г. Саратов |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А12-2586/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" октября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Дубровиной О.А., Котляровой А.Ф.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Свистуновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Специального водоснабжающего потребительского кооператива "Нептун" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июля 2023 года по делу N А12-2586/2023,
по исковому заявлению Специального водоснабжающего потребительского кооператива "Нептун" (ИНН 3443145882, ОГРН 1203400011814)
к Комитету тарифного регулирования Волгоградской области (ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770), Управлению федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210), публичному акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт" (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028)
о признании отказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области и отказа управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области отнести истца к категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электроэнергия поставляется по регулируемым ценам, незаконными,
о признании истца приравненным к населению
о взыскании с публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании: от специального водоснабжающего потребительского кооператива "Нептун" - Нагиб Н.Е. (паспорт обозревался); от управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Соловьева Е.Е., действующего на основании доверенности от 20.04.2023 N 01-03-33-57; от публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" - Парамоновой С.А., действующей на основании доверенности от 30.12.2022 N 36; комитет тарифного регулирования Волгоградской области - не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
Специальный водоснабжающий потребительский кооператив "Нептун" (далее - СВПК "Нептун", истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением о признании отказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области отнести истца к категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электроэнергия поставляется по регулируемым ценам, незаконным, о признании истца приравненным к населению и о взыскании с публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (далее - ПАО "Волгоградэнергосбыт") неосновательного обогащения в размере 407 179,64 руб.
Определением от 06.06.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил суд признать отказ Комитета тарифного регулирования Волгоградской области и отказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 25 марта 2022 исх. N ЦА/26394/22 отнести истца к категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электроэнергия поставляется по регулируемым ценам, незаконными, а также признать истца приравненным к населению и взыскать с ПАО "Волгоградэнергосбыт" неосновательное обогащение в размере 407 179,64 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июля 2023 года в удовлетворении иска отказано. С СВПК "Нептун" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
СВПК "Нептун", не согласившись с данным решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В судебное заседание явку обеспечили представители Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", специального водоснабжающего потребительского кооператива "Нептун".
Представитель Комитета тарифного регулирования Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, в том числе в виде электронных образов, размещенных в системе "КАД Арбитр" (далее - материалы дела), изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, СВПК "Нептун" является некоммерческой организацией граждан, ограниченного количества собственников садовых участков, расположенных в пределах территории СНТ "Нива".
СНТ "Нива" в настоящее время находится в стадии банкротства.
С 2018 года на территории СНТ "Нива" отсутствует вода в связи с демонтажем труб, прекращением договора аренды магистрального провода и насосной станции.
Часть членов СНТ "Нива" организовали потребительский кооператив - СВПК "Нептун" с целью создания магистрального водопровода и насосной станции для восстановления водоснабжения своих садовых участков.
Деятельность кооператива направлена на оказание потребительских услуг членам кооператива по доставке поливной воды, оказание каких-либо услуг сторонним лицам на возмездной или безвозмездной основе не допускается.
Между ПАО "Волгоградэнергосбыт" (Гарантирующий поставщик) и СВПК "Нептун" (Потребитель) заключен договор энергоснабжения N 3032445/21 от 01.09.2021 года, по условиям которого Гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) Потребителю в точках поставки, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а Потребитель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги на условиях, предусмотренных договором. Поставка электроэнергии осуществляется на насосную станцию водозабора первого подъема, расположенную на Городищенском оросительном канале, и повысительную насосную станцию, расположенную на территории СНТ "Нива", которая осуществляет подачу воды на участки членов СВПК "Нептун".
Согласно п. 6.1. договора стоимость потребленной электрической энергии определяется исходя из предельных уровней нерегулируемых цен на энергию для соответствующих ценовых категорий.
Истец неоднократно обращался в адрес ПАО "Волгоградэнергосбыт" с просьбой установить тариф на поставляемую электроэнергию для потребителей, приравненных к категории население для установления регулируемой цены.
Ответчиком было отказано в признании СВПК "Нептун" приравненным к населению и установлении тарифа на поставляемую электроэнергию для потребителей, приравненных к категории население.
Также истец обращался в Комитет тарифного регулирования Волгоградской области и Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области с просьбой отнести СВПК "Нептун" к категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электроэнергия поставляется по регулируемым ценам.
Комитет письмом от 20.01.2023 года N 3103-18/154 сообщило, что ПАО "Волгоградэнергосбыт" обоснованно применяет нерегулируемые цены на электрическую энергию для СВПК "Нептун"; кооператив в соответствии перечнем, утвержденным постановлением Правительства N 1178, не относится к такой категории потребителей; Комитет не наделен полномочиями по установлению специальных тарифов для потребителей, не включенных в перечень.
УФАС по Волгоградской области по результатам рассмотрения заявления СВПК "Нептун" принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 09.03.2022 N 04-3/1426.
Истец, не согласившись с позициями ответчиков, обратился в суд с настоящим заявлением. Кроме того, по мнению истца на стороне ПАО "Волгоградэнергосбыт" возникло неосновательное обогащение в сумме 407179,64 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, не установил правовых оснований для применения в расчетах сторон за потребленную электрическую энергию регулируемых тарифов для категории потребителей, приравненных к населению, в связи с этим также пришел к выводу о том, что уплаченные истцом денежные средства в счет оплаты электроэнергии не являются неосновательным обогащением ответчика. Кроме того суд признал решения государственных органов законными.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что изложенные в решении суда обстоятельства, соответствуют материалам дела и приведенным нормам материального права.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функцию по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа отнесено возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства являются, в том числе, заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства, и обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции).
Правила и сроки рассмотрения заявления и материалов, направленных в антимонопольный орган, а также порядок возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства регламентированы статьей 44 Закона о защите конкуренции.
Частью 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.
В ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, их должностных лиц, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах (часть 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона (часть 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Согласно пунктам 1, 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в следующих случаях: вопросы, указанные в заявлении, материалах, не относятся к компетенции антимонопольного органа; признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга лиц.
Следовательно, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: неправомерное действие хозяйствующего субъекта, выходящее за пределы осуществления гражданских прав, его доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и наступление последствий в виде ограничения конкуренции на определенном тарном рынке или ущемления интересов неопределенного круга лиц.
На стадии решения вопроса о возбуждении дела антимонопольный орган обязан установить лишь наличие признаков недобросовестной конкуренции, необходимых и достаточных для возбуждения дела, а не устанавливать на этой стадии все юридически значимые обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Так, на стадии возбуждения дела на основании поданного заявления исследуются само заявление на предмет наличия в нем доводов о признаках нарушения антимонопольного законодательства в тех действиях, на которые указывает сам заявитель, и то, приложены ли к заявлению доказательства, на которые заявитель ссылается как на подтверждающие эти доводы.
Представленные в антимонопольный орган вместе с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства доказательства исследуются на стадии решения вопроса о возбуждении дела лишь на предмет того, направлено ли содержание этих доказательств на подтверждение доводов заявления о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 5 пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", антимонопольный орган во всяком случае не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов (ранее аналогичная позиция была предусмотрена частью 2 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
Как следует из материалов дела, СВПК "Нептун" обращалось в Управление федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области" с жалобами на неправомерные, по мнению заявителя, действия ПАО "Волгоградэнергосбыт" (вх. эл. N 14124 от 22.12.2021, вх. эл. N 14576 от 30.12.2021). В своих заявлениях кооператив указывает на факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно на то, что ПАО "Волгоградэнергосбыт" необоснованно выставляет счета на оплату за потребление электрической энергии по нерегулируемым ценам по договору N 10003032445/21 от 01.09.2021.
Управлением федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области принято решение от 09.03.2022 N 04-3/1426 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В письме от 09.03.2022 N 04-3/1426 Управление указывает на то, что согласно выписке из ЕГРЮЛ к основному виду деятельности СВПК "Нептун" отнесена деятельность по коду ОКВЭД 36.00.2 "Распределение воды для питьевых и промышленных нужд", к дополнительным видам деятельности отнесены: "Выращивание прочих однолетних культур", "Выращивание прочих многолетних культур", "Смешанное сельское хозяйство", "Рыболовство пресноводное промышленное", "Распределение электроэнергии" и др. Таким образом, СВПК "Нептун" не приобретает электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населением данного вида коммунального ресурса в неизменном виде. Следовательно, СВПК "Нептун" не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для членов СНТ "Нива" и не может быть отнесен к соответствующей категории потребителей, приравненных к населению, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам). СВПК "Нептун" использует электроэнергию энергию в своей профессиональной деятельности для водоснабжения садовых участков членов СНТ "Нива" и иной деятельности.
В связи с чем, нарушений антимонопольного законодательства в действиях ПАО "Волгоградэнергосбыт" в части применения нерегулируемых цен на электрическую энергию для СВПК "Нептун", а также не выявлены основания для установления регулируемых тарифов на электрическую энергию, потребляемую СВПК "Нептун".
В соответствии с Положением о Комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 06 февраля 2014 г. N 32-п, Комитет является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области (п. 1.1). В сфере электроэнергетики Комитет устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных [минимального и (или) максимального] уровней таких цен (тарифов) (п.2.1.1).
Письмом от 20.01.2023 N 31-02-18/154 Комитет тарифного регулирования Волгоградской области, рассмотрев обращения СВПК "Нептун" от 28.12.2022 по вопросам обоснованности применения ПАО "Волгоградэнергосбыт" нерегулируемых цен на электрическую энергию для СВПК "Нептун" и установления регулируемых тарифов на электрическую энергию, потребляемую кооперативом, также указало на отсутствие нарушений действующего законодательства со стороны ПАО "Волгоградэнергосбыт". СВПК "Нептун" не может быть отнесен к соответствующей категории потребителей, приравненных к населению, которым электрическая энергия поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 23 Федеральный закон N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 23.1 Федеральный закон N 35-ФЗ цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков исходя из цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.
Определение категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) относится к компетенции Правительства РФ (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Приложением N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года N 1178, утвержден перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности).
К таким потребителям относятся:
1. Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования;
2. Садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
3. Юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.
4. Юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии.
5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.
6. Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
7. Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи).
8. Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы), приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
При этом законодателем установлен исчерпывающий перечень потребителей, приравненных к группе "население", который конкретизирован в вышеуказанном пункте постановления Правительства РФ от 29.12.2011 "1178
Между ПАО "Волгоградэнергосбыт" (Гарантирующий поставщик) и СВПК "Нептун" (Потребитель) заключен договор энергоснабжения N 3032445/21 от 01.09.2021 года, по условиям которого Гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) Потребителю в точках поставки, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а Потребитель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги на условиях, предусмотренных договором. Поставка электроэнергии осуществляется на насосную станцию водозабора первого подъема, расположенную на Городищенском оросительном канале, и повысительную насосную станцию, расположенную на территории СНТ "Нива", которая осуществляет подачу воды на участки членов СВПК "Нептун".
Согласно п. 6.1. договора стоимость потребленной электрической энергии определяется исходя из предельных уровней нерегулируемых цен на энергию для соответствующих ценовых категорий.
В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении N 14340/11 от 06.03.2012, критерием отнесения потребителей к группе "население" является использование электрической энергии на коммунально-бытовые нужды, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Возможность применения в расчетах сторон за поставленную электрическую энергию регулируемых цен зависит от наличия у истца определенного статуса, приравнивающего его к категории "население", а основополагающим признаком является факт использования электрической энергии для коммунально-бытовых нужд в жилых помещениях, либо жилых домах, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Обязательным критерием является использование электрической энергии включенными в Перечень потребителями исключительно на коммунально-бытовые нужды и не использование её для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
Деятельность в сфере электроэнергетики является регулируемой (статья 23 Закона N 35-ФЗ), поэтому стоимость отпущенной по договору энергоснабжения в силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ оплачивается по ценам (тарифам), рассчитывающимися в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 3 и 40 Закона N 35-ФЗ выделяется две категории потребителей электрической энергии: население и приравненные к нему категории потребителей, которым электрическая энергия, использованная на коммунально-бытовые нужды, поставляемся по регулируемым ценам и тарифам. Всем остальным потребителям ("прочие") электрическая энергия поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
Таким образом, законодательная градация потребителей основывается на критерии целей электропотребления.
СВПК "Нептун" не относится к указанным категориям.
Необходимо отметить, что использование СВПК "Нептун" электрической энергии на работу насосной станции не относится к коммунально-бытовым нуждам. Коммунально-бытовые нужды предполагают использование электрической энергии на коммунальные нужды, связанные с потреблением именно коммунальных услуг, определение которым дается в п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354). Бытовые нужды предполагают использование электрической энергии на освещение, работу бытовых приборов, приготовление пищи.
Согласно Уставу кооператива, СВПК "Нептун" является некоммерческой организацией в форме потребительского кооператива, то есть добровольного объединения граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ч. 1 ст. 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 25.11.2022 (т. 1, л.д. 15) к основному виду деятельности СВПК "Нептун" отнесена деятельность по коду ОКВЭД 94.99 "Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки", к дополнительным видам деятельности отнесена "Деятельность трубопроводного транспорта" (код ОКВЭД 49.50).
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. ОК 029-2014, утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, группировка по коду 94.99 включает деятельность организаций, не связанных непосредственно с политическими партиями, оказывающих влияние на общественное мнение путем просвещения и т.д.; деятельность по формированию гражданских инициатив; деятельность экологических и природоохранных движений; деятельность организаций общественной поддержки и просвещения; деятельность организаций по защите и улучшению положения социальных групп населения, например, этнических групп и меньшинств; деятельность патриотических организаций, включая организации ветеранов войны; деятельность обществ потребителей; деятельность объединений автомобилистов; деятельность организаций общественных связей, включая клубы знакомств и т.д.; деятельность молодежных организаций, студенческих организаций, молодежных клубов и товарищества по интересам и т.д.;
Группировка по коду ОКВЭД 49.50 (дополнительный вид деятельности) включает транспортировку газов, жидкостей, воды, жидких цементных растворов, а также прочих видов грузов по трубопроводам; работу насосных, компрессорных и распределительных станций, сухопутную конвейерную транспортировку угля.
Таким образом, исходя из уставной деятельности, СВПК "Нептун" не использует электрическую энергию для предоставления коммунальных услуг населению, т.е. на коммунально-бытовые нужды. Более того, СВПК "Нептун" осуществляет профессиональную деятельность, связанную с работой насосных станций.
В соответствии с Правилами N 354 коммунальные услуги могут оказываться исполнителями коммунальных услуг. СВПК "Нептун" не является исполнителем коммунальных услуг (по электроснабжению и холодному водоснабжению).
В соответствии с п. 2 (г) Правил N 354 "электроснабжение" - это снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
СПВК "Нептун" не приобретает электрическую энергию (мощность) для предоставления ее в жилые дома (домовладения), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, СВПК "Нептун" не является некоммерческим объединением граждан (гаражно-строительным, гаражным кооперативом), приобретающим электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности, а также не отнесен ни к одной из категорий Перечня, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что тариф для потребителей, приравненных к населению, не может быть применен.
Кроме того, в соответствии с приложением N 3 "Перечень точек поставки и точек учета" к договору энергоснабжения N3032445/21 от 01.09.2021 электрическая энергия поставляется на насосную станцию второго подъема К 120/60, Волгоградская обл., Городищенский р-он, СНТ "Нива".
Электрическая энергия, поставляемая на объекты СВПК "Нептун", используется не на коммунально-бытовое потребление населением на территории СНТ "Нива" электрической энергии, а на насосные станции для подачи населению воды.
При этом, преобразование электрической энергии в услугу по холодному водоснабжению, передаваемую для целей удовлетворения коммунально-бытовых нужд, не свидетельствует о коммунально-бытовом характере кооператива как потребителя спорного энергоресурса.
Согласно п.2 Правил N 354, холодная вода является коммунальным ресурсом, деятельность по подаче потребителям любого коммунального ресурса - коммунальной услугой, а юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги -исполнителем.
Исполнители коммунальных услуг, указанные в п.1 приложения 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, приобретают электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
СВПК "Нептун" не обеспечивает снабжение холодной питьевой водой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам жилые дома (домовладения), жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки.
Водоснабжающие предприятия, использующие электрическую энергию для подачи воды, не относятся к категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Истец не является исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению.
Согласно уставу СВПК "Нептун" основной целью кооператива является оказание услуги членам кооператива по водоснабжению, путем поставки воды от Городищенского оросительного канала до расположенных в границах СНТ "Нива" личных садовых участков членов кооператива.
Таким образом, истец использует электроэнергию для работы насосных установок для водоснабжения садовых участков своих членов, что не может свидетельствовать о ее использовании в коммунально-бытовых целях.
Поскольку ответчик не относится ни к одной из вышеперечисленных категорий, оснований для отнесения его к категории потребителей, которые приравнены к населению, не имеется, тариф как для потребителей, приравненных к категории население, не может быть применен.
Кроме того, СВПК "Нептун" не может быть отнесен и к садоводческим или огородническим товариществам, поскольку имеет иную организационно-правовую форму.
Членам СНТ "Нива" коммунальная услуга по электроснабжению предоставляется непосредственно ПАО "Волгоградэнергосбыт" в соответствии с пп.в, п. 17 Правил N 354.
В нарушение ст. 65 АПК РФ СВПК "Нептун" не представило доказательств, что электрическая энергия поставлялась для бытовых нужд населения.
Переписка СВПК "Нептун" с Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области, ПАО "Волгоградэнергосбыт", Управлением федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по вопросам установления тарифов за потребление электрической энергии подтверждает указанное.
При таких обстоятельствах, исходя из материалов дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для признания отказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области и отказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, незаконными не имеется (ст.ст. 71, 65 АПК РФ). Электрическая энергия приобретается истцом по нерегулируемым ценам на основании тарифов в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, истец не включен в перечень лиц, указанных в приложении N 1 Основ ценообразования, к которым применяется тариф как для населения и потребителей, приравненных к категории население; истцом не представлены доказательства, что поставляемая электрическая энергия используется исключительно для коммунально-бытовых нужд.
Как следствие не имеется оснований для удовлетворения имущественных требований истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения, ввиду неприменения в расчетах регулируемых цен на электроэнергию.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований.
Поскольку правовых оснований для применения в расчетах за потребленную электрическую энергию регулируемых тарифов для категории приравненных к населению не имеется, уплаченные истцом денежные средства в счет оплаты электроэнергии не являются неосновательным обогащением ответчика.
Принимая во внимание изложенное, вопреки доводам истца, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела (ст.71 АПК РФ). Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалованного решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, судом по делу принято законное и обоснованное решение. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июля 2023 года по делу N А12-2586/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.