09 октября 2023 г. |
Дело N А84-5486/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 09 октября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Горбуновой Н.Ю.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Енокян В.А.
при участии в заседании от:
общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" - Шаркаевой Эльвиры Рафкатовны, представителя по доверенности от 24.01.2023 N 618;
Государственного автономного учреждения культуры города Севастополя "Центр народного творчества" - Егошиной Ирины Сергеевны, представителя по доверенности от 31.01.2023 N 17;
Департамента культуры города Севастополя - Аладиной Татьяны Николаевны, представителя по доверенности от 21.07.2023 N 9;
Департамента городского хозяйства города Севастополя - Кравченко Александры Богдановны, представителя по доверенности от 21.07.2023 N 42;
иные лица участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 21 июня 2023 года по делу N А84-5486/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" (299008, Севастополь, ул. 6-я Бастионная, 46; ОГРН 1189204000820, ИНН 9204568422)
к Государственному автономному учреждению культуры города Севастополя "Центр народного творчества" (299011, Севастополь, Приморский бульвар, 15; ОГРН 1169204056746, ИНН 9204561508),
Департаменту городского хозяйства города Севастополя (299011, Севастополь, ул. Ленина, 2; ОГРН 1149204009932, ИНН 9204005268)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Севастополя (299011, Севастополь, ул. Ленина, 2; ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231),
Департамента культуры города Севастополя (299011, Севастополь, ул. Терещенко, 12; ОГРН 1149204004740, ИНН 9204002500)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" (далее - ООО "БГС") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Государственному автономному учреждению культуры города Севастополя "Центр народного творчества", Департаменту городского хозяйства города Севастополя о взыскании 47787,26 руб., в т.ч., долга по договору от 19.09.2021 N 145-Б2 за период сентябрь 2021 года и начисленной неустойки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Правительство Севастополя и Департамент культуры города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 21 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "БГС" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что ООО "БГС" не доказало факт заключения с Государственным автономным учреждением культуры города Севастополя "Центр народного творчества" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), указав на недопустимость заключения такого договора в обход норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что Государственному автономному учреждению культуры города Севастополя "Центр народного творчества" денежные средства на выполнение услуги по транспортировки ТКО из бюджета города Севастополя не выделялись несостоятелен. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
Департамент городского хозяйства города Севастополя в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили ее удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить.
В судебном заседании представители ответчиков возражали против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просили отказать в ее удовлетворении, обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Представитель Департамента культуры города Севастополя в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении обжалуемый судебный акт оставить без изменений
Правительство Севастополя явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, коллегия судей полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся представителей по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
22.08.2022 Государственным автономным учреждением культуры города Севастополя "Центр народного творчества" (далее - ГАУК "ЦНТ") было разработано Положение о "VIII Крымском военно-историческом фестивале", согласованное с Департаментом культуры города Севастополя, которым предусмотрен порядок финансирования фестиваля и услуги по организации фестиваля.
Разделом 3 вышеуказанного Положения с целью обеспечения подготовки и проведения Фестиваля был создан организационный комитет, в состав которого вошел, в том числе, Департамент городского хозяйства города Севастополя. Организационному комитету в рамках действующего Положения о Фестивале давались поручения по организации и обеспечению проведения Фестиваля.
Приказом Департамента культуры города Севастополя от 06.09.2021 N 283 были внесены изменения в приказ Департамента культуры города Севастополя от 07.07.2021 N 214 "О распределении средств межбюджетного трансферта из бюджета города Москвы бюджету города Севастополя, представляемого Правительством Москвы, в 2021 году в целях выполнения работ по проведению капитального ремонта, реконструкции и оснащению, разработки проектной документации, необходимой для проведения указанных работ, а также в целях реализации иных мероприятий, направленных на развитие города Севастополя, по направлениям использования и государственным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент культуры города Севастополя (VII транш)", на основании чего ГАУК "ЦНТ" на организацию и проведение "VIII Крымского военно-исторического фестиваля" проводимого в период с 24-26 сентября 2021 в парке "Федюхины высоты" (Балаклавский район, с.Первомайское, ул.Ясная,45) были распределены средства межбюджетного трансферта города Москвы в размере 18000000 рублей.
06.09.2021 ГАУК "ЦНТ" была разработана смета расходов по организации и проведению "VIII Крымского военно-исторического фестиваля", в соответствии с которой были заключены договоры на оказание услуг, проведение работ.
Пунктом 7 Распоряжения Губернатора города Севастополя 09.09.2021 N 409-РГ "Об оказании содействия в организации и обеспечении безопасности при проведении в городе Севастополе городского культурно-массового мероприятия "VIII Крымский военно-исторический фестиваль" Департаменту городского хозяйства города Севастополя было дано распоряжение организовать во взаимодействии с региональным оператором по вызову твердых коммунальных отходов на территории города Севастополя Обществом с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" установку мусорных контейнеров и обеспечить вывоз мусора в период проведения фестиваля.
Пунктом 3 распоряжения Губернатора указано организатору предусмотреть возможность авансового платежа за счет средств бюджета города Севастополя, источником которых являются средства межбюджетного трансферта бюджета города Москвы бюджету города Севастополя, при заключении договоров в 2021 году на оказание услуг по организации и проведению фестиваля, в том числе согласно постановлению Правительства Севастополя от 01.02.2018 N 62-ПП.
16.09.2021 за N 1724/01-01-02.1-19/03/21 заместителем губернатора Михеевым И.А. в соответствии с распоряжением Губернатора города Севастополя от 09.09.2021 N 409-РГ было дано поручение Департаменту городского хозяйства города Севастополя обеспечить доставку, установку и вывоз мусора из 20 мусорных контейнеров объемом 1,1 м.куб., а также двух мусорных контейнеров объемом 8 м.куб.
21.09.2021 ООО "БГС" направил посредством электронной почты в адрес ГАУК "ЦНТ" проект договора N 145-Б2 о намерении заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории проведения Фестиваля "Федюхины высоты", который не был подписан стороной.
ГАУК "ЦНТ" считает, что им было отказано ООО "БГС" в заключении договора (исх. 01-05/225 от 29.09.2021). Таким образом, договор между ООО "БГС" и ГАУК "ЦНТ" посредством подписания единого документа не заключался, договорные отношения между сторонами отсутствуют.
К Департаменту городского хозяйства города Севастополя с предложением заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО на территории проведения фестиваля "Федюхины высоты" истец не обращался.
С учётом положений Федерального закона N 889-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Севастополя N 1165 от 12.11.2016, истец считает, что между ним и ГАУК "ЦНТ" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в рамках которого оказаны услуги на сумму 40330,73 рублей.
В связи с чем ООО "БГС" направило в адрес ГАУК "ЦНТ" претензии от 14.12.2021 N 33116 и от 22.06.2022 N 5789 с требованием об оплате оказанных услуг.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 875-ПП, Департамент выполняет функции организатора конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в городе Севастополе является ООО "БГС".
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1165 (далее - Правила) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Материалами дела подтверждается, истцом не опровергается, что к Департаменту городского хозяйства города Севастополя за заключением договора истец не обращался, договор между ГАУК "ЦНТ" и ООО "БГС" на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя также не заключен.
В соответствии с Разделом 3 Положения о "VIII Крымском военно-историческом фестивале", общее руководство Фестивалем осуществляется Департаментом культуры города Севастополя.
В соответствии с п. 7.2. Распоряжения Губернатора города Севастополя от 09.09.2021 N 409-РГ, Департамент городского хозяйства города Севастополя привлечен с целью оказания содействия организатору в части обеспечения установки контейнеров для сбора, временного хранения отходов и их своевременного вывоза в период проведения фестиваля.
В целях исполнения указанного пункта распоряжения Губернатора города Севастополя N 409-РГ, Департамент городского хозяйства города Севастополя 23.09.2021 направил в адрес ООО "БГС" письмо о необходимости установки 20 мусорных контейнеров объёмом 1,1 м.куб., а также двух мусорных контейнеров объёмом 8 м.куб.
В соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В случае отсутствия у ответчика обязанности заключить договор или отсутствия соглашения о передаче разногласий на рассмотрение суда в принятии искового заявления о понуждении заключить договор (об урегулировании разногласий) не может быть отказано. В этом случае суд рассматривает дело по существу и отказывает в иске, если в ходе процесса стороны не выразили согласия на передачу разногласий на рассмотрение суда.
Данная позиция подтверждается Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
Департамент культуры города Севастополя выступает организатором проведения праздничных мероприятий. Вместе с тем, распоряжением N 409-РГ отданы поручения исполнительным органам государственной власти города Севастополя для организации работ по техническому обустройству, обеспечению правил техники безопасности и противопожарной безопасности, обеспечению охраны общественного порядка и безопасности зрителей и участников мероприятий, своевременного оказания медицинской помощи при проведении мероприятий.
Таким образом, посредством издания правового акта организовано взаимодействие между исполнительными органами государственной власти города Севастополя с целью проведения мероприятий в городе Севастополе городского культурно-массового мероприятия "VIII Крымский военно-исторический фестиваль", где Департаменту культуры города Севастополя поручено обеспечить реализацию такого взаимодействия в пределах полномочий, а Департаменту городского хозяйства города Севастополя, согласно его компетенции, поручено оказать содействие и обеспечить установку контейнеров для сбора, временного хранения отходов и их своевременного вывоза в период проведения мероприятий.
В соответствии с Положением о Департаменте культуры города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 01.03.2021 N 79-ПП, Департамент культуры города Севастополя осуществляет, в том числе, функции главного распорядителя бюджетных средств подведомственных учреждений, а также главного распорядителя и получателя средств бюджета города Севастополя, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Так, с целью проведения праздничных мероприятий Департаментом культуры города Севастополя доведены необходимые денежные средства государственному автономному учреждению культуры города Севастополя "Центр народного творчества" на определенные виды услуг.
06.09.2021 директором ГАУК "ЦНТ" утверждена Смета расходов (уточненная) в рамках организации и проведения концертной программы, посвященной проведению Фестиваля "Федюхины высоты". В указанной Смете расходов отсутствуют услуги по установке контейнеров для сбора, временного хранения отходов и их своевременного вывоза в период проведения мероприятий. Следовательно, Департаменту культуры города Севастополя денежные средства на выполнение услугу по вывозу мусора из бюджета города Севастополя не выделялись.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Законом о контрактной системе, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Оказывая услуги без наличия контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами названного закона, общество не могло не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.
Следовательно, в силу пункта 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта.
Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона о контрактной системе (статья 10 ГК РФ).
В связи с изложенным поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных нужд в отсутствие государственного контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.
На это прямо указано в пункте 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года: по общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.
Контракт на оказание спорных услуг для государственных нужд в установленном законом порядке не заключен, доказательств об обратом в материалы дела не содержат.
Само по себе письмо Департамента городского хозяйства города Севастополя не может являться основанием для возникновения у бюджета обязательств по оплате услуг, оказанных в обход установленных законом процедур.
Довод апеллянта о том, что договор между истцом и ГАУК "ЦНТ" является заключенным, не принимается судом, поскольку истцом не соблюден установленный Постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156 порядок.
Предусмотренная в пункте 8 (4) заявка потребителя в адрес истца не поступала, о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО истец не обращался.
Кроме того, согласно положениям Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО возложена на собственника ТКО (статья 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Доказательства того, что ответчик ГАУК "ЦНТ" является собственником отходов и заключение такого договора для него является обязательным, у истца отсутствуют, в материалы дела не представлены.
К ответчику - Департаменту городского хозяйства города Севастополя - с предложением заключить договор истец не обращался.
При таких обстоятельствах судом обосновано отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 21 июня 2023 года по делу N А84-5486/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5486/2022
Истец: ООО "БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДА "СЕВАСТОПОЛЬ"
Ответчик: АНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Департамент культуры города Севастополя, Правительство г.Севастополя