г. Москва |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А40-47631/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
В.И. Попова, Л.Г.Яковлевой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ООО "Стандарт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2023 по делу N А40-47631/23, по заявлению ООО "Стандарт" к ответчику ЦБ РФ о признании незаконными решений от 06.02.2023,
третьи лица: ПАО Банк "ФК открытие",
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица:
от третьего лица |
Высоцкая И.С. дов. от 08.06.2021; Андреянова М.Н. дов. от 18.07.2023 Тихонова О.А. дов. от 16.08.2021 |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Стандарт" (далее -заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании незаконным решения межведомственной комиссии Центрального Банка Российской Федерации от 06 февраля 2023 года о наличии оснований для применения ПАО Банк "Финансовая Корпорация Открытие" к ООО "Стандарт" мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; признать незаконным решение межведомственной комиссии Центрального Банка Российской Федерации от 06 февраля 2023 года об отсутствии оснований для пересмотра решения ПАО Банк "ФК Открытие" об отказе в проведении операции по счету 40702810501400013113 по платёжному поручению от 12.08.2022 года N 1 в адрес Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области с назначением платежа: "6317158326//631701001 за ООО "Строй-Техком"налог на добавленную стоимость за 2 квартал 2022 года".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 17.07.23 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представители заинтересованного лица, третьего поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают их необоснованными.
Общество явку в судебное заседание уполномоченного представителя не обеспечило.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, заслушав мнения представителя заявителя, исследовав доводы жалобы, приходит к следующим выводам.
В обоснование требований заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
ООО "Стандарт" надлежащим образом исполняло свои обязательства перед Индивидуальным предпринимателем Якубович Ириной Павловной до принятия мер Банком по приостановке распоряжения банковским счётом и находящимся на нём денежными средствами, что подтверждается выписками по расчётному счёту ООО "Стандарт" за период с 01 июня 2022 года по 31 июля 2022 года.Единственным учредителем (участником) и генеральным директором ООО "Стандарт" является Романов Игорь Анатольевич.
Учредитель (участник) и генеральный директор ООО "Стандарт" Романов Игорь Анатольевич не является учредителем (участником) и руководителем иных юридических лиц, которые не осуществляют хозяйственную и предпринимательскую деятельность.
Учредитель (участник) и генеральный директор ООО "Стандарт" Романов Игорь Анатольевич не входит в перечень физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Учредитель (участник) и генеральный директор не привлекался правоохранительными органами к уголовной ответственности по статье 174, статье 174.1 и статье 175 Уголовного кодекса Российской Федерации, что подтверждается справкой Информационного центра ГУ МВД России по Самарской области об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования от 28.12.2022 года N 063/182124-Е.
Основной вид экономической деятельности ООО "Стандарт" - торговля оптовая неспециализированная, а в частности - реализация комплектующих для модернизации телекоммуникационных узлов и оборудования, о чём ранее ООО "Стандарт" сообщало Банку в своём информационном письме при открытии расчётного счёта.
ООО "Стандарт" своевременно бухгалтерскую (налоговую) отчётность и задолженности по налогам и взносам не имеет, что подтверждается информацией, размещённой в отношении ООО "Стандарт" в сервисе "Прозрачный бизнес" (https//pb.nalog.ru/company-print.html), а также следующими документами:
- Расчётом сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за полугодие 2022 года;
- Налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2022 года;
- Налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций за полугодие 2022 года;
- Расчётом по страховым взносам за полугодие 2022 года;
- Расчётом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за полугодие 2022 года.
ООО "Стандарт" осуществляет реальную хозяйственную и предпринимательскую деятельность, поскольку реализует комплектующие для модернизации телекоммуникационных узлов и оборудования, что соответствует заявленному при регистрации ООО "Стандарт" коду ОКВЭД. ООО "Стандарт" не осуществляло и не осуществляет деятельность по транзитному движению денежных средств в понятии предусмотренном Федеральным законом от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и налоговым законодательством Российской Федерации.
ООО "Стандарт" когда-либо не совершало подозрительных операций, к которым относятся операции предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
ООО "Стандарт" является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении ООО "Стандарт" по состоянию на 10 сентября 2022 года.
ООО "Стандарт" зарегистрировано по адресу, который не относится к массовому адресу регистрации юридических лиц.
Все контрагенты ООО "Стандарт" являются действующими организациями и индивидуальными предпринимателями, которые также осуществляют реальную хозяйственную и предпринимательскую деятельность, сдают своевременно бухгалтерскую (налоговую) отчётность и задолженностей по налогам и взносам не имеют, что подтверждается информацией, размещённой в отношении ООО "Меридиан", ООО "Строй-Техком", ООО "Перспектива-С" и ИП Попова Константина Викторовича в сервисе "Прозрачный бизнес" (https//pb.nalog.ru/company-print.html).
ООО "Стандарт" и его контрагенты не включены в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской или террористической деятельности.
Банковские операции ООО "Стандарт" когда-либо не совершались с целью финансирования экстремистской или террористической деятельности и не преследовали иную противоправную цель и не совершались с целью транзитного движения денежных средств в понятии предусмотренном Федеральным законом от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и налоговым законодательством Российской Федерации.
Банк, отказывая ООО "Стандарт" в проведении операций по банковскому счёту необоснованно приостановил нормальную хозяйственную и предпринимательскую деятельность ООО "Стандарт", в связи с чем, ООО "Стандарт" несёт необоснованные убытки, поскольку не может осуществлять расчёты со своими контрагентами.
Решение о квалификации операции в качестве подозрительной может быть принято лишь при наличии достаточных оснований, с учетом всестороннего анализа всей имеющейся у банка информации, представленных документов, с учетом пояснений клиента.
Общие подозрения со стороны Банка относительно организации не могут быть признаны надлежащим основанием для отказа Банком в совершении конкретной операции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) принят в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма. Меры и требования, установленные Законом N 115-ФЗ, направлены на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма и экстремизма, которые представляют высокую степень общественной опасности и прямую угрозу для безопасности государства.
Согласно требованиям Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях, и документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил.
Согласно главе 5 Положения Банка России N 375-П в программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, включается перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в Приложении к Положению Банка России N 375-П, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности кредитной организации и ее клиентов. Кредитная организация вправе дополнять перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, по своему усмотрению.
Согласно пункту 5.2 Положения Банка России N 375-П решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющихся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию, а также его представителя и (или) выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (при их наличии).
С целью исполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ в части принятия решения о признании/непризнании операций клиента подозрительными Банк вправе запросить документы, а на основании пункта 14 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ Клиент обязан предоставить в Банк запрошенные документы.
Банк, в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ и ПВК по ПОД/ФТ, осуществляет анализ операций клиентов с целью выявления признаков сомнительных сделок и предотвращения подозрительных операций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ кредитная организация обязана при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств.
ООО "СТАНДАРТ" (ИНН 6317158326) является клиентом Филиала Приволжский ПАО Банк "ФК Открытие" с 23.03.2022 (далее - Клиент). Дата государственной регистрации Клиента -11.03.2022. Основной вид деятельности - 46.90 Торговля оптовая неспециализированная.
С 01.07.2022 вступили в силу положения Федерального закона от 21.12.2021 N 423-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 423-ФЗ):
Глава 2 Закона N 115-ФЗ дополнена пунктами 7.6 - 7.8, относящимися к реализации платформы "Знай своего клиента", взаимодействию с Банком России, в том числе передаче Банку России информации о клиентах, получению от Банка России информации о группах риска клиентов, применению мер внутреннего контроля в зависимости от отнесения клиента к определенной группе риска, в том числе в соответствии с пунктом 5 статьи 7.7 Закона N115-ФЗ установлены определенные обязанности для кредитной организации, использующей информацию Банка России (платформу "Знай своего клиента") в отношении Клиента-юридического лица (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления), индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством РФ и отнесенного кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения Подозрительных операций:
- не проводить операции по списанию со счета такого Клиента (за исключением определенных пунктом 5 ст.7.7 Закона N 115-ФЗ исключений) и информировать о применении мер Банк России и Клиента не позднее 5 рабочих дней с момента принятия соответствующих мер;
- не выдавать остаток денежных средств при расторжении ДБС;
- прекратить возможность использования таким Клиентом электронного средства платежа (в том числе использования ДБО).
Банк России вправе разместить на своем официальном сайте информацию об отнесении ЮЛ, ИП, зарегистрированного в соответствии с законодательством РФ, к группам риска совершения Подозрительных операций, носящую справочный характер. Состав этой информации и порядок доступа устанавливается нормативным актом Банка России.
При выявлении Клиента, отнесенного Банком и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения Подозрительных операций, на Клиента/банковский счет Клиента/электронное средство платежа Банком устанавливаются ограничения, позволяющие контролировать возможность осуществления операций по счету (-ам) и возможность использования таким Клиентом электронного средства платежа (в том числе дистанционного банковского обслуживания).
Банк не вправе изменить степень (уровень) риска совершения Подозрительных операций Клиенту, который отнесен Банком и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения Подозрительных операций, за исключением случая получения решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований для применения к заявителю мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ. Банком 05.08.2022 получена информация от Банка России об отнесении Клиента к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.
На основании изложенного Банк, начиная с 08.08.2022 инициировал применение к клиенту ограничительных мер, перечисленных в пункте 5 статьи 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Согласно абзаца второго пункта 1 статьи 7.6 Закона N 115-ФЗ Центральный банк Российской Федерации доводит информацию об отнесении юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций до кредитных организаций.
Согласно пункта 2 статьи 7.6 Закона N 115-ФЗ кредитные организации при осуществлении внутреннего контроля с момента получения от Центрального банка Российской Федерации информации, предусмотренной абзацем вторым пункта 1 данной статьи, вправе использовать в качестве дополнительного фактора, влияющего на оценку степени (уровня) риска совершения клиентом - юридическим лицом (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальным предпринимателем), зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, подозрительных операций, информацию об отнесении такого клиента к одной из групп риска совершения подозрительных операций.
Банк 08.08.2022 (посредством дистанционного банковского обслуживания) направил Клиенту уведомление, в котором содержится информация о том, что в отношении него применяются меры, указанные в пункте 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, а также о том, что на основании положений пункта 1 статьи 7.8 Федерального закона N 115-ФЗ Клиент имеет право обратиться в межведомственную комиссию при Банке России (далее - МВК) с заявлением об отсутствии оснований для примирения Банком указанных мер.
Согласно пункта 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ при осуществлении внутреннего контроля кредитная организация, использующая информацию Центрального банка Российской Федерации, предусмотренную абзацем вторым пункта 1 статьи 7.6 Федерального закона N 115-ФЗ, в отношении клиента - юридического лица (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуального предпринимателя), зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, который отнесен кредитной организацией и Центральным банком Российской Федерации к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, применяет следующие меры:
не проводит операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), по уменьшению остатка электронных денежных средств, не осуществляет переводы денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, операции выдачи наличных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, а также операции с иным имуществом;
не выдает при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) остаток денежных средств на счете либо не перечисляет его на другой счет такого клиента или на счет третьего лица по указанию такого клиента, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и десятым пункта 6 настоящей статьи;
прекращает обеспечение возможности использования таким клиентом электронного средства платежа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7.8 Федерального закона N 115-ФЗ применение к заявителю мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 настоящего Федерального закона, может быть обжаловано в судебном порядке только после обращения заявителя в межведомственную комиссию в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи.
12.08.2022 в Банк представлено платежное поручение от 12.08.2022 N 1 на перечисление денежных средств в сумме 601 000,00 руб. в Межрайонную Инспекцию ИФНС по России N 20 по Самарской области, с назначением платежа "6317158326//631701001 ООО "СТРОЙ-ТЕХКОМ" Налог на добавленную стоимость за 2 квартал 2022 года", которым Клиент планировал провести операцию по перечислению налога на добавленную стоимость за третье лицо - ООО "СТРОЙ-ТЕХКОМ" (ИНН 6318193161).
Банк 12.08.2022 направил клиенту запрос о представлении информации и документов, являющихся основанием для проведения операции по платежному поручению от 12.08.2022 N 1. По запросу Банка документы клиентом в нарушение пункта 14 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ в полном объеме не представлены. Клиентом не представлены: документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств на р/с, бухгалтерский баланс, отчет о финансовом результате, документы, подтверждающие наличие материально-технической базы для ведения заявленной деятельности.По результатам анализа представленных документов установлено следующее: у клиента отсутствует материально-техническая база (склад, транспорт), а также трудовые ресурсы для ведения заявленной деятельности.
Договор поставки N П15 от 30.03.2022 между клиентом и ООО "СТРОЙ-ТЕХКОМ" (ИНН 6318193161) не имеет отношения к представленному платежному поручению N 1 от 12.08.2022, согласно представленному договору, клиент является поставщиком комплектующих, а ООО"СТРОЙ-ТЕХКОМ" их покупателем. Клиентом не представлены документы, подтверждающие обязанность оплаты клиентом НДС за 2 квартал 2022 за ООО "СТРОЙ-ТЕХКОМ", а также наличие у ООО "СТРОЙ-ТЕХКОМ", задолженности по НДС в сумме 601 000,00 руб.Данная операция имеет признаки обхода мер, примененных к клиенту согласно пункту 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ: Банк усматривает вероятность того, что клиент пытался перевести остаток денежных средств в оплату несуществующего налога за 3-е лицо с целью дальнейшего возврата излишне уплаченного налога.
С целью исполнения Федерального закона N 115-ФЗ и реализации ПВК, Банк 15.08.2022 на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ принял решение отказать клиенту в совершении операции по платежному поручению от 12.08.2022 N 1. Пунктом 13.5 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ предусмотрено право клиента обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России с заявлением об отсутствии оснований для принятия мер, перечисленных в пункте 5 статьи 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, а также об отсутствии оснований для отказа в совершении операции.
Заявитель обратился в Межведомственную комиссию при Банке России.
05.08.2022 Общество в соответствии со статьей 9.1 Закона о Банке России отнесено Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций на основании критериев, утвержденных решением Совета директоров от 24.06.2022 "О критериях отнесения Банком России юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций" (далее - решение Совета директоров от 24.06.2022). Информация об отнесении Общества к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций в соответствии с пунктом 1 статьи 7.6 Закона N 115-ФЗ направлена Банком России в кредитные организации, в том числе в Банк.
08.08.2022 Общество отнесено Банком к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций и в отношении него применены меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ.
Наличие оснований для отнесения Общества к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций и, соответственно, для применения в отношении него мер, подтверждается следующим.
Банком России установлено, что Обществом проводились операции, имеющие признаки подозрительных транзитных операций.
Зачисляемые на банковские счета Общества денежные средства отюридических лиц за строительно-монтажные работы, комплектующие, металлв течение короткого периода времени (1-3 дней) переводились в адрес ООО "Меридиан" за строительно-монтажные работы, комплектующие, металл, и в адрес ИП Попова К.В. за транспортные услуги; общая сумма операций Общества по переводу денежных средств в адрес указанных контрагентов составила 8 322 985 рублей (96% от общего дебетового оборота Общества (за исключением возврата денежных средств контрагенту Общества по зачислению денежных средств и переводов между собственными счетами Общества). При этом операции, связанные с ведением реальной хозяйственной деятельности, осуществлялись Обществом в незначительных объемах, не сопоставимых с масштабом его деятельности. Уплата налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации осуществлялась Обществом с банковских счетов в незначительных объемах, не сопоставимых с масштабом его деятельности.
Основные контрагенты Общества по списанию денежных средств ООО "Меридиан", ИП Попов К.В., а также контрагенты Общества по зачислению денежных средств ООО "Альтернатива", ООО "Гридана", ИП Агафонов В.В. отнесены Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, в связи с чем, Общество подпадает под критерий, установленный в абзаце 23 пункта 1.2 решения Совета директоров от 24.06.2022.
Согласно представленным кредитными организациями выпискам посчетам, открытым Обществом в Банке, ПАО "БАНК УРАЛСИБ",ПАО "АК БАРС" БАНК, Банке ВТБ (ПАО), ПАО Сбербанк,АО "АЛЬФА-БАНК", операции, связанные с ведением реальнойхозяйственной деятельности (заработная плата, хозяйственные расходы, связь,аренда и тому подобное), осуществлялись Обществом в минимальном объеме, не соответствующем масштабу его деятельности, в связи с чемОбщество подпадает под критерий, установленный в абзаце 9 пункта 1.2 решения Совета директоров от 24.06.2022.Общество осуществляло обязательные платежи в бюджетную систему Российской Федерации в минимальном объеме, не соответствующем масштабу его деятельности. Таким образом значение налоговой нагрузки Общества (соотношение объема уплаченных Обществом в бюджет и внебюджетные фонды налоговых и иных обязательных платежей с объемами проведенных операций по счетам Общества) является минимальным, в связи с чем Общество подпадает под критерий, установленный в абзаце 29 пункта 1.1 решения Совета директоров от 24.06.2022.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", среднесписочная численность работников Общества за 2022 год - 1 человек. Также согласно представленному Обществом по запросу Банка расчету по страховым взносам за 4 квартал 2022 года (форма поКНД 1151111) количество застрахованных лиц Общества - 1 человек (руководитель Общества).
В представленных Обществом и его контрагентами документах имеются признаки формального документооборота: договор поставки N 03/22 от 29.03.2022, заключенный Обществом с ООО "Меридиан", договор поставки N П15 от 30.03.2022, заключенный Обществом с ООО "Строй-Техком", договор поставки N 014/1804422 от 18.04.2022, заключенный Обществом с ООО "Перспектива-С" составлены однотипно (одинаковая структура и содержание) по упрощенному шаблону. Согласно пункту 5.4 указанных договоров оплата стоимости товаров производится покупателем путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика по реквизитам, указанным в разделе 12 указанных договоров. Между тем в разделе 12 данных договоров отсутствуют банковские реквизиты сторон.Таким образом, Общество не осуществляло реальных финансово-хозяйственных операций, взаимодействие Общества с его контрагентами было направлено на создание искусственного (формального) документооборота, совершение подозрительных транзитных операций, направленных на получение денежных средств в наличной форме в интересах третьих лиц.
С учетом изложенного, Решение N 1 принято Межведомственной комиссией в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, при наличии достаточного обоснования отнесения Общества к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций и, соответственно, применения Банком к Обществу мер. предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 статьи 7 и абзацем 10 пункта 6 статья 7.7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в совершении операции на основании распоряжения клиента (в том числе в совершении операции по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации) при условии, что в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно пункту 13.4 статьи 7 Закона N 115-ФЗ в случае принятияорганизацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, решения об отказе от проведения операции, клиент вправе представить в эту организацию документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия соответствующего решения.Пунктом 13.5 статьи 7 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что в случае получения от кредитной организации сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе в совершении операции, исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом в соответствии с пунктом 13.4 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, клиент вправе обратиться с заявлением и указанными документами и (или) сведениями в Межведомственную комиссию.
Банк отказал Обществу в осуществлении операции на основании платежного поручения от 12.08.2022 N 1 по счету N 40702810501400013113 по уплате в адрес Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области денежных средств в качестве налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2022 года за третье лицо - ООО "СТРОЙ-ТЕХКОМ" (далее - Операция).
03.10.2022 Общество обратилось в Банк для пересмотра решения об отказе в проведении Операции и представило документы об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в проведении Операции. 06.10.2022 Банк сообщил Обществу о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее Банком принято решение об отказе в проведении Операции, в связи с чем в порядке пункта 13.5 статьи 7 Закона N 115-ФЗ Общество обратилось в Межведомственную комиссию с заявлением о пересмотре решения об отказе в проведении Операции.
По результатам рассмотрения заявления Общества и приложенных к нему документов (заявление вх. от 27.12.2022 и дополнение к нему вх. от 10.01.2023), а также мотивированного обоснования Банка Межведомственной комиссией принято решение об отсутствии оснований для пересмотра решения Банка об отказе в проведении Операции (далее - Решение N 2).
При принятии Решения N 2 Межведомственной комиссией были учтены следующие обстоятельства.На момент принятия Банком к Обществу мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ (раздел 1 настоящего отзыва), на счете Общества находились денежные средства, поступившие незадолго до применения указанных мер от ООО "СТРОЙ-ТЕХКОМ" в качестве оплаты за комплектующие.
С учетом выявления Банком в отношении операций Общества признаков транзитного движения денежных средств, у Банка возникли подозрения в том, что целью осуществления Операции Общества может являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, а планируемая Операция направлена на обход мер, принятых Банком 08.08.2022 в соответствии с пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ. Межведомственной комиссией также учтено отсутствие экономической целесообразности (очевидной выгоды) отдельных договорных отношений Общества и сомнительный транзитный характер осуществляемых в рамках договоров операций, в том числе Операции.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные обществом в суде первой инстанции, являлись предметом тщательной проверки судом и не нашли своего подтверждения.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.07.2023 по делу N А40-47631/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47631/2023
Истец: ООО "СТАНДАРТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ