город Ростов-на-Дону |
|
31 августа 2023 г. |
дело N А32-58121/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Петросьян Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26 мая 2023 года по делу N А32-58121/2022
по иску департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар
к обществу с ограниченной ответственностью "Технотранс-Юг"
о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок,
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Технотранс-юг" (далее - ответчик, общество) о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок.
Исковые требования мотивированны регулярным привлечением ответчика к административной ответственности за нарушения правил перевозки, а также несоответствием транспортных средств характеристикам, которые были отражены в конкурсном предложении, внесены в реестр и карты маршрута регулярных перевозок.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что указанные департаментом обстоятельства не являются безусловным основанием для прекращения действия свидетельства в судебном порядке. Суд пришёл к выводу о том, что такая мера административного воздействия как прекращение действия свидетельств по маршруту N 1, является несоразмерной и не соответствующей характеру совершенного обществом деяния.
Судом также учтен характер допущенных обществом нарушений и поведение общества, которое указанные нарушения устранило, отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные нарушения повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью пассажиров.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления и сводятся к тому, что судом первой инстанции оставлены без внимания обстоятельства указанные в исковом заявлении. Департамент обращает внимание на тот факт, что после отказа в исковых требованиях департаменту в рамках дела N А32-31751/2020 с аналогичным требованием за другой период, общество продолжило противоправное поведение, что свидетельствует о непринятии им мер по недопущению совершения административных правонарушений, а так же то обстоятельство, что данные нарушения носят систематический характер.
От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.
При принятии судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, согласно реестру маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (далее - реестр) перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (далее - маршрут) N 1 "Автовокзал "Южный" - мегацентр "Красная площадь" - ул. им. Комарова В.М." (далее - N 1) осуществляются по нерегулируемым тарифам.
Так, департаментом в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) ООО "Технотранс-Юг" было выдано свидетельство об осуществлении регулярных пассажирских перевозок (далее - свидетельство) по маршруту N 1 серия 000001 N 000150 сроком действия с 01.12.2018 по 30.11.2023.
В связи с тем обстоятельством, что в маршрут N 1 вносились изменения, ранее выданное свидетельство в соответствии с ч. 7 ст. 27 Закона N 220-ФЗ было переоформлено.
В настоящее время ООО "Технотранс-Юг" осуществляет перевозки по маршруту N 1 на основании свидетельства серии 000001 N 000354 сроком действия с 18.09.2021 по 30.11.2023.
В департамент транспорта поступили постановления о назначении административного наказания по ч. 5 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении юридического лица ООО "Технотранс-юг" при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 1.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с иском о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 29 Закона N 220-ФЗ на уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, возложена обязанность по обращению в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в случае неоднократного в течение одного года привлечения юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в ч.ч. 4 - 5 ст. 11.33 КоАП РФ.
Департамент в соответствии с п. 1 Положения о департаменте транспорта и дорожного хозяйства Администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденного Решением Городской думы Краснодара от 26.12.2017 N 46, является уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ установлено, что право осуществления регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно пункту 20 статьи 3 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 26 Закона N 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 3 Закона N 220-ФЗ к характеристикам транспортного средства, влияющим на качество перевозок относятся наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.
Так, согласно реестру к перевозкам по маршруту N 1 допускаются транспортные средства со следующими характеристиками: автобусы среднего класса в количестве 24 единицы, имеющие в наличии сопряженную с региональной системой мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС /GPS; возраст которых не старше 15 лет; салон которых оборудован функционирующей системой видеонаблюдения; имеющие в наличии антиблокировочную систему тормозов; систему препятствующую движению при открытых дверях и (или) люках багажного отделения; специальное сертифицированное оборудование для использования газомоторного топлива; систему кондиционирования воздуха; исправное оборудования электронной автоматической системы оплаты проезда.
В карте маршрута регулярных перевозок в соответствии с п. 10 ч. 4 ст. 28 Закона N 220-ФЗ отражаются характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 220-ФЗ перевозчику ООО "Технотранс-юг" к свидетельству выданы карты маршрута, в которых в том числе содержатся характеристики, предусмотренные реестром.
Департамент, заявляя требование о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок указал, что в отношении общества в 2022 году уполномоченным органом были вынесены постановления о назначении административного наказания по ч. 5 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 1 за 2022 год, а именно:
1) постановление от 06.06.2022 N 02220624 в отношении юридического лица ООО "Технотранс-Юг" о назначении административного наказания по ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ, согласно которому в салоне транспортного средства марки ПАЗ 320412-10 с государственным регистрационным знаком АК 338 23, используемом при осуществлении перевозок по маршруту N 1, отсутствовала система кондиционирования воздуха.
2) постановление от 12.08.2022 N 02220995 в отношении юридического лица ООО "Технотранс-Юг" о назначении административного наказания по ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ, согласно которому в салоне транспортного средства марки ПАЗ 320412-10 с государственным регистрационным знаком АК 329 93, используемом при осуществлении перевозок по маршруту N 1, отсутствовала система кондиционирования воздуха.
Частью 5 ст. 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ответчик обращался в арбитражный суд об оспаривании постановления N 02220995 от 12.08.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении предусмотренного частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ.
Решением суда от 22.11.2022 по делу N А32-41237/2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатым Арбитражным апелляционным судом от 17.02.2023 в удовлетворении требований отказано.
Таким образом, на момент обращения департамента в суд с рассматриваемым заявлением, общество было привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ.
Данное обстоятельство представителем общества в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, постановления о привлечении к административной ответственности не отменены, представителем общества представлены платежные поручения об оплате административных штрафов.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции выявленные нарушения являются незначительными и устранимыми, и не могут свидетельствовать о грубом нарушении обществом требований действующего законодательства для пресечения которого необходимо принятие такой меры как прекращение действия свидетельства по заявленным департаментом маршрутам.
Исходя из определения понятия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок как документа, подтверждающего право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, прекращение действия такого свидетельства означает прекращение права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту, то есть по существу является мерой административного воздействия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Суд первой инстанции, на основании анализа постановлений о назначении административного наказания, пришел к правомерному выводу о том, что данные нарушения, носят устранимый характер.
Обществом приняты все возможные меры по устранению нарушений, зафиксированных МУГДН в представленных департаментом протоколах, ответчиком штрафы оплачены.
Система кондиционирования воздуха находилась в ремонте, что подтверждается актом выполненных работ от 07.06.2022. На транспортное средство регистрационный номер АК 338 23 (постановление от 06.06.2022 N 02220624) система кондиционирования воздуха после профилактических работ была установлена уже 08.06.2022, что подтверждается актом выполненных работ от 18.06.2022.
В целях недопущения срыва рейса и нарушения расписания движения на маршруте N 1 на линию были временно выпущены транспортные средства с иными характеристиками.
Исходя из положений пункта 2 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ факт привлечения лица к ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 КоАП РФ, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Однако, данное обстоятельство не является безусловным основанием для прекращения действия свидетельства в судебном порядке.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий. Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты интересов Российской Федерации, прав и законных интересов граждан и иных лиц. Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании действия свидетельства по маршруту N 1.
Из изложенного следует, что прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок является правом, а не обязанностью суда и применяется в качестве крайней меры воздействия по итогам исследования всех обстоятельств дела.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что такая мера административного воздействия как прекращение действия свидетельств по маршруту N 1, является несоразмерной и не соответствующей характеру совершенного обществом деяния.
Учитывая характер допущенных обществом нарушений и поведение ответчика, который указанные нарушения устранил, отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные нарушения повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью пассажиров, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для применения в отношении общества такой меры административного воздействия как прекращение действия выданного ему свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту N 1.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных департаментом требований судом первой инстанции правомерно отказано.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26 мая 2023 года по делу N А32-58121/2022 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-58121/2022
Истец: Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар
Ответчик: ООО "Технотранс-Ю", ООО Технотранс-Юг