г. Саратов |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А06-2709/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Прозоровой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Центр Диализа Астрахань" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 августа 2023 года по делу N А06-2709/2023
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Центр Диализа Астрахань" (ОГРН 1063017045662, ИНН 3017048662, 414057, г. Астрахань, ул. Кубанская, д. 1)
к Комиссии по разработке территориальной программы обязательства медицинского страхования Астраханской области в лице Правительства Астраханской области (414008, г. Астрахань, ул. Советская, д. 15)
о признании незаконными действий Комиссии о разработке территориальной Программы обязательного медицинского страхования Астраханской области; об обязании устранить нарушение,
заинтересованные лица: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Астраханской области (ОГРН 1023000826892, ИНН 3015009330, 414040, г. Астрахань, ул. победы, д. 41), Министерство здравоохранения Астраханской области (ОГРН 1053000013076, ИНН 3015068159, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 16 В),
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Центр Диализа Астрахань" (далее - ООО "Центр Диализа Астрахань", Общество, заявитель) с заявлением к Комиссии по разработке территориальной программы обязательства медицинского страхования Астраханской области в лице Правительства Астраханской области (далее - Комиссия, ответчик), в котором просило:
- признать действия по не выделению достаточного объема медицинской помощи на 2022 год и не удовлетворения заявки Общества от 14.12.2022 N 824/ОМС незаконными и нарушающими права и законные интересы ООО "Центр Диализа Астрахань";
- признать действия по выделению недостаточного объема медицинской помощи на 2023 год и не рассмотрении заявки ООО "Центр Диализа Астрахань" от 15.02.2023 N 124/ОМС незаконными и нарушающими права и законные интересы ООО "Центр Диализа Астрахань";
- обязать устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Центр Диализа Астрахань" путем рассмотрения заявки Общества на внесение изменений в плановые объемы медицинской помощи на 2022 год и на 2023 год, в соответствии с реальной потребностью и количеством застрахованных лиц, обратившихся в медицинскую организацию за медицинской помощью.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Астраханской области (далее - ТФОМС Астраханской области), Министерство здравоохранения Астраханской области.
Решением от 08 августа 2023 года Арбитражный суд Астраханской области отказал ООО "Центр Диализа Астрахань" в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Центр Диализа Астрахань" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Кроме того, Общество просило взыскать в пользу ООО "Центр Диализа Астрахань" расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 3000 руб. и за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб.
Правительство Астраханской области считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
ТФОМС Астраханской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Фонд просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле.
Поскольку в нарушение абзаца 2 части 1 статьи 262 АПК РФ к отзыву ТФОМС Астраханской области не приложены доказательства направления в адрес других лиц, участвующих в деле, апелляционный суд отказал в приобщении отзыва к материалам дела.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 20.09.2023.
ТФОМС Астраханской области, Правительством Астраханской области заявлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Судом ходатайства удовлетворены.
ООО "Центр Диализа Астрахань" заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью участия представителя в судебном заседании лично или проведения судебного заседания онлайн с использованием системы "Картотека арбитражных дел".
Рассмотрев ходатайство ответчика в порядке статьи 159 АПК РФ, апелляционный суд не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине (часть 4 статьи 158 АПК РФ).
Указанные нормы предусматривают право, но не обязанность суда отложить судебное разбирательство в случае заявления лицом, участвующим в деле, такого ходатайства с обоснованием причины неявки в судебное заседание и при условии, что эти причины будут признаны судом уважительными.
В силу части 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видео-конференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
В каждой конкретной ситуации суд, исходя из обстоятельств дела и мнения лиц, участвующих в деле, самостоятельно решает вопрос об отложении дела слушанием, за исключением тех случаев, когда суд обязан отложить рассмотрение дела ввиду невозможности его рассмотрения в силу требований АПК РФ.
Таким образом, положения статьи 158 АПК РФ носят диспозитивный характер и применяются по усмотрению суда.
Судебной коллегией установлено, что определением апелляционного суда от 09.10.2023 ООО "Центр Диализа Астрахань" отказано в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Согласно части 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле.
С учетом незаблаговременной подачи Обществом ходатайства об участии в судебном заседании посредством веб-конференции и отсутствия в связи с этим технической возможности, судом отказано в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
ООО "Центр Диализа Астрахань" не указано в ходатайстве об отложении судебного заседания причины невозможности явки представителя в судебное заседание в Двенадцатый апелляционный арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что отказ в проведении судебного заседания посредством веб-конференции не является препятствием к реализации стороной права на участие в судебном заседании непосредственно в апелляционном суде.
Невозможность участия в судебном заседании представителя ООО "Центр Диализа Астрахань" в настоящем случае не доказано, а также не является препятствием к реализации заявителем его процессуальных прав. Отказ в удовлетворении несвоевременно поданного ходатайства о проведении судебного заседания в режиме веб-конференции (онлайн-заседание) не является основанием для отложения судебного разбирательства.
Кроме того, позиция подателя жалобы изложена в его апелляционной жалобе, в материалах дела имеются все необходимые доказательства для ее рассмотрения по существу.
Таким образом, в данном случае апелляционный суд в рамках своих полномочий считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу, отклонив ходатайство Общества об отложении судебного заседания в целях недопущения необоснованного затягивания рассмотрения дела.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 14.12.2022 ООО "Центр Диализа Астрахань" обратилось в Комиссию по разработке территориальной программы обязательства медицинского страхования Астраханской области на увеличение объемов медицинской помощи и финансирования услуг диализа в амбулаторных условиях для оплаты ранее отклоненных позиций по оказанным жизненно необходимым услугам диализа в ноябре 2022 года в размере 5 086 357,66 руб.
Комиссией по разработке территориальной программы ОМС Астраханской области на заседании, проведенном 30.12.2022 года (протокол комиссии N 26), ООО "Центр Диализа Астрахань" было отказано в выделении дополнительных объемов оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях по услугам диализа в связи с отсутствием препятствий к оплате оказанных медицинских услуг.
15 февраля 2023 года ООО "Центр Диализа Астрахань" обратилось в Комиссию о проведении корректировки утвержденных объемов медицинской помощи между условиями оказания и видами диализа в рамках выделенного финансирования на 2023 год и рассмотрения вопроса об увеличении объемов на 2023 год по следующим видам услуг:
- гемодиализ интермитирующий высокопоточный в количестве 497 процедур в амбулаторных условиях
- перитонеальный диализ с использованием автоматизированных технологий в количестве 683 процедур.
Комиссией было принято решение рассмотреть данный вопрос по итогам 1 квартала 2023 года, с учетом представленного ТФОМС АО анализа оплаченной медицинской помощи.
Полагая, что действия Комиссии являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, ООО "Центр Диализа Астрахань" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что действия Комиссии по выделению объема медицинской помощи ООО "Центр Диализа Астрахань" являются законными, обоснованными и не нарушающими права и интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия), ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС), который в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (статья 1).
Частью 1 статьи 40 Закона об ОМС определено, что контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Согласно части 9 статьи 36 Закона об ОМС для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах.
Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи (часть 10 статьи 36 Закона об ОМС).
Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение о деятельности комиссии, Положение) содержится в Приложении N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС).
Согласно данному Положению комиссия распределяет на отчетный год с поквартальной разбивкой и корректирует в течение года объемы предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации (за исключением медицинских организаций, находящихся за пределами Российской Федерации, включенных в реестр медицинских организаций), в пределах и на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинский помощи до 1 января года, на который осуществляется распределение (подпункт 3 пункта 4 Положения о деятельности комиссии).
Порядок распределения и корректировки объемов медицинской помощи и обстоятельства, подлежащие учету при их проведении, установлены в пунктах 8 и 9 Положения о деятельности комиссии.
Критерии, по которым комиссией осуществляется распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями, перечислены в пункте 11 Положения о деятельности комиссии. Соотношение оказанных объемов и оплаченных страховыми медицинскими организациями каждой медицинской организации является одним из критериев распределения объемов медицинской помощи, предусмотренных подпунктом 4 пункта 11 Положения о деятельности комиссии.
Постановлением Правительства Астраханской области от 27.12.2011 N 617-П "О комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования" создана комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, председателем которой в настоящее время является министр здравоохранения Астраханской области Буркин А.В.
В состав Комиссии на паритетных началах входят представители территориального фонда - директор территориального фонда обязательного медицинского страхования, страховая медицинская организация, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций и их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории Астраханской области.
Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2023 N 310-ЭС22-12150 по делу NА23-6915/2020, поскольку принятие решений по распределению объемов предоставления медицинской помощи, их оперативной корректировке, распределению финансовых средств между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями относится к полномочиям комиссии, медицинская организация вправе своевременно обжаловать имевшие место решения комиссии по недостаточному выделению дополнительных объемов медицинской помощи и финансового обеспечения.
Согласно пункту 20 Положения о деятельности комиссии решения, принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" решения, действия (бездействие) комиссий по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования могут быть оспорены в судебном порядке.
В отношении оспаривания заявителем действий Комиссии по не выделению Обществу достаточного объема медицинской помощи на 2022 год и не удовлетворения заявки Общества от 14.12.2022 N 824/ОМС.
Как следует из материалов дела, ООО "Центр Диализа Астрахань" письмом от 14.12.2022 N 824/ОМС обратилось в Комиссию, в котором просило увеличить объемы медицинской помощи и финансирования услуг диализа в амбулаторных условия для оплаты ранее отклоненных позиций по оказанным жизненно необходимым услугам диализа в ноябре 2022 г. в размере 5 086 357,66 руб.; а так же сообщило, что также по состоянию на 14.12.2022 г. остаются не принятыми к оплате случаи лекарственной терапии, проведенной 16 пациентам в июне, 28 пациентам в июле, 1 пациент в сентябре и 2 пациента в ноябре на общую сумму 1 748 029,20 руб.
Данное обращение было рассмотрено Комиссией на заседании 30.12.2022 (протокол N 26, пункт 10 по первому вопросу).
ТФОМС АО на заседание комиссии был представлен анализ оплаченной медицинской помощи ООО "Центр Диализа Астрахань" в амбулаторно-поликлинических условиях по услугам диализа за 11 месяцев 2022 года.
Министерство здравоохранения АО совместно с ТФОМС АО посчитали корректировку нецелесообразной, т.к. нет препятствий для оплаты медицинской помощи.
Комиссией было принято решение оставить без изменения ранее установленные ООО "Центр Диализа Астрахань" объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи на 2022 год.
Согласно письму заявителя от 14.12.2022 N 824/ОМС основанием для увеличения объемов медицинской помощи и финансирования услуг диализа в амбулаторных условия Общество указало изменение Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Астраханской области в середине финансового года порядка оплаты счетов и реестров счетов за услуги диализа в сочетании с лекарственной терапией (ds18.002), оказанные в условиях дневного стационара. Общество указывает, что связи с отказами в оплате случаев КСГ ds18.002 за июнь, июль, сентябрь, ноябрь 2022 года, оказанных пациентам с инвалидностью, услуги диализа данной категории пациентов медицинская организация вынуждена оказывать и предъявлять к оплате в амбулаторных условиях.
Таким образом, заявитель указал, что фактически произошло перераспределение оказанной услуги из условий дневного стационара в оказание услуги пациентам с инвалидностью в амбулаторных условиях.
Согласно абзацу второму пункта 157 Правил ОМС в случае превышения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением Комиссии, медицинская организация в течение пяти рабочих дней после получения заключения по результатам медико-экономического контроля обязана обратиться в Комиссию с предложением о перераспределении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи.
Судом установлено, что Общество в адрес Комиссии с предложением о перераспределении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи в соответствии с пунктом 157 Правил ОМС не обращалось. В письме от 14.12.2022 просило лишь увеличить объемы медицинской помощи и финансирования услуг диализа в амбулаторных условия для оплаты ранее отклоненных позиций по оказанным жизненно необходимым услугам диализа в ноябре 2022 г. в размере 5 086 357,66 руб.
Согласно пункту 11 Положения распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется комиссией по следующим критериям:
1) количество прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и показателей объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом показателей потребления медицинской помощи, видов медицинской помощи, условий предоставления медицинской помощи и врачебных специальностей;
2) показатели объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом профилей отделений (коек), врачебных специальностей, видов медицинской помощи и условий ее предоставления медицинскими организациями, не имеющими прикрепленных застрахованных лиц;
3) количество диагностических и (или) консультативных услуг для обеспечения потребности медицинских организаций по выполнению порядков оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи по заболеваниям и состояниям в полном объеме при отсутствии или недостаточности у медицинских организаций данных диагностических и (или) консультативных услуг;
4) соотношение оказанных объемов предоставления медицинской помощи и оплаченных страховыми медицинскими организациями каждой медицинской организации;
5) необходимость и возможность внедрения новых медицинских услуг или технологий;
6) наличие ресурсного, в том числе кадрового, обеспечения планируемых объемов предоставления медицинской помощи;
7) достаточность мощности медицинской организации для выполнения объемов медицинской помощи, заявленных медицинской организацией в уведомлении об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
Вопреки доводам жалобы, Общество не обосновало, какие из критериев, установленных пунктом 11 Положения, применены Комиссией неверно либо нарушены.
При распределении и перераспределении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи Комиссией учтены критерии, установленные Положением, а также части 10 статьи 36 Закона об ОМС, объемы распределены исходя из потребности застрахованных лиц в медицинской помощи, показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета, с учетом видов медицинской помощи, фактически выполненных объемов медицинской помощи за предыдущий период, уровня и структуры заболеваемости населения, с учетом данных медицинской статистики.
Так же судами установлено, что ранее на заседании Комиссии 19.12.2022 г. (протокол N 25) было принято решение с учетом имеющихся средств СМО принять к оплате дополнительно сверх установленных Комиссией объемов предоставления медицинской помощи, оказанной застрахованных лицам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования за счет средств субвенции ФОМС на общую сумму 97 060 552,23 рубля, в том числе 125 обращений в ООО "Центр Диализа Астрахань" на сумму 4 938 682,06 руб.
Оплата была осуществлена АО Страховая компания "СОГАЗ-МЕД" платежным поручением N 2757 от 21.12.2022 г. на сумму 4 938 682,06 руб.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В данном случае заявителем не доказана обоснованность требований об увеличении объемов медицинской помощи и финансирования услуг диализа в амбулаторных условия для оплаты ранее отклоненных позиций по оказанным жизненно необходимым услугам диализа в ноябре 2022 г. в размере 5 086 357,66 руб.
Общество так же оспаривает действия Комиссии по выделению недостаточного объема медицинской помощи на 2023 год и не рассмотрении заявки ООО "Центр Диализа Астрахань" от 15.02.2023 N 124/ОМС.
ООО "Центр Диализа Астрахань" письмом от 15.02.2023 N 124/ОМС обратилось в Комиссию, в котором указало, что в соответствии с Приложением N 2 к Протоколу заседания Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Астраханской области от 30.12.2022 N 26 для Медицинской организации установлены объёмы по проведению заместительной почечной терапии на 2023 год. На данный момент в диализных центрах Медицинской организации на территории Астраханской области получают лечение методами заместительной почечной терапии 254 пациента: 249 пациентов методами гемодиализа/гемодиафильтрации, 5 пациентов методами перитонеального диализа/перитонеального диализа с использованием автоматизированных технологий.
Общество указало, что с учетом текущего количества пациентов, а также их возможного прироста в течение 2023 года, выделенные объемы, необходимые для оказания медицинской помощи, являются недостаточными.
Принимая во внимание характер и востребованность оказываемых Медицинской организацией услуг, уровень заболеваемости, а также с учетом положений законодательства о том, что медицинские организации не вправе отказать в оказании медицинской помощи, ООО "Центр Диализа Астрахань" просило Комиссию:
1) произвести корректировку утвержденных объемов медицинской помощи между условиями оказания и видами диализа в рамках выделенного финансирования на 2023 год в соответствии с приложением N 2 к письму;
2) рассмотреть вопрос об увеличении объемов на 2023 год также в соответствии с приложением N 2 к настоящему письму по следующим видам услуг:
- гемодиализ интермитирующий высокопоточный в количестве 497 процедур в амбулаторных условиях;
- перитонеальный диализ с использованием автоматизированных технологий в количестве 683 процедуры.
Согласно приложению N 2 к письму Общество просило перераспределить объемы оказания медицинской помощи по услугам диализа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, а так же увеличить на 1 180 услуг в амбулаторных условиях (497 + 683).
Данная заявка рассмотрена Комиссией на заседании 30.03.2023 (протокол N 4, пункт 15).
В протоколе указано, что увеличение на 1 180 услуг в амбулаторных условиях приведет к увеличению финансового плана на 6,3 млн.руб.
Комиссией было принято решение рассмотреть данный вопрос по итогам 1 квартала 2023 года, с учетом представленного ТФОМС АО анализа оплаченной медицинской помощи.
На заседании Комиссии 12.04.2023 г. (протокол N 5) по итогам 1 квартала принято решение об оплате дополнительно ООО "Центр Диализа Астрахань" 171 обращения по поводу заболевания на сумму 6 022 102,99 рублей.
Оплата была осуществлена АО Страховая компания "СОГАЗ-МЕД" платежными поручениями N 857 от 14.04..2023 г. на сумму 5 615 227,02 руб., N 852 от 13.04.2023 г. на сумму 406 875,97 руб.
Суд первой инстанции на основании установленных по делу обстоятельств пришел к обоснованному выводу, что ООО "Центр Диализ Астрахань" не предоставлено доказательств, что выделенных объемов финансирования не достаточно для оплаты медицинской помощи.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что судом не учтено, что указанная сумма не является достаточной для покрытия расходов медицинской организации, заявленных ею в письме от 15.02.2023.
Однако надлежащих доказательств данного довода судам первой и апелляционной инстанций не представлено. Само по себе письмо и приложение N 2 к нему такими доказательствами не являются.
Каких либо документов, подтверждающих свои доводы Общество ни комиссии, ни суду первой инстанции не представило.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Постановлением Правительства Астраханской области от 29.12.2022 N 732-П "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" определено, что заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств ОМС, в том числе в части приобретения расходных материалов.
Размер бюджетных ассигнований бюджета территориального фонда на финансовое обеспечение организации ОМС на территории Астраханской области на 2023 год определен законом Астраханской области 15.12.2022 N 94/2022-ОЗ "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Таким образом, корректировка объемов медицинской помощи и объема финансового обеспечения осуществлялась Комиссией исходя из реальных возможностей оплаты объемов медицинской помощи.
Само по себе несогласие заявителя с утвержденными объемами медицинской помощи, не свидетельствует о том, что принятым Комиссией решением нарушены нормы законодательства Российской Федерации.
ООО "Центр Диализ Астрахань" не предоставлено доказательств, что выделенных объемов финансирования не достаточно для оплаты медицинской помощи.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "Центр Диализа Астрахань" удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В апелляционной жалобе Общество так же просило взыскать в пользу ООО "Центр Диализа Астрахань" расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 3000 руб. и за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом судом первой инстанции в удовлетворении заявления Общества, а так же судом апелляционной инстанции в удовлетворении апелляционной жалобы вышеуказанные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ООО "Центр Диализа Астрахань".
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 августа 2023 года по делу N А06-2709/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2709/2023
Истец: ООО "Центр Диализа Астрахань"
Ответчик: Комиссия по разработке территориальной программы обязательства медецинского страхования Астраханской области в лице Правительства Астраханской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Астраханской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования АО, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Астраханской области, Правительство Астраханской области