город Москва |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А40-34125/2023 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи О.Н. Лаптевой (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "Лукойл-Транс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2023 года
по делу N А40-34125/2023, принятое судьей А.В. Селивестровым
в порядке упрощенного производства,
по иску ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295)
к ООО "Лукойл-Транс" (ОГРН 1087746837210)
о взыскании денежных средств,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ООО "Лукойл-Транс" (далее - ответчик) о взыскании суммы добора провозной платы в размере 2.180,40 руб.
Настоящее дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам, установленным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело без вызова сторон в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как видно из материалов дела, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) перевозочный документ (транспортная накладная) является документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза. Наименование и реквизиты грузоотправителя, грузополучателя и плательщика, осуществляющего расчеты за перевозку указываются в данном документе.
В процессе перевозки у собственного порожнего вагона N 51179083, указанного в приложении (накладная N ЭР462430), была обнаружена техническая неисправность, препятствующая дальнейшему осуществлению перевозки, с необходимостью проведения текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности.
Текущий отцепочный ремонт проводится с отцепкой технически неисправных вагонов в пути следования в целях восстановления их работоспособности, предусматривающий замену или восстановление отдельных составных частей. Вагон отцеплен в ремонт.
Согласно статье 15 УЖТ плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" также указано, что в случаях, указанных в тарифном руководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния.
По прибытии вагона на железнодорожную станцию назначения при наличии в накладной в графе "отметки перевозчика" отметки о выполнении текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, провозные платежи за его перевозку рассчитываются исходя из кратчайшего расстояния, определенного в порядке, установленным пунктом 39.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 г.
N 29) (далее - Правила выдачи грузов N29), а именно: отдельно от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, от железнодорожной станции обнаружения технической неисправности до железнодорожной станции ремонта и от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения.
Положение статьи 30 УЖТ не исключают возможности перерасчета стоимости перевозки при выявлении обстоятельств, влекущих за собой такую необходимость.
Северным территориальным центром фирменного транспортного обслуживания выявлены недоборы тарифа в размере 2.180,40 руб. (с учетом НДС) по накладной N ЭР462430, оформленной сотрудниками ООО "ЛукойлТранс" за пробег порожнего собственного вагона N 51179083.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензию N ИСХ-11493/СЕВ ТЦФТО от 16.09.2022 г. с предложением оплатить добор провозных платежей в размере 2.180,40 руб., которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд города Москвы с иском по настоящему делу.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу о том, что требования о взыскании суммы добора провозной платы документально подтверждены, в заявленном размере, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы на основании следующего.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что перевозчиком были выявлены обстоятельства, потребовавшие перерасчета стоимости перевозки, а именно: отцепка спорных вагонов в пути следования из-за их технической неисправности, доставка в ремонт, доставка из места ремонта до места назначения, в следствие чего, ОАО "РЖД" произвело перерасчет провозной платы по спорным вагонам.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Отношения контрагентов, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей и сборов, являются неотъемлемой частью процесса по организации перевозок, а плательщики, имеющие единые лицевые счета в Центре фирменного транспортного обслуживания, - участниками этих отношений. Следовательно, вытекающие из договора по организации расчетов и уплате провозных платежей правоотношения сторон настоящего спора регулируются законодательством о перевозках (ст. 1 УЖТ РФ, ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 15 УЖТ РФ плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" также указано, что в случаях, указанных в тарифном руководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния.
Положения статьи 30 УЖТ РФ не исключают возможности перерасчета стоимости перевозки при выявлении обстоятельств, влекущих за собой такую необходимость (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2018 г. N 305- ЭС17-16722 по делу N А40-101806/2016).
Тарифы на перевозку грузов по российским железным дорогам предусмотрены Прейскурантом N 10-01.
Пунктом 39.4 "Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте", утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 29, предусмотрены случаи взимания платы за перевозку порожних вагонов при увеличении расстояния в связи с текущим отцепочным ремонтом. Неприменение данного правила означало бы, по сути, безвозмездное оказание услуг перевозчиком.
В случае выявления неисправности вагона, вагон отцепляется от поезда и направляется в ремонт.
Основанием для отцепки вагонов в ремонт являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утв. на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, 21-22.05.2009 г.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказами Минтранса России от 21.12.2010 г. N 286 и зарегистрированными в Минюсте Российской Федерации 28.01.2011 г. N 19627 (далее - ПТЭ), железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить плановопредупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающим безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 21 указанного приложения к ПТЭ не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов. Требование к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами.
Для выяснения наличия или отсутствия неисправностей вагоны подлежат отцепке в текущий отцепочный ремонт (ТОР).
Текущий отцепочный ремонт является предупредительным видом ремонта ("техническим обслуживанием") и направлен на устранение неисправностей отдельных узлов и деталей вагона, возникающих и выявляемых в процессе эксплуатации вагона.
В целях обеспечения безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Руководством по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N 717-ЦВ2009 от 30.08.2009, Руководством по текущему отцепочному ремонту РД32-056-97 от 02.09.1997, истец обязан выявлять неисправности вагонов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагона, ни иного лица, а направлена на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения. Основанием для отцепки вагона в ремонт послужили выявленные специалистами неисправности вагонов.
Прейскурантом N 10-01 установлено, что железнодорожный тариф по доставке грузовых вагонов в ремонт и из ремонта в провозную плату за перевозку вагона (от станции отправления до станции назначения) не включен и оплачивается дополнительно.
В пункте 4.1.4 Прейскуранта N 10-01 прямо указано, что затраты на ремонт в тарифе не учитывается и оплачивается дополнительно:
"4.1.4. В плате за услуги по использованию инфраструктуры РЖД не учитываются затраты, связанные с плановыми видами ремонта вагонов, текущим отцепочным ремонтом вагонов".
Согласно статьей 30 УЖТ РФ перевозчику предоставлено право при выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозки, произвести перерасчет после выдачи груза.
При этом плата за перевозку спорных вагонов была пересчитана по правилам Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), утвержденного постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5, как за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка грузов с учетом конкретных условий перевозок спорных вагонов.
Так, провозная плата рассчитывалась за кратчайшее расстояние перевозки от станций отправления до станций обнаружения неисправностей и отцепки вагонов, и за кратчайшее расстояние последующих перевозок от станций отцепки до станций ремонта и далее до станций назначения.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации перевозчиком были выявлены обстоятельства, потребовавшие перерасчета стоимости перевозки (отцепка спорных вагонов в пути следования из-за их технической неисправности, доставка в ремонт, доставка из места ремонта до места назначения), ОАО "РЖД" произвело перерасчет провозной платы по спорным вагонам.
В соответствии с пунктом 39.4 "Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте", утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 29, по прибытии на железнодорожную станцию назначения собственных порожних вагонов, перевозимых маршрутной или групповой отправкой, и при наличии в накладной в разделе "Отметки в пути следования" отметок о выполнении текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется:
- для вагонов, прибывших по основной накладной, - от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения;
- для вагонов, отцепленных для текущего ремонта по причинам, не зависящим от перевозчика, - отдельно от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, от железнодорожной станции обнаружения технической неисправности до железнодорожной станции ремонта и от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения.
В случае если отцепка произошла по причинам, зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения как для вагонов, прибывших по основной накладной, так и для отцепленных вагонов.
При "обычной" перевозке перевозчик обязан выполнить 2 начально-конечные операции и они включены в тариф, а при перевозке с поломкой вагона перевозчик вынужден выполнить 6 начально-конечных операций и дополнительные 4 начально-конечные операции в тариф не включены и оплачиваются дополнительно.
В соответствии с пунктом 1.16 Прейскуранта N 10-01 установлено, что в тарифы на перевозку грузов, указанные в настоящем Тарифном руководстве, по начально-конечным операциям (операции по приему-сдаче вагонов), входят следующие виды работ и услуг:
1) подгруппировка вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовка их к подаче;
2) выполнение приемо-сдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении);
3) маневровая работа по расформированию поездов различных категорий (маршрутных, передаточных, вывозных, сборных), прибывших на железнодорожные станции погрузки, выгрузки, по предназначению вагонов и грузов, а также по формированию на железнодорожной станции отправления поездов различных категорий;
4) маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых вагонов на (с) выставочные (приемо-сдаточные) пути, принадлежащие РЖД и расположенные в пределах железнодорожной станции;
5) маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых вагонов в места общего пользования железнодорожных станций при осуществлении погрузки (выгрузки) грузов средствами РЖД.
По договору перевозки перевозчик обязан выполняет 2 начально-конечные операции (1 раз начальные операции и 1 раз конечные операции).
Когда вагон отцепляется в пути следования по технеисправности, этого не происходит, а именно - вместо двух начально-конечной операций перевозчик может выполнять шесть начально-конечных операции:
- начальная операция на станции отправления - включена в тариф;
- конечная операция на станции поломки - не включена в тариф, т.к. этой операции не должно было быть и тариф за нее не взыскивался, эта операция возникла из-за поломки вагона истца;
- начальная операция на станции поломки - не включена в тариф, т.к. этой операции не должно было быть и тариф за нее не взыскивался, эта операция возникла из-за поломки вагона истца;
- конечная операция на станции ремонта - не включена в тариф, т.к. этой операции не должно было быть и тариф за нее не взыскивался, эта операция возникла из-за поломки вагона истца;
- начальная операция на станции ремонта - не включена в тариф, т.к. этой операции не должно было быть и тариф за нее не взыскивался, эта операция возникла из-за поломки вагона истца;
- конечная операция на станции назначения - включена в тариф.
Поскольку вышеуказанные операции не включены в тариф при отправлении вагона и вызваны исключительно выявленной неисправностью вагона истца, то для данной ситуации законодатель предусмотрел пункт 39.4 "Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте", утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 29, в соответствии с которым предусмотрены случаи добора провозной платы за перевозку в связи с текущим отцепочным ремонтом.
Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые ОАО "РЖД", предусмотрены Прейскурантом N 10-01, утвержденным постановлением ФЭК РФ от 17.06.2003 г. N 47-т/5, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 09.07.2003 г. N 4882.
Расчет провозной платы вагонов производится ОАО "РЖД" исключительно на основании Прейскуранта N 10-01.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о наличии оснований для взыскания с ответчика суммы добора провозной платы в размере 2.180,40 руб., поскольку пунктом 39.4 Правил выдачи грузов N 29 предусмотрены случаи взимания платы за перевозку порожних вагонов при увеличении расстояния в связи с текущим отцепочным ремонтом.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не принята судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные по данным делам, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), по указанным делам имели место иные фактические обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела. Таким образом, правовая позиция судов по другим делам, основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2023 года по делу N А40-34125/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-34125/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ЛУКОЙЛ-ТРАНС"