10 октября 2023 г. |
Дело N А83-6404/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Приваловой А.В.,
судей Градовой О.Г.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 июля 2023 года по делу N А83-6404/2023, рассмотренному по заявлению индивидуального предпринимателя Усмановой Дилары Серверовны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконными уведомлений от 22.02.2023 об отказе в государственной регистрации прав,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Усманова Дилара Серверовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - комитет, Госкомрегистр, орган регистрации прав), в котором просит признать незаконным и отменить уведомления комитета от 22.02.2023 N КУВД-001/2022-49935228/8 об отказе государственного кадастрового учета и от 22.02.2023 N КУВД-001/2022-49933728/6 об отказе государственной регистрации права. В качестве устранения допущенного нарушения своих прав предприниматель просит обязать Госкомрегистр повторно рассмотреть поданные 09.11.2022 заявления Усмановой Дилары Серверовны.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.07.2023 заявленные требования удовлетворены, оспоренные решения признаны незаконными, на Госкомрегистр возложена обязанность повторно рассмотреть в порядке и сроки, установленные действующим законодательством, поданные 09.11.2022 заявления Усмановой Дилары Серверовны, без учета оснований для отказа, приведенных в решениях от 22.02.2023 N КУВД-001/2022- 49933728/6 и N КУВД-001/2022-49935228/8. Судом разрешен вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Госкомрегистр обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и норам права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы комитет указывает, что причиной приостановления и последующего отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права послужил ответ Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 23.11.2022 N 18000/01-34/5/1, в котором указано, что министерство не является правопреемником Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым (далее - Инспекция ГАСК в АР Крым), информацией о местонахождении документов Инспекции ГАСК в АР Крым не владеет, в связи с чем, не имеет возможности подтвердить либо опровергнуть факт регистрации/выдачи разрешительных документов на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию. С учетом данных обстоятельств Госкомрегистр полагает, что принятые по заявлению предпринимателя уведомления Госкомрегистра являются законными и обоснованными.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель не согласилась с приведенными в ней доводами, считает ее необоснованной, полагает, что при вынесении решения судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе не имеется.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку своих полномочных представителей не обеспечили, что в силу положений статьи 156, части 2 статьи 200, статьи 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения.
Как следует из материалов дела, на основании решения 40 сессии 4-го созыва N 463/40-05 от 27.09.2005 (с учетом изменений, внесенных в него решением 26 сессии 5-го созыва N 1384/26 от 30.01.2008) Судакским городским советом предпринимателю в долгосрочную аренду сроком до 21.09.2055 предоставлен земельный участок площадью 0,1200 га, расположенный на территории Судакского городского совета, в южной части горы Фирейная, для размещения минипансионата и 30.01.2008 заключен договор аренды земельного участка. Договор зарегистрирован в установленном на тот период порядке 23.05.2008 за N 040801600033.
На основании декларации о готовности объекта к эксплуатации выданной Инспекцией ГАСК в АР Крым и зарегистрированной 21.09.2012 за N КР 20212170960, минипансионат с хозяйственными постройками введен в эксплуатацию.
В порядке переоформления прав 24.08.2022 между Администрацией города Судака и Усмановой Диларой Серверовной заключен договор N 1272 аренды земельного участка, согласно пункту 1.1 которого в аренду предпринимателю передан земельный участок площадью 1200 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разращенного использования - туристическое обслуживание (код 5.2.1), кадастровый номер - 90:23:010129:25, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Судак, в южной части горы Фирейная.
До вступления Республики Крым в состав Российской Федерации право собственности на возведенный объект недвижимого имущества (минипансионат) зарегистрировано не было.
Возведенный объект недвижимого имущества поставлен на государственный кадастровый учет 08.02.2017, ему присвоен кадастровый номер 90:23:010129:111.
09.11.2022 представитель Усмановой Д.С. через государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" г. Феодосия обратился с заявлениями об осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером 90:23:010129:111, площадью 811,4 кв.м, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Судак, ул. Гора Фирейная, д. 18. Одновременно с заявлением о государственной регистрации прав заявителем также подано заявление о государственном кадастровом учете изменений в отношении указанного нежилого здания в части уточнения месторасположения здания в границах земельного участка.
В качестве документов, подтверждающих право собственности на нежилое здание, к заявлению были приложены декларация о готовности объекта к эксплуатации 21.09.2012 за N КР 20212170960, договор аренды земельного участка от 24.08.2022 N 1272, а также технический план здания от 24.11.2022, подтверждающий технические характеристики здания (л.д.63, 64 т.1).
Уведомлением от 02.12.2022 Госкомрегистр приостановил государственную регистрацию до 22.02.2023 в связи с тем, что в ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором был направлен межведомственный запрос в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым для подтверждения выдачи Декларации о готовности объекта к эксплуатации от 21.09.2012 N КР20212170960.
22.02.2023 по истечении срока приостановления государственной регистрации права ввиду не устранения заявителем причин, препятствующих осуществлению регистрации права собственности, комитет уведомлением N КУВД-001/2022-49933728/6 отказал в государственной регистрации права на спорный объект и уведомлением N КУВД-001/2022-49935228/8 отказал в государственном кадастровом учете изменений в отношении данного объекта.
Полагая, что решения Госкомрегистра являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у органа регистрации прав правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности и осуществлении кадастрового учета в отношении упомянутого выше объекта недвижимого имущества, поскольку для государственной регистрации прав предоставлен оригинал декларации о готовности объекта к эксплуатации, при этом Госкомрегистром не доказано, что этот документ не является подлинным, не соответствует установленным требованиям или в нем содержатся недостоверные сведения.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, осуществляющего публичные полномочия, являются несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии частью 1 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
Частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Таким образом, при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на созданный объект недвижимого имущества, необходимо проверить наличие прав заявителя на земельный участок. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке.
В силу прямого указания статьи 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", регламентирующим вопросы в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым, установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 4 статьи 8).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, исходя из подпунктов 9, 22 пункта 1 которого такими документами являются договор аренды земли (земельного участка) и решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости.
В соответствии с действовавшим на момент регистрации декларации на территории Республики Крым законодательства Украины, в частности статьи 39 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" N 3038-VI от 17.02.2011 и пункта 2 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины N 461 от 13.04.2011, принятие в эксплуатацию объектов, которые относятся к I-III категории сложности, осуществляется путем регистрации соответствующей инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля на бесплатной основе поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Таким образом, декларация о готовности объекта к эксплуатации является документом, подтверждающим факт ввода в эксплуатацию построенного объекта недвижимости в соответствии с действовавшим на момент ее регистрации законодательством Украины.
Как следует из материалов дела, обращаясь в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости и осуществлении кадастрового учета в отношении данного объекта, предпринимателем представлен оригинал декларации о готовности объекта к эксплуатации от 21.09.2012 N КР20212170960, договор аренды земельного участка от 24.08.2022 N 1272, а также технический план здания от 24.11.2022.
Из представленной комитету декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной Инспекцией ГАСК в АР Крым 21.09.2012 за N КР 20212170960, следует, что предпринимателем в 2006 начато и в 2008 году окончено строительство минипансионата с хозяйственными зданиями и сооружениями общей площадью 811,4 кв.м, расположенного по адресу: Автономная Республика Крым, г. Судак, ул. Гора Фирейная, 18, на земельном участке, предоставленном для этих целей на основании договора аренды от 30.01.2008, зарегистрированного 23.05.2008 за N 040801600033.
Также предпринимателем в орган регистрации прав представлен договор аренды земли от 24.08.2022 N 1272, заключенный в порядке переоформления права аренды, возникшего на основании договора аренды от 30.01.2008, являющийся документом, подтверждающим право пользования заявителя земельным участком под размещение минипансионата на законных основаниях.
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 21 данного Закона.
Пунктом 3 статьи Закона N 218-ФЗ к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При осуществлении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подпункт 3 пункта 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Оспоренные предпринимателем решения органа регистрации прав мотивированы отсутствием возможности подтвердить подлинность декларации, выданной Инспекцией ГАСК в АР Крым, что следует из ответов на межведомственные запросы и, по мнению комитета, препятствует проведению государственной регистрации, а также истечением срока приостановления, указанного в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации.
Такие выводы регистрирующего органа применительно к установленным обстоятельствам дела судом первой инстанции обоснованно признаны не соответствующими закону, поскольку представленные заявителем документы подтверждают его ранее возникшее право собственности на нежилой объект, расположенный на земельном участке, находящимся в его пользовании на основании договора аренды.
Исходя из приведенных норм федерального и регионального законодательства и установленных судом первой инстанции обстоятельств, указание органа регистрации прав на наличие препятствий для государственной регистрации при предоставлении заявителем необходимых и надлежащих документов, не соответствует требованиям статьей 14, 18, 21, 26, 40 Закона N 218-ФЗ.
При таких обстоятельствах отказ в регистрации права на объект недвижимости и осуществлении кадастрового учета на том основании, что факт издания представленной декларации о готовности объекта к эксплуатации не был подтвержден по межведомственному взаимодействию, а, следовательно, достоверность сведений, указанных в документе не может быть проверена, нельзя признать обоснованным.
Суд первой инстанции верно указал, что Госкомрегистром не установлен и не доказан факт того, что представленные документы не являются подлинными или в них содержатся недостоверные сведения. Напротив, совокупность исследованных доказательств свидетельствует о том, что в представленных документах содержатся достоверные сведения о строительстве и о предоставленном земельном участке под существующим объектом минипансионата, строительство которого было осуществлено предпринимателем.
С учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности и кадастрового учета по заявлениям предпринимателя, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, правильно признал не соответствующими закону оспоренные отказы, согласившись с предложенным заявителем способом устранения его нарушенных прав путем возложения на Госкомрегистр в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязанности повторно рассмотреть заявления, без учета оснований для отказа, приведенных в оспоренных решениях.
Доводов о несогласии с избранным судом в порядке статьи 201 АПК РФ способом устранения допущенного нарушения прав заявителя апелляционная жалоба не содержит.
По мнению суда апелляционной инстанции, избранный судом способ применительно к установленным обстоятельствам, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения, является соразмерным и адекватным способом восстановления его нарушенного права.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, в соответствии со статьей 110 АПК РФ он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Доводы Госкомрегистра, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, а также направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда, основанными на правильно установленных обстоятельствах и собранных по делу доказательствах, не свидетельствует о наличии нарушений норм материального или процессуального права и не может служить основанием для отмены судебного акта. Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной инстанции не заявлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены принятого по делу судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 июля 2023 года по делу N А83-6404/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6404/2023
Истец: Усманова Диляра Серверовна
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ