Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2023 г. N Ф08-12615/23 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
10 октября 2023 г. |
Дело N А15-7390/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Сулейманова З.М., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.07.2023 по делу N А15-7390/2021, принятое по заявлению Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, г. Махачкала (ОГРН 1170571015691, ИНН 0572019545) к акционерному обществу "Корпорация развития Дагестана", г. Махачкала (ОГРН 1130572002065, ИНН 0572005905) о взыскании штрафа, при участии в судебном заседании представителей акционерного общества "Корпорация развития Дагестана" Мисриевой Д.М. (доверенность от 09.01.2023), Алисултанова Р.Б. (доверенность от 30.08.2023), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к акционерному обществу "Корпорация развития Дагестана" (далее - общество, организация) о взыскании 200 000 руб. штрафа по договору от 23.12.2019 N 2.
Решением суда от 31.07.2023 в удовлетворении требований министерства отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерством подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковое заявление. Заявитель ссылается на то, что согласно положениям договора в случае неисполнения обществом указаний министерства, на нем лежит обязанность по уплате штрафа. Согласно пункту 6.4 договора неустойка возлагается не за несоблюдение отдельных пунктов договора, а за весь договор полностью. Отсутствие сроков в письмах министерства на исполнение указаний не имеет значения, поскольку пунктом 5.5.12.2 договора предусмотрен 10-дневный срок на отправку отчетов.
В судебном заседании представители организации полагали, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лица, участвующего в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.07.2023 по делу N А15-7390/2021 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между министерством и обществом заключен договор от 23.12.2019 N 2 о предоставлении из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением и государственным или муниципальным унитарным предприятием (далее - договор).
Согласно пункта 1.1. договора предметом настоящего договора является предоставление организации из республиканского бюджета в 2019 году бюджетных инвестиций на увеличение уставного капитала в целях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Дагестан с увеличением в соответствии с условиями настоящего договора на эквивалентную часть участия Республики Дагестан в уставном капитале организации.
Из пункта 5.5.12.1. договора следует, что организация обязуется направлять получателю средств республиканского бюджета отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции в соответствии с приложением N 5 к настоящему договору, которое является его неотъемлемой частью, не позднее 10 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом.
В соответствии с пунктом 5.5.12.2. договора организация обязуется направлять получателю средств республиканского бюджета отчет о достижении значений показателей результативности, установленных в соответствии с пунктом 5.1.3. настоящего договора в соответствии с приложением N 6 к настоящему договору, которое является его неотъемлемой частью: не позднее 10 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом, в котором наступил плановый срок достижения значения показателя результативности; не позднее 10 рабочих дней после наступления планового срока достижения значения показателя результативности.
Согласно пункту 5.2.2.1. договора получатель средств республиканского бюджета вправе давать организации обязательные для исполнения указания, содержащие сроки устранения указанных нарушений.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором (пункт 6.1 договора).
Из пункта 6.4. договора следует, что в случае неисполнения организацией указаний, полученных от получателя средств республиканского бюджета в соответствии с пунктом 5.2.2.1. настоящего договора, организация уплачивает в доход республиканского бюджета штраф в размере 50 000 руб.
В обоснование исковых требований министерство указало, что в адрес организации были направлены письма от 16.04.2020 N МА-03/2230, от 22.06.2020 N МА-03/3209, от 07.07.2020 N МА-03/3511, от 07.09.2020 N МА-03/4762 о необходимости представления отчетов в установленные сроки и в соответствии утвержденными договором приложениями. Однако, организацией по состоянию на 01.10.2020 отчеты, предусмотренные пунктами 5.5.12.1. и 5.5.12.2. договора в утвержденной форме не представлены. В связи с изложенным, министерство в порядке пункта 6.4. договора просит взыскать штраф в размере 200 000 руб.
Поскольку требование об уплате неустойки было оставлено без удовлетворения, министерство обратилось в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 329, 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 329, пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции установил, что в ответ на письма министерства от 16.04.2020 N МА-03/2230 и от 22.06.2020 N МА03/3209 общество письмом от 22.06.2020 N 195 направило в адрес министерства отчёт о расходах (приложение N 4 к договору от 25.12.2019 N 3) и сведения об операциях с целевыми средствами к договору от 25.12.2019 N 3.
Изложенные обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать вывод о том, что указания министерства, выраженные в письмах 16.04.2020 N МА-03/2230 и от 22.06.2020 N МА-03/3209, организацией были исполнены в установленный срок.
Письмом от 07.07.2020 N МА-03/3511 министерство просило общество представить отчеты, предусмотренные пунктами 5.5.12.1. и 5.5.12.2. договора, за период 2019 год и 1-2 кварталы 2020 года. Кроме того, министерство сообщило обществу, что ранее направленные отчеты представлены не по утвержденным формам и данные в отчетах отражены некорректно. Вместе с тем, в нарушение пункта 5.2.2.1. договора в письме от 07.07.2020 N МА-03/3511 министерство не указало срок устранения нарушений.
В ответ на письмо министерства от 07.07.2020 N МА-03/3511 общество письмом от 17.08.2020 N 252 направило в адрес министерства отчёт о расходах за 4 квартал 2019 года, 1-2 кварталы 2020 года (приложение N 4 к договору от 25.12.2019 N 3) и отчет о достижении значений показателей результативности за 4 квартал 2019 года, 1-2 кварталы 2020 года (приложение N 5 к договору от 25.12.2019 N 3).
Письмом от 07.09.2020 N МА-03/4762 министерство направило обществу полученные отчеты на доработку, указав, что они заполнены не корректно, в них отсутствуют печати и подписи главного бухгалтера и исполнителя. Вместе с тем, в нарушение пункта 5.2.2.1 договора в письме от 07.09.2020 N МА-03/4762 министерство не указало срок устранения нарушений.
Письмом от 16.12.2020 N 383 общество повторно направило министерству отчёт о расходах за 4 квартал 2019 года, 1-2 кварталы 2020 года (приложение N 4 к договору от 25.12.2019 N 3) и отчет о достижении значений показателей результативности за 4 квартал 2019 года, 1-2 кварталы 2020 года (приложение N 5 к договору от 25.12.2019 N 3).
Таким образом, учитывая, что в письмах министерства от 07.07.2020 N МА-03/3511 и от 07.09.2020 N МА-03/4762 в нарушение пункта 5.2.2.1. не были указаны сроки устранения нарушений, а указания министерства, выраженные в письмах от 16.04.2020 N МА-03/2230 и от 22.06.2020 N МА03/3209, обществом были исполнены в установленный срок 22.06.2020, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для взыскания штрафа отсутствуют.
Как следует из абзаца 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пунктом 6.4 договора неустойка возлагается за весь договор полностью, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку согласно пункту 6.4 в случае неисполнения организацией указаний, полученных от получателя средств республиканского бюджета в соответствии с пунктом 5.2.2.1 договора, организация уплачивает в доход республиканского бюджета штраф в размере 50 000 руб.
Как установлено судом, пунктом 5.2.2.1. договора определено, что получатель средств республиканского бюджета вправе давать организации обязательные для исполнения указания, содержащие сроки устранения указанных нарушений.
Заявитель ссылается на то обстоятельство, что организация по состоянию на 01.10.2020 отчеты, предусмотренные пунктами 5.5.12.1 и 5.5.12.2. договора в утвержденной форме не представлены.
Согласно пункту 5.5.12.1. договора организация обязуется направлять получателю средств республиканского бюджета отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции в соответствии с приложением N 5 к настоящему договору, которое является его неотъемлемой частью, не позднее 10 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом.
В соответствии с пунктом 5.5.12.2. договора организация обязуется направлять получателю средств республиканского бюджета отчет о достижении значений показателей результативности, установленных в соответствии с пунктом 5.1.3. настоящего договора в соответствии с приложением N 6 к настоящему договору, которое является его неотъемлемой частью: не позднее 10 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом, в котором наступил плановый срок достижения значения показателя результативности; не позднее 10 рабочих дней после наступления планового срока достижения значения показателя результативности.
Из буквального толкования данных условий договора следует, что начисление штрафа предусмотрено за не исполнение обществом полученных от министерства указаний, в предусмотренный срок.
Вместе с тем, уплата штрафа предусмотрена пунктом 5.2.3, если организацией не достигнуты значения показателей результативности, установленные в соответствии с пунктом 5.1.3 договора.
В свою очередь, доводов о том, что организацией не достигнуты значения показателей результативности установленные в соответствии с пунктом 5.1.3 в суд первой инстанции не заявлялось.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.07.2023 по делу N А15-7390/2021 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.07.2023 по делу N А15-7390/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
З.М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-7390/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ответчик: АО "КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ ДАГЕСТАНА", ОАО "Корпорация развития Дагестана"
Третье лицо: Минбулатова Камила Гамзатовна