город Омск |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А81-5094/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Аристовой Е.В., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9175/2023) Администрации города Новый Уренгой на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.07.2023 по делу N А81-5094/2023 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению первого заместителя прокурора округа Назаренко Д.Г. к Администрации города Новый Уренгой (ИНН 8904028004, ОГРН 1028900627172, адрес: 629309, город Новый Уренгой, микрорайон Советский, дом 3) об оспаривании бездействия по непринятию мер по разработке и утверждению правового акта и об обязании возложить обязанности по его разработке и принятию,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа Назаренко Д.Г. обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заявитель) с заявлением к Администрации города Новый Уренгой (далее - администрация, заинтересованное лицо) об оспаривании бездействия по непринятию мер по разработке и утверждению правового акта, обязании разработать и принять правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и их эксплуатации, предусмотренной статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.07.2023 по делу N А81-5094/2023 признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, предусмотренной статьей 6 Закона о теплоснабжении. Суд обязал администрацию в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, предусмотренной статьей 6 Закона о теплоснабжении.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает, что Законом о теплоснабжении, Порядком вывода из эксплуатации объектов теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889, предусмотрены действия органа местного самоуправления по выводу источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, принятие административного регламента подразумевает дублирование вышестоящих нормативных правовых актов. Услуга по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации не предусмотрена Перечнем типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 N 2113-р (далее - Перечень N 2113-р).
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 в связи с временным отсутствием судьи Котлярова Н.Е. в день рассмотрения жалобы произведена замена председательствующего судьи в составе суда на судью Лотова А.Н. Сформирован состав суда: председательствующий судья Лотов А.Н., судьи Аристова Е.В., Шиндлер Н.А.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Прокуратурой города Новый Уренгой проведена проверка, по результатам которой установлено, что на территории города до настоящего времени не принят административный регламент предоставления муниципальной услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой 12.04.2023 в адрес Главы города Новый Уренгой внесено представление об устранении нарушений закона.
Из ответа администрации от 20.04.2023 следует, что нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления муниципальной услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, в собственность не разработан, его принятие нецелесообразно.
Полагая, что бездействие администрации является незаконным, прокуратура обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
10.07.2023 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), представляет собой деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1).
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав (пункт 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
На основании части 1 статьи 12 Закона N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, под которым в силу пункта 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно статье 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Порядок вывода из эксплуатации объектов теплоснабжения установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" (далее - Порядок N 889).
В соответствии с подпунктами 14, 17 Порядка N 889 вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям, осуществляется по согласованию с указанными потребителями. К уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении.
Согласно части 1 статьи 40 Устава муниципального образования город Новый Уренгой администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным в соответствии с настоящим Уставом собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, а также осуществляющим отдельные переданные органам местного самоуправления государственные полномочия.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, администрацией не принят правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации. Сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных и государственных услуг муниципального образования город Новый Уренгой и в информационно-коммуникационной сети "Интернет" отсутствуют.
С учетом изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности бездействия администрации, выразившегося в непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента, регламентирующего предоставление соответствующей муниципальной услуги, отсутствие которого в рассматриваемом случае влечет неопределенность в деятельности органа местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующей территории, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов.
Придя к выводу о наличии со стороны заинтересованного лица незаконного бездействия, суд первой инстанции при наличии к тому законных оснований возложил на администрацию обязанность разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Доводы администрации об отсутствии оснований для принятия административного регламента, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на ошибочном толковании норм материального права, поскольку в силу пункта 5 статьи 6 Закона о теплоснабжении вопрос согласования вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации отнесен к полномочиям органов местного самоуправления на соответствующих территориях, соответственно, для предоставления соответствующей муниципальной услуги согласно положениям статьи 12 Закона N 210-ФЗ необходима разработка административного регламента.
В силу прямого указания закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона N 210-ФЗ). Доказательств принятия в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6, статьями 12 и 14 Закона N 210-ФЗ нормативного правового акта в форме административного регламента, регламентирующего предоставление соответствующей муниципальной услуги, не представлено, сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети "Интернет" отсутствуют. Данное обстоятельство администрацией не опровергнуто.
Обстоятельство отсутствия в Перечне N 2113-р данной муниципальной услуги не отменяет тот факт, что законом указанная муниципальная услуга непосредственно отнесена к компетенции органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации города Новый Уренгой оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.07.2023 по делу N А81-5094/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-5094/2023
Истец: Прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: Администрация муниципального образования города Новый Уренгой
Третье лицо: Восьмой арбитражный апелляционный суд