г. Саратов |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А12-3000/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Прозоровой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2023 года по делу N А12-3000/2023
по заявлению Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39 А)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения (ОГРН 1163443068722, ИНН 3444259579, 400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 16 А)
о понуждении к исполнению требований предписаний,
заинтересованные лица: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673, 400066, г. Волгоград, наб. 62-й Армии, д. 5), Панченко Ольга Васильевна
(г. Волгоград), Бритвин Александр Михайлович (г. Волгоград),
при участии в судебном заседании:
представителя Общества с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" - Косторова П.Д., действующего на основании доверенности от 27.02.2023 N 75-23, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Управление "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - Управление "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, Управление, заявитель) с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (далее - ООО "Концессии теплоснабжения", Общество) об обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить в полном объём предписание Управления от 10.03.2022 N 128-р, а именно во исполнение пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 17 за октябрь 2020 года исходя из показаний коллективного прибора учёта тепловой энергии.
В рамках дела N А12-4098/2023 рассматривалось заявление Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда к ООО "Концессии теплоснабжения" об обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить в полном объём предписание Управления от 18.01.2022 N 3380-р, а именно во исполнение пункта 42 (1) Правил N 354 произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 17 по ул. 50 лет Октября с ноября 2020 года по 16 марта 2021 года, с 17 марта 2021 года по 16 апреля 2021 года исходя из показаний коллективного прибора учёта тепловой энергии.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 апреля 2023 года дела N А12-3000/2023 и N А12-4098/2023 объединены в одно производство, присвоен единый номер N А12-3000/2023.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда (далее - Департамент ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда), Панченко Ольга Васильевна (далее - Панченко О.В.), Бритвин Александр Михайлович (далее - Бритвин А.М.).
Решением от 27 июня 2023 года, с учётом определения от 31 июля 2023 года Арбитражный суд Волгоградской области заявление удовлетворил.
Суд обязал ООО "Концессии теплоснабжения" в течение месяца с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу исполнить в полном объеме предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно - коммунального хозяйства и топливно - энергетического комплекса о соблюдении обязательных требований от 10.03.2022 N 128-р, от 18.01.2022 N 3380-р, а именно: во исполнение пункта 42 (1) Правил N 354 произвести потребителям многоквартирного дома N 17 по ул. 50 лет Октября г. Волгограда перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2020 года, с ноября 2020 года по 16 марта 2021 года исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, с 17 марта 2021 года по 16 апреля 2021 года исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Кроме того суд, взыскал с ООО "Концессии теплоснабжения" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
ООО "Концессии теплоснабжения" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 09.09.2023.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя подателя жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением жителя многоквартирного дома, расположенного в Красноармейском районе г. Волгограда по адресу: ул.50 Лет Октября, д. 17, (далее - МКД 17) по вопросам нарушения ООО "Концессии теплоснабжения" порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, на основании решения от 10.02.2023 N 20-р, Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" департамента ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда первичная внеплановая документарная проверка деятельности Общества, предоставляющего коммунальную услугу по отоплению МКД 17.
В ходе проверки должностным лицом Управления были выявлены нарушения Обществом Правила N 354, а именно усматривается, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению с ноября 2020 года по декабрь 2020 года произведено исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, что является нарушением п. 42 (1) и 43 Правил N 354 (формула 3(1) Приложения N 2 к Правилам N 354) при наличии ОДПУ ТЭ и отсутствии сведений о выходе ОДПУ ТЭ и ИПУ ТЭ из строя.
По итогам проведенной проверки в отношении Общества выдано предписание от 26.07.2021 N 2460-р о необходимости устранить нарушения до 13.12.2021 с требованием:
1. Во исполнение пункта 42(1) Правил N 354 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 17 с ноября 2020 года по 16 марта 2021 года исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
2. Во исполнение пункта 42(1) Правил N 354 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 17 с 17 марта 2021 года по 16 апреля 2021 года исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии МКД N17.
С целью надзора за исполнением требований предписания N 2460-р от 26.07.2021 Управлением 17.12.2021 была проведена повторная проверка.
По итогам проведенной проверки было выявлено, что предписание N 2460-р от 26.07.2021 не было исполнено.
18 января 2022 года в отношении Общества было вынесено повторное предписание N 3380-р, срок исполнения до 25.03.2022, с требованием:
- во исполнение пункта 42(1) Правил N 354 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 17 с ноября 2020 года по 16 марта 2021 года исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
- во исполнение пункта 42(1) Правил N 354 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 17 с 17 марта 2021 года по 16 апреля 2021 года исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии МКД N17.
10 марта 2022 года, Общество, постановлением мирового судьи судебного участка N 118, было привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания N 2460-р от 26.07.2021 (постановление по делу N 5-118-231/2022).
26 июля 2022 года в адрес Общества было вынесено предостережение N 4403-пр от 26.07.2022 о недопустимости нарушения обязательных требований, в части исполнения предписания N 3380-р от 18.01.2022.
В связи с обращением жителя МКД 17 Управлением была проведена внеплановая документарная проверка деятельности Общества, предоставляющего коммунальную услугу по отоплению МКД 17.
В ходе проверки должностным лицом Управления были выявлены нарушения Обществом Правил N 354, а именно усматривается, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению, за октябрь 2020 года, произведено исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, что является нарушением п. 42 (1) и 43 Правил N 354 (формула 3(1) Приложения N 2 к Правилам N 354) при наличии ОДПУ ТЭ и отсутствии сведений о выходе ОДПУ ТЭ и ИПУ ТЭ из строя.
05 марта 2021 года Обществу выдано предписание N 354-р с требованием:
- во исполнение пункта 42(1) Правил N 354 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 17 за октябрь 2020 года исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. В дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 17 в соответствии с пунктами 42(1) и 43 Правил N 354., со сроком исполнения до 08.11.2021.
С целью надзора за исполнением требований предписания N 354-р Управлением проведена повторная проверка, по итогам которой было выявлено, что предписание N 354-р от 05.03.2021 не исполнено.
06 декабря 2021 года в отношении Общества было вынесено повторное предписание N 3170-р с аналогичным требованием и со сроком исполнения до 08.02.2022.
09 февраля 2022 было вынесено решение N 128-р о проведении повторной проверки с целью надзора за исполнением требований предписания N3170-р.
По итогам повторной проверки, проведённой с целью надзора за исполнением требований предписания N 3170-р от 06.12.2021, было выявлено, что указанное предписание не было исполнено.
10 марта 2022 года в отношении Общества было вынесено повторное предписание N 128-р с требованием: во исполнение пункта 42(1) Правил N 354 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 17 за октябрь 2020 года исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Срок исполнения - до 11.05.2022.
04 апреля 2022 года решением N 1-п срок исполнения предписания 128-р от 10.03.2022 был продлен до 08.08.2022.
06 октября 2022 года в адрес Общества было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в части исполнения предписания 128-р от 10.03.2022.
02 февраля 2022 года Общество решением мирового судьи судебного участка N 118 было привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания N 354-р от 05.03.2021 (постановление 5-118-105/2022).
05 мая 2022 года Общество решением мирового судьи судебного участка N 118, было привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания N3170-р от 06.12.2021 (постановление 5-118-385/2022).
Поскольку предписания от 10.03.2022 N 128-р, от 18.01.2022 N 3380-р Обществом в добровольном порядке не исполнены, Управление "Жилищная инспекция Волгограда" департамента ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу, что предписания Управления соответствуют закону, доказательства исполнения предписаний в деле отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 5 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 части 12 статьи 20 Жилищного кодекса орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе, о понуждении к исполнению предписания.
Законом Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности но управлению многоквартирными домами" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Волгоградской области по проведению в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - лицензиат) при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами проверок выполняемых лицензиатом работ, оказываемых услуг на предмет исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения об управлении "Жилищная инспекция Волгограда" департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда (далее - Управление), утвержденного распоряжением департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда от 01.08.2022 N 125-р (далее-Положение об Управлении), Управление является функциональным структурным подразделением департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять функции но государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю в рамках переданных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (статьи 154 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, в водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (части 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Административным органом в ходе проверок установлено, что спорный многоквартирный дом N 17 по ул. 50 лет Октября г. Волгограда оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (ОДПУ).
Следовательно, как верно указал суд, при наличии в доме коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии расчет платы за коммунальную услугу по отоплению без учета его показаний нельзя признать правомерным.
Довод подателя жалобы о том, что в жилом доме имеются встроенные нежилые помещения, оборудованные и не оборудованные приборами учета тепловой энергии и имеющие ввод системы отопления до ОДПУ тепловой энергии, в связи с чем используемая данными помещениями тепловая энергия не учитывается ОДПУ, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен как не подтвержденный надлежащими доказательствами.
Судами так же учтено, что Обществом предписания административного органа в судебном порядке не оспорены, ООО "Концессии теплоснабжения" трижды привлекалось мировым судом к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписаний.
Довод Общества о том, что исполнение предписаний является для Общества экономически невыгодным, отклоняется судебной коллегией, поскольку предписания соответствуют нормам действующего законодательства, Обществом не оспорены в установленном порядке, необходимость их исполнения так же подтверждена судебными актами суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал на необходимость исполнения предписаний и удовлетворил заявленные Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда требования.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "Концессии теплоснабжения" удовлетворению не подлежит.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в с соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2023 года по делу N А12-3000/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-3000/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, Управление "Жилищная инспекция Волгограда" департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда
Ответчик: ООО "КОНЦЕССИИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ"
Третье лицо: Бритвин А. М., ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, Панченко Ольга Васильевна