г. Москва |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А40-76716/23 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда О.Г. Головкина, без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Азиатско-Европейский Экспресс" на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.06.2023 г. по делу N А40-76716/23, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску Общества с ограниченной ответственностью "Танк-контейнерная Нефтехимическая Компания" к Обществу с ограниченной ответственностью "Азиатско-Европейский Экспресс", с участием третьих лиц Общества с ограниченной ответственностью "АльфаСервисКонтракт", Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 1" о взыскании 574 740 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Танк-контейнерная Нефтехимическая Компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Азиатско-Европейский Экспресс" расходов на приобретение колесных пар N 93-7539-1986, N 87-32378-1981, N 93-30186-1987 в размере 558 000 руб. согласно гарантийному письму от 02.06.2022 г. N 06/05, а также вознаграждения за оказанные услуги по приобретению спорных колесных пар в размере 16 740 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2023 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела.
Истец против удовлетворения жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор аренды вагонов N АЕ-05/2019 от 01.06.2019 г. (далее - договор).
В соответствии с п. 2.1. договора ООО "АЕКС" обязуется предоставить за плату в аренду вагоны, а ООО "ТНК" принять вагоны и оплачивать арендную плату в порядке и условиях Договора.
Как указывает истец в обоснование исковых требований, в соответствии с условиями вышеуказанного договора аренды ООО "АЕКС" передал в аренду ООО "ТНК" вагон N 54321641, что подтверждается актом приема-передачи N 44 от 21.07.2019 г.
Согласно п. 4.1.5 вышеуказанного договора Арендодатель обязуется определять порядок и проводить за свой счет плановые (деповской и капитальный) ремонты Вагонов в объемах, предусмотренных "Руководством по деповскому ремонту".
Согласно п. 4.1.6 договора Арендодатель обязуется проводить за свой счет текущий отцепочный ремонт с последующей заменой неремонтнопригодных (литых) узлов и деталей, необходимость проведения которого возникла в связи с браковкой (отцепкой) вагонов по кодам неисправности.
При необходимости замены неремонтнопригодных колесных пар, если толщина обода колесной пары не позволяет проводить обточку обода колеса, Арендодатель обязуется предоставить Арендатору своими силами и за свой счет ремонтнопригодные (отремонтированные) колесные пары.
Арендодатель возмещает Арендатору стоимость ремонта или замены основных узлов вагона и деталей, на основании заверенных Арендатором подтверждающих документов, в соответствии с п. 4.1.7 договора.
На основании гарантийного письма ООО "АЕКС" N 06/05 от 02.06.2022 г., ООО "ТНК" приобрел у поставщика ООО "АСК" для установки три освидетельствованные колесные пары на общую сумму 558 000 руб., с НДС, из которых колесная пара N 93-7539-1986 стоимостью 174 000 руб., колесная пара N 87-32378-1981 стоимостью 192 000 руб. и колесная пара N 93-30189-1987 стоимостью 192 000 руб.
Факт приемки ООО "ТНК" товара и полный расчет за него с поставщиком ООО "АСК" подтверждается спецификацией N 2 от 01.06.2022 г. к договору поставки N 010522-АСК-Д от 01.05.2022 г., актом приема-передачи запасных частей от 07.06.2022 г., товарной накладной N 32 от 07.06.2022 г. и платежным поручением N 1157 от 03.06.2022 г.
Колесные пары N 93-7539-1986, N 87-32378-1981, N 93-30189-1987 признаны годными и в ходе текущего ремонта на ВЧДр Рыбное (обособленное структурное подразделение АО ВРК-1) по просьбе ООО "АЕКС" были установлены под грузовой вагон N 54321641, что подтверждается представленными в материалы дела актом о выполненных работах N 1851 от 10.06.2022 г., расчетно-дефектной ведомостью от 10.06.2022 г., дефектной ведомостью от и10.06.2022 г., актом замены и установки узлов и деталей грузового вагона N 54321641, поступившего в ремонт от 10.06.2022 г., актом выбраковки узлов и деталей грузового вагона N 54321641, поступившего в ремонт от 10.06.2022 г., уведомление о приемке грузового вагона N 54321641 из текущего ремонта N 84 от 10.06.2022 г., актом о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение N 1563-Х от 10.06.2022 г., актом о возврате товарно- материальных ценностей, сданных на хранение N 1242 от 10.06.2022 г., счетом N 2335862 от 21.06.2022 г., счетом-фактурой N 0105472/06000142 от 10.06.2022 г., платежным поручением N 1307 от 22.06.2022 г.
Согласно п. 11 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса N 286 от 21.12.2010 г., работники железнодорожного транспорта в соответствии со своими должностными обязанностями обеспечивают выполнение настоящих Правил, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Таким образом, факт приема перевозчиком вагона ООО "АЕКС" N 54321641 после проведения текущего ремонта с замененными колесными парами N 93-7539-1986, N 87-32378-1981, N 93-30189-1987 на пути общего пользования дополнительно подтверждает его техническую и коммерческую исправность.
Поскольку обязанность выполнения деповского ремонта, в соответствии с п. 4.1.5, п. 4.1.6, п. 4.1.7 договоров, возложена на арендодателя, а также имел место факт выполнения текущего ремонта в связи с выявленными после выполнения деповского ремонта недостатками, у арендатора возникает право на компенсацию со стороны арендодателя расходов понесенных на текущий ремонт спорных вагонов.
Истец ссылается на то, что ответчик обязан возместить все возникшие у истца расходы в связи с надлежащим образом выполненным поручением ООО "АЕКС" по приобретению и установке на вагон N 54321641 колесных пар N 93-7539-1986, N 87-32378-1981, N 93-30189-1987.
Факт выполнения работ и размер убытков подтверждается представленными в материалы дела доказательства, в том числе: актами выполненных работ, счетами, счетами-фактурами, платежными поручениями, актами реализации, актами- рекламациями, расчетно-дефектными ведомостями, уведомлениями о приемке грузового вагона из текущего ремонта.
Общая стоимость расходов на текущий ремонта вагона, оплаченного ООО "ТНК", составила 558 000 руб., вознаграждения за оказанные услуги в размере 16 740 руб.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены в заявленном истцом размере.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Вопреки доводам жалобы, материалами дела подтверждается, что арендодатель передал арендатору вагон N 54321641 по акту приема-передачи N 44 от 21.07.2019 г., а Арендатор на основании гарантийного письма Арендодателя N 06/05 от 02.06.2022 г., приобрел у поставщика ООО "АСК" для установки трех освидетельствованных колесных пар на общую сумму 558 000 руб.
Также материалами дела подтверждены неправомерные действия ответчика, размер причиненных убытков, а также причинно-следственная связь между неправомерными действиями ответчика и возникшими у истца убытками в виде понесенных расходов, суд считает обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению требование истца о взыскании убытков в размере 574 740 руб. 00 коп.
Доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку ответчик в гарантийном письме от 02.06.2022 N 06/05 указал индивидуальные номера и технические параметры спорных колесных пар, которые следовало приобрести истцу, а именно колесная пара N 93-7539-1986 с толщиной обода 41/42, колесная пара N 87-32378-1981 с толщиной обода 40/40 и колесная пара N 93-30186-1987 с толщиной обода 40/40.
При этом, истец надлежащим образом исполнил данное ему поручение в строгом соответствии с указаниями доверителя, что подтверждается представленными в материалы дела договором поставки, актами приема-передачи, документами ВЧДр Рыбное на ремонт грузового вагона N 54321641 с заменой колесных пар, уведомлением (форма ВУ-36-М) о приемке грузового вагона N 54321641 из текущего ремонта от 10.06.2022 N 84 и Листком учета комплектации от 10.06.2022 N 265 грузового вагона N 54321641.
В соответствии с п. 2.2 Положения о допуске грузового вагона на инфраструктуру открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") после плановых видов ремонта N 787-2015 ПКБ ЦВ (утверждено Распоряжением ОАО "РЖД" от 08.06.2016 N 1097р) (далее - Положение), настоящее Положение определяет организацию и порядок проведения работ по допуску грузовых вагонов к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования инфраструктуры ОАО "РЖД" после плановых видов ремонта и модернизации, проведенных вагоноремонтными предприятиями холдинга "РЖД" и предприятиями не входящими в структуру ОАО "РЖД" любой формы собственности, осуществляющих ремонт грузовых вагонов.
Согласно п. 3.1 названного Положения, на все отремонтированные вагоны вагоноремонтным предприятием составляется и подписывается в установленном порядке Уведомление о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36-М (на бумажном носителе) в соответствии с приложением Д и Листок учета комплектации грузового вагона (приложение к ВУ-36-М). Уведомление формы ВУ-36-М является документом, удостоверяющим выполнение ремонта вагона в полном соответствии с требованиями нормативной документации. И при выявлении несоответствия фактической комплектации вагона сведениям, указанным в Листке учета комплектации грузового вагона, вагон возвращается в ремонт.
Из листка учета комплектации от 10.06.2022 N 265 следует, что грузовой вагон N 54321641 укомплектован колесными парами, приобретёнными истцом у ООО "АСК" по договору поставки от 01.05.2022 N 010522-АСК-Д в соответствии в требованиями РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017.
При текущем отцепочном ремонте на ВЧДр Рыбное из-под вагона была выкачена колесная пара N 29-82687-1985 с толщиной обода 29 мм, назад была подкачена колесная пара N 93-7539-1986 с толщиной обода 39 мм; колесная пара N 5-125415-1975 с толщиной обода 25 мм заменена на колесную пару N 87-32378-1981 с толщиной обода 40 мм; а колёсная пара N 39-72877-1995 с толщиной обода 27 мм заменена на колесную пару N 93-30186-1987 с толщиной обода 39 мм.
В соответствии с п. 4.1 Положения, на каждый отремонтированный вагон вагоноремонтное предприятие передает сообщение 1354 "О выходе вагона из ремонта" в ИВЦ ЖА в соответствии с требованиями "Методических положений по ведению автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов", утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Протокол от 21 - 22 октября N 61).
Кроме того, согласно п. 4.3 Положения, при отсутствии каких - либо несоответствий подвижного состава, оформляется акт-допуск вагона к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования инфраструктуры ОАО "РЖД" согласно приложению Б указанного Положения.
Акт-допуск составляется в трех экземплярах и подписывается приемщиком вагонов, производившим осмотр вагона. Один экземпляр акта остается у представителя ОАО "РЖД", второй передается представителю вагоноремонтного предприятия, а третий передается начальнику станции. На экземпляре акта-допуска, переданного станции, ставится подпись дежурного по станции с указанием времени передачи акта-допуска, который является подтверждением допуска грузового вагона на пути общего пользования инфраструктуры ОАО "РЖД".
Последующее направление в рейс по железнодорожным накладным N N ЭШ 663448, ЭЧ 143620 грузового вагона N 54321641 с установленными на нем колесными парами, приобретенными Истцом у ООО "АСК" во исполнение поручения Ответчика. Согласно п. 11 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286, работники железнодорожного транспорта в соответствии со своими должностными обязанностями обеспечивают выполнение настоящих Правил, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Таким образом, факт приема перевозчиком на пути общего пользования грузового вагона N 54321641, укомплектованного после проведения текущего ремонта колесными парами NN 93-7539-1986, 87-32378-1981, 93-30186-1987, дополнительно подтверждает его полную техническую исправность и коммерческую пригодность. В случае приобретения истцом продукции ненадлежащего качества с последующей установкой под вагон колесных пар с толщинами обода 25/25, 27/27, 30/31, неясным заводскими номерами или клеймами, данный вагон не был бы допущен на инфраструктуру РЖД.
Факт подписания ответчиком без каких-либо возражений отчета о возмещаемых расходах от 07.06.2022 г. N 44 на сумму приобретённых истцом по гарантийному письму колесных пар с выплатой агентского вознаграждения в размере 16 740 руб. из расчета 3 % от суммы расходов, также свидетельствует о принятии доверителем от поверенного все исполненное им в соответствии с данным ему поручением.
Таким образом, истец надлежащим образом исполнил поручение ответчика по приобретению указанных им спорных колесных пар, впоследствии установленных АО ВРК-1 под грузовой вагон N 54321641, в связи с чем, на основании п. 4.2.6. договора аренды и ст. ст. 309, 310, 973, 975, 1005, 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать возмещения всех понесённых расходов, произведенных им в связи с выполнением указанного поручения Ответчика. Каких - либо доказательств, доказывающих обратное, Ответчиком в материалы дела представлено не было.
Довод ответчика относительно того, что он не является стороной сделок купли-продажи по покупке и установке колесных пар и не имел возможности провести осмотр колесных пар и проверку их соответствия установленным стандартам не может быть принят по внимание, поскольку ответчик не обосновал и не представил в материалы дела соответствующих доказательств того, что он не мог или был лишен возможности проверить качество приобретённого истцом по его поручению у третьего лица товара, а также добросовестность выполнения ремонтным предприятием работ по замене колесных пар.
Ссылки ответчика на акт выполненных работ от 03.10.2022 г., составленный сотрудниками ВЧДр Бологое при поступлении грузового вагона N 54321641 в ремонт, не могут быть приняты апелляционным судом во внимание, поскольку данный документ составлен уже после замены колесных пар на ВЧДр Рыбное в отсутствии представителя истца и работника железнодорожной инфраструктуры, тогда как при обнаружении технической и (или) коммерческой неисправности вагона перевозчиком в обязательном порядке составляется акт общей формы в соответствии со ст. 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и п. 4.3. распоряжения ОАО РЖД "Об утверждении Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях" от 31.12.2019 г. N 3116/р.
Кроме того, в силу положений ст. ст. 314 и 475 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик должен уведомить истца об имеющихся у него замечаниях по исполненному поручению в разумный срок, что также совершено не было.
Как правомерно указал суд первой инстанции, условия заключенного между сторонами настоящего спора поручения следует квалифицировать как агентирование, с учетом п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на ответчика расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.06.2023 года по делу N А40-76716/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-76716/2023
Истец: ООО "ТАНК-КОНТЕЙНЕРНАЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "АЗИАТСКО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКСПРЕСС"
Третье лицо: АО "ВАГОННАЯ РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ - 1", ООО "АЛЬФАСЕРВИСКОНТРАКТ"