораспределительной организации ООО "Газпром газораспределение Волгоград" и наименование объекта "ООО "Михайловский завод силикатного кирпича".
Кроме того, покупатель дополнил условия, указав номер группы потребителя, для определения платы за снабженческо-сбытовые услуги, а так же для определения тарифа на транспортировку газа (ТТГ), специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа, годового объема поставки газа в 2023 году.
Покупатель в своей редакции исключил содержащиеся в оферте поставщика условия расчетов по нескольким договорам поставки газа, поскольку стороны заключают один договор. Кроме того, Покупатель не согласился с предложением поставщика о включении в договор условия о порядке определения суточного объема потребленного газа, оплачиваемого без применения повышающих коэффициентов, который изложен поставщиком в собственной формулировке с применением терминов, не предусмотренных Правилами N 162.
Пункт 2.1.3. договора принят судом первой инстанции в редакции истца, со ссылкой на то, что пределы неравномерности потребления газа по суткам, штрафные коэффициенты в случае перерасхода газа без предварительного согласования с Поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией установлены пунктами 13 и 17 Правил N 162, а расчет, предложенный поставщиком, не предусмотрен действующими нормативно-правовыми актами и может быть включен в условия договора только по взаимному соглашению.
В пункте 2.7 договора Покупатель предлагает согласовывать изменение месячных объёмов поставки газа не посредством заключения дополнительных соглашений к договору, требующего более 30 дней, а путем обмена письмами (подача заявки Покупателем, одобрение Продавца). Такая позиция согласуется с содержанием пункта 12(1) Правил поставки газа.
Покупатель предлагает установить срок подачи заявки на изменение месячных объемов поставки газа не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки газа, в котором предполагаются изменения объемов, (вместо 15 числа в редакции поставщика) поскольку прогнозирование объемов производства в более ранние сроки не является точным. Кроме того, Покупатель настаивает на замене термина "уменьшение" на "изменение", поскольку по условиям договора возможно как уменьшение, так и увеличение договорных объемов поставки газа.
Суд считает, что такое изменение соответствует целям договора и не нарушает интересов Поставщика.
Обжалуя решение суда первой инстанции в части согласования 2.7 договора поставки газа в редакции истца, ответчик, не оспаривая его содержание в целом, указывает на объем готовой поставки газа 10 491,398 тыс.м3, в то время как пунктом 2.1.1 договора согласовано условия о поставке газа в объеме 14 148,472 тыс. м3.
В пункте 2.7.1 Поставщик предлагает увеличение объёмов поставки газа Покупателю при наличии нескольких условий, в том числе заключенного между Сторонами договора на поставку дополнительных объёмов газа. В данном случае, суд первой инстанции правомерно принял редакцию Покупателя, который исключил фразу "наличие заключенного между Сторонами договора на поставку сверхдоговорных объемов", что соответствует содержанию п. 2.7 Договора в предлагаемой редакции Покупателя.
Доводы ответчика со ссылками на часть 2 статьи 8 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", учетную политику, сложившуюся в ООО "Газпром Межрегионгаз Волгоград" суд признает несостоятельными.
Пункты 3.5, 3.6 и 3.7 договора приняты в редакции истца:
3.5. "Стороны констатируют отсутствие у Покупателя резервного топливного хозяйства с момента пуска завода в эксплуатацию".
3.6. "При введении в действие Графика N 1 "График перевода на резервные виды топлива при похолоданиях" и Графика N 2 "Ограничение снабжения газом покупателей и очередности их отключения" Покупатель обязуется снизить суточную норму потребления газа и отбирать газ в соответствии с уменьшенной суточной нормой вплоть до величины аварийной брони. Указанные графики вводятся по распоряжению ЦПДД ПАО "Газпром" и доводятся до Покупателя Поставщиком. Покупатель оказывает Поставщику содействие в утверждении указанных графиков, для чего не позднее 01 сентября перед годом поставки представляет Поставщику копии согласованных с органами государственного энергетического надзора "Акта проверки готовности газоиспользующих предприятий к работе на резервном топливе" и "Брони газопотребления". Непредставление Поставщику "Акта проверки готовности газоиспользующих предприятий к работе на резервном топливе", не освобождает Покупателя от обязанности снизить суточную норму потребления газа согласно Графику N 1 и отбирать газ в соответствии с измененной Графиком N 1 суточной нормой.
В период действия Графиков N 1 и N 2 Покупатель отбирает газ в сутки поставки не свыше уменьшенной суточной нормы с учетом объемов высвобождения, определенных Графиками N 1 и N 2; при этом условия п. 3.1 настоящего Договора не применяются.
О выходе из режимов газопотребления, определяемых действиями Графиков N 1 и N 2 (режим уменьшенной суточной нормы газопотребления), Поставщик уведомляет Покупателя незамедлительно".
3.7. "При невыполнении Покупателем требования Поставщика об ограничении газопотребления в соответствии с требованиями Графиков N 1 и N 2 (пункт 3.6 Договора) Поставщик либо ГРО и/или Трансгаз (по указанию Поставщика) имеют право проводить принудительное ограничение поставки газа на объем высвобождения, указанный в Графиках N 1 и N 2, по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом Покупателя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поставщик вправе применить к Покупателю иные меры, необходимые для реализации его прав при введении Графиков N 1 и N 2, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
Апеллянт настаивает на принятии данных пунктов в редакции ответчика, условия которых предусматривают обязанность покупателя содержать в состоянии готовности резервное топливное хозяйство.
Пунктом 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 317 от 17 мая 2002 года, предусмотрено, что организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование на тепловых электростанциях и источниках тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения
В данном случае, ответчик не представил доказательств того, что для истца проектом газоснабжения предусмотрено сооружение резервного топливного хозяйства. При этом, истец констатирует отсутствие у него резервного топливного хозяйства.
Ссылка апеллянта на то, что наличие резервного топливного хозяйство у Покупателя обусловлено разрешением на использование газа, выданным потребителю органом исполнительной власти, а его отсутствие или отказ от строительства не является объективной причиной для исключения предприятия из Графиков N 1,2 и соответственно не отменяет обязанность по поддержанию резервного топливного хозяйства в работоспособном состоянии, противоречит вышеизложенной норме права.
Доводы апеллянта о том, что истец в силу пункта 19 Правил N 162 обязан содержать в состоянии готовности резервное топливное хозяйство и переводить газопотребляющие установок на резервные виды топлива, альтернативные газу, в соответствии с утвержденными в органах исполнительной власти субъектов РФ графиками несостоятельны.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 162 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают графики перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании и порядок ввода этих графиков в действие в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку газа для государственных нужд, экспортных контрактов по международным обязательствам, договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд и населения. Указания о введении в действие упомянутых графиков и соответствующем изменении суточного объема передаваемого покупателям газа дает Центральное производственно-диспетчерское управление Российского акционерного общества "Газпром". Такие указания являются обязательными для поставщиков, газотранспортных и газораспределительных организаций и покупателей газа.
Положения пункта 19 Правил N 162 разрешают вопросы организационного характера, являются администрированием органами власти потребления газа в случае возникновения определенных обстоятельств.
Однако при этом названные положения пункта 19 Правил N 162 поставки не являются императивными, предписывающими потребителям иметь (строить, приобретать, устанавливать) резервное топливное хозяйство, которое могло бы эксплуатироваться при переводе на резервные виды топлива.
Утверждение графиков перевода таким предписанием не является, поскольку касается только установления определенного временного периода перевода.
Поэтому включение в договор условий о наличии и готовности к работе резервных топливных хозяйств, а также переход на резервные виды топлива, без учета того обстоятельства имеется или отсутствует у покупателя резервное газовое хозяйство, является неправомерным и должно признаваться навязыванием невыгодных условий.
Условия о резервном газовом хозяйстве фактически обязывают покупателя нести дополнительные расходы по содержанию такого хозяйства, что в итоге приводит к увеличению расходов по договору поставки, что с очевидностью является невыгодным покупателю, у которого затраты на такое хозяйство могут быть несоизмеримы с затратами на приобретаемый им газ.
При этом, действующее законодательство не содержит положений, позволяющих сделать вывод, что возможность поставки газа покупателю обусловлена, в том числе, наличием у покупателя резервного газового хозяйства.
Ответчик предлагает включить в договор пункт 4.23 следующего содержания:
"При получении Покупателем в отчетном периоде газа по договорам, заключенным с несколькими поставщиками, суточное распределение объемов фактически отобранного газа производится пропорционально суммарным договорным объемам по всем заключенным договорам поставки газа. В случае перерасхода газа принцип пропорциональности соблюдается при наличии ресурсов газа у соответствующих поставщиков и технической возможности их транспортировки до Покупателя.
Фактически отобранный объем газа, право собственности на который возникло у Покупателя на основании договоров, заключенных им на организованных торгах, а также на оснований договоров о покупке им газа, приобретенного третьими лицами на организованных торгах, не может превышать объемов, определенных в данных договорах Покупателя.
Покупатель обязан в 5-дневный срок письменно сообщить Поставщику о заключении им дополнительного договора (дополнительных договоров) поставки газа с другим поставщиком газа (поставщиками газа). При этом Покупатель обязан представить Поставщику копии таких договоров для определения планируемых к поставке и фактически поставленных объемов газа.
Если Покупатель не представляет Поставщику достоверную информацию о плановых объемах газа, поставляемых ему другими поставщиками, Поставщик - вправе получить эти сведения самостоятельно (от газораспределительных, газотранспортных организаций и ПАО "Газпром") и использовать их для осуществления учета газа".
Истец возражал против включения данного пункта в договор.
Суд первой инстанции счел правильным исключить пункт 4.23 из условий договора, поскольку положения, обязывающие покупателя сообщать поставщику о заключении им договоров поставки газа с другими поставщиками, предусматривает возложение на покупателя обязанности, противоречащей требованиям статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настаивая на включении указанного пункта в текст договора, апеллянт не приводит норм права, предусматривающих обязательное его включение в договор поставки газа.
Пункт 5.1 договора принят судом первой инстанции в редакции истца, который обоснованно дополнил его разделом, определяющим цену на газ, принимаемый сверх количества, зафиксированного в договоре поставки газа на 2007 год, оплачиваемый по соглашению между предельным максимальным и минимальным уровнем цен. Ответчик в своей оферте неправомерно ограничил поставку газа объёмом 2007 года, игнорируя имеющееся у истца действующее разрешение Госплана СССР на использование газа N 7/93-1467 от 23.06.1980.
Пункт 8.1 договора суд принял в редакции истца, согласно которой регламентируя порядок отключения Покупателя от газовой магистрали, Поставщик устанавливает собственные требования промышленной безопасности, которые не входят в сферу его компетенции. Кроме того, условие, позволяющее поставщику взыскивать с покупателя плату за досрочное расторжение договора, не основано на законе.
Принимая пункт 9.1 договора в редакции истца, суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьей 403 Гражданского кодекса Российской Федерации должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
Как правильно отметил суд первой инстанции, предложенная истцом редакция пункта 9.1 не противоречит действующему законодательству, поскольку указание в условиях договора об отсутствии той или иной ответственности сторон за действия третьих лиц не требуется, поскольку в этом случае стороны обязаны руководствоваться положениями закона и действующих нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения.
Довод апелляционной жалобы о неверности указанных выводов суда первой инстанции не основан на нормах права, потому подлежит отклонению.
Поставщик предлагает редакцию пункта 9.9 договора следующего содержания: "В случае отчуждения Покупателем объектов газопотребления, указанных в п. 3.11 Договора (отдельных единиц газоиспользующего оборудования), план поставки газа Покупателю с момента исключения из Договора соответствующих объектов подлежит уменьшению на объем, указанный сторонами в договоре для соответствующего объекта газопотребления. По соглашению сторон возможно уменьшение плана поставки газа на иную величину".
Фактически ответчик, излагая свою редакцию пункта 9.9 договора, предлагает уменьшать объём поставки газа на величину потребления отчуждаемых истцом газопотребляющих объектов.
При этом, Правилами поставки газа такое условие не предусмотрено. Истец, не соглашаясь, обоснованно утверждает о невозможности рассчитать такой объем потребления по месяцам и кварталам (таблица N 2 договора).
Таким образом, в данном случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, стороны договора должны согласовывать порядок изменения определенных договором объёмов поставки газа, руководствуясь п. 12(1) Правил поставки газа. При этом стороны согласны уменьшать поставки газа, в названном случае при условии, если Покупателю выделялись дополнительные объёмы газа при вводе в эксплуатацию такого отчуждаемого оборудовании. Такая позиция соответствует целям договора.
На основании изложенного, судом правомерно принят пункт 9.9 в редакции истца.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 июля 2023 года по делу N А12-34614/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-34614/2022
Истец: ООО "МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАВОД СИЛИКАТНОГО КИРПИЧА"
Ответчик: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ВОЛГОГРАД"