г. Красноярск |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А74-6605/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дамбарова С.Д.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Астраханцевым Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 23 июня 2023 года по делу N А74-6605/2022,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Хакасия:
от ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия: Жданов А.В., представитель по доверенности от 29.12.2022, паспорт, диплом;
от истца - акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)": Белецкая Е.Н., представитель по доверенности от 14.05.2021 19 АА 0692032 паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака/
В судебное заседание в помещение Третьего арбитражного апелляционного суда никто не явился.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК13)" (далее - истец, АО "Енисейская ТГК (ТГК13)") обратилось в арбитражный суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Синодекор" (далее - ООО "Синодекор") о взыскании 189 455 руб. 81 коп. с долга за фактически потребленную тепловую энергию за период с 29.12.2022 по 28.02.2022.
Определением суда от 03.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление капитального строительства".
Определением суда от 03.10.2022 государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление капитального строительства" привлечено в качестве соответчика (далее - ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства").
Определением суда от 30.01.2023 принят отказ истца от иска в части требования к ООО "Синодекор" о взыскании 69 914 руб. 24 коп. за период с 01.12.2021 по 28.12.2021, прекращено производство в указанной части.
Определениями суда от 30.01.2023, 22.03.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, ООО "Синодекор", Правительство Республики Хакасия, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
Определением суда от 15.03.2023 заменен ненадлежащий ответчик, ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" на надлежащего ответчика - Республика Хакасия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 июня 2023 года исковые требования удовлетворены. С Республики Хакасия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в пользу акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" взыскано 189 455 руб. 81 коп. долга, а также 5987 руб. 05 коп. расходов по уплате государственной пошлины. С ООО "Синодекор" в пользу АО "Енисейская ТГК (ТГК13)" взыскано 2184 руб. 95 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик (Республика Хакасия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия) обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на отсутствие в казне построенных объектов недвижимости, а также отсутствие доказательств передачи ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" объекта завершенного строительства в адрес Минимущества Хакасии в срок ранее, чем 23.05.2022. Ответчик указывает, что фактически объекты завершенного строительства в период с 29.12.2021 по 23.05.2022 находились в оперативном управлении ГКУ РХ "УКС". Затраты на строительство объектов аккумулируются на балансе ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства", правовых оснований для учета данных затрат, а также объектов капитального строительства, к которым эти затраты относятся, в составе государственной казны Республики Хакасия не имеется. Кроме того, Республика Хакасия в лице Минимущества Хакасии договоры с энергоснабжающими организациями не заключала, необходимость фактического потребления услуг энергоснабжения в спорный период у Республики Хакасия в лице Минимущества Хакасии отсутствовала.
Истец и ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых считают доводы жалобы необоснованными, решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 09.10.2023.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 08.09.2023, подписанный судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы. Не согласен с судебным актом суда первой инстанции. Изложил доводы апелляционной жалобы. Просит судебный акт суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Дал пояснения по существу дела, в том числе, по вопросам суда.
Представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы. Согласен с судебным актом суда первой инстанции. Изложил возражения по доводам апелляционной жалобы. Просит судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Дал пояснения по существу дела и вопросам суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку от лиц, участвующих в деле, возражения не поступили, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, а именно в части удовлетворенных исковых требований.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (государственный заказчик) и ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" (заказчик-застройщик) 15.01.2019 заключен договор о передаче части функции государственного заказчика заказчику-застройщику с учетом дополнительного соглашения от 28.03.2019 N 1, где государственный заказчик передает, а заказчик-застройщик принимает на себя исполнение части функций государственного заказчика, объем которых определён в пункте 2.2 договора, по объектам, указанным в перечне строек и объектом для республиканских государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы на 2019, являющемся приложением к договору.
Приложением N 1 к договору "Радиологический корпус на базе ГБУЗ Республики Хакасия "Клинический онкологический диспансер" включен в перечень строек и объектов для республиканских государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы в 2019 году.
Департаментом градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана 03.06.2019 выдано разрешение N 19-КГ193010002006001-017-2019 на строительство радиологического корпуса на базе ГБУЗ Республики Хакасия "Клинического онкологического диспансера".
Из материалов дела следует, что между ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" (заказчик) и ООО "Синодекор" (подрядчик) 23.07.2019 заключен государственный контракт N Ф.2019.43 на выполнение работ по строительству объекта "Радиологический корпус на базе ГБУЗ РХ "Клинический онкологический диспансер".
Работы по контракту завершены 28.12.2021, подписан акт N 1 приемки законченного строительством объекта, ГКУ РХ "УКС" получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.12.2021 N 19-RU19301000-049-2021.
ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" 23.05.2022 направило в Минимущество Хакасии ходатайство (исх. N 539) об окончании строительства объекта "Радиологический корпус на базе ГБУЗ Республики Хакасия "Клинический онкологический диспансер" для осуществления регистрации права собственности и дальнейшей передачи объекта в оперативное управление ГБУЗ Республики Хакасия "Клинический онкологический диспансер".
ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" 23.05.2022 направило в адрес Минимущества Хакасии ходатайство о готовности принять на баланс объект капитального строительства.
ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" письмом от 23.05.2022 N 552 уведомило Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия о принятии на баланс, законченного строительного объекта Радиологический корпус на базе ГБУЗ РХ "Клинический онкологический диспансер".
Распоряжением Минимущества Хакасии от 23.05.2022 N 020-139-РП объект капитального строительства изъят из оперативного управления ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" и передан в оперативное управление ГБУЗ Республики Хакасия "Клинический онкологический диспансер". В данном распоряжении указано о необходимости зарегистрировать право оперативного управления на закрепляемое недвижимое имущество.
Между ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" и ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" 23.05.2022 подписаны акты о приеме - передачи объектов нефинансовых активов - Радиологический корпус на базе ГБУЗ Республики Хакасия "Клинический онкологический диспансер".
На основании акта от 22.06.2022 N 1 приема-передачи и в соответствии с распоряжением Минимущества Хакасии от 23.05.2022 N 020-139-РП объект "Радиологический корпус на базе ГБУЗ Республики Хакасия "Клинический онкологический диспансер" передан от ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" в ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер".
Согласно Выписке из ЕГРН за ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" 04.08.2022 зарегистрировано право оперативного управления на нежилое 4-х этажное здание по адресу: г. Абакан, ул. Цукановой, д. 173Б.
Право собственности Республики Хакасия зарегистрировано 31.10.2022
Постановлением Администрации города Абакана от 30.09.2014 N 1934 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования город Абакан на период до 2030 года" открытому акционерному обществу "Енисейская ТГК (ТГК-13)" в лице филиала Абаканская ТЭЦ" присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
ООО "Синодекор" направило заявку на подключение к системе теплоснабжения от 22.10.2020 N 275 главному инженеру ООО "ЮСТК".
Нарядом от 23.11.2020 N 68 выполнено подключение отопления с 19.11.2020 по объекту, расположенного по адресу: Республика Хакасия, город Абакан, ул. Цукановой, д 173Б.
Истец направил экземпляр договора теплоснабжения N 55754 в адрес ООО "Синодекор". Однако указанный договор подписан не был.
В отсутствие письменного договора истец в декабре 2021 года - феврале 2022 года поставлял на объект "Радиологический корпус" тепловую энергию и предъявил к оплате счета фактуры N 11-122021-208010004103 от 31.12.2021, N 11-012022-2080004103 от 30.01.2022, N 11-022022-2080004103 от 28.02.2022 на общую сумму 258 597 руб. 05 коп
В связи с неоплатой тепловой энергии истец направил в адрес ООО "Синдекор" претензии с требованием оплатить долг.
Неисполнение ООО "Синодекор" обязательств по оплате потреблённой горячей воды и тепловой энергии послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
ООО "Синодекор" возражало против иска, ссылаясь на акт ввода объекта в эксплуатацию 28.12.2021, в связи с чем после указанной даты бремя содержания объекта лежит на заказчике строительства.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования, приняв во внимание указанные доводы, рассчитав задолженность ООО "Синодекор" за период с 01.12.2021 по 28.12.2021, которая составила 69 141 руб. 24 коп. Данная задолженность погашена ООО "Синодекор" платежным поручением N 1797 от 21.12.2022, в связи с чем истец отказался от иска в данной части.
В указанной части принят отказ истца от исковых требований, производство по делу в указанной части прекращено.
В оставшейся части, 189 455 руб. 81 коп., долг предъявлен к Республики Хакасия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, как к собственнику объекта.
Судом первой исковые требования удовлетворены в указанной части.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в силу следующего.
Как верно установлено судом первой инстанции, в спорный период между сторонами сложились фактические правоотношения по поставке тепловой энергии.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны оценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (пункт 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
Отсутствие письменного договора с организацией, чьи потребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии со статьями 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать энергию в количестве, предусмотренном договором. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Предметом спора является требование ресурсоснабжающей организации о взыскании 189 455 руб. 81 коп. стоимости тепловой энергии, поставленной в период с 29.12.2022 по 28.02.2022 на объект "Радиологический корпус на базе ГБУЗ Республики Хакасия "Клинический онкологический диспансер".
Факт поставки тепловой энергии на спорный объект лицами, участвующими в деле, не оспаривается. В подтверждение количества переданной тепловой энергии истцом в материалы дела представлено обоснование фактических расчетов.
Количество тепловой энергии исчислено истцом расчетным способом в соответствии с Методикой N 99/пр, Правилами от 18.11.2013 N 1034 в связи с отсутствием в спорном периоде приборов учета.
Факт поставки и объем поставленной в спорный период тепловой энергии сторонами не оспаривается, спорным вопросом является вопрос о том, кто из ответчиков обязан оплачивать поставленный ресурс.
Согласно уставу ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства", утвержденному постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.03.2011 N 155 "О создании государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Управление капитального строительства" (пункты 1.1, 2.1, 2.2), учреждение создано для выполнения функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере строительства объектов, финансируемых из республиканского бюджета Республики Хакасия, предметом деятельности учреждения является осуществление функций заказчика-застройщика по объектам капитального строительства, строительство которых осуществляется с привлечением средств республиканского бюджета, основной целью деятельности является, в том числе, организация капитального строительства.
В соответствии с заключенными между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (государственным заказчиком) и ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" (застройщик) договором о передаче части функций государственного заказчика заказчику-застройщику от 15.01.2019 государственный заказчик передал, а застройщик принял на себя исполнение функций государственного заказчика по объектам, указанным в перечне строек и объектов для республиканских нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы, в том числе объект "Радиологический корпус на базе ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер".
В пункте 2.2 договора определены функции государственного заказчика, принятые ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, к которым относятся в том числе, заключение государственных контрактов с генеральными подрядчиками на выполнение подрядных работ, осуществление финансирования строек и объектов, включенных в перечень к договору о передаче части функций.
В силу Положения "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия", утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2014 N 722, Министерство является исполнительным органом государственной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства и потребительского рынка, а также координацию деятельности в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции государственного заказчика при выполнении работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов, проектных, изыскательских и научно-исследовательских работ при реализации республиканских целевых программ, ведомственных целевых программ и других работ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, в рамках которых заключает в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, договоров и государственных контрактов на выполнение проектных, изыскательских и научно-исследовательских работ, а также работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства.
С учетом приведенных норм права суд первой инстанции обоснованно указал, что юридически и фактически ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" на территории Республики Хакасия осуществляет функции государственного заказчика в рамках полномочий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (заключение государственных контрактов на строительство объектов, финансируемых за счет республиканского бюджета, управление строительством объектов и координация деятельности в этой сфере), то есть, действует от имени и в интересах публично-правового образования - Республики Хакасия, в связи с этим, на такой объект, исходя из предоставленных Республикой Хакасии полномочий, у ответчика после ввода его в эксплуатацию не возникает право собственности.
Между тем, в ходе рассмотрения дела Минимущество Хакасии сослалось на пункт 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав, что имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям (в данном случае - создание (строительство) объекта учреждением), поступает на баланс такому учреждению на праве оперативного управления, в связи с чем, издание правового акта в данном случае о передаче построенных объектов в оперативное управление ГКУ РХ "УКС" не требовалось, поскольку такое право возникло у последнего в силу закона.
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Как следует из статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" при заключении государственных контрактов на строительство объектов осуществляло функции заказчика в рамках предоставленных полномочий исполнительным органом государственной власти, строительство объектов осуществлялось не для их использования ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства", а для республиканских нужд в рамках республиканской адресной инвестиционной программы. Таким образом, соответствующий государственный контракт по существу заключался в интересах Республики Хакасия.
При этом согласно части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктами 3, 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 6 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
Таким образом, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает у учреждения с момента государственной регистрации этого права.
Согласно Выписке из ЕГРН право оперативного управления на спорный объект зарегистрировано 04.08.2022 за ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер". Сведений о регистрации указанного права ранее данной даты публичный реестр не содержит.
Доказательств, свидетельствующих о регистрации в установленном вышеуказанными законами права оперативного управления на указанный выше объект за ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" в материалы дела не представлено.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 25.06.1998 N 34 "Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия" (далее - Закон Республики Хакасия N 34) в республиканской собственности находится имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти Республики Хакасия по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Хакасия, а также для осуществления исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации.
Для осуществления полномочий, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в республиканской собственности может находиться имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями Республики Хакасия и государственными учреждениями Республики Хакасия, а также не закрепленное за ними и относящееся к казне Республики Хакасия.
Пунктом 2 статьи 4 указанного закона определено, что средства республиканского бюджета и иное республиканское имущество, не закрепленное за государственными предприятиями, казенными предприятиями и учреждениями, составляют казну Республики Хакасия.
Согласно статье 41 Закона Республики Хакасия N 34 объекты республиканской собственности подлежат обязательному государственному учету. Учет объектов республиканской собственности, составляющих казну Республики Хакасия (за исключением финансовых средств и акций), осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия в Реестре казенного имущества Республики Хакасия.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно Выписке из ЕГРН право собственности Республики Хакасия в отношении спорного объекта по адресу: г. Абакан, ул. Цукановой, д. 173Б зарегистрировано 31.10.2022.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, за предъявляемый период (с даты ввода объекта в эксплуатацию до регистрации права оперативного управления за ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер") Минимущество Хакасии не осуществило в установленном порядке передачу вновь возведенного объекта в оперативное управление.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что до передачи в установленном порядке в оперативное управление ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" объекта "Радиологический корпус на базе ГБУЗ Республики Хакасия "Клинический онкологический диспансер" данный объект находился в казне Республики Хакасия.
При этом, распоряжение Минимущества Хакасии от 23.05.2022 N 020-139-РП об изъятии объекта капитального строительства из оперативного управления ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" и передача этого объекта в оперативное управление ГБУ Республики Хакасия "Клинический онкологический диспансер" не свидетельствует о возникновении у ГКУ Республики Хакасия "Управление капитального строительства" права оперативного управления и, как следствие, обязанности по оплате предъявленной суммы задолженности по энергоснабжению.
Издание названного акта от 23.05.2022 N 020-139-РП напротив свидетельствует о том, что Минимущество Хакасии в установленном порядке осуществлял полномочия собственника данного недвижимого имущества и распорядительные действия в отношении соответствующего имущества.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанным лицом по оплате энергоресурсов в предъявленный истцом период является собственник этого имущества.
Субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.
В соответствии с частью 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В данном случае Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия осуществляет от имени Республики Хакасия полномочия собственника республиканского имущества и выступает главным распорядителем средств республиканского бюджета
Статьями 5, 13 Закона РХ N 34 определено, что Правительство Республики Хакасия осуществляет регулирование отношений в сфере управления республиканской собственностью в случае, если настоящим Законом регулирование отношений в сфере управления республиканской собственностью не отнесено к полномочиям иных органов государственной власти Республики Хакасия, распоряжается и управляет республиканской собственностью в соответствии с действующим законодательством через уполномоченные органы. Уполномоченным органом по управлению республиканской собственностью является исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия, осуществляющий функции по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Республики Хакасия.
Пунктом 1.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2013 N 734, определено, что Минимущество Хакасии является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества, относящегося к государственной собственности Республики Хакасия, в том числе земельных участков, функции по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Республики Хакасия, в том числе земельными участками, проведению единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений на территории Республики Хакасия, в том числе в области приватизации, а также межотраслевой координации в этих вопросах.
Таким образом, Минимущество Хакасии осуществляет от имени и в интересах Республики Хакасия полномочия собственника республиканского имущества, выступает главным распорядителем средств республиканского бюджета в пределах своих полномочий.
Поскольку полномочия собственника в сфере управления его имуществом возложены на Минимущество Хакасии, указанное лицо, обязанное отвечать по иску в данном случае, является в силу статей 125, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации выступающим от имени субъекта Российской Федерации. При этом, отсутствие договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией с Министерством не освобождает собственника объекта от оплаты потребленных энергоресурсов.
Повторно проверив расчет задолженности, суд апелляционной инстанции признал его верным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что задолженность в размере 189 455 руб. 81 коп. за период с 29.12.2022 по 28.02.2022 подлежит взысканию с Республики Хакасия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия.
Схожая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 07.02.2018 N 302-ЭС17-22791 по делу N А10-1781/2016 и постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.10.2017 N Ф02-5367/2017 по тому же делу.
При этом доводы о том, что Минимущество Хакасии договор с энергоснабжающей организацией не заключало правового значения не имеет применительно к сложившимся обстоятельствам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12).
В апелляционной жалобе заявителем не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 июня 2023 года по делу N А74-6605/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.