г. Киров |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А82-7928/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2023 по делу N А82-7928/2022
по заявлению Департамента имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области (ИНН 7610070227, ОГРН 1067610046570)
к отделению судебных приставов по г. Рыбинску N 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, начальнику отделения - старшему судебному приставу отделению судебных приставов по г. Рыбинску N 2 Управления федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Мокейчевой Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области (ИНН 7604071938, ОГРН 1047600432230)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр", Департамент финансов администрации городского округа Рыбинск,
о признании незаконным постановления от 13.01.2022 N 76021/22/6916, о признании незаконным возобновления исполнения по исполнительному производству N 50040/21/76021-ИП,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к отделению судебных приставов по г. Рыбинску N 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, начальнику отделения - старшему судебному приставу отделению судебных приставов по г. Рыбинску N 2 Управления федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Мокейчевой Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области (далее - Управление, УФССП России по Ярославской области) о признании незаконным постановления от 13.01.2022 N 76021/22/6916, о признании незаконным возобновления исполнения по исполнительному производству N 50040/21/76021-ИП.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (далее - ООО "УК "Центр", Общество), Департамент финансов администрации городского округа Рыбинск.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФССП России по Ярославской области, ООО "УК "Центр" обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Управления, у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для возбуждения исполнительного производства, поскольку на исполнительном документе имелась отметка о том, что исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение трехмесячного срока.
Общество полагает, что в случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии Законом об исполнительном производстве.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области в отзыве на апелляционные жалобы просил оставить решение суда без изменения и указал, что у взыскателя отсутствуют препятствия повторно предъявить исполнительный документ серии ФС N 034277106 от 30.10.2020 в Департамент финансов администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное разбирательство отложено с 11.09.2023 до 13 часов 30 минут 09.10.2023.
Стороны, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Заявитель, Общество просили рассмотреть апелляционную жалобу без участия своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.11.2020 по делу N А82-9342/2020 с Департамента имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Рыбинск в пользу ООО "УК "Центр" взыскано 252 447,51 рублей долга, 8 049 рублей в возмещение расходов по госпошлине.
30.12.2020 по делу выдан исполнительный лист серии ФС N 034277106.
19.01.2021 указанный исполнительный лист предъявлен ООО "УК "Центр" Департаменту финансов администрации г.о. г. Рыбинск.
Согласно уведомлению от 09.06.2021 N 045-04/0928 исполнительный документ возвращен взыскателю 09.06.2021 в связи с отзывом на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В июне 2021 исполнительный документ предъявлен взыскателем в ОСП по г.Рыбинску N 2.
15.06.2021 судебный пристав-исполнитель ОСП по г.Рыбинску N 2 вынес постановление о возбуждении исполнительного производств N 50040/21/76021-ИП в отношении Департамента имущественных и земельных отношений администрации г.о. г. Рыбинск, предмет исполнения: задолженность, возмещение расходов по уплате госпошлины в размере 260 496,51 рублей в пользу ООО "УК "Центр".
21.09.2021 начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по г.Рыбинску N 2 вынесено постановление N 76021/21/190007 об отмене постановления о возбуждения исполнительного производства N 50040/21/76021-ИП.
21.09.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Рыбинску N 2 вынесено постановление N 76021/21/190052 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Арбитражным судом Ярославской области рассмотрено дело N А82-17037/2021 по заявлению ООО "УК "Центр" к судебному приставу-исполнителю Приходько О.В., ОСП по г. Рыбинску N 2 УФССП России по Ярославской области, УФССП России по Ярославской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 21.09.2021 об отказе в возбуждении исполнительного производства (должник Департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск является должником).
13.01.2022 начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по г.Рыбинску N 2 вынес постановление об отмене постановления от 21.09.2021 N 76021/21/190007 об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства N 50040/21/76021-ИП. Указанным постановлением от 13.01.2022 судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Рыбинску N 2 поручено возобновить исполнение исполнительного производства N 50040/21/76021-ИП.
14.02.2022 Департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск направил в адрес ОСП по г. Рыбинску N 2 УФССП России по Ярославской области заявление с просьбой предоставить информацию о причинах возобновления исполнительного производства N 50040/21/76021-ИП, с приложением копий подтверждающих документов.
ООО "УК "Центр" подано в суд заявление об отказе от заявленных в рамках дела N А82-17037/2021 требований в связи с фактическим исполнением судебным приставом-исполнителем требований. Указанный отказ от требований принят судом, 16.02.2022 производство по делу прекращено.
Согласно ответу ОСП по г. Рыбинску N 2 УФССП России по Ярославской области от 09.03.2022, исполнительное производство N 50040/21/76021-ИП возобновлено в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ).
24.03.2022 Департамент повторно направил в адрес ОСП по г. Рыбинску N 2 заявление о предоставлении подробной информации о причинах возобновления исполнительного производства N 50040/21/76021-ИП (с указанием ссылок на конкретные статьи Закона N 83-ФЗ).
13.05.2022 в адрес Департамента поступил ответ от 27.04.2022 на обращение с приложением копии постановления от 13.01.2022 N 76021/22/6916, вынесенного начальником отделения - старшим судебным приставом отделения судебных приставов по г. Рыбинску N 2 УФССП России по Ярославской области Е.В. Мокейчевой.
В ответе на обращение содержатся ссылки на статью 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, приказ ФССП РФ от 15.05.2009 N 195 "Об утверждении методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" в обоснование причины возобновления исполнительного производства N50040/21/76021-ИП.
Департамент считает постановление от 13.01.2022 N 76021/22/6916, вынесенное начальником отделения - старшим судебным приставом отделения судебных приставов по г. Рыбинску N2 УФССП России по Ярославской области Мокейчевой Е.В. об отмене не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения (постановления) должностного лица службы судебных приставов незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы должника, что повлекло его обращение в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции признал недействительным постановление начальника ОСП по г. Рыбинску N 2 УФССП России по Ярославской области - старшего судебного пристава Мокейчевой Е.В. от 13.01.2022 N 76021/22/6916 и действия по возобновлению исполнительного производства N 50040/21/76021-ИП.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
По смыслу части 8 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства поименованы в статье 31 Закона N 229-ФЗ. В частности, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов (пункт 8 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу пункта 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
На основании пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно уведомлению Департамента финансов администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 09.06.2021 исполнительный документ находился в Департаменте финансов в период с 19.01.2021 по 09.06.2021, не исполнен, возвращен взыскателю в связи с отзывом на основании пункта 3 статьи 242.1 БК РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исполнительный документ не подлежал исполнению в порядке Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) с учетом следующего.
БК РФ предусмотрены два самостоятельных порядка обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Первый порядок установлен статьей 242.2 БК РФ, которая регламентирует исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Второй порядок установлен для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений (статьи 242.3 - 242.5 БК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Указанные случаи предусмотрены пунктом 13 статьи 242.3, пунктом 12 статьи 242.4, пунктом 12 статьи 242.5 БК РФ, согласно которым если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что БК РФ установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Кодекса.
Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.
При этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Законом об исполнительном производстве, не используется, кроме случаев, установленных БК РФ. При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
Федеральной службой судебных приставов 15 мая 2009 г. издан приказ N 195, которым утверждены методические рекомендации по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В пункте 2.1 названных методических рекомендаций разъяснено, что статья 242.2 БК РФ возлагает исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, на Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и финансовый орган муниципального образования соответственно (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае предъявления взыскателем исполнительного документа данной категории непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как следует из решения Арбитражного суда Ярославской области от 23.11.2020 по делу N А82-9342/2020 исковые требования ООО "УК "Центр" заявлены к городскому округу города Рыбинск Ярославской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Рыбинск о взыскании 252 447,51 рублей.
Следовательно, исполнительный лист выдан арбитражным судом о взыскании денежных средств по обязательствам муниципального образования, на что правильно указано судом первой инстанции.
В этой связи для целей соблюдения бюджетного законодательства исполнительный лист подлежал направлению в финансовый орган муниципального образования, в порядке, предусмотренном статьей 242.2 БК РФ; не подлежал исполнению в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ.
Учитывая, что действующее законодательства не предполагает возможности произвольного выбора механизма исполнения исполнительного документа, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого постановления от 13.01.2022 N 76021/22/6916 и, как следствие, возобновления исполнительного производства N 50040/21/76021-ИП.
Иные доводы заявителей жалоб были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, которые могли бы повлиять на правильность принятого решения, Управлением и Обществом не приведено.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, решение суда следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 329 АПК РФ заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО "УК "Центр" по платежному поручению от 28.07.2023 N 1013 за рассмотрение апелляционной жалобы уплатило государственную пошлину в размере 3 000 рублей, Обществу надлежит вернуть уплаченную государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2023 по делу N А82-7928/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (ИНН 7610101274, ОГРН 1137610002870) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 28.07.2023 N 1013.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-7928/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД РЫБИНСК ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Начальник отделения- старший судебный пристав ОСП по г. Рыбинску N 2 УФССП России по ЯО - Мокейчева Е.В., ОСП по г. Рыбинску N 2 УФССП России по ЯО, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области
Третье лицо: Департамент финансов Администрации городского округа Рыбинск, ООО "Управляющая компания "Центр"