город Воронеж |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А48-9254/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от Администрации Дубровского сельского поселения Должанского района Орловской области: представитель не явился, извещены надлежащим образом,
от УФАС по Орловской области: Торшина О.А.- представитель по доверенности N АК/2/23 от 09.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, предъявлен паспорт;
от ООО "Ремстрой": представитель не явился, извещены надлежащим образом,
от Администрация Должанского района Орловской области: представитель не явился, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Дубровского сельского поселения Должанского района Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 01.03.2023 по делу N А48-9254/2022 по заявлению Администрации Дубровского сельского поселения Должанского района Орловской области (ОГРН 1025700574536, ИНН 5708000705) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (ОГРН 1025700826029, ИНН 5753018207031036) от 12.09.2022 N РНП-57-99 по делу 057/06/104-439-2022,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой" (1173668008360, ИНН 3662244759), Администрация Должанского района Орловской области (ОГРН 1025700574570, ИНН 5708000293),
УСТАНОВИЛ:
Администрация Дубровского сельского поселения Должанского района Орловской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Орловской области, с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) от 12.09.2022 N РНП-57-99 по делу 057/06/104-439-2022 о невключении информации об ООО "Ремстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Дело рассматривалось при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой" (далее - ООО "Ремстрой"), Администрация Должанского района Орловской области.
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Орловской области от 01.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрации Дубровского сельского поселения Должанского района Орловской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что односторонний отказ от исполнения муниципального контракта вызван ненадлежащим исполнением подрядчиком (ООО "Ремстрой") своих обязательств.
К материалам дела отзывы на апелляционную жалобу, поступившие от УФАС по Воронежской области.
В судебном заседании представитель Администрации Дубровского сельского поселения Должанского района Орловской области поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФАС по Воронежской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Ремстрой", Администрация Должанского района Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения спора извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
06.07.2022 между администрацией Дубровского сельского поселения Должанского района Орловской области (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Ремстрой" (Подрядчик) заключен муниципальный контракт N 058 (далее - Контракт) на выполнение работ по капитальному ремонту участка водопровода по ул. Центральная д. Дубровка Должанского района Орловской области (из материалов заказчика) (далее - Объект) (раздел 1 контракта).
Пунктом 2.6 Контракта определено, что работы выполняются Подрядчиком из материалов Заказчика.
Стоимость работ, подлежащих выполнению ООО "Ремстрой" (п. 3.1 Контракта) составляла 7 836 889 руб.
В силу п. 2.1 Контракта, окончание работ на объекте приходилось на 29.08.2022 года.
Из пункта 5.2 Контракта следует, что работы но Контракту выполняются Подрядчиком с использованием материалов Заказчика, комплектацию которых обеспечивает Заказчик. Подрядчик не несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им средств и материалов, оборудования и запасных частей к нему.
В письме от 01.08.2022 (исх. N 42) Подрядчик сообщал Заказчику, что материалы на сегодняшний день не представлены. В связи с чем, Общество просило ускорить взаимодействие, не затягивать сроки выполнения работ.
01.08.2022 (исх. N 43) Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо с просьбой предоставить на объект следующие материалы: песок - 122,43 м3, щебень - 8,43 м3, мастика - 707 кг.
В ответ на вышеуказанные письма Подрядчика администрация Дубровского сельского поселения Должанского района Орловской области сообщала (письмо исх. N 351 от 04.08.2022), что песок и щебень привезен и выгружен на ул. Центральная около дома N 13, мастика приобретена.
В ответ на указанное письмо Заказчика (исх. 351 от 04.08.2022) Подрядчик письмом N 49 сообщал, что информация о том, что на объект доставлен песок и щебень на ул. Центральной около дома N 13 не соответствует действительности. На 05.08.2022 года на объекте отсутствует щебень, песок предоставлен не в полном объеме, всего 10 м3, а мастика не передана Подрядчику.
Письмом исх. N 50 от 10.08.2022 ООО "Ремстрой" сообщало Заказчику, что песок, доставленный на объект (в объеме 10 м3) закончился 09.09.2022 в первый час работы и настоятельно просил Заказчика предоставить весь объем песка, предусмотренный локальным сметным расчетом, а также щебень, трубы, фасонные части.
Ответов на вышеуказанные письма, со слов Подрядчика, не последовало.
Письмом исх. N 51 от 16.08.2022 Общество сообщало Заказчику о том, что в течение прошлой недели в устной форме ООО "Ремстрой" неоднократно просило Заказчика предоставить цемент для монтажа колодцев, который не был предоставлен и просило предоставить весь объем цемента, предусмотренный локальным сметным расчетом.
Ответов на указанное письмо в адрес Подрядчика не поступало.
16.08.2022 при осуществлении строительного контроля, осуществляемого ООО "Ливнысервизгаз" за выполнением работ по капитальному ремонту участка водопровода, расположенного по адресу: Орловская область, Должанский район, д. Дубровка, ул. Центральная выявлено, что работы начаты с отставанием от графика на один месяц и осуществляются крайне низкими темпами с нарушением технологии производства работ; журнал производства работ не ведется; дно представленных разработанных траншей не выровнено согласно существующим нормам; нарушена схема прокладки водопровода (вместо трубы Ф110 мм уложена труба Ф63 мм) (т. 1, л.д. 31).
Было рекомендовано приостановить дальнейшие работы до устранения выявленных недостатков.
Подрядчик выявленные несоответствия (нарушения) не устранил, чем нарушил условия контракта. Более того, продолжение работ с нарушением строительных норм и регламентов, повлекло повреждение трубы диаметром 63 мм. протяженностью 100 м.
23.08.2022 Администрация Дубровского сельского поселения Должанского района Орловской области приняла решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.07.2022 N 058 (т.д. 1 л.д. 34).
23.08.2022 Заказчиком было сформировано и размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в Единой информационной системе в сфере закупок.
23.08.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено ООО "Ремстрой".
Решение администрации Дубровского сельского поселения Должанского района Орловской области об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт считается расторгнутым с 05.09.2022.
05.09.2022 года в Управление ФАС по Орловской области поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "Ремстрой".
По результатам его рассмотрения УФАС по Орловской области принято решение от 12.09.2022 N РНП-57-99 по делу 057/06/104-439-2022 в соответствии с которым Администрации Дубровского сельского поселения Должанского района Орловской области отказано во включении сведений об ООО "Ремстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Администрации Дубровского сельского поселения Должанского района Орловской области, не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Так, в силу частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения).
Таким образом, законом о контрактной системе предусмотрен специальный порядок (процедура) включения недобросовестных поставщиков в реестр. Для внесения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, необходим, в том числе, факт расторжения заключенного контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта при условии, что это предусмотрено контрактом.
Вместе с тем, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя ответственности в виде негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов (Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12, от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, пункт 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Таким образом, в реестр недобросовестных поставщиков включаются только такие сведения, которые подтверждают факт недобросовестности исполнителя, основанные на результатах проведенной антимонопольным органом проверки представленных информации и документов, свидетельствующих об умышленной направленности действий исполнителя на несоблюдение условий государственного (муниципального) контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, антимонопольный орган не должен ограничиваться формальной проверкой соблюдения заказчиком процедуры расторжения государственного (муниципального) контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства неисполнения (ненадлежащего исполнения) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, определить существенность допущенных нарушений и вину лица и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков.
Пунктами 1, 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Как следует из материалов дела, 23.08.2022 Заказчиком (заявителем по делу) было сформировано и размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с чем уведомление было направлено ООО "Ремстрой".
Материалами дела установлено, что при выполнении работ по муниципальному контракту N 058 должно было использовать материалы представленными Заказчиком в соответствии с 5.2 Договора.
Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Письмами N 351 от 04.08.2022, N 50 от 10.08.2022, N 51 от 16.08.2022 подрядчик обращался в Администрацию с просьбой о предоставлении необходимых для проведения работ материалов - песка, щебеня, цемента, труб, фасонных частей, мастики.
При этом Заказчиком был поставлен для выполнения работ только песок (в объеме 10 м3), который был израсходован 09.09.2022.
Подрядчиком принимались меры к исполнению Контракта, а также производил уведомление Заказчика о трудностях, возникающих при исполнении контракта (отсутствие материалов), однако Заказчиком не были выполнены обязательства предусмотренные Контрактом.
С учетом информации, предоставленной в антимонопольный орган, оценки фактических обстоятельств, действий сторон контракта, на основе доказательств, представленных в материалы дела, письменных и устных доводов участников процесса, следует, что намеренное и умышленное нарушение ООО "Ремстрой" контракта, в материалы дела Заказчиком не представлено.
Односторонний отказ от муниципального контракта со стороны Заказчика не является безусловным основание для включения ООО "Ремстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "Ремстрой" были совершены действия направленные на урегулирование возникших с Заказчиком разногласий по исполнению Контракта, что, свидетельствовало о намерении ООО "Ремстрой" исполнить Контракт.
В связи с чем, требование Администрация Дубровского сельского поселения Должанского района Орловской области о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 12.09.2022 N РНП-57-99 по делу 057/06/104-439-2022 об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Ремстрой" удовлетворению не подлежит.
Рассмотрение апелляционной жалобы апелляционным судом откладывалось с предложением к Администрации представить объективные доказательства несоблюдения технологии производства работ, возможность выполнения подрядчиком каких-либо работ в отсутствие предоставления материалов со стороны заказчика, их сроки.
Однако, таких доказательств ни антимонопольному органу, ни в суд представлено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы в соответствии со ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 01.03.2023 по делу N А48-9254/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-9254/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Должанского района Орловской области, ООО "РемСтрой"