г. Москва |
|
14 марта 2024 г. |
Дело N А40-167083/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: В.А. Яцевой,
судей: |
И.В. Бекетовой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2023 по делу N А40-167083/23-93- 1381,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кориандр" (ОГРН: 1037739375035, ИНН: 7717020564)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
третье лицо Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674)
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Шерягина О.Д. - по дов. от 14.09.2023; Травкин Ю.В. - по дов. от 07.11.2023 |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кориандр" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, заинтересованное лицо), оформленного уведомлением от 25.04.2023 N КУВД-001/2023-1100322/6, о возложении на Управление Росреестра по Москве обязанности устранить допущенные нарушения путем осуществления государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечен Департамент городского имущества города Москвы (далее - третье лицо).
Решением арбитражного суда города Москвы от 15.12.2023, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьями 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.02.1995 между Обществом и Фондом имущества г.Москвы заключен договор купли-продажи имущества ВАМ N 5523 на здание, общей площадью 94,6 кв. м., расположенное по адресу: г. Москва, Рижский пр-д, д. 4. стр 1. На основании справки об идентификации адреса объекта недвижимости, зданию, общей площадью 94,6 кв. м. присвоен адрес: г. Москва, Рижский пр-д, д. 4. А.
Имущественные права ООО "Кориандр" подтверждены: свидетельством, выданным Московской регистрационной палатой Правительства Москвы от 15.06.1992 N 271.814, корешком свидетельства о внесении в реестр собственности на территории г.Москвы от 27.04.1995 N А 0010278 выданным Комитетом по управлению имуществом г.Москвы, Свидетельством на право собственности от 28.02.1995 N 340, выданным Фондом имущества города Москвы.
Согласно свидетельству о внесении в реестр собственности на территории г.Москвы от 27.04.1995 N А 0010278, присвоен реестровый номер субъекта: 11-3157.
Обременений, иных лиц, оспаривающих права Общества на здание, не имеется.
16.01.2023 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права собственности в отношении здания, расположенного по адресу: г. Москва, Рижский проезд, д. 4А, площадью 94,6 кв. м (N MFC-0558/2023-54300-1).
05.02.2023 на основании п. п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Управлением принято решение о приостановлении государственной регистрации NКУВД-001/2023-1100322.
07.03.2023 Общество обратилось в Управление с заявлением о принятии дополнительных документов N MFC-0558/2023-360028-1.
20.03.2023 Управлением принято решение о неустранении причин приостановления государственной регистрации.
Уведомлением от 25.04.2023 N КУВД-001/2023-1100322/6 Управление Росреестра по Москве сообщило заявителю об отказе в государственной регистрации в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению регистрационных действий.
Посчитав, что уведомление регистрирующего органа не соответствует закону, нарушает его законные права и интересы, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
На основании положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В ходе рассмотрения настоящего спора суд первой инстанции правомерно исходил из наличия установленной совокупности перечисленных обязательных условий.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Управление Росреестра по Москве осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом N 218-ФЗ, а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Частью 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 4) решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документов, указанных в частях 16 и 17 статьи 69.1 настоящего Федерального закона.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Судом первой инстанции установлено, Общество осуществляет фактическое владение и пользование Зданием с момента приобретения, несет расходы на его содержание и обслуживание.
Свидетельство, выданное Московской регистрационной палатой Правительства Москвы от 15.06.1992 N 271.814, корешок свидетельства о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы от 27.04.1995 N А 0010278, выданное Комитетом по управлению имуществом г. Москвы, Свидетельство на право собственности от 28.02.1995 N 340, выданное Фондом имущества города Москвы, является основанием для регистрации права собственности на Здание, предусмотренным в пунктом 6 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
Свидетельство выдано в установленном порядке уполномоченным на том момент государственным органом власти в лице Комитета по управлению имуществом Москвы, соответственно применительно к предусмотренным пунктом 6 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ документам о правах является документом основания для регистрации права.
Согласно Положению о Комитете по управлению имуществом Москвы, утвержденным Мэром Москвы от 23.12.1993 N 754-РМ, Комитет по управлению имущества Москвы уполномочен оформлять документы, связанные с изменением имущественных прав и обязанностей в отношении государственного имущества, в том числе с его передачей с баланса на баланс в соответствии с действующим законодательством (абз.20 п.2).
Положением о реестре частной собственности в г. Москве 1994 г., утв. Распоряжением Мэра Москвы от 16.06.1994 N 288-РМ, установлено, что одним из оснований для включения объектов в реестр частной собственности является свидетельство на право собственности, выданное Комитетом по управлению имущества Москвы (абз.5 п.5).Согласно ч.1 ст. 69 и Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, при этом государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Судебная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции, что представленные Обществом документы, подтверждает возникновение у ООО "Кориандр" право собственности на вышеуказанный Объект в результате приватизации и является основанием для регистрации права в ЕГРН.
В рассматриваемом случае, при подаче заявления в регистрирующий орган ООО "Кориандр" были представлены документы, подтверждающие право собственности на объект.
Суд первой инстанции правомерно указал, что данные документы соответствуют пункту 3 части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ и подтверждают ранее возникшее вещное право на объект недвижимости и государственную регистрацию права собственности на объект.
Комитетом по управлению имущества Москвы выдано свидетельство о праве собственности от 27.04.1995 N А 0010278, которое подтверждает право собственности Общества на указанное недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, Рижский пр-д, д. 4А.
В тоже время свидетельство о регистрации изменений в учредительных документах, что полностью соответствует данным о собственнике, указанным в свидетельстве от 27.04.1995 N А 0010278.
Согласно свидетельству от 27.04.1995 N А 0010278, выданному Комитетом по управлению имущества Москвы, зданию, расположенному по адресу :г. Москва, Рижский пр-д, д. 4А., присвоен реестровый номер субъекта: 11-3157.
Из представленных документов следует, что здание не имеет самостоятельного кадастрового номера, однако право собственности на объект зарегистрировано за ООО "Кориандр" в 1995, таким образом, в соответствии со статьей 69 Закона N 218-ФЗ, данный объект является ранее учтенным.
Таким образом, представленные заявителем документы в Управление подтверждают ранее осуществленный государственный учет спорного объекта недвижимости и государственную регистрацию права собственности на объект.
На основании изложенного, у Управления отсутствовали основания для отказа во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Общества подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2023 по делу N А40-167083/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Яцева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167083/2023
Истец: ООО "КОРИАНДР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ