г. Москва |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А40-83484/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: В.А. Яцевой,
судей: |
И.В. Бекетовой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.08.2023 по делу N А40-83484/23-166-272,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Венда Групп" (ОГРН: 1127746631990, ИНН: 7719819698)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745),
третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие "Международное информационное агентство "Россия Сегодня" (ОГРН: 5137746242937, ИНН: 7704853840),
о признании незаконными решений, изложенных в уведомлении от 16.03.202 N N КУВД001/2022-27651169/7, КУВД-001/2022-27651492/9, КУВД-001/2022-27651114/15,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Гринько А.Ю. по дов. от 19.09.2023 N 124-Д; |
от заинтересованного лица: |
Панин А.А. по дов. от 24.01.2023 N Д-41/2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Венда Групп" (далее - заявитель, ООО "Венда Групп") обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, заинтересованное лицо), оформленных уведомлениями об отказе в государственной регистрации от 16.03.2023 N КУВД-001/2022-27651169/7, N КУВД-001/2022-27651492/9, N КУВД-001/2022-27651114/15, о возложении на Управление Росреестра по Москве обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем осуществления регистрационных действий в отношении помещений с кадастровым номером 77:01:0001054:1092, расположенных по адресу: г. Москва б-р Зубовский, д. 4 стр. 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Международное информационное агентство "Россия Сегодня" (далее - третье лицо, МИА "Россия сегодня").
Решением суда от 07.08.2023 заявление ООО "Венда Групп" удовлетворено.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению Управления, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.04.2022 между ООО "Венда Групп" (далее - арендатор) и МИА "Россия сегодня" (далее - арендодатель) были заключены договоры N 0060/РС/2022, N 0061/РС/2022 и N 0062/РС/2022 аренды части нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, б-р Зубовский, д. 4, стр. 1, для размещения вендинговых аппаратов с продовольственными товарами в целях осуществления уставной деятельности площадью 3, 30 кв. м, 10 кв. м, 2 кв.м.
Состав нежилых помещений, передаваемых в аренду, указан в приложении N 3 к договорам (п. 1.1). Срок действия договоров определен три года с даты подписания (п. 2.1).
Указанные объекты аренды являются частью объектов федеральной собственности и переданы в аренду в соответствии с решением Территориального управления Росимущества по результатам открытого аукциона.
Объекты аренды переданы арендатору по акту приема-передачи, который является неотъемлемой часть договора (приложение N 4).
Акты приема-передачи подписаны сторонами договора аренды (л.д. 22, 37, 53 т.1).
Пунктом 3.3.1 названных договоров предусмотрена обязанность арендатора обеспечить государственную регистрацию этих договоров, в том числе изготовление технического плана арендуемых помещений.
ООО "Венда Групп" 01.07.2022 обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлениями N КУВД-001/2022-27651169, N КУВД-001/2022-27651492, N КУВД-001/2022-27651114 о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременении объектов недвижимости, сделок с прилагаемыми документами, приложив, в том числе, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 20.06.2022 Nб/н, соответствующий договор аренды части нежилых помещений от 12.04.2022 N0060/РС/2022, N 0061/РС/2022 и N 0062/РС/2022, что отражено в описи документов, принятых для оказания государственных услуг от 01.07.2022.
Управление уведомлениями от 15.07.2022 N N КУВД-001/2022-27651169/1, N КУВД-001/2022-27651492/1, N КУВД-001/2022-27651114/1 сообщил заявителю о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации договоров аренды и государственному кадастровому учету части объекта недвижимого имущества на срок до 12.10.2022 по основаниям, предусмотренным пунктами 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку договоры аренды, заключенные в отношении частей комнат, не отвечают требованиям п. 3 ст. 432 и п. 3 ст. 607 ГК РФ, ч. 14 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также рекомендовало представить договор аренды, заключенный в отношении обособленной части здания и технический план.
В дальнейшем 16.03.2023 Управление уведомило об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав по тем же основаниям, указав, что нежилое помещение в здании должно быть обособлено от других помещений и иметь возможность впоследствии быть самостоятельным предметом гражданского оборота, однако представленный технический план не соответствует пункту 19 Требований к подготовке технического плана, установленных Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 (уведомления от 16.03.2023 N КУВД-001/2022-27651169/7, N КУВД-001/2022-27651492/9, N КУВД-001/2022-27651114/15).
Посчитав, что уведомления регистрирующего органа об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав не соответствуют закону, нарушает его законные права и интересы, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Управление Росреестра по Москве осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом N 218-ФЗ, а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами.
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно статье 18 Закона N 218-ФЗ, к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с частью 5 статьи 18 закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Порядок проведения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрация прав определен указанным законом, который включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав государственный регистратор отказывает в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Действующее законодательство не содержит запрета на проведение государственной регистрации договора аренды (сроком более одного года) части недвижимого имущества.
Согласно п. 34 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если жилое помещение не изолировано и не обособлено или нежилое помещение не обособлено от других помещений в здании или сооружении.
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Согласно части 1 статьи 51 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Закона 218-ФЗ, если в аренду передается часть земельного участка, здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей) государственный кадастровый учет такой части земельного участка, здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договор аренды на такую часть земельного участка, здания или сооружения. Если в аренду передается часть земельного участка, здания, сооружения, помещения или машино-места и вместе с заявлением о государственной регистрации прав и прилагаемыми к нему документами не предствлен межевой план, технический план в отношении части таких объектов недвижимости, государственный кадастровый учет данной части земельного участка, здания, сооружения, помещения или машино-места, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, не осуществляется, договор аренды на такие объекты регистрируется как обременение соответствующего объекта недвижимости. В случае передачи в аренду части земельного участка, здания, сооружения государственная регистрация прекращения права на здание, сооружение и снятие таких здания, сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
Кадастровый учет части объекта недвижимого имущества, не являющейся самостоятельным объектом гражданских прав, в порядке части 5 статьи 44 Закона N 218-ФЗ осуществляется исключительно в целях отражения в кадастре недвижимости сведений об установленном на объект недвижимости обременения в виде аренды, а не для введения в гражданский оборот нового самостоятельного объекта недвижимости. Осуществление кадастрового учета в данном случае не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, поэтому для осуществления кадастрового учета соответствующей части здания или помещения не требуется, чтобы она обладала свойствами обособленности и изолированности.
При этом описание соответствующей части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения). Кроме того, если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным (абз.5 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указывает, что суд первой инстанции не полностью выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно не учел, что передаваемая в аренду часть объекта не обособлена, что препятствует проведению государственной регистрации.
Вместе с тем, указанный довод не является состоятельным, не основан на нормах права и сложившейся судебной практике, а применение пункта 6 статьи 24 Закона о регистрации, нам которую ссылается Управление, в данном случае ошибочно, так как объектом аренды является не все помещение, которое должно быть изолировано, а лишь его часть.
Согласно пункту 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ от 30.11.2016 арендатор вправе обратиться с заявлением об учете арендованной части нежилого помещения, преследуя цель отразить в государственном кадастре недвижимости сведения о переданной ему в пользование части недвижимой вещи. При этом внесение в кадастр соответствующих сведений в указанных целях не является отражением факта образования нового самостоятельного объекта недвижимости. Учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности. Описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта. При этом следует иметь в виду, что учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).
Таким образом, кадастровый учет части помещения не может быть условием для государственной регистрации договора аренды этой части помещения, равно как нельзя ставить в зависимость право на проведение государственной регистрации аренды части помещения, которое не изолировано или не обособлено от других помещений в здании стенами или иными конструкциями. Кадастровый учет частей объектов недвижимого имущества, не являющихся самостоятельными объектами гражданских прав, осуществляется только в целях отражения в государственном кадастре сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав.
Судом первой инстанции установлено, что согласно представленным на регистрацию документам заявитель представил для регистрации договоры аренды на часть помещений, сроком действия три года с даты подписания договора (п. 2.1 договора).
Между ООО "Венда Групп" и ФГУП "МИА "Россия Сегодня" заключены договоры аренды федерального недвижимого имущества от 12.04.2022 N 0060/PC/2022 (площадь 3,30 кв. м), N 0061/PC/2022 (площадь 10 кв.м) и N 0062/РС/2022 (площадь 2 кв. м), которые содержат всe существенные условия, соответствующая часть здания индивидуализирована сторонами договора, указано описание передаваемой в аренду части помещения, номер этажа, помещения, общая площадь и иные сведения с текстуальным графическим описанием, следовательно, договоры содержат информацию об аренде индивидуально-определенной вещи, предмет договора сторонами согласован;
Объекты аренды переданы арендатору по акту приема-передачи, который является неотъемлемой часть договора.
Объект аренды (часть здания, подлежащая передаче в пользование) сторонами согласован, разногласий относительно местоположения, границ и площади данного объекта между сторонами договора не имеется.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что поскольку срок договоров более одного года, то они подлежали государственной регистрации в соответствии с пунктом 3.3.1 договора и пунктом 2 статьи 651 ГК РФ.
В настоящем случае основанием для кадастрового учета на часть помещения является сам договор аренды.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявителем на регистрацию были представлены все необходимые документы, отвечающие по форме и содержанию требованиям законодательства, заявление было подано в полном соответствии со статьями 18, 21 Закона N 218-ФЗ и как следствие, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования общества подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.08.2023 по делу N А40-83484/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Яцева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-83484/2023
Истец: ООО "ВЕНДА ГРУПП"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ФГУП "МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО "РОССИЯ СЕГОДНЯ"