г. Самара |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А55-32681/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Буртасовой О.И., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ульяновым Д.В.,
с участием:
от истца - Начаров Д.В., представитель (доверенность N 003/21 от 12.08.2021, диплом N 15886 от 06.06.1996);
в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 октября 2023 года в зале N 1 помещения суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГК Вагонсервис" на решение Арбитражного суда Самарской области от 3 июля 2023 года по делу NА55-32681/2023 (судья Лукин А.Г.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрансРейлКомпани" (ОГРН 1166313143138, ИНН 6312166147), г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "ГК Вагонсервис" (ОГРН 1125476122540, ИНН 5407478128), г. Новосибирск,
о взыскании 118800 руб. - штрафа за простой вагонов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТрансРейлКомпани" (далее - ООО "ТРК", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ГК Вагонсервис" (далее - ООО "ГК Вагонсервис", ответчик) о взыскании 118800 руб. - штрафа за простой вагонов (с учетом принятых судом уточнений исковых требований).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2023 исковые требования удовлетворены, с ООО "ГК Вагонсервис" в пользу ООО "ТРК" взыскано 118800 руб. - неустойки, а также 4564 руб. - расходов по уплате государственной пошлины. Суд возвратил ООО "ТРК" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 18776 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзыве истца на апелляционную жалобу, заслушав выступление присутствующего в судебном заседании представителя истца, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "ГК Вагонсервис" (заказчик) и ООО "ТРК" (исполнитель) был заключен договор об организации выполнения транспортно-экспедиционных услуг N 131/ТРК-18 от 18.01.2018 (далее - договор), по условиям пункта 2.2. которого исполнитель обязуется оказать, а заказчик обязуется принять и оплатить транспортно-экспедиционные услуги для осуществления перевозок по территории РФ, а также международных перевозок грузов заказчика, в том числе вывозимых в таможенной процедуре экспорта за пределы Российской Федерации, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также помещенных под таможенную процедуру международного таможенного транзита.
Пунктом 2.3. договора предусмотрено, что взаимоотношения сторон регулируются действующим законодательством Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта РФ, Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте, настоящим договором, соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС).
В пункте 3.1. договора установлены обязанности исполнителя, в том числе:
- обеспечить своевременную подачу под погрузку на согласованные станции отправления ОАО "РЖД" технически исправных, коммерчески пригодных для перевозки заявленного груза вагонов в соответствии с письменной заявкой заказчика, в количестве и сроки, согласованные сторонами;
- оказывать иные услуги, связанные с перевозкой грузов, по согласованию с заказчиком, определенные в соответствующих приложениях и дополнениях к договору.
В пункте 3.2. договора определены обязанности заказчика, в том числе:
- ежемесячно, не позднее, чем за 15 рабочих дней до начала месяца перевозки направлять исполнителю заявки;
- принимать вагоны самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, осуществить самостоятельно или обеспечить их погрузку/выгрузку третьими лицами, оформить или обеспечить оформление вагонов после их использования, а также оплатить все расходы, если таковые не определены договором, связанные с отправлением, оформлением, получением и нахождением грузов на станции отправления/назначения;
- своевременно оплачивать железнодорожный тариф за перевозку грузов со своего лицевого счета;
- использовать вагоны исключительно по назначению и в соответствии с техническими нормами эксплуатации, установленными для данного вида вагонов;
- обеспечить прием вагонов, прибывших на станции погрузки ОАО "РЖД" в соответствии с согласованными заявками, и подачу вагонов к местам погрузки и нести все расходы, связанные с подачей вагонов к местам погрузки и уборки с этих мест до станций отправления ОАО "РЖД";
- организовать погрузку, оформление документов и отправление вагонов со станций погрузки по полным перевозочным документам;
- информировать исполнителя о погрузке вагонов в течение суток с момента окончания погрузки в виде письменного сообщения, которое содержит номер вагона, дату погрузки, станцию отправления, станцию назначения, грузоотправителя, ответственное лицо грузополучателя, наименование груза и вес;
- подписать акт сдачи-приемки оказанных услуг, предоставленный исполнителем, или предоставить мотивированный отказ;
- не превышать лично и обеспечить по своим соглашениям грузоотправителями/грузополучателями соблюдения нормативного времени простоя вагонов исполнителя под погрузкой/выгрузкой на станциях прибытия и убытия, время, установленное продолжительностью в 48 часов.
В соответствии с пунктом 4.1. договора стоимость услуг исполнителя определяется сторонами в приложениях или дополнительных соглашениях.
Заказчик производит оплату стоимости услуг исполнителя, исходя из согласованных сторонами объемов и направлений перевозок, на основании выставленного исполнителем счета в течение 3 банковских дней с момента его получения заказчиком.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение условий договора ООО "ТРК" в период с 2019 года по 2020 года на основании заявок на услуги по организации предоставления вагонов оказало ООО "ГК Вагонсервис" услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, что подтверждается представленным в материалы дела отчетом по простоям вагонов, сформированном в электронном сервисе грузовых перевозок на официальном сайте ОАО "РЖД" www.rzg.ru.
В обоснование исковых требований истец указал, что ООО "ГК Вагонсервис" в нарушение условий договора не обеспечило своевременную погрузку подвижного состава.
Полагая, что спорные правоотношения подпадают под регулирование нормами части 6 статьи 62, статей 99, 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", истец начислил ответчику штраф за задержку вагонов в размере 118800 руб. из расчета 200 руб. за час простоя вагона.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия N 10/22-РТК от 02.02.2022 с требованием перечислить штраф за задержку вагонов оставлена без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая на удовлетворении исковых требований, ответчик в отзыве указал, что к спорным правоотношениям не подлежат применению статьи 99, 100 УЖТ, поскольку ответственность на основании статьи 99 УЖТ применяется к участникам перевозочного процесса, в частности: грузополучателям, грузоотправителям. При этом заявлять о ее применении имеет право только специальный субъект - оператор подвижного состава. Устав железнодорожного транспорта не только наделяет оператора правами равными правам перевозчика, но и накладывает аналогичные обязанности и ограничения, в частности по специальным (сокращенным) срокам исковой давности.
По мнению ответчика, на заявленные истцом правоотношения в силу статей 1, 125, 126 УЖТ распространяется годичный срок исковой давности.
В соответствии со статьей 2 Устава оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - оператор) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 4 Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2013 N 626 (далее - Положение), операторы оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров оператора юридическим и физическим лицам для перевозки грузов железнодорожным транспортом любыми видами отправок.
Пунктом 5 Положения определено, что оператор вправе: получать соответствующее вознаграждение в размере и порядке, которые предусмотрены договором; выступать от имени грузоотправителя при перевозках грузов железнодорожным транспортом в железнодорожных вагонах и контейнерах оператора, вносить плату за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи, оказывать транспортно-экспедиционные услуги, а также осуществлять иную деятельность, связанную с оказанием услуг по организации перевозок, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено в пункте 6 Положения, взаимодействие оператора и клиентов при предоставлении железнодорожных вагонов и контейнеров оператора осуществляется на основании заключаемого между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации договора.
Указанный договор может включать элементы различных договоров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в зависимости от объема и характера оказываемых оператором услуг.
Учитывая названные положения действующего законодательства, в целях обеспечения своей деятельности операторы железнодорожного подвижного состава заключают с перевозчиком договоры об организации перевозки или организации расчетов за грузоперевозки, оказывают своим клиентам услуги по организации расчетов с перевозчиком за перевозку груза и по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозки груза, обеспечивают оформление перевозочных документов, предъявление и выдачу груза, погрузочно-разгрузочные работы, проверку соответствия груза требованиям о таре, упаковке, маркировке, страхование грузов, таможенное оформление, диспетчерское слежение, уведомление о доставке и прочие услуги.
При квалификации договора для решения вопроса о применении к нему правил об отдельных видах договоров (пункты 2 и 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо прежде всего учитывать существо законодательного регулирования соответствующего вида обязательств и признаки договоров, предусмотренных законом или иным правовым актом, независимо от указанного сторонами наименования квалифицируемого договора, названия его сторон, наименования способа исполнения и т.п. (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2019 N 305-ЭС18-12293, от 04.07.2019 N 305-ЭС18-22976).
По смыслу статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации характерными признаками договора транспортной экспедиции являются оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения истца во взаимоотношениях с ответчиком в качестве перевозчика, грузоотправителя либо грузополучателя, владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельца железнодорожных путей необщего пользования.
Указание в договоре на предоставление подвижного состава в целях осуществления внутрироссийских и международных перевозок грузов и применяемых в договоре понятий, указанных в разделе 1 договора, не влечет безусловной квалификации сложившихся между контрагентами правоотношений в качестве транспортно-экспедиционной деятельности, поскольку исполнитель оказывает услуги по предоставлению вагонов под перевозку, не выступая ни перевозчиком, ни грузоотправителем, ни грузополучателем.
Поскольку в рассматриваемом случае по договору истцом оказывались услуги по предоставлению ответчику подвижного состава (вагонов) для перевозки грузов, правоотношения сторон по оказанию услуг по предоставлению подвижного состава регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2019 N 305-ЭС18-12293 по делу N А40-219900/2017).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
В силу статьи 99 Устава в случае использования вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, а также в случае самовольного использования перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (в том числе на праве аренды), виновные физические или юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава за задержку вагонов, контейнеров.
За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2012 N 15028/11, действие статьи 62 Устава распространяется не только на перевозчика, но и на иного владельца вагона, являющегося оператором подвижного состава.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017 (далее - Обзор от 20.12.2017), оператор подвижного состава имеет право на взыскание штрафа, предусмотренного Уставом, при наличии обязательственных правоотношений с участниками договора перевозки.
С учетом вышеприведенных норм и правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ООО "ТРК" владеет железнодорожным подвижным составом и оказывает юридическим лицам услуги по предоставлению подвижного состава, в связи с чем пришел к правильному выводу о наличии у истца статуса оператора подвижного состава, на которого распространяется действие статьи 62 Устава, а ответчик - несет ответственность за задержку вагонов перед их владельцем.
Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе договор между сторонами, установив, что факт задержки ответчиком спорных вагонов подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, проверив представленный истцом расчет штрафа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на пропуск истцом предусмотренного статьей 13 Закона N 87-ФЗ годичного срока исковой давности по заявленному требованию был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен в силу следующего.
В соответствии правовой позицией, изложенной в пункте 20 Обзора от 20.12.2017, к требованию исполнителя по договору о предоставлении в пользование вагонов и их обслуживании к заказчику о взыскании установленной договором неустойки за простой вагонов на станции отправления или назначения применяется общий (трехлетний) срок исковой давности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
В силу пункта 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
При этом из системного толкования пункта 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует диспозитивное правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), непоступление ответа на претензию в течение 30 дней приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день. Если ответ на претензию не поступил и иное не оговорено в договоре, исковая давность приостанавливается на 30 дней.
Как следует из материалов дела, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика 118800 руб. - штрафа за простой вагонов в период с 28.09.2019 по 04.03.2020.
Истец обратился с иском в Арбитражный суд Самарской области 26.10.2022.
Таким образом, с учетом периода приостановления срока исковой давности в связи с досудебным урегулированием, срок исковой давности применяется к периоду до 26.09.2019.
Как верно указано судом первой инстанции, срок исковой давности по уточненному требованию истцом не пропущен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для применения в данном случае к ответчику мер ответственности, предусмотренной статьями 62, 69, 100 Устава, и выборе истцом надлежащего способа защиты права, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования и взыскал с ответчика в пользу истца 118800 руб. - неустойки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены доказательствами и не опровергают установленные по делу обстоятельства.
Данные доводы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, ответчик не представил.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены или изменения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 3 июля 2023 года по делу N А55-32681/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГК Вагонсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-32681/2022
Истец: ООО "ТРК"
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "ГК Вагонсервис"
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-950/2024
31.01.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12946/2023
12.10.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14154/2023
03.07.2023 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-32681/2022