город Москва |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А40-20237/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мезриной Е.А.,
судей Левченко Н.И., Алексеевой Е.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Воргулевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 июля 2023 года
по делу N А40-20237/23, принятое судьей Васильевой И.А.,
по иску Департамента городского имущества города Москвы (123112, г. Москва, пр-д 1-й Красногвардейский, д. 21, стр. 1, ОГРН: 1037739510423, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: 7705031674)
к Акционерному обществу "Моспромстрой" (127994, г. Москва, Дмитровка М. ул., д. 23/15, стр. 1, ОГРН: 1027739028943, Дата присвоения ОГРН: 31.07.2002, ИНН: 7710034310)
третьи лица: 1) Акционерное общество "РЭМ" (117218, г. Москва, Кржижановского ул., д. 14, корп. 1, ОГРН: 1187746439980, Дата присвоения ОГРН: 25.04.2018, ИНН: 7727344543); 2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15, ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745)
об обязании осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимое имущество,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Фисенко Г.С. по доверенности от 22.11.2022;
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились - извещены;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Акционерному обществу "Моспромстрой" об обязании осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0004010:4355 по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 5 к АО "Моспромстрой" (ИНН 7710034310) в соответствии с Договором купли-продажи ВАМ (МКИ) N 9918 от 31.01.1997.
Решением суда от 18 июля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств имеющих значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Исковые требования мотивированы тем, что в собственности города Москвы находится нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0004010:4355 по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 5.
Право собственности города зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) за N 77-77-11/145/2010-617 от 04.08.2010.
В отношении указанного помещения заключен договор купли продажи между Фондом имущества города Москвы и АО "Моспромстрой" (далее - ответчик) ВАМ (МКИ) N 9918 от 31.01.1997.
На основании указанного договора выдано Свидетельство N 3754 от 18.02.1997.
Ранее АО "Моспромстрой" занимало указанное нежилое помещение на основании договора аренды нежилого фонда от 08.02.1996 N 00-82/96.
Приватизация объектов нежилого фонда государственной собственности в городе Москве с 02.10.1996 по 08.10.2003 осуществлялась в соответствии с Положением о порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы (Положение), утвержденным постановлением Московской городской Думы от 02.10.1996 N 85.
В соответствии с Положением, объектами продажи могли быть сданные в аренду объекты, занятые арендаторами, получившими права аренды в силу заключенных ранее договоров аренды.
Истец указывает, что в настоящее время переход права собственности на спорное помещение не зарегистрирован.
Истец полагает, что Ответчик уклоняется от регистрации перехода права собственности, что подтверждается отсутствием сведений в ЕГРН о переходе права собственности на объект к Ответчику.
Истец указывает на тот факт, что спорное недвижимое имущество находится во владении истца с момента получения по договору аренды и Департаменту не возвращалось.
Кроме того, по Договору Ответчиком полностью исполнено обязательство по оплате.
Истец считает, что установление факта передачи продавцом покупателю объекта, оплаты покупателем стоимости объекта, уклонения покупателем от государственной регистрации перехода права собственности на объект, отсутствия сведений об оспаривании договора купли-продажи являются основаниями для удовлетворения требований заявителя.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Государственная регистрация недвижимости осуществлялась в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), а с 01.01.2017 г. - Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Таким образом, право ответчика на Объект возникло до вступления в силу как Закона N 122-ФЗ, так и Закона N 218-ФЗ.
В силу ст. 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Аналогичная норма содержится в ст. 69 Закона N 218-ФЗ, которая гласит: "Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей."
Следовательно, учитывая, что право собственности АО "Моспромстрой" возникло до начала осуществления государственной регистрации недвижимости, ответчик не может быть признан уклоняющимся от государственной регистрации перехода права собственности на Объект, что, в свою очередь, исключает удовлетворение исковых требований Департамента городского имущества города Москвы.
Кроме того, в соответствии со ст. 69.1 Закона N 218-ФЗ (введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления (далее в настоящей статье - уполномоченные органы) проводят на территориях указанных субъектов Российской Федерации и соответствующих муниципальных образований мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (далее в настоящей статье -ранее учтенные объекты недвижимости), и мероприятия по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, в силу указанной статьи именно на уполномоченные органы возложена обязанность направить в орган регистрации прав заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Соответственно, действующее законодательство Российской Федерации не обязывает ответчика по государственной регистрации ранее возникших прав на недвижимое имущество.
Судом первой инстанции правильно определен характер спорных взаимоотношений и дана полная оценка обстоятельствам дела.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе подлежат отклонению, в силу следующего.
Истец указывает, что 31.01.1997 г. Фондом имущества г. Москвы (Продавец) и АО "Моспромстрой" (Покупатель) заключен договор купли-продажи имущества (нежилого помещения), расположенного по адресу г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 5 (далее - Объект). На основании указанного договора купли-продажи Покупателю выдано свидетельство N 3754 от 18.02.1997 г.
Государственная регистрация недвижимости с 01.01.2017 года осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), а до 01.01.2017 г. - Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Право ответчика на Объект возникло до вступления в силу как Закона N 122-ФЗ, так и Закона N 218-ФЗ.
В силу ст. 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Аналогичная норма содержится в ст. 69 Закона N 218-ФЗ, которая гласит: "Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей."
Учитывая, что право собственности АО "Моспромстрой" возникло до начала осуществления государственной регистрации недвижимости, ответчик не может быть признан уклоняющимся от государственной регистрации перехода права собственности на Объект, что, в свою очередь, исключает удовлетворение исковых требований Департамента городского имущества города Москвы, что и было установлено судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 69.1 Закона N 218-ФЗ (введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления (далее в настоящей статье - уполномоченные органы) проводят на территориях указанных субъектов Российской Федерации и соответствующих муниципальных образований мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (далее в настоящей статье - ранее учтенные объекты недвижимости), и мероприятия по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу указанной статьи именно на уполномоченные органы возложена обязанность направить в орган регистрации прав заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации не обязывает ответчика осуществлять действия по государственной регистрации ранее возникших прав на недвижимое имущество.
Оснований для иных выводов не имеется.
При рассмотрении дела судом были установлены все существенные обстоятельства, которым дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не имеется.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 июля 2023 года по делу N А40-20237/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Мезрина Е.А. |
Судьи |
Левченко Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20237/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: АО "МОСПРОМСТРОЙ"
Третье лицо: АО "РЭМ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ