11 октября 2023 г. |
Дело N А85-1112/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 октября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
при участии в заседании:
от истца:
РДКС ДНР Азарян А.А. (директор);
от ответчика:
ГУП ДНР "Донецкая железная дорога" Пропастин В.Н. (дов. от 12.01.2023);
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" на решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 19 мая 2023 года по делу N А85-1112/2022 (5/200/1112/2022),
УСТАНОВИЛ:
Республиканская дирекция капитального строительства Донецкой Народной Республики (далее - РДКС ДНР) обратилась в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики с иском, уточненным в порядке требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Государственному унитарному предприятию Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" (далее - ГУП ДНР "Донецкая железная дорога") о взыскании штрафа за нарушение срока использования средств предварительной оплаты в размере 1% от суммы невыполненных работ на сумму 70 808,51 руб., пени за не несвоевременный возврат средств предварительной оплаты в размере 0,1% от суммы невыполненных обязательств за каждый день просрочки возврата средства авансирования (остаток средств предварительной оплаты на сумму 2 460 253,31 руб.
Решением Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 19 мая 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, ГУП ДНР "Донецкая железная дорога" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что РДКС ДНР не является органом государственного надзора и контроля. Полагает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о снижении размера неустойки. Утверждает, что к спорным правоотношения подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 г. N 783. Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2023 года апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
РДКС ДНР в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 19 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить.
В судебном заседании представитель истца, возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении, обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 16 апреля 2021 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики (Далее - Заказчик) и Государственным предприятием "Донецкая железная дорога" заключён Договор строительного подряда N 1 (далее - Договор) с приложениями (т. 1 л.д. 28-33).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора Подрядчик обязуется на свой риск собственными силами выполнить предусмотренные договором строительные работы по объекту: "Реконструкция здания казармы 20/52 ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОНЕЦКОЕ ВЫСШЕЕ ОБЩЕВОЙСКОВОЕ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ" (идентификационный код юридического лица 51014791), расположенного по адресу: г. Донецк, ул. Куприна, 1 (идентификационный номер объекта недвижимости - Н0000000268)" (далее - Объект), в соответствии с условиями настоящего Договора, включая монтаж оборудования, устройство инженерных систем, выполнение пусконаладочных работ и участие в мероприятиях по вводу Объекта в эксплуатацию (далее работы, работа), передать работы Заказчику в сроки, указанные в настоящем Договоре, а Заказчик обязуется осуществлять технический надзор, принять выполненную работу и оплатить ее на условиях настоящего Договора.
Пунктами 2.1. 2.2 Договора стороны согласовали, что цена настоящего Договора является приблизительной и составляет 187 400 935,00 руб., указана с учётом всех уплачиваемых на территории Донецкой Народной Республики налогов, сборов, которые должен уплатить Подрядчик согласно договорной цены на выполнение работ, расчёт которой является Приложением N 1 и неотъемлемой частью договора. Приблизительная договорная цена может изменяться исключительно по взаимному согласию сторон в отдельных случаях, указанных в п. 2.3 Договора. В случае превышения Подрядчиком приблизительной договорной цены, если повышение не предусмотрено условиями настоящего Договора, все связанные с этим расходы, если иное не установлено законодательством, несет Подрядчик.
Согласно пунктам 3.1-3.3 Договора расчет по настоящему Договору производится Заказчиком за фактически выполненные работы на основании подписанных сторонами актов приема выполненных строительных работ, составленных по примерной форме N КБ-2в (далее - Акт КБ-2в) и справки о стоимости выполненных строительных работ и затрат, составленных по форме N КБ-3 (далее - Справка КБ-3), в пределах сметных назначений по факту финансирования. Датой выполнения работ считается дата подписания сторонами соответствующих Актов КБ-2в и Справки КБ-3. Оплата по настоящему Договору производится в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет Генподрядчика в течение 7-ми рабочих дней с момента зачисления бюджетных средств на расчетный счет Заказчика.
В соответствии с пунктом 3.4 Договора Заказчик может осуществлять предварительную оплату на срок не более 180 календарных дней, в размере не более 70 % от договорной цены (суммы Договора) (131 180 654,50 руб.), указанной в п. 2.1 Договора, на выполнение работ, закупку товаров и услуг. Основанием для проведения предварительной оплаты является счет-фактура Подрядчика.
В соответствии с пунктами 7.3, 7.9 Договора приёмка выполненных работ, предусмотренных настоящим Договором, оформляется двусторонним Актом КБ-2в, который подписывается полномочными представителями Сторон. Подписанные Сторонами Акты КБ-2в и Справки КБ-3 являются основанием для проведения расчётов между Сторонами.
Согласно пунктам 8.1, 8.2 Договора в случае нарушения сроков использования средств предварительной оплаты, установленных п. 2.3. настоящего Договора, Подрядчик уплачивает Заказчику штраф в размере 1 % от суммы невыполненных обязательств и возвращает средства предварительной оплаты (остаток средств предварительной оплаты) в течение 3-х рабочих дней с момента нарушения условий Договора. В случае несвоевременного возврата средств предварительной оплаты (остаток суммы предварительной оплаты) Подрядчик уплачивает Заказчику пеню в размере 0,1% от суммы невыполненных обязательств за каждый день просрочки возврата средств авансирования (остаток средств предварительной оплаты). Средства, полученные Заказчиком в виде неустойки (штрафные санкции, пеня), в случае невыполнения (частичного выполнения). Подрядчиком своих обязательств, перечисляются в доход Республиканского бюджета в течение 3-х рабочих дней с момента их зачисления на соответствующие счета.
В соответствии с пунктами 12.1, 12.2 Договора настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.2021 включительно, а в части взаиморасчетов - до полного выполнения Сторонами взятых на себя обязательств по настоящему Договору. Настоящий Договор может быть расторгнут (прекращён) по договорённости путём подписания Сторонами соответствующего дополнительного соглашения о расторжении (прекращении) настоящего Договора предварительно согласовав такое расторжение за 10 календарных дней. Настоящий Договор распространяет свое действие на правоотношения, возникшие между Сторонами с 01 марта 2021 года.
Пунктами 12.4, 12.5 Договора стороны определили, что изменения в настоящий Договор могут быть внесены по договоренности Сторон, которая оформляется дополнительным соглашением к настоящему Договору и в иных случаях, предусмотренные действующим законодательством. Изменения в настоящий Договор вступают в силу с момента надлежащего оформления Сторонами соответствующего дополнительного соглашения к настоящему Договору, если, иное не установлено в самом дополнительном соглашении, настоящем Договоре или в действующем законодательстве.
В соответствии с расчётом приблизительной договорной цены (приложение N 1 к Договору) всего приблизительная договорная цена по объекту "Реконструкция здания казармы 20/52 Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Донецкое высшее общевойсковое командное училище", (идентификационный код юридического лица 51014791), расположенного по адресу: г. Донецк, ул. Куприна, 1 (идентификационный номер объекта недвижимости - Н0000000268)" составляет 187 400 935,00 руб. (т. 1, обратная сторона л.д. 33).
Согласно планам-графикам выполнения работ по Объекту, срок выполнения работ - до 13 августа 2021 года (т. 1, л.д. 37).
25 мая 2021 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики и Государственным предприятием "Донецкая железная дорога" заключено Дополнительное соглашение N 1, которым Стороны изменили сроки выполнения работ, установленные пунктом 6.1 Договора, изложив его в следующей редакции: "6.1 Календарные сроки выполнения работ предусмотрены планом-графиком выполнения работ (Приложение N 2) настоящего Договора и определены Сторонами: начало работ: 15.03.2021 г.; окончание работ: 31.07.2021 г.", а также изложили План- график выполнения работ в новой редакции (т. 1, л.д. 34).
02 сентября 2021 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики и Государственным предприятием Донецкая железная дорога" заключено Дополнительное соглашение N 2, которым Стороны внесли изменения в пункт 2.1 Договора, изложив его в новой редакции: "2.1. Цена настоящего Договора является приблизительной и составляет 148 944 834,00 руб., указана с учетом всех уплачиваемых на территории Донецкой Народной Республики налогов, сборов, которые должен будет уплатить Подрядчик согласно договорной цены на выполнение работ, которая является Приложением N 1 и неотъемлемой частью договора.
План финансирования предусматривает:
Перечисление средств в сумме 93 700 467,50 руб. осуществляется на расчетный счет Подрядчика: 40602810220960000025. открытый в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики до вступления в силу Распоряжения, не подлежат казначейскому сопровождению.
Перечисление средств в сумме 55 244 366,50 руб. осуществляется на расчетный счет Подрядчика: 40507810020000111001, открытый в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики, номер лицевого счета 71011024910, открытый в Республиканском казначействе Донецкой Народной Республики, после вступления в силу Распоряжения, подлежат казначейскому сопровождению.", изложили в новой редакции Приложение N 1 "Расчёт договорной цены", определили порядок финансирования, уточнили порядок оплаты работ в части казначейского сопровождения в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики, уточнили обязанности Подрядчика, уточнили реквизиты Подрядчика (т. 1, л.д. 38-39).
07 сентября 2021 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики и Государственным предприятием "Донецкая железная дорога" заключено Дополнительное соглашение N 3, которым Стороны дополнили раздел N 12 "Прочие условия" следующим пунктом: " 12.11. Стороны обязаны указывать в соглашениях (договорах), договорах об осуществлении взносов (вкладов), контрактах (договорах), расчетных и иных документах идентификатор соглашения 00000000190011211436". Внесли изменения в раздел 14 "Адреса, реквизиты и подписи Сторон" изложив реквизиты Подрядчика в новой редакции (т.1 л.д.42).
09 сентября 2021 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики и Государственным предприятием "Донецкая железная дорога" заключено Дополнительное соглашение N 4, которым Стороны внесли изменения в Раздел N 14 "Адреса, реквизиты и подписи Сторон" изложив реквизиты Подрядчика в новой редакции (т.1 л.д.43).
30 сентября 2021 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики и Государственным предприятием "Донецкая железная дорога" заключено Дополнительное соглашение N 5, которым Стороны внесли изменения в пункт 2.1 Договора, изложив его в новой редакции: "2.1. Цена настоящего Договора является приблизительной и составляет 113 416 591,00 руб., указана с учетом всех уплачиваемых на территории Донецкой Народной Республики налогов, сборов, которые должен будет уплатить
Подрядчик согласно договорной цены на выполнение работ, которая является Приложением N 1 и неотъемлемой частью договора.
План финансирования предусматривает:
Перечисление средств в сумме 93 700 467,50 руб. осуществляется на расчетный счет Подрядчика: 40602810220960000025, открытый в Центрально Банке Донецкой Народной Республики до вступления в силу Распоряжения, не подлежит казначейскому сопровождению.
Перечисление средств в сумме 19 716 123,50 руб. осуществляется на расчетный счет Подрядчика: 40507810020000111001, открытый в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики, номер лицевого счета 71011024910, открытый Республиканском казначействе Донецкой Народной Республики, после вступления в силу Распоряжения, подлежат казначейскому сопровождению.", внесли изменения в пункт 3.4 Договора, изложив его в новой редакции: "3.4. Заказчик может осуществлять предварительную оплату на срок не более 180 календарных дней, в размере не более 70% от договорной цены (суммы Договора), указанной в п. 2.1 Договора, на выполнение работ, закупку товаров и услуг. Основанием для проведения предварительной оплаты является счет-фактура Подрядчика.", внесли изменения в пункт 6.1 Договора, изложив его в следующей редакции: "6.1 Календарные сроки выполнения работ предусмотрены планом-графиком выполнения работ (Приложение N 2) настоящего Договора и определены Сторонами: начало работ: 15.03.2021 г.; окончание работ: 31.10.2021 г.", а также изложили Приложение 1 к Договору "Договорная цена" и Приложение 2 к Договору "План-график выполнения работ" в новой редакции (т. 1. л.д. 44).
28 октября 2021 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики и Государственным предприятием "Донецкая железная дорога" заключено Дополнительное соглашение N 6, которым внесены изменения в пункт 6.1 Договора, изложив его в следующей редакции: "6.1 Календарные сроки выполнения работ предусмотрены планом-графиком выполнения работ (Приложение N 2) настоящего Договора и определены Сторонами: начало работ: 15.03.2021 г.; окончание работ: 15.12.2021 г.", а также изложили Приложение 2 к Договору "План-график выполнения работ" в новой редакции (т. 1, л.д. 48).
30 ноября 2021 года между сторонами заключено Дополнительное соглашение N 7, которым стороны внесли изменения в преамбулу договора строительного подряда N 1 от 16.04.2021 и изложили ее в следующей редакции: "Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики, именуемая в дальнейшем "Заказчик", в лице и.о. начальника Азаряна Артура Арменовича, действующего на основании Положения, с одной Стороны и
Государственное унитарное предприятие Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога", именуемое в дальнейшем "Подрядчик" в лице Генерального директора Калеватых Олега Николаевича, действующего на основании Устава, с другой стороны, при совместном упоминании именуемые "Стороны", заключили настоящий Договор строительного подряда о нижеследующем:".
Также, стороны внесли изменения в раздел 14 "Адреса, реквизиты и подписи Сторон" изложив реквизиты Подрядчика в новой редакции (т.1 л.д. 51).
16 декабря 2021 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики и Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" заключено Дополнительное соглашение N 8, которым внесены изменения в пункт 6.1 Договора, изложив его в следующей редакции: "6.1 Календарные сроки выполнения работ предусмотрены планом-графиком выполнения работ (Приложение N 2) настоящего Договора и определены Сторонами: начало работ: 15.03.2021 г.; окончание работ: 30.12.2021 г.", а также изложили Приложение 2 к Договору "План-график выполнения работ" в новой редакции (т. 1, л.д. 52).
30 декабря 2021 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики и Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" заключено Дополнительное соглашение N 9, которым внесены изменения в пункт 6.1 Договора, изложив его в следующей редакции: "6.1 Календарные сроки выполнения работ предусмотрены планом-графиком выполнения работ (Приложение N 2) настоящего Договора и определены Сторонами: начало работ: 15.03.2021 г.; окончание работ: 31.03.2022 г.", пункт 12.1 Договора, изложен в следующей редакции: "12.1 Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.03.2022 включительно, а в части взаиморасчетов - до полного выполнения Сторонами взятых на себя обязательств по настоящему Договору. Настоящий Договор может быть расторгнут (прекращён) по договорённости путём подписания Сторонами соответствующего дополнительного соглашения о расторжении (прекращении) настоящего Договора предварительно согласовав такое расторжение за 10 календарных дней.", а также изложили Приложение 2 к Договору "План-график выполнения работ" в новой редакции (т. 1, л.д. 56).
30 марта 2022 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики и Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" заключено Дополнительное соглашение N 10, которым стороны внесли изменения в пункт 6.1 Договора, изложив его в следующей редакции: "6.1 Календарные сроки выполнения работ предусмотрены планом- графиком выполнения работ (Приложение N 2) настоящего Договора и определены Сторонами: начало работ: 15.03.2021 г.; окончание работ: 30.06.2022 г.", внесли изменения в пункт 12.1 Договора, изложив его в следующей редакции: "12.1 Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 30.12.2022 включительно, а в части взаиморасчетов - до полного выполнения Сторонами взятых на себя обязательств по настоящему Договору. Настоящий Договор может быть расторгнут (прекращён) по договорённости путём подписания Сторонами соответствующего дополнительного соглашения о расторжении (прекращении) настоящего Договора предварительно согласовав такое расторжение за 10 календарных дней.", а также изложили Приложение 2 к Договору "План-график выполнения работ" в новой редакции (т. 1, л.д. 60).
30 июня 2022 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики и Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" заключено Дополнительное соглашение N 11, которым стороны внесли изменения в преамбулу Договора, внесли изменения в пункт 6.1 Договора, изложив его в следующей редакции: "6.1 Календарные сроки выполнения работ предусмотрены планом-графиком выполнения работ (Приложение N 2) настоящего Договора и определены Сторонами: начало работ: 15.03.2021 г.; окончание работ: 30.09.2022 г.", а также изложили Приложение 2 к Договору "План-график выполнения работ" в новой редакции (т. 1, л.д. 64).
18 августа 2022 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики и Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" заключено Дополнительное соглашение N 12/Идентификатор соглашения 00000000190011211436, котором стороны уточнили порядок оплаты работ в части казначейского сопровождения в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики, уточнили обязанности Заказчика, уточнили обязанности Подрядчика (т. 1, л.д. 68-69).
29 сентября 2022 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики и Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" заключено Дополнительное соглашение N 13, которым стороны внесли изменения в преамбулу Договора, внесли изменения в пункт 6.1 Договора, изложив его в следующей редакции: "6.1 Календарные сроки выполнения работ предусмотрены планом-графиком выполнения работ (Приложение N 2) настоящего Договора и определены Сторонами: начало работ: 15.03.2021 г.; окончание работ: 31.10.2022 г.", а также изложили Приложение 2 к Договору "План-график выполнения работ" в новой редакции (т. 1, л.д. 70).
27 октября 2022 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики и Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" заключено Дополнительное соглашение N 14, которым стороны внесли изменения в преамбулу Договора, внесли изменения в пункт 6.1 Договора, изложив его в следующей редакции: "6.1 Календарные сроки выполнения работ предусмотрены планом-графиком выполнения работ (Приложение N 2) настоящего Договора и определены Сторонами: начало работ: 15.03.2021 г.; окончание работ: 30.11.2022 г.", а также изложили Приложение 2 к Договору "План-график выполнения работ" в новой редакции (т. 4, л.д. 59-60).
30 ноября 2022 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики и Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" заключено Дополнительное соглашение N 15, которым стороны внесли изменения в преамбулу Договора, внесли изменения в пункт 6.1 Договора, изложив его в следующей редакции: "6.1 Календарные сроки выполнения работ предусмотрены планом-графиком выполнения работ (Приложение N 2) настоящего Договора и определены Сторонами: начало работ: 15.03.2021 г.; окончание работ: 30.12.2022 г.", а также изложили Приложение 2 к Договору "План-график выполнения работ" в новой редакции (т. 4, л.д. 61-62).
Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики принятые на себя обязательства по Договору строительного подряда от 16 апреля 2021 года N 1, в части перечисления предварительной оплаты не более 70 % от Договорной цены, выполнены в полном объеме, что подтверждается Платежными поручениями N 313092 от 29 апреля 2021 года на сумму 56 220 280,50 руб., N 466116 от 16 июня 2021 года на сумму 37 480 187,00 руб. (т. 3, л.д. 86, 87).
В период с ноября 2021 года по октябрь 2022 года Государственное унитарное предприятие Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" выполнило строительные работы на общую сумму 86 619 616,72 руб., что подтверждается подписанными и скреплёнными печатями сторон: Справками о стоимости выполненных строительных работ и затратах: N 1-1- за ноябрь 2021 года; N 2-1 за декабрь 2021 года; N 3-1 за декабрь 2021 года; N 4-1 за декабрь 2021 года; N 5-1 за декабрь 2021 года; N 6-1 за декабрь 2021 года; N 7-1 за январь 2022 года; N 8-1 за январь 2022 года; N 9-1 за январь 2022 года; N 10-1 за февраль 2022 года; N 11-1 за февраль 2022 года; N 12-1 за февраль 2022 года; N 13-1 за март 2022 года; N 14-1 за март 2022 года; N 15-1 за апрель 2022 года; N 16-1 за апрель 2022 года; N 17-1 за апрель 2022 года; N 18-1 за апрель 2022 года; N 19-1 за май 2022 года; N 20-1 за май 2022 года; N 22-1 за май 2022 года; N 23-1 за май 2022 года; N 24-1 за май 2022 года; N 25-1 за июнь 2022 года; N 26-1 за июнь 2022 года; N 27-1 за июнь 2022 года; N 28-1 за июнь 2022 года; N 29-1 за июнь 2022 года; N 30-1 за июнь 2022 года; N 31-1 за июль 2022 года; N 32-1 за июль 2022 года; N 33-1 за июль 2022 года; N 34-1 за июль 2022 года; N 35-1 за июль 2022 года; N 36-1 за июль 2022 года; N 37-1 за июль 2022 года; N 38-1 за июль 2022 года; N 39-1 за июль 2022 года; N 40-1 за июль 2022 года; N 41-1 за июль 2022 года; N 42-1 за июль 2022 года; N 43-1 за июль 2022 года; N 44-1 за июль 2022 года; N 45-1 за август 2022 года; N 46-1 за август 2022 года; N 47-1 за август 2022 года; N 48-1 за август 2022 года; N 49-1 за август 2022 года; N 50-1 за сентябрь 2022 года; N 51-1 за сентябрь 2022 года; N 52-1 за октябрь 2022 года; N 53-1 за октябрь 2022 года; N 54-1 за октябрь 2022 года; N 55-1 за октябрь 2022 года; N 56-1 за октябрь 2022 года; N 57-1 за октябрь 2022 года (т. 1 79, 88, 91, 94, 98, 104, 107, 110, 132, 143, 146, 149; т. 2 л.д. 4, 9, 14, 24, 28, 36, 42, 47, 61, 64, 66, 72, 75, 80. 83, 85, 94, 97, 102, 104, 108, 111, 114, 119, 17, 131, 136, 138,141, 144, 150; т. 3 л.д. 4, 12, 15, 18, 24, 33, 39, 47, 52, 55, 58, 62, 81);
Актами приемки выполненных строительных работ: N 4/1 за ноябрь 2021 года; N 4/2 за ноябрь 2021 года; N 4/3 за ноябрь 2021 года; N 4/4 за декабрь 2021 года; N 4/5 за декабрь 2021 года; N 1/9 за декабрь 2021 года; N 4/6 за декабрь 2021 года; N 4/7 за декабрь 2021 года; N 3/1 за декабрь 2021 года; N 2/1 за декабрь 2021 года; N 2/2 за январь 2022 года; N 10/1 за январь 2022 года; N 10/2 за январь 2022 года;N1/4 за январь 2022 года; N2/3 за февраль 2022 года; N 2/4 за февраль 2022 года; N 6/1 за февраль 2022 года; N 6/2 за февраль 2022 года; N 2/5 за март 2022 года; N 10/4 за март 2022 года; N 10/5 за март 2022 года; N 6/3 за апрель 2022 года; N 6-4 за апрель 2022 года; N 6/5 за апрель 2022 года; N 10/7 за апрель 2022 года; N 10/8 за апрель 2022 года; N 10/6 за апрель 2022 года; N 1/4-1 за апрель 2022 года; N 1/20 за апрель 2022 года; N 1/5 за апрель 2022 года; N 1/5-1 за апрель 2022 года; N 1/5-4 за апрель 2022 года; N 10/9 за апрель 2022 года; N 3/2 за май 2022 года; N 3/5 за май 2022 года; N 2/6 за май 2022 года; N 2/7 за май 2022 года; N 1/5-3 за май 2022 года; N 3/3 за май 2022 года; N 1/5-5 за май 2022 года; N 10/3 за май 2022 года; N 1/5-2 за июнь 2022 года; N 1/18 за июнь 2022 года; N 1/22 за июнь 2022 года; N 3/4 за июнь 2022 года; N 2/8 за июнь 2022 года; N 1/8 за июнь 2022 года; N 1/19 за июнь 2022 года; N 3/6 за июнь 2022 года; N 8/1 за июль 2022 года; N 1/5-6 за июль 2022 года; N 1/17 за июль 2022 года; N 1/8-1 за июль 2022 года; N 1/7 за июнь 2022 года; N 5/1 за июль 2022 года; N 1/6 за июль 2022 года; N 1/14 за июль 2022 года; N 2/9 за июль 2022 года; N 2/10 за июль 2022 года; N 1/12 за июль 2022 года; N 1/16 за август 2022 года; N 1/16-1 за август 2022 года; N 1/15 за август 2022 года; N 1/15-1 за август 2022 года; N 9/1 за август 2022 года; N 8/3 за август 2022 года; N 1/27 за август 2022 года; N 1/33 за сентябрь 2022 года; N 1/28 за сентябрь 2022 года; N 1/29 за сентябрь 2022 года; N 8/2 за сентябрь 2022 года; N 3/7 за октябрь 2022 года; N 1/8-2 за октябрь 2022 года; N 1/5-7 за октябрь 2022 года; N 9.2 за октябрь 2022 года; N 8/4 за октябрь 2022 года; N 1/26 за октябрь 2022 года; N 1/26-1 за октябрь 2022 года; N 2/11 за октябрь 2022 года (т. 1, л.д. 80-84, 89-90, 92-93, 95-97, 99-103, 105,108-109, 111-129, 133- 142, 144-145, 147-148, 150-151, т. 2, л.д. 5-8, 10-13, 15-23, 25-27, 29-35, 37-41, 43-46, 48- 55, 58-59, 62-63, 65, 67-70, 73-74, 76-79, 81-82, 84, 86-92, 95-96, 98-101, 103, 105107, 109- 110, 115-118, 120-126, 128-129, 139-140, 142-143, 145-149; т. 3, л.д. 1-3, 5-11, 13-14. 16-17, 19-22, 25-31, 34-35, 40-46, 48-51, 53-54. 56-57, 59-61, 63-80, 82-85);
Актами приемки смонтированного (немонтируемого) оборудования: N 1 от 30 ноября 2021 года; N 1/1 от 30 ноября 2021 года; N 2 от 30 декабря 2021 года; N 1/3 от 26 января 2022 года, N 1/10 от 26 января 2022 года, N 1/20 за 23 мая 2022 года, N 10/3.1 от 31 мая 2022 года; N 1/2 от 11 июля 2022 года, N 1/6-1 от 29 июля 2022 года, N 1/11 от 29 июля 2022 года, N 1/21 от 29 июля 2022 года, N 1/23 от 29 июля 2022 года. N 1/24 от 29 июля 2022 года, N 1/25 от 29 июля 2022 года, N 9/1.1 от 29 августа 2022 года (т. 1, л.д. 86, 87, 106, 130,; т. 2, л.д. 56, 71, 112-113, 130, 132135, 137; т. 3, л.д. 23).
09 сентября 2022 года истец направил в адрес ответчика претензию от 09 сентября 2022 года N 2185/01-28, в которой указал, что ГУП ДНР "Донецкая железная дорога" необходимо в течение срока установленного законодательством для рассмотрения претензии, перечислить на р/с Республиканской дирекции капитального строительства Донецкой Народной Республики средства предварительной оплаты, штраф в размере 1 % от невыполненных обязательств, пеню за несвоевременный возврат предварительной оплаты в размере 0,1 % от суммы невыполненных обязательств за каждый день просрочки возврата средств авансирования, остаток средств предварительной оплаты. Претензия получена ответчиком 12 сентября 2022 года, о чём свидетельствует штамп входящей корреспонденции (т. 3, л.д. 88-89).
19 сентября 2022 года Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" в адрес Республиканской дирекции капитального строительства Донецкой Народной Республики был направлен ответ на претензию от 19.09.2022 N НЗ-10/26, в котором указывалось, что в связи с событиями чрезвычайного характера и обострившейся военной ситуацией в Донецкой Народной Республике, мобилизацией сотрудников предприятия учесть форс-мажорные обстоятельства и частично приостановить выполнение обязательств по Договору, до восстановления благоприятной, безопасной ситуации в Донецкой Народной Республике и в соответствии с п. 9.3. продлить срок выполнения обязательств пропорционально времени, в течение которого будут действовать форс-мажорные обстоятельства. От выполнения обязательств по Договору подряда от 16.04.2021 N 1 ГУП ДНР "Донецкая железная дорога" не отказывается и обязуется в кратчайшие сроки, с момента окончания форс-мажорных обстоятельств, приступить к дальнейшему выполнению договорных условий (т. 3, л.д. 90-91).
В период с ноября 2022 года по декабрь 2022 года Государственное унитарное предприятие Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" выполнило строительные работы на общую сумму 8 825 080,89 рос. руб., что подтверждается подписанными и скреплёнными печатями сторон: Справками о стоимости выполненных строительных работ и затратах: N 58-1 за ноябрь 2022 года; N 59-1 за ноябрь 2022 года; N 61-1 за ноябрь 2022 года; N 62-1 за ноябрь 2022 года; N 65-1 за ноябрь 2022 года; N 63-1 за ноябрь 2022 года; N 64-1 за ноябрь 2022 года; N 66-1 за ноябрь 2022 года; N 67-1 за ноябрь 2022 года; N 68-1 за ноябрь 2022 года; N 69-1 за ноябрь 2022 года; N 70-1 за декабрь 2022 года; N 71-1 за декабрь 2022 года; N 72-1 за декабрь 2022 года; N 73-1 за декабрь 2022 года; N 74-1 за декабрь 2022 года; N 75-1 за декабрь 2022 года (т. 3, л.д. 109, 111, 115, 118, 126, 129, 1139, 144, 149; т. 4 л.д. 2, 6, 12, 15, 17, 20, 22, 24, 28);
Актами приемки выполненных строительных работ: N 2/13 за ноябрь 2022 года; N 3/8 за ноябрь 2022 года; N 1/35 за ноябрь 2022 года; N 8/5 за ноябрь 2022 года; N 8/7 за ноябрь 2022 года; N 8/8 за ноябрь 2022 года; N 8/6 за ноябрь 2022 года; N 8/9 за ноябрь 2022 года; N 8/1 за ноябрь 2022 года; N 11 за ноябрь 2022 года; N 10/10 за ноябрь 2022 года; N 2/12 за ноябрь 2022 года; N2/14 за ноябрь 2022 года; N 1/12 за ноябрь 2022 года; N 1/8-3 за ноябрь 2022 года; N1/12-1 за ноябрь 2022 года; N 1/34 за ноябрь 2022 года; N 1/34-1 за ноябрь 2022 года; N 1/36 за ноябрь 2022 года; N 1/37 за декабрь 2022 года; N 1/39 за декабрь 2022 года; N 8/3-1 за декабрь 2022 года; N 1/39-1 за декабрь 2022 года; N 4/7 за декабрь 2022 года; N 4/8 за декабрь 2022 года; N 5/2 за декабрь 2022 года (т. 3, л.д. 111-112, 114, 116-117, 119-125, 127-128, 130-138, 140-142, 145-148, 150; т. 4, л.д. 1. 3-5, 7-11, 13-14, 16, 18-19, 21, 23, 25-27, 29-31); Актами приемки смонтированного оборудования и мебели: N 2/13-1 от 21 ноября 2022 года, N 10/10.1 N 02-01-07/8258-10-1ЭТР от 22 ноября 2022 года (т. 3, л.д.110, 143).
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 4 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Донецкой Народной Республики со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) Донецкой Народной Республики.
Суд первой инстанции правомерно руководствовался частью 3 статьи 1642 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики (далее - ГК ДНР), предусматривающей применение этого Кодекса к гражданским правоотношениям, возникшим после вступления его в силу.
Принимая во внимание период спорных правоотношений, к правоотношениям подлежат применению нормы ГК ДНР и законов ДНР.
Как установлено п. 1 ст. 366 ГК ДНР в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и тому подобное, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных нормативных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 372 ГК ДНР).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными нормативными правовыми актами (п. 1 ст. 375 ГК ДНР).
Согласно ч. 1 ст. 810 ГК ДНР по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со статьей 848 ГК ДНР по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу ч. 1 ст. 816 ГК ДНР в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Согласно статье 819 ГК ДНР если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии со статьей 861 ГК ДНР заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики 30 декабря 2020 года N 89-5 "О реализации мероприятий по восстановлению объектов жилищного фонда и социальной сферы Донецкой Народной Республики на 2021 год", с изменениями и дополнениями Постановление 89-5) утверждены мероприятия по восстановлению объектов жилищного фонда и социальной сферы Донецкой Народной Республики на 2021 год.
Пунктом 3 Постановления 89-5 Заказчиком Мероприятий, главным распорядителем бюджетных средств, на реализацию которых выступает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики, определена Республиканская дирекции капитального строительства Донецкой Народной Республики.
Разделом VI.I Мероприятий "Выполнение работ на объектах ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОНЕЦКОЕ ВЫСШЕЕ ОБЩЕВОЙСКОВОЕ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ" предусмотрено осуществление строительных работ на объекте: "Реконструкция здания казармы 20/52 ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОНЕЦКОЕ ВЫСШЕЕ ОБЩЕВОЙСКОВОЕ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ" (идентификационный код юридического лица 51014791), расположенного по адресу: г. Донецк, ул. Куприна, 1 (идентификационный номер объекта недвижимости - Н0000000268)".
С целью выполнения указанного Постановления, как установлено судом ранее, 16 апреля 2021 года между Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики и Государственным предприятием "Донецкая железная дорога" заключён Договор строительного подряда N 1.
В соответствии с пунктом 3.4 Договора (в редакции дополнительного соглашения N 5 от 30 сентября 2021 года) Заказчик может осуществлять предварительную оплату на срок не более 180 (сто восемьдесят) календарных дней, в размере не более 70 % от договорной цены (суммы Договора), указанной в п. 2.1 Договора, на выполнение работ,
закупку товаров и услуг. Основанием для проведения предварительной оплаты является счёт-фактура Подрядчика.
Указанный пункт Договора также корреспондируется с положениями абзаца 3 пункта 8 Постановления осуществление закупки товаров, работ и услуг, связанных с реализацией Мероприятий, может осуществляться на условиях предварительной оплаты в размере не более 70% от суммы договора, с возможностью использования перечисленной оплаты в течение 180 (сто восемьдесят) календарных дней со дня ее перечисления.
Во исполнение п. 3.4. Договора Республиканской дирекцией капитального строительства Донецкой Народной Республики принятые на себя обязательства по Договору строительного подряда от 16 апреля 2021 года N 1, в части перечисления предварительной оплаты не более 70 % от Договорной цены, выполнены в полном объеме, что подтверждается Платежными поручениями N 313092 от 29 апреля 2021 года на сумму 56 220 280,50 руб., N 466116 от 16 июня 2021 года на сумму 37 480 187,00 руб. (т. 3, л.д. 86, 87).
Таким образом, срок использования перечисленной 16.06.2021 суммы предварительной оплаты, установленный в 180 календарных дней, до 13 декабря 2021 года.
В соответствии с частью 4 статьи 826 ГК ДНР сдача результаты работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются, подписанными обеими сторонами.
Учитывая изложенное, в подтверждение использования перечисленной суммы предварительной оплаты и выполнения строительных работ Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" должны быть предоставлены Республиканской дирекции капитального строительства Донецкой Народной Республики Акты приемки выполненных строительных работ по форме КБ-2 в и Справки о стоимости выполненных строительных работ по форме КБ-3 на общую сумму предварительной оплаты 93 700 467,50 рос. руб.
Как следует из материалов дела, Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" предварительная оплата в установленный в 180 календарных дней срок не была использована в полном объеме, в связи с чем за ответчиком числится остаток неиспользованных средств предварительной оплаты в размере 7 080 850,78 руб., который ответчиком возвращен не был, в связи с чем Республиканской дирекции капитального строительства Донецкой Народной Республики ответчику были начитанные штрафные санкции за неисполнение обязательств в рамках Договора строительного подряда N 1 от 16 апреля 2021 года.
Относительно исковых требований в части взыскания штрафа за нарушение сроков использования средств предварительной оплаты в размере 1% от суммы невыполненных обязательств в размере 70 808,51 руб., пеню за несвоевременный возврат средств предварительной оплаты в размере 0,1% от суммы невыполненных обязательств за каждый день просрочки возврата средства авансирования (остаток средств предварительной оплаты) в размере 2 460 253,31 руб. (с учётом уточнения исковых требований) коллегия судей отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 399 ГК ДНР неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Донецкой Народной Республики от 27.12.2019 N 42-10 "Об утверждении Порядка авансирования поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг за бюджетные средства, средства государственных внебюджетных фондов", при заключении договоров на условиях авансирования получатели бюджетных средств обязаны предусматривать в договорах следующие нормы: 1) в случае невыполнения (частичного выполнения) обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, предусмотренных договором, сторона, нарушившая условия договора, уплачивает получателю бюджетных средств штраф и возвращает денежные средства (остаток денежных средств) в течение трех рабочих дней с момента нарушения условий договора, определяющего проведение авансирования; 2) в случае несвоевременного возврата денежных средств (остатка денежных средств) сторона, нарушившая условия договора, уплачивает получателю бюджетных средств пеню за каждый день просрочки возврата денежных средств (остатка денежных средств).
Пунктами 8.1, 8.2 Договора предусмотрено, что в случае нарушения сроков использования средств предварительной оплаты, установленных п. 2.3. настоящего Договора, Подрядчик уплачивает Заказчику штраф в размере 1 % от суммы невыполненных обязательств и возвращает средства предварительной оплаты (остаток средств предварительной оплаты) в течение 3-х рабочих дней с момента нарушения условий Договора.
В случае несвоевременного возврата средств предварительной оплаты (остаток суммы предварительной оплаты) Подрядчик уплачивает Заказчику пеню в размере 0,1% от суммы невыполненных обязательств за каждый день просрочки возврата средств авансирования (остаток средств предварительной оплаты).
Как установлено выше, срок использования перечисленной Республиканской дирекции капитального строительства Донецкой Народной Республики ответчику суммы предварительной оплаты, установленный в 180 календарных дней - до 13 декабря 2021 года.
При этом, Акты приемки выполненных строительных работ по форме КБ-2в и Справки о стоимости выполненных строительных работ по форме КБ-3, свидетельствующие об использовании ответчиком остатка суммы предварительной оплаты, подписаны сторонами 21 ноября 2022 года (т. 3, л.д. 109-150, т. 4, л.д. 1-31).
Учитывая изложенное, срок просрочки использования перечисленной предварительной оплаты составляет 342 календарных дня с 14 декабря 2021 года по 20 ноября 2022 года.
Поскольку Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" предварительная оплата в установленный в 180 календарных дней срок не была использована в полном объеме, остаток неиспользованных средств предварительной оплаты в размере 7 080 850,78 руб., ответчиком истцу возвращен не был, в связи с чем Республиканской дирекции капитального строительства Донецкой Народной Республики ответчику были насчитаны штрафные санкции за неисполнение обязательств в рамках Договора строительного подряда N 1 от 16 апреля 2021 года.
Коллегия судей, проверив представленный истцом, расчет пеней, признал его арифметически верным и соответствующим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
С учетом изложенное, требования Республиканской дирекции капитального строительства Донецкой Народной Республики о взыскании штрафа за нарушение сроков использования средств предварительной оплаты в размере 1% от суммы невыполненных обязательств в размере 70 808,51 руб., пеню за несвоевременный возврат средств предварительной оплаты в размере 0,1% от суммы невыполненных обязательств за каждый день просрочки возврата средства авансирования (остаток средств предварительной оплаты) в размере 2 460 253,31 руб. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводов апеллянта, относительно отсутствия оснований для начисления штрафных санкций со ссылкой на часть 1 статьи 3 Закона Донецкой Народной Республики "Об особенностях регулирования отношений, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в период общей мобилизации и в условиях военного времени", коллегия судей отмечает следующее.
Частью 1 статьи 3 Закона Донецкой Народной Республики "Об особенностях регулирования отношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в период проведения обшей мобилизации и в условиях военного времени" от 16.03.2022 N 356-ПНС (далее - ЗаконN 356-ПНС) предусмотрено, что до 1 января 2023 года устанавливается мораторий на начисление и применение органами государственного надзора и контроля пеней, процентов, штрафных (финансовых) и административно- хозяйственных санкций в отношении субъектов хозяйствования.
РДКС ДНР, осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Республиканской дирекции капитального строительства Донецкой Народной Республики, утвержденным Указом Главы Донецкой Народной Республики от 30.06.2017 N 167 (далее - Положение). Согласно п. 1.1. Положения, Дирекция является органом государственной власти, обеспечивающим проведение на территории Республики государственной политики заказчика в сфере капитального строительства, находится в ведении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики (далее - Минстрой), подконтрольно ему и подотчетно.
Раздел 3 Положения устанавливает полномочия РДКС ДНР, в перечень которых не входит осуществление государственного надзора и контроля, предусмотренных Законом Донецкой Народной Республики "О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности".
Согласно подпункту 3.1.5. пункта 3.1. Положения, основными задачами РДКС ДНР являются осуществление в установленном порядке технического надзора за строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом), контроля соответствия объемов и качества выполняемых работ проектам, техническим условиям и стандартам.
Согласно ч. 1 ст. 856 ГК ДНР, заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных подрядчиком материалов, правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
В соответствии с подпунктом 1) части 1 статьи 1 Закона Донецкой Народной Республики "О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности" от 21.08.2015 N 76-IHC с изменениями (далее - Закон N 76-IHC), государственный надзор - деятельность уполномоченных законами органов исполнительной власти, их территориальных органов (далее - органы государственного надзора) и их должностных лиц в пределах полномочий, предусмотренных законами, по выявлению и предотвращению нарушений требований законодательства Донецкой Народной Республики субъектами хозяйственной деятельности и обеспечению интересов общества, в том числе по обеспечению надлежащего качества продукции (товаров), работ и услуг, допустимого уровня опасности для населения и окружающей среды.
Согласно подпункту 2) части 1 статьи 1 Закон N 76-IHC, мероприятия государственного надзора - плановые и внеплановые мероприятия, которые осуществляются путем проведения ревизий, проверок, обследований, осмотров и других действий, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.
Согласно п. 1.3 Порядка осуществления государственного архитектурно- строительного контроля, утвержденного Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 10.03.2017 N 3-34 с изменениями (далее - Порядок N 3-34), уполномоченным органом государственного архитектурно-строительного контроля является Государственная архитектурно-строительная инспекция Донецкой Народной Республики (далее - Госархстройинспекция ДНР).
В соответствии с абзацем четвертым п. 1.4 Порядка N 3-34, одной из задач Госархстройинспекции ДНР является привлечение субъектов архитектурно-строительной деятельности к ответственности в соответствии с законодательством.
С учетом изложенного, РДКС ДНР не является уполномоченным органом государственного надзора, не проводит мероприятия государственного надзора, не имеет полномочий на привлечение к ответственности субъектов хозяйствования за нарушение требований действующего законодательства. РДКС ДНР осуществляет технический контроль выполнения строительных работ в рамках полномочий заказчика по договорам строительного подряда, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами.
Штраф и пеня начислены РДКС ДНР в соответствии с условиями Договора строительного подряда N 1 от 16.04.2021 и не являются видом ответственности, привлекаемой органами государственного надзора за нарушение требования действующего законодательства.
Относительного заявленного в суде апелляционный инстанции нового довода о наличии просрочки заказчика, то есть просрочки встречного предоставления коллегия судей отмечает следующее.
Этапы подготовки и осуществления строительства установлены пунктом 4. l. Временного положения об архитектурно-строительной деятельности в Донецкой Народной Республике, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 06 ноября 2017 г. N 14-39 (далее - Временное положение).
В п. 1.10. Постановления Правительства Донецкой Народной Республики от 09.04.2021 N 22-5 "О внесении изменений в Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 30.12.2020 г. N 89-5 "О реализации мероприятий по восстановлению объектов жилищного фонда и социальной сферы Донецкой Народной Республики на 2021 год" (далее - Постановление 89-5) установлено, что действие подпунктов 4.1.1-4.1.14 пункта 4.1 Временного положения, не распространяется на подготовку и осуществление работ, связанных реализацией разделов VI.I "Выполнение работ на объектах Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Донецкое высшее общевойсковое командное училище" и VI.II "Проектные работы по разделу: Выполнение работ на объектах Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Донецкое высшее общевойсковое командное училище" Мероприятий".
В пп. 4.l.8-4.l.10 Временного положения предусматриваются этапы: согласование разработанной проектной документации с субъектами, выдавшими технические, градостроительные условия и ограничения; проведение в установленных законодательством случаях государственной экспертизы проектной документации на строительство; утверждение проектной документации на строительства заказчиком. Подпунктом 4.l.l3 закрепляется этап организации и выполнения в соответствии с проектной документацией на строительство подготовительных и строительных работ.
Таким образом, законодателем установлено, что на данный объект строительства правила последовательности этапов выполнения строительных работ не распространяются и выполнение строительных работ подрядчиком может осуществляться без проектно-сметной документации.
Довод апеллянта, о том что в процессе выполнения работ возникла необходимость в выполнении дополнительных обязательных работ, которые не были учтены проектно-сметной документацией на реконструкцию объекта, которые требовали согласования с разработчиком проекта, что явилось одной из причин несвоевременного приобретения материалов и задержку сроков выполнения работ, суд признает несостоятельным.
Авансовый платеж выдан заказчиком в соответствии с условиями Договора и Постановления 89-5 из расчета 70 % от цены Договора, в которую входит стоимость основных видов работ на объекте. Использование авансового платежа Подрядчиком не связано с выполнением дополнительных видов работ на объекте.
Таким образом, необходимость выполнения дополнительных работ, получение согласования на выполнение таких работ, не могло повлиять на срок использования авансового платежа.
Ответчиком заявлено ходатайство о снижении размера пени и штрафа.
В соответствии со статьи 402 ГК ДНР если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при наличии заявления должника о таком уменьшении.
Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Частью 6 статьи 496 ГК ДНР предусмотрено, что если подлежащая уплате сумма процентов явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд по заявлению должника вправе уменьшить предусмотренные договором проценты, но не менее чем до суммы, определенной исходя из ставки, указанной в части 1 настоящей статьи.
Указанные статьи Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики полностью корреспондируются со статьей 333, статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Частью 6 статьи 395 ГК РФ если подлежащая уплате сумма процентов явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд по заявлению должника вправе уменьшить предусмотренные договором проценты, но не менее чем до суммы, определенной исходя из ставки, указанной в пункте 1 настоящей статьи.
Из контекста указанных норм следует, что уменьшение размера неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, является правом суда, который на собственное усмотрение разрешает вопрос о наличии или отсутствии в каждом конкретном случае обстоятельств, при которых возможно уменьшение пени, штрафа.
Доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки, последствиям нарушения обязательств ответчик не представил.
Кроме того, необоснованное уменьшение неустойки судом с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам. Неисполнение должником денежного обязательства позволяет ему пользоваться чужими денежными средствами. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
В соответствии с частью 42.1 статьи 112 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 30.12.2021 N 476-ФЗ) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, устанавливают порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 1 Правил N 783).
В рассматриваемом случае Договор строительного подряда N 1 заключен 16.04.2021.
Из части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" (далее - Закон N 5-ФКЗ) следует, что ДНР считается принятой в Россию с даты подписания договора о принятии в Россию ДНР и образовании в составе России нового субъекта (30.09.2022).
В соответствии со ст. 24 вышеуказанного федерального закона законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд применяется на территории Донецкой Народной Республики с 1 января 2023 года.
До 1 января 2023 года на территории Донецкой Народной Республики отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации N 783 к спорным правоотношениям применению не подлежит.
Кроме того, не заявляя соответствующего довода ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе, апеллянт в пояснениях, указывает о неверно произведенном расчете неустойки, ссылаясь на изменение цены Договора.
Оценивая данное утверждение, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отразить следующее.
Новые доводы, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции (часть 7 статьи 268 АПК РФ)
Обстоятельства изменения цены контракта судом первой инстанции установлены правильно. Так, согласно решению судом принято во внимание дополнительное соглашение N 5 от 30.09.2021, в соответствии с которым, внесены изменения в пункт 2.1 относительно цены Договора.
При толковании условий договора в силу статьи 537 ГК ДНР, абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Как следует из материалов дела, оплата аванса осуществлена платежными поручениями N 313092 от 29.04.2021 и N 466110 от 16.06.2021. Данная сумма - 93 700 467,50 руб. составила 70% от цены контракта на момент его заключения. Ни одним из перечисленных выше 13 дополнительных соглашений стороны не изменили размер суммы аванса. Более того, строка назначения платежа - "авансовый платеж" в платежных поручениях истцом не изменялась.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что изменения в части установления условия о выплате авансовых платежей, произведенных до даты заключения дополнительного соглашения, сторонами не вносились.
Таким образом, правовых оснований для перерасчета сумм неустойки, их списания не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 19 мая 2023 года по делу N А85-1112/2022 (5/200/1112/2022) оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.